Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мамонтова С.Н. 6 страница




Практические рекомендациипо изучению правосознания. Определяя минимум информации, необходимойдля правопослушного поведения, можно выделить два вида юридических знаний,наличие которых целесообразно выявлять у респондентов - граждан, исследуемыхлиц: знание и понимание некоторых исходных правовых положений и основныхуголовно-правовых институтов и норм. В каждом случае необходимо чрезвычайнотщательно подходить к формулировке вопросов, чтобы получить именно искомуюинформацию. Вопросы могут быть поставлены в разных аспектах, например,для выяснения:

• степени осведомленности(как, по мнению спрашиваемого, закон оценивает то или иное обстоятельство);

• оценочных суждений о судебнойпрактике по данному вопросу;

• представлений респондентао "климате мнений", т.е. о состоянии общественного мнения по данному вопросу;

• собственной позиции опрашиваемогопо этому же вопросу.

Каждый из перечисленных аспектовлибо все они в совокупности могут интересовать исследователя; важно толькопри интерпретации результатов не допускать подмены одного основания другим,т.е. если выясняется степень осведомленности, то полученные результатынельзя рассматривать как показатель отношения к данному вопросу или выражениясобственной позиции респондента.

Однако аналитическое изучениеправовой осведомленности путем постановки отдельных вопросов и заданийперед испытуемым еще не дает обобщенного представления о юридической подготовленностиразличных исследуемых групп. Необходимо применение интегральных показателей,в которых синтезировались бы и уровень правовых знаний, и степень практическоговладения ими. Если "огрубить" оценки по каждому вопросу по типу "правильно-неправильно",тогда общий объем осведомленности в группе можно условно измерять коэффициентом,который определяется суммой всех неверных решений и ответов "не знаю",поделенной на произведение общего количества заданных вопросов (заданий)и числа опрошенных в данной группе. Идеальная осведомленность (при нулевомчисле неверных ответов и решений) равна единице. Поэтому средний коэффициентосведомленности в группе исчисляется по формуле:

 

 

1 См.: ЕфремоваГ.Х., Ратинов А.Р. Правовая психология и преступность молодежи. - М.,1976; Личность преступника как объект психологического исследования.- М., 1979; Общественное мнение и преступление. - Тбилиси, 1984;Правовая культура молодежи и формирование правомерного поведения.- М., 1985; Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступноеповедение. - Красноярск, 1988; Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Изучениеправосознания и общественного мнения о преступности и деятельности правоохранительныхорганов. - М., 1989; Насилие, агрессия, жестокость. - М., 1990;Средства массовой информации и судебная власть в России. - М., 1998;Юридическая психология: Сборник научных трудов. - М., 1998.

 

К0= 1-(P+q):ns,

где Р - число неверныхрешений; q - число ответов "не знаю"; я - общее число вопросов изаданий; s - число опрошенных в группе.

Используя этот несложныйрасчет, можно получить ряд сопоставимых значений коэффициента юридическойосведомленности в каждой исследуемой группе. Аналогично могут быть рассчитаныкоэффициенты солидарности, согласияс правом (К^), а также коэффициентинтернализации (усвоения) как внутренне присущих правовых предписаний вразличных сферах отношений, т.е. степени включенности их в ценностные ориентацииличности (Ки).

 

2.3. Правовая психология общностей

Общая характеристика. Каждойобщности людей, независимо от численности - от микрогруппы до всего населениягосударства, - присуща своя психология, именуемая психологией общества,группы, коллектива (в различных публикациях употребляются еще близкие позначению понятия: "социально-психологический" или "морально-психологическийклимат", "общественное, групповое сознание"). Интерес правоведов - теоретикови практиков - связывается с правосознанием, правовой психологией населения,групп. Оба эти понятия в соотнесенности с психологическими реалиями, стоящимиза ними, близки, но не синонимичны. Второе по психологическому значениюшире, так как предполагает участие во взаимоотношениях с правой сферойвсей психики человека, всех ее явлений, не только осознаваемого, но и малоосознаваемого, неосознаваемого, бессознательного.1

Правовая психология как реальностьимеет отражательную природу, но это не значит, что она относится толькок познавательной сфере, ибо отражательным является весь мир социально-психологическихявлений. Она является той частью общественного сознания, которую принятоименовать обыденной психологией, отражающей реальное общественноебытие людей, опыт их жизни и деятельности в обществе, группе. В правовойпсихологии, как и в обыденной психологии вообще, причудливо переплетаютсяэлементы осознанного и мало осознаваемого, научного и житейского, объективногои субъективного, общего, особенного и единичного, привнесенного целенаправленнойработой государства и общества и личными, самостоятельно выведенными изопыта жизни и деятельности представлениями и отношениями. Этот сплав -подлинная совокупность всех общественных отношений и обстоятельств жизни.Он отличен от правовой идеологии и в принципе никогда не может быть идентичнымей. Однако можно и следует говорить о том, что

 

 

1 Например, висследовании А.Г. Белобородом экспериментально показано, что в образе правасуществует практически неосознаваемый, малорефяексируемый уровень отраженияправовых объектов, процессов и явлений, которые предшествуют каждому актувосприятия человеком правовой информации, взаимодействию с любыми явлениямив сфере правового регулирования (Белобородое А.Г. Образ права каксмысловой уровень правового сознания и его особенностей у преступников:Автореф. канд. дисс. - М., 1999).

степень совпадения и несовпаденияих прежде всего по содержанию может разниться.

Уместно говорить о разныхуровнях развития правовой психологии. Та или иная правовая психологияесть у каждой группы, у каждого ее члена. Вопрос только в том, какова она.В первом приближении можно говорить о высоком, среднем, низком и криминальномуровнях развития.

Высокий уровень развитияправовой психологии общества, социальной группы, населения города, коллективаучреждения и т.п. характерен максимальным соответствием социально-психологическихявлений в них представлениям о подлинном правовом обществе, о развитойправовой психологии группы и, как следствие, правомерным поведением должностныхлиц, граждан, всех членов группы, коллектива. Это уровень достоверного,систематизированного, устойчивого, теоретико-практического отражения правовойреальности. Только этот уровень заслуживает быть определенным как уровеньправовой культуры. Средний и низкий уровни свидетельствуюто все большем несовпадении ее с высшим, подлинно правовым, о наличии увеличивающихсякриминогенных социально-психологических предпосылок, проявляющихся всечаще, шире и глубже в противоправном поведении членов общности. Криминальныйуровень, характеризующий криминальную психологию группы, характерендля преступных групп.

Поэтому обязательными элементамипсихологической стратегии построения и совершенствования всех форм юридическойи иной работы с населением в целом и различными его объединениями (производственнымиорганизациями, учреждениями, обществами, общественными формированиями,семьями и пр.) в целях укрепления законности и правопорядка выступают:

• постоянное изучение уровняразвития правовой психологии;

• приведение функционированияправовой системы, всей юридической работы в полное соответствие с реальнымуровнем правовой психологии той общности, на которую она направлена;

• использование всего потенциалаправовой системы для повышения уровня развития правовой психологии и максимальновозможного его привлечения к высшему, подлинно правовому.

В реализации этих направленийработы приходится считаться с тем, что каждые коллектив, группа, социальнаяобщность являются частью большей общности, частью населения страны, выступающейкак самая крупная общность. Это определяет ощутимые зависимости в развитииправовой психологии данной группы от успехов такой же работы в других,более крупных. Поэтому и работа по развитию правовой психологии и повышениюее уровня может быть успешной, если ведется повсеместно и в особенностив масштабе всего общества, что требует ее специальной организации.

Структура правовой психологииобщности. Правовая психология общности, как уже отмечалось, включает всебя все явления психики: осознаваемое, малоосознаваемое, неосознаваемоеи бессознательное. Решающее значение наука отводит правосознанию. Оно выполняетосновную роль в регуляции поведения членов группы, выражающуюся в санкционировании,поощрении или осуждении, запрете правомерного или правонарушающего поведениячленов группы. Оно определяет также реакции группы на юридически зна-

чимые события вне ее, выражающиесяв активной или пассивной поддержке или осуждении их.

Однако правовая психологияменее рациональна, она масштабнее по структуре, богаче и глубже познавательныхи эмоциональных явлений, включаемых в правосознание. Она может быть описанав виде правовых аспектов каждого и всех социально-психологических явленийпсихологии общностей:; и массовидных, и взаимоотношений, и личностно-групповых.Однако исследования и анализ практики свидетельствуют, что все компонентыправовой; психологии - не разрозненная россыпь, а взаимосвязанная целостностьюПравовая психология группы - особое социально-психологическое образование,в котором ее собственные структурные элементы функционируют и обнаруживаютсяне порознь, а в целостности и взаимообусловленности.

Поскольку правовая психология- лишь одно из свойств психологии группы, то характеристики последнейоказывают заметное влияние на нее. Так,, высокое общее социально-психологическоеразвитие группы выражается в;4 устойчивых социальных устремленияхслужения Отечеству, народу, людям; здоровых мнениях по вопросам общественнойжизни; стоящих перед обществом и группой задачах и способах их решения;господстве в группе норм поведения, отвечающих требованиям морали и интересамдела, коллективной ответственности и дисциплины, сочетания личных интересовс интересами группы и общества; отношениях дружбы, товарищества, взаимопомощи,солидарности, коллективизма; чувствах патриотизма, гражданственности иколлективизма, нетерпимости к нарушениям морали и господствующих в коллективенорм поведения и др.

Очевидно, что при такой психологииуважительное отношение группы и ее членов к законам, правовой системе будетестественно-положительным, правовое сознание, даже специально не сформированное,- интуитивно зрелым, а поведение - правопослушным. Однако отношения правосознания,правовой психологии и психологии группы не односторонни, а взаимны. Успехив формировании правосознания группы, ее социально-психологическом развитииобязательно отразятся и на ее психологии. В частности, это означает, чтоформирование правосознания будет успешным, если осуществляется не изолированно,а во взаимодействии с повышением общего уровня социально-психологическогоразвития группы, повышением духовности, культуры, морали, гражданственности,государственной и политической зрелости, формированием ее правовой психологии.

Для успехов в формированиии совершенствовании правосознания группы необходимо понимать и учитыватьструктуру правовой психологии как особого социально-психологическогообразования. Психологические исследования позволяют выделить в ней следующиеосновные элементы:

• правовая просвещенностьгруппы и ее членов;

• правовая осведомленностьгруппы;

• правовое общественное мнениев группе;

• правовой климат группы;

• правовой опыт группы.

Правовая просвещенность- первый и основополагающий показатель правовой развитости группы.Это совокупность имеющихся знаний у членов общности о правовой системеобщества, роли права и законности в жизни

общества, своих правах иобязанностях, способах их реализации и выполнения и др. Правовая просвещенностьесть продукт целенаправленной деятельности государства и его институтовпо повышению правовой просвещенности граждан, изучения вопросов права вобразовательных учреждениях, работы руководителей и общественных формированийпо правовому просвещению, собственных инициативных усилий группы и ее членовпо повышению уровня своей правовой просвещенности. Хотя интерес населенияк вопросам права в последние годы резко возрос и увеличилось число лиц,получивших профессиональное юридическое образование и более, чем прежде,осведомленных в юридических вопросах, но в целом уровень правовой просвещенностимасс населения скорее снизился, чем возрос. Трудности обусловлены определеннымослаблением внимания к учебным курсам по праву в образовательных учреждениях,свертыванием лекционной пропаганды, ухудшением правовой и разъяснительнойработы по месту жительства, осложнением возможностей получения юридическихконсультаций (которые в свой массе стали платными), резкими деформациямив пропаганде принципа единства прав и обязанностей граждан и др. Положительныймомент - значительное обогащение книжных прилавков литературой по правовымвопросам.

Правовая осведомленность- знание группой и ее членами законов и иных правовых установлений,как действующих, так и новых, принимаемых субъектами правотворчества, атакже умение ориентироваться в них при принятии решений по вопросам собственнойжизни и деятельности. Этот компонент не может быть сформирован раз и навсегда.Он может быть на должном уровне развития, если нужная людям информацияпостоянно доводится до них, если это делается в соответствии с требованиямивремени и потребностями граждан, если поступление этой информации и комментарийк ней ведутся компетентными людьми и характерны достоверностью. Формированиеи поддержание этого компонента у российских граждан серьезно осложнены.Раньше, когда все средства массовой информации были государственными, практическивсе они публиковали новые нормативные документы и комментировали их. Нынеэта практика резко ослаблена. Информация ко многим слоям и группам гражданпоступает из слухов, работающих по принципу "испорченного телефона". Трудностиповседневной жизни и деятельности граждан определяют особую подверженностьих психологии слухам и злопыхательству антиправительственно настроенныхлиц, что приводит к искажениям даже значимой и нужной им правовой информации.

Правовое общественноемнение группы - это преобладающее и имеющее хождение в группе мнениепо поводу того или иного закона, нововведения, решения государственныхорганов, действий госаппарата и правоохранительных органов, работы судови судебных решений и пр. Оно возникает при поступлении правовой информациии практики соприкосновения с правовой системой, государственными и специальнымиюридическими органами и их представителями. Психологические механизмы,превращающие общественное мнение в действенную правовую силу, приводятсяв движение поступившей правовой информацией. Вначале это явления познавательногохарактера - восприятия, уяснения, осознания информации, сильно подверженныемногостороннему влиянию самых разных особенностей группы: политических,образовательных, профессиональных, имущественных, национальных, этнических,региональных, возрастных, организационных и др. Сильно влияют и общение,обмен мнениями, взаимоотношения, лидеры и авторитетные лица. Психологическиемеханизмы сразу переводят сформировавшийся образ правового феномена в егооценку, перерастающую в эмоциональное отношение к ней (в диапазоне одобрение-неодобрение)и побуждение к групповому реагированию - правомерному, игнорирующему, протестномуили противоправному, внося нечто новое в правовую психологию и поведениегруппы.

Правовой климат группы- комплексныйфеномен, характеризующий целостно состояние психологической атмосферы правовойжизни группы. Существенную роль в нем играют настроения в группе - переживания,чувства, вызванные реакцией на различные правовые события, решение внутреннихправовых вопросов, степенью соблюдения правовых норм и урегули-рованностыоправовых отношений в жизни группы, а также различными житейскими вопросами.Велика роль и взаимоотношений в группе в их соответствии правовым нормам.Так, взаимоотношения руководителя с членами руководимого им коллективаочень сильно отражаются на настроениях в нем. Настроения правового протеста,правового нигилизма, правовой неудовлетворенности, правовых надежд, правовойуверенности, правовой удовлетворенности могут возникать в связи с задержкамив выплате заработной платы, низким уровнем жизни, характером освещенияправовых вопросов в средствах массовой информации, результатами обращенийв государственные органы, реальной правовой защищенностью граждан, результатамидеятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, урегулированноестью прав и обязанностей в группе, организованностью и дисциплиной " группеи многим другим.

Правовой опыт группыкак особый юридико-психологический феномен представляет собой продукт("осадок") всех других, динамичных, разовых, повторяющихся в истории жизнигруппы, в общности, в виде. Он воплощен в довольно устойчивых социально-психологическихобразованиях, придающих правовой психологии определенные черты и характерныйоблик.

Опыт воплощен прежде всегов правовых убеждениях группы - совокупном продукте частных мнений,возникающих и имеющихся по частным правовым вопросам и играющих роль групповогоправового мировоззрения. Совокупность таких убеждений обусловливает определенныйподход, склонность группы к особому пониманию ("видению") всей правовойсистемы, ее элементов и новаций в ней, а также путей ее совершенствования.

Второй феномен опыта - групповыеценностно-нормативные ориентации, представляющие собой сформировавшиесяв опыте социально-психологические нормы понимания, отношения и поведенияв правовой сфере общества. По существу это только те правовые нормы, которыеприняты группой, признаются как ценности и руководство в жизни и деятельности,это наиболее выраженная реальная жизнь и действие правовых установлений,субъективно-правовые нормы. Степень соответствия государственно одобряемымправовым установлениям во многом характеризует и уровень развития правовойпсихологии группы. Все или часть их вообще могут быть сформированными самойгруппой нормами и выступать регуляторами юридически значимых внутри- ивнеколлекгивных отношений. Такие нормы могут и не противоречить праву,но в криминальных группах они носят противоправный характер.

Третий феномен правовогоопыта группы - ее правовая позиция, которая отражает занятое группойместо в системе права и в отношении к ней. Позиция может быть безусловноактивно-поддерживающей, правоисполнитель-ной, избирательно правопослушной(одобрительно-поддерживающей в отношении одних правовых актов и элементовправовой системы и неодобрительной, осуждающей в отношении к другим), правонарушающейи активно-противоборствующей. Позиция - закономерный комплексный продуктсовместного функционирования всех других элементов правовой психологии.

Четвертый феномен - правоваяактивность групповой психологии, характеризующая не просто отражениеправовой реальности в каких-то пассивных проявлениях групповой психологии,но систему мотиваций, потребностей, стремлений, творческих поисков, желанийпроявить себя в правовой системе, соучаствовать в укреплении правопорядкавнутри группы и вне ее, в регионе, обществе. Она - непосредственное следствиезанятой правовой позиции. Пассивность, созерцательность, "судаченье" поповоду правовых проблем редко приводят к уровню развития, который можнобыло бы назвать правовой культурой группы, общности, общества, подлиннойправовой культурой. Только высокая правовая активность группы, если невсех, то большинства членов в утверждении торжества закона внутри и внеее, участие в борьбе с противоправными проявлениями могут привести к подлинномувозвышению правовой психологии группы.

Сегодня тревожит снижениеправовой активности населения в борьбе с преступностью в стране, ослаблениеактивной поддержки правоохранительных органов, боязнь многих давать свидетельскиепоказания и информацию, необходимые для реализации принципа неотвратимостинаказания. Ослаблены общественные формирования, которые призваны не толькоспособствовать усилиям государства в укреплении правовой основы общества,но и повышать правовую активность населения, расширять круг граждан, активноучаствующих в этой работе, повышая вместе с тем и уровень правовой психологии.В организованной преступности, занимающейся активной противоправной деятельностью,появились криминальные группы, пытающиеся активно противодействовать деятельностиправоохранительных органов и обеспечить принятие выгодных для себя законов,изменить существующие, снизить уровень зрелости правовой психологии молодежи,вовлекая их в группы, занятия которых при внешней безобидности способствуютэтому. Причем эта работа нередко проводится с демагогическим использованиемдорогих людям цивилизованного общества категорий "свобода", "гуманность","демократия", "права", что вызывает необходимость различать подлинно цивилизованныемотивы их провозглашения от корыстно-криминальных и активно противодействоватьпервым.

При изучении правовой психологииразличных групп и общностей целесообразно изучать каждый из социально-психологическихэлементов во взаимодействии и взаимообусловливании друг с другом, разрабатываяи используя для этого комплекс методик. При разработке же мер по повышениюУровня правовой психологии населения и формированию его правовой культурыуспех может придти только при системном и комплексном подходе, обеспеченииприцельного воздействия на каждый элемент и все опосредствующие его влияния.

 

2.4. Правовая психология личности

Правовая психология ипсихология личности. Задача правового развития личности, строящей своюжизнь в согласии с нормами права - одна из главных, если не самая главная,в утверждении законности и подлинного правопорядка в обществе. Проблемупрофилактики и борьбы с преступностью, охраны прав и свобод граждан и построенияпроцветающего цивилизованного' общества не решить, не решив задачи формированияцивилизованной личности с развитой правовой психологией. Эта задача находитсяв поле внимания всех, кто занимается государственными, социальными и правовымипро? блемами общества. Вместе с тем эту задачу не решить, если подходитьк ней изолированно, в отрыве от решения рассмотренной выше проблемы правовойпсихологии общества и его групп. "Мыслительная деятельность, никак нквыразившаяся во внешнем поведении человека, не регламентируется и неконтролируется... правом", - справедливо отмечают В.Н. Кудрявцев и Н.С.Малеин1. Пр вомерное или правонарушающее поведение всегдадетерминированы правовой" психологией, в том числе и правовой психологиейсреды, которая может сдер| жать или, наоборот, стимулировать криминологическиепредпосылки, содер^ жащиеся в личности.

В любом, а в особенностив правомерном поведении, имеющем всегда; высокую значимость для личности,обнаруживается она вся, вся ее психология. Поэтому правомерное поведениеличности возможно практически при полной правовой неподготовленности. Этоне случайно, ибо мораль и права неразрывно связаны, и личность, разбирающаясяв вопросах морали, которой присущи честность, порядочность, добросовестность,доброжелательность^ человечность, ответственность, организованность, требовательностьк себе и, пр., интуитивно угадывает, что справедливо, а что нет. Правда,в некоторых случаях, характерных тонкостями правового урегулирования, неподдающимися моральной оценке, возможны все же промахи, которые подпадаютпод квалификацию немотивированных или неосторожных.

Таким образом, личность,находящаяся на достаточно высоком уровне социального, морального, интеллектуальногоразвития, обладает достоинствами, которые являются фундаментом ее правомерногоповедения. Вместе с тем надежные взаимоотношения личности с правовой системой,гарантирующие ее от всяких случайных правонарушений и обеспечивающие правильноерешение ею всех правовых вопросов, возникающих в процессе жиз-j ни и деятельности,требуют, чтобы она была развита и в правовом отношении,, Этоособенно важно в условиях построения правового общества и рыночной экономики,когда требования к правовой подготовленности всех категорий граждан резковозросли. Было бы проявлением односторонности полагать" что правовое развитиеличности, выраженное в сформированности ее правовой психологииглишь отягощает личность, усложняет ее цивилизованное развитие.. Это нетак: правовые взгляды - это мировоззренческие взгляды,? правовые отношения- это моральные отношения в жизни и деятельности,! правовые привычки -это привычки цивилизованного поведения, правовая,; позиция - это жизненнаяпозиция, правовое поведение - это условие жизненного успеха.

 

 

1 КудрявцевВ.Н., Малеин Н.С. Правовое поведение, его субъекты и пределы // Просвещение.;|- 1980 - № 3. - С. 32.

Иначе говоря, развитиеправовой психологии - одновременно общее развитие личности, внутреннийфактор, движущая сила такого развития, которые в ряде случаев могут бытьи решающими.

Структура и содержаниеправовой психологии личности. Структура и содержание правовой психологииличности переплетаются с ее общей структурой и качественными характеристиками.Традиционно в психологии всякой личности выделяются свойства направленности,характера, способностей и темперамента. Можно при желании во всех этихсвойствах увидеть некоторые "правовые прибавки", сумма которых может бытьвыдана за правовую психологию. Однако такой подход слабо отражает целостностьправовой психологии личности, взаимосвязанность ее компонентов, проявляющуюсясфокуси-рованно в ее поведении и поступках.

Как отмечено в § 1.4, существуетметодологический принцип взаимосвязи психики, сознания и деятельности.Чтобы найти ответ на вопрос о том, какой должна быть психика, какие изменениянадо осуществить, чтобы человек успешно решал определенные задачи, надоидти не "от психики", а, напротив, - от жизни, от требований деятельностии поведения, к которым он должен быть готов. Прежде всего следует уяснить,каковы эти требования. Этот же путь ведет к успеху при решении вопроса:какой должна быть правовая психология человека, чтобы его поведение всегдабыло бы правомерным. Лишь равновесие между тем, что от него требуется,и тем, чем он обладает, решает проблему.

Не вдаваясь в детали анализаи обоснования, приведем лишь их итог - основные требования правомерногоповедения к гражданину (и его психологии). Он должен:

• знать законы и их требования;

• быть убежденным в необходимостиправомерного поведения;

• обладать желанием вестисебя правомерно;

• уметь вести себя правомерно;

• быть способным постояннои везде соблюдать правовые требования;

• обладать непоколебимойустойчивостью к криминогенным соблазнам.

Основа структуры правовойпсихологии личности, отвечающей этим требованиям, показана на рис. 2.2.

Направленность личностина правомерное поведение включает в себя ее правоориентированныепобудительные силы:

• гармонично развитыедуховные и материальные потребности, отсутствие криминогенных деформацийих (алкоголизма, наркомании, клептомании, половой извращенности и др.);

• правосознание - правовыевзгляды, идеи, убеждения, идеалы справедливости, законности, равноправия,единства прав и обязанностей и др. "Идеи... которые овладевают нашей мыслью,подчиняют себе наши убеждения и которым разум приковывает нашу совесть,- это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Этодемоны, которые человек может победить, лишь подчинившись им"1.Именно такова роль правовых компонентов направленности, когда они сформированыи становятся достоянием личности;

 

 

1 Маркс К.,Энгельс Ф. Соч., - Т. 1. - С. 118.

 

Рис. 2.2. Макроструктураправовой психологии личности

• правомерные цели, задачи,планы, намерения в жизни, деятельности, поступках, действиях приполной неприемлемости противоправных. Практикуемые в некоторых зарубежныханкетах вопросы типа "За сколько тысяч долларов вы убили бы свою бабушку?"полностью неприемлемы для здоровой психологии и российского1 менталитета.Они не подлежат даже осмыслению и отвергаются сознанием изначально. Правоваяпсихология обладает иммунитетом к противоправным намерениям и их конкретизациив любых жизненных планах и намерениях;

• правовые установки,выражающиеся в пристальном и устойчивом внимании и интересе к правовымвопросам жизни общества, коллектива, группы, членом которой человек является,и строго законному их решению. Ориентироваться, проявлять всегда внимание- значит создать предпосылки, чтобы осмыслить, понять, соразмерить своеповедение с правовыми требованиями;

• интересы и потребностив правомерном поведении и содействии укреплению законности и правопорядка,в личном посильном участии в такой работе, в поддержке правоохранительныхорганов, в принятии мер к соблюдению правовых норм и установлений в своемокружении, в семье, на работе, в оказании помощи людям, оступившимся ивступившим в конфликт с правовой системой;

• правовые мотивы - побудительныесилы личности, выраженные в личностном смысле правомерного поведения, вответе для себя на вопрос "ради чего?". Существует иерархия таких мотивов:

* общественный мотив: "в обществе,где нет порядка, жить невозможно. Все должны поддерживать порядок. Еслии я не буду делать это, то порядка никогда не будет",

* государственный мотив: "государствосоздано для того, чтобы поддерживать порядок, и издает для этого законыв обществе. Надо их уважать, иначе никакого порядка не будет",




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.