Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Помощь при дорожно-транспортных происшествиях




В большинстве развитых стран одним из основных источников травм являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Автокатастрофы ежегодно во всем мире уносят 250 тысяч жизней, в России - 35 тысяч человек.

Жертвами ДТП становятся преимущественно лица молодого трудоспособного возраста. Отрицательные последствия травмы становятся серьезной социальной проблемой, влияющей на воспроизводство населения, и диктуют необходимость совершенствования оказания медицинской помощи.

Причина летальности на догоспитальном этапе определяется тяжестью травмы, несвоевременным или неправильным оказанием реанимационных мероприятий на месте происшествия. А.Дорфман и соавтор (1990) указывают, что до приезда специализированной бригады центра реанимации умирают 16,3% пострадавших, при этом часть из них могла быть спасена.

Проводимый анализ причин дорожно-транспортного травматизма, а также изучение механогенеза и совершенствование качества медицинской помощи облегчают поиски средств борьбы с этим видом травмы.

Помощь на догоспитальном этапе пострадавшим во многих случаях является эффективной только благодаря соблюдению ее основных компонентов организации: домедицинской, первой медицинской, осуществляемой линейными бригадами СМП и специализированной. Наиболее слабым звеном является этап домедицинской помощи. Это обусловлено недостаточным уровнем обучения населения приемам реанимации. В первую очередь должны быть подготовлены те, кто взаимодействует с людьми, чаще всего подвергающимися риску (работники милиции, водители транспортных средств), и лица, контактирующие с большими группами населения (медицинские работники, учителя, военнослужащие).

Согласно данным многочисленных исследований, количество полностью выздоровевших пострадавших после ДТП составляет не менее 2/3, инвалидами становятся 7-10%. Около 50% пострадавших, доставленных в стационар, погибают.

Особенность современного дорожно-транспортного травматизма состоит в его нарастании не только в крупных городах, но и мелких населенных пунктах, и особенно на загородных автодорогах.

При этом наблюдается увеличение сроков доставки пострадавших, а оказание первой медицинской, врачебной помощи на догоспитальном этапе становится основным моментом, нередко определяющим исход травмы. В последние годы для транспортировки пострадавших практикуют использование патрульно-санитарного вертолета.

Повреждения, возникающие при современных видах и обстоятельствах ДТП, характеризуются нарастанием количества тяжелых сочетанных (63,5%) и множественных травм опорно-двигательной системы (20,8%), что предъявляет особые требования к системе оказания медицинской помощи пострадавшим.

За счет использования водителем и пассажирами ремней безопасности снижается тяжесть столкновения и опрокидывании транспортных средств. В случаях применения ремней безопасности повреждения у 93% пострадавших относились к числу амбулаторных.

Опрокидывание транспортных средств приводит к повреждения позвоночника на уровне шейного и грудного отделов.

У мотоциклистов наиболее часто наблюдается травма черепа, сочетающаяся с травмой нижних конечностей или костей таза. У этой группы пострадавших чаще травмируется левая голень, левое бедро.

Как показывает статистический анализ, количество вызовов реанимационной бригады, приходящихся на ДТП, значительно выше, чем в случаях бытового и производственного травматизма вместе взятых.

Опыт показывает, что жизнь пострадавших нередко зависит от того, какая им будет оказана помощь в первые минуты после ДТП. По мнению японских специалистов, если пострадавший находится в состоянии клинической смерти более 3 минут, вероятность того, что жизнь удастся спасти, составляет 75%. При увеличении этого промежутка до 5 минут вероятность уменьшается до 25%, по превышении 10 минут человека спасти не удается.

Оказывающим помощь необходимо руководствоваться следующими положениями:

1. Успокоиться и сосредоточиться.

2. Определить характер и степень повреждений.

3. В первую очередь оказывать помощь при более опасных для жизни состояниях (остановка дыхания и кровообращения, артериальное кровотечение и так далее) с учетом обстоятельств, приведших к возникновению этих состояний (взрыв в автомобиле, случаи его загорания, помятость автотранспорта). Необходимо помнить, что равнозначные повреждения опаснее у детей и лиц пожилого возраста. Начинать оказание первой помощи необходимо с них.

4. Помнить о важности правильного аккуратного обращения с пострадавшим, особенно при извлечении его из автомобиля. Не причинять ему дополнительных повреждений и не усугублять тяжесть травмы.

5. Оказывать помощь в безопасном месте.

6. Привлекать к оказанию помощи очевидцев происшествия, не получивших травмы ДТП.

7. Использовать средства автомобильной аптечки.

8. Начать оказание помощи до приезда СМП.

Если вызов «скорой помощи» не возможен и место происшествия находится за чертой города, то необходимо доставить пострадавшего в лечебное учреждение. Во всех остальных случаях транспортировку в медицинское учреждение необходимо осуществлять СМП.

При оказании помощи надо оценить состояние пострадавшего. При тяжелых травмах, когда пострадавший находится в бессознательном состоянии, бывает трудно определить, жив он или нет. Для этого необходимо определить сердечную деятельность, наличие пульсации на крупных сосудах, определить реакцию зрачка на свет. Если нет уверенности, что пострадавший мертв, первую помощь необходимо оказывать в полном объеме.

Судебно-медицинская экспертиза свидетельствует о том, что в 15% случаев смерть наступает не из-за несовместимой с жизнью травмы, а от закупорки дыхательных путей кровью, рвотными массами, протезами зубов, в результате западения языка.

Поэтому такие простые манипуляции, как выдвижение нижней челюсти, удаление инородных тел из ротовой полости, дыхание изо рта в рот, могут быть достаточными для предупреждения развития асфиксии.

Особое внимание оказывающим помощь на месте ДТП следует уделить извлечению пострадавших из столкнувшихся или опрокинутых автомобилей. В этих случаях наблюдается заклинивание дверей, деформация кузова, сдавливание сместившихся со своих мест водителя, пассажира, что затрудняет извлечение пострадавших. Грубые, сопряженные с применением значительной силы приемы по вытягиванию пострадавшего могут способствовать нанесению дополнительной травмы и ухудшить его состояние.

Извлечение пострадавшего из машины лучше осуществлять вдвоем или втроем, причем безопаснее извлекать в той позе, в которой его обнаружили. Если помощников нет, то необходимо во избежание дополнительной травмы менять положение потерпевшего, разгибая отдельные части тела, за исключением головы и шеи. Извлекая пострадавшего из автомобиля, необходимо удерживать его за подмышечные области, то есть в тех местах, где ребра никогда не травмируются.

В случае ДТП в черте города, когда прибытие скорой помощи ожидается в течение нескольких минут, посторонним лицам не следует извлекать пострадавших из автомобиля, если они в сознании, не сдавлены деформированными частями автомобиля, не нуждаются в проведении реанимационных мероприятий или остановки кровотечения.

Если в автомобиле ощущается запах горящей электропроводки или пролившегося бензина, не говоря уже о случаях возгорания автомобиля, потерпевших следует немедленно извлечь и удалить на безопасное расстояние.

Когда у потерпевшего поврежден таз ил нижняя конечность, не сдвигая его с места, следует уложить поврежденную конечность поверх здоровой, перекрестив их на уровне коленного сустава. Перекрещенные конечности фиксируют двумя или тремя турами бинта на уровне лодыжек и коленных суставов.

Если таз не поврежден и не определяется явная подвижность и крепитация костных фрагментов, то пострадавшего берут за поясной ремень или за одежду на уровне таза. Если оказывающему помощь внутри автомобиля позволяют силы, то одной рукой он приподнимает пострадавшего на уровне таза, а другой - на уровне коленного сустава продвигает его в возможном направлении через дверь или разбитое стекло.

Когда пострадавший в сознании, при отсутствии жалоб на боли в позвоночнике его укладывают на носилки. Поднимание пострадавшего с дорожного покрытия или обочины дороги, перекладывание на носилки проводятся по команде врача после беглого осмотра, позволяющего выявить основные очаги повреждений. Особая осторожность требуется в случае повреждения позвоночника. Для этого подъем и укладывание пострадавшего на носилки сочетают с острожным вытягиванием за подмышечные впадины и за голову.

Если позвоночник не поврежден, но имеются травмы костей голени, бедра, то необходимо поддерживать нижнюю конечность пострадавшего под коленом, одновременно потягивая ее по длине поврежденного сегмента, а второй рукой держать голень, используя ее как рычаг для удобства.

Распространенный способ перекладывания заключается в следующем: все поднимающие пострадавшего (за исключением удерживающего голову при травме шейного отдела позвоночника или поврежденную нижнюю конечность) становятся возле него на колени, подсовывают под него руки и по команде приподнимают настолько, чтобы удобно было переложить на носилки. За головной конец носилок удобнее браться одновременно двоим, не столько из-за тяжести, сколько из-за удобства.

Борьба за жизнь пострадавшего складывается из нескольких одновременных действий. В случае острой дыхательной недостаточности необходимо восстановление проходимости дыхательных путей и обеспечения адекватного газообмена. Острая дыхательная недостаточность (ОДН) возможна в результате ЧМТ, а также при травме груди с повреждением реберного каркаса, ушиба легкого, поврежденного пневмоторакса, травмы бронхов или паренхимы легкого. Острая дыхательная недостаточность может развиться также вследствие обтурации воздухоносных путей, западения языка.

При повреждении ствола мозга и распространении отека на нижележащие отделы мозга наблюдается синдром нарушения дыхания, который проявляется изменением ритма дыхания с тенденцией к урежению, нарастанию гипоксии, метаболическому ацидозу. Нередко такие расстройства заканчиваются параличом дыхательного центра и остановкой дыхания. Необходимо проверить проходимость дыхательных путей, ввести воздуховод, приступить к оксигенотерапии и лечению отека мозга, использовав осмотические диуретики, глюкокортикоиды и краниоцеребральную гипотермию.

По данным зарубежной статистики, аспирация слизи, крови, инородных тел, пассивное затекание желудочного содержимого в трахеобронхиальное дерево являются причинами гибели 15% пострадавших на догоспитальном этапе.

Острая дыхательная недостаточность, возникающая в результате западения языка на фоне нарушения сознания и глубокой комы, проявляется резко выраженным цианозом, холодным липким потом, набуханием шейных вен, безуспешной попыткой выполнить вдох с участием в дыхании вспомогательной мускулатуры. В этих случаях необходимо выполнить смещение нижней челюсти кпереди, открыть рот, с помощью языкодержателя извлечь язык. При необходимости очистить воздухоносные пути от содержимого и ввести воздуховод.

В случае открытой травмы груди необходимо наложение герметичной повязки. Наличие подкожной эмфиземы, тимпанический перкуторный звук в соответствующей половине грудной клетки, крепитация ребер указывают на их травму с повреждением париетальной и висцеральной плевры. Учащение дыхания до 40 в 1 минуту, нарастающий цианоз диктуют необходимость выполнения неотложной плевральной пункции во втором межреберье по срединно-ключичной линии. Искусственная вентиляция в этих условиях возможна только при проведении дренирования плевральной полости. В случае травмы висцеральной плевры может развиться напряженный пневмоторакс со смещением средостения, что приведет к остановке сердечной деятельности.

В случае сочетанных повреждений опорно-двигательного аппарата для снятия болевых ощущений эффективно введение в/м 2-3 мл анальгина, прием трамала.

При оценке травмы опорно-двигательного аппарата основными признаками перелома являются боль, изменение формы конечности (искривление, укорочение), ненормальная подвижность кости в месте перелома, хруст от трения отломков. После проведения обезболивания осуществляют иммобилизацию. Шину накладывают так, чтобы суставы выше и ниже перелома были неподвижными. При этом конечность фиксируют в том положении, в котором она находилась. При иммобилизации предплечья, голени и бедра применяют две шины, которые накладывают с внутренней и внешней стороны конечности и фиксируют. При открытых переломах в области опорно-двигательного аппарата необходимо вначале обработать рану и лишь после этого наложить асептическую повязку. В случае наличия кровотечения из раны надо наложить плотную повязку.

Следует отметить, что вправлять отломки, удалять инородные тела из раны нельзя.

В случае отрыва конечности и наличия кровотечения при невозможности наложить зажим на кровоточащий сосуд выше накладывают жгут и на поврежденную поверхность - стерильную повязку. Предвидя возможность реплантации сегмента конечности после травматической ампутации, ампутированную конечность следует поместить в неповрежденный стерильный полиэтиленовый пакет и герметично завязать его. Этот мешок помещают во второй мешок со льдом или заполненный охлажденной водой. Следует отметить, что конечность не должна непосредственно соприкасаться со льдом из-за риска необратимой холодовой травмы.

При переломах кисти шину накладывают, начиная с предплечья, при этом на ладонь кладут валик. При переломах пальцев иммобилизуют всю кисть.

Переломы костей таза относятся к тяжелым травмам и иногда сопровождаются повреждением мочевого пузыря, уретры. При осмотре наблюдается изменение формы таза, невозможность пострадавшего стоять, ходить. В положении лежа он не может поднять ногу, нередко принимает позу лягушки - лежа на спине с разведенными ногами, полусогнутыми в коленных и тазобедренных суставах.

Пострадавшего укладывают на жесткие носилки. Ногам придают полусогнутое, слетка разведенное положение и подкладывают под них валики. Необходимо введение обезболивающих.

При подозрении на перелом костей таза при транспортировке также нужно использовать валик, укладывая его в подколенную область.

При повреждениях грудной клетки резкая боль в зоне перелома усиливается при ощупывании, вдохе, кашле, наблюдается поверхностное дыхание. С целью обезболивания необходимо введение анальгетиков. Возможно повреждение легкого отломками ребер. Это приводит к нарушению целости париетальной и висцеральной плевры, к развитию пневмоторакса, гемоторакса, появлению одышки, цианоза. При нарушении целости мягких тканей грудной стенки с развитием открытого пневмоторакса на грудную стенку в области повреждения накладывают герметичную повязку. При переломах ребер давящую повязку не используют.

Закрытые повреждения живота возникают при ушибе, сдавливании, в результате чего может возникнуть нарушение целости органов. При этом наблюдается боль по всему животу, частый пульс. В случае нарушения целости брюшной стенки и эвентрации органов необходимо наложение только стерильной повязки. Транспортировка больного с подозрением на травму органов брюшной полости должна проводиться в положении лежа. Запрещается пить и давать препараты через рот.

В современных условиях тяжелые сочетанные повреждения сопровождаются болевым и геморрагическим шоком. Это реакция организма на множественные повреждения, которые приводят к нарушению кровообращения и затем к гипотонии.

Пострадавший бледен, лоб покрыт мокрым, липким потом, зрачки расширены, пульс слабый, частый, дыхание поверхностное, учащенное. Губы, пальцы, ногтевые фаланги и уши приобретают синюшную окраску.

Первая помощь включает обезболивание, остановку наружного кровотечения, иммобилизацию поврежденных конечностей, трансфузионную терапию.

Важнейшей задачей первой помощи является организация быстрой и правильной транспортировки пострадавших в лечебной учреждение. Необходимо помнить, что причинение боли при перевозке способствует усугублению шока и нарушению функции сердечной и легочной деятельности. Поэтому в городах и крупных населенных пунктах удобнее всего ее осуществлять машинами скорой помощи. В тех случаях, когда невозможно вызвать «скорую помощь», транспортировку осуществляют попутной машиной. Важно предупредить переохлаждение больного, особенно в холодный период года. За ним необходимо проводить постоянное наблюдение: следить за дыханием, пульсом, чтобы при рвоте не произошла аспирация.

Состояние пострадавших, которые доставляются в медицинские учреждения попутными видами транспорта без помощи, значительно ухудшается вследствие неправильной транспортировки без достаточной иммобилизации и обезболивания. Это приводит к тяжелому шоку и отражается на дальнейшем исходе травмы.

 

Список использованной литературы

1. Агдамов С. С. Первая помощь. - М., 1998.

2. Аксенов В. 30:2 не в нашу пользу. Мед.газета №100. 23.12.2005.

3. Артемова В. Отморожение. Первая помощь. Мед.газета №101 от 18.12.1998. Стр.9-10

4. Борисов Е. С., Буров Н. Е., Поляков В.А. И др. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях. - М.: Медицина, 1990.

5. Борисов Е., Шпаков Н. От царапины до перелома, мед.газета №87 от 9.11.1994, стр.7

6. Брукман М. С. Доврачебная помощь при острых хирургических заболеваниях и несчастных случаях. - Л.: Медицина, 1980.

7. Бунатян А. А. Справочник по анестезиологии и реаниматологии -М., 1982.

8. Буянов В. М. Первая медицинская помощь. - М., 1982.

9. Величенко В. М., Юмашев Г. С., Мусалатов Х.А. и др. Первая доврачебная помощь. Уч. пособие. - М., 1989.

10. Висолкин Н. Д. Справочник по травматологии. - М., 2003.

11. Вшивцев А.А. Поражение холодом. Неотложная помощь при общем охлаждении и отморожении. Мед.помощь №1. 1997. стр.35-37.

12. Гаркави А.В. Синдром длительного сдавления мягких тканей конечностей. Мед.помощь №2. 2000. стр 23-28

13. Гогалев М. И. Основы медицинских знаний. - М., 1991.

14. Доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях МСЧ России, 2005

15. Лужников Е. А. Принципы оказания неотложной помощи. - М.: АМН СССР, 1987.

16. Лукумский Г. И., Волоков Б. П., Федоров В. Д. Симптомы и неотложная помощь при ушибах, вывихах и переломах. - М.: Баян, 1997.

17. Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, утверд. Министерством труда и соц.развития РФ, 2001

18. Никитин Г. Д., Грязнухин Э.Г. Доврачебная помощь при множественных и сочетающих повреждениях. - М., 1985.

19. Пащук А. Ю., Быстрицкий М. И. Первая медицинская помощь при

автодорожных травмах. - М., 1986.

20. Первая помощь в экстремальных ситуациях. Практическое пособие

для сотрудников силовых структур. 2004.

21. Петров Н.В., Силин Л.Л., Бровкин С.В. и др. Холодовая травма.

Мед.помощь №1, 1999, стр.29-32.

22. Петров П. Н., Соколов В. А. Первая помощь при переломах костей.

- М., 1986.

23. Популярная медицинская энциклопедия. - М., 1987.

24. Рожинский М. М., Катковский Г. Б. Оказание доврачебной помощи. - М.: Медицина, 1980.

25. Русаков А. Б. Транспортная иммобилизация. - М., 1980.

26. Сафонов А. Г. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. - М., 1980.

27. Сердечно-легочная реанимация на догоспитальном этапе. Метод.рекомендации нац.науч.практич.общ-ва скорой мед.помощи. 2004

28. Силин Л.Л., Гаркави А.В. Термические ожоги. Мед.помощь №5. 1999, стр.8-14

29. Сластихин М. А., Брусенцова В. А. И др. Медицинская помощь при травмах. Учеб. -метод, пособие для преподавателей. - Л., 1974.

30. Тимофеев И. А., Анденко С. А. Первая помощь при травмах и других жизнеугрожающих ситуациях. - Изд-во ДНК, 2001.

31. Ткаченко С. С. Шаповалов В. М. Оказание доврачебной помощи при повреждениях опорно-двигательного аппарата. - Л., 1984.

32. Хованский Б. Ф. Первая помощь до прихода врача. - М., 1988.

33. Энциклопедия выживания и спасения. - М.: Веге, 1997.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.