КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мамонтова С.Н. 25 страница
Ущербно во всех отношенияхпонимание образовательного процесса как передачи информации, а учения -как восприятия и запоминания. В учении студента, курсанта, слушателя проявляетсяего личность - от интереса, мотивов, ответственного отношения к делу доего психофизиологии. Успех зависит прежде всего от мотивации, отношенияк учебе, целеустремленности, трудолюбия, воли, требовательности к себе.Если эти феномены находятся вне поля внимания образовательного учреждения,если не обеспечиваются их максимальное проявление и совершенствование,специалиста не получится. Работа обучающегося в юридическом образовательномучреждении - это его первая профессиональная проба, средство всестороннегопрофессионального становления. Трудно ожидать, что тот, кто здесь безответствен,жуликоват, слабоволен, нетребователен к себе, перейдя на практическую работу,вдруг проявит себя достойно: ленивый вдруг станет добросовестным сотрудником,мало знающий - тонким профессионалом, безответственный - ответственнымдолжностным лицом. Поэтому личностные проявления в учении заслуживают приоритетноговнимания организаторов образовательного процесса.
1 Фарбер И.Е.Очерки вузовской педагогики. - Саратов, 1984. С. 65-69; Козюк М.Социальные ценности в юридическом образовании. // Высшее образованиев России. - 1997. - № 2. - С. 81-86. Юридическое образование впсихолого-педагогическом плане эффективно, когда оно интегрирует в себеособое обучение + особое воспитание + особое развитие студентов, курсантов,слушателей, т.е. соединяет чисто профессиональное обучение с формированиеми развитием личности обучающихся. Оно призвано не просто снабдить обучающегосянеким минимумом профессиональной информации, но и сделать его личностью- человеком с твердыми жизненными взглядами, убеждениями, позициями, принципамижизни и работы, зрелыми отношениями, развитыми способностями и др. Иначеговоря, оно обязано готовить специалистов-личностей, т.е. людей,соединяющих в себе юридическую подготовку с качествами гражданина и специалиста-юриста,нацеленного на создание в России гуманного, демократического, правовогогосударства, желающего и способного это делать. Образовательный процесс толькотогда эффективен, когда и в целом, и в каждом его звене в течение всеговремени подготовки будущих юристов, работников правоохранительных органови при каждом психолого-педагогическом контакте с ними постоянно и успешнорешается триединая педагогическая задача (ТПЗ): обучение + воспитание+ развитие. Имея свою специфику, они неразрывно связаны между собой: воспитание и развитие происходит в ходе обучения; успехи в воспитаниии развитии способствуют достижению более высоких результатов в обучении;воспитывая, мы развиваем, и наоборот. Некоторые преподаватели поройслабо приемлют такие подходы, считая, что "их задача - учить, а не воспитывать".Это свидетельствует прежде всего о том, что они не озабочены тем, чтобыте, кого они учат, усвоили преподаваемую ими же учебную дисциплину. Крометого, это проявление преподавательской безграмотности. Преподаватель воспитывает,влияет на взгляды, интересы, отношения, желания, поступки своих учеников.Он влияет всем: внешним видом, выражением лица, манерой говорить, отношениемк занятиям и обучающимся, тем, как здоровается, объясняет, отвечает навопросы и предложения, помогает, делает замечания, выставляет оценки ипр. Многие просто не понимают, что творят с психологией молодых людей,которым они призваны помочь стать достойными людьми, гражданами, профессионалами.Важно понять свое влияние на студентов, курсантов, слушателей, быть мудрымпедагогом, психологом, взять свое влияние под контроль, сделать свое влияниеразумным и эффективным в психолого-педагогическом отношении. Пятое условие - максимальнаяинтенсификация обучения студентов, курсантов, слушателей (рис. 6.1- У). Ничто не может стать достоянием ума и качеств человека без его собственнойактивной деятельности. Знания, навыки, способности - всегда продукт собственных,причем упорных и длительных, усилий. Пассивный в образовательном процессестудент, курсант, слушатель, по выражению выдающегося российского педагогаи психолога К.Д. Ушинского, приобретает гнусную привычку сидеть, часаминичего не делая и ни о чем не думая. Максимальная интенсификацияучения слушателя требует обучения его способам и приемам работы в образовательномучреждении, создания благоприятных условий для самостоятельной работы,выделения большего времени для этого. Необходимо заинтересовать и увлечьучебой, создав культ профессионализма и систему стимулов, необходимодобиться успехов в решении триединой педагогической задачи. Важно обеспечитьв образовательном учреждении стиль работы, при котором все думают не отом, как заставить слушателя учиться, а о том, как создать такую обстановку,такие стимулы, условия и работу с ним, чтобы ему самому хотелось учиться- и учиться добросовестно. Без желания учиться учение психологическиприобретает для слушателя характер внешне навязанной и чуждой его интересамработы, нужной якобы преподавателям и от которой он пытается отлынивать,относится к ней как к неизбежному "злу", с которым надо временно смиритьсяради получения диплома. Шестое условие - построениеобразовательного процесса на основе современных интенсивных психолого-педагогическихтехнологий. Трудно отрицать факт: за последние 20 лет у нас мало чтоизменилось в педагогических технологиях, формах и методах педагогическойработы. Между тем мировая практика и передовой опыт, имеющийся и у нас,разработали и усовершенствовали немало технологий, на волне научно-техническойреволюции возникли и принципиально новые. В комплексе их признание получилии психолого-педагогические: усиление образовательной стороны учения, созданиев процессе учения атмосферы интереса и увлеченности, превращение процессаучения в развивающий и формирующий личность процесс, целенаправленное развитиеделовых и профессиональных качеств обучающихся, построение образованияна принципах гуманизма, демократизма и плюрализма, использование технологийсотрудничества (рис. 6.1 - В), резкое повышение практичности обучения,усиление обратной связи в процессе обучения, развитие у обучаемых потребностик непрерывному обучению и др. Научно-педагогическиекадры юридического образовательного учреждения. Есть три фундаментальныхвопроса, от теоретического и практического ответа на которые всегда зависелаи зависит эффективность образовательного процесса и его конечные результаты.Это вопросы: кого и чему учить (цели и содержание)? Как учить(организация и методика)? Кому учить, кто учит (преподаватель)? Последний вопрос - это вопросо педагогических кадрах, профессорско-преподавательском и других категорияхпостоянного состава образовательного учреждения. Успех жизни и деятельностиобразовательного учреждения зависит от множества материальных, жилищных,финансовых, нормативно-правовых и иных факторов и условий. Однако все они- лишь предпосылка, условие, возможность достижения успеха. Их превращениев действительность осуществляется преподавателями и другими работникамипостоянного состава, непосредственно участвующими в работе со слушателямии подготовке их в высококвалифицированных специалистов системы МВД. Главнаяфигура среди них - преподаватель (рис. 6.1 - П), который выступаетв качестве проектировщика образовательного процесса, его инженера, непосредственногосоздателя, технолога, чернорабочего. Войдя в учебное помещение и представперед аудиторией, преподаватель призван вдохнуть в нее жизнь, создать атмосферуобразовательного процесса, активного познания, увлеченного интереса, оживленныхчувств, пристального внимания и активных действий - и все это так, чтобыоставить в сознании слушателей прочный след, внести весомый вклад в ихпрофессиональное, нравственное и культурное становление. Чтобы сделатьэто, ему надо отдать делу преподавания частицу своего ума, своих чувств,личности, энергии и даже здоровья. И так на каждом занятии, при каждойвстрече со слушателями. Осуществление руководстваобразовательным процессом преподавателями-профессионалами, людьми свысокой педагогической культурой, сознающими, что они работают в педагогическомучреждении - учреждении с особыми целями, ценностями, нормами, критериямиэффективности, стилем и методами работы, выступает седьмым условием. Любоеобразовательное учреждение сильно прежде всего своим профессорско-преподавательскимсоставом. Неустанное повышение качествапедагогических кадров в каждом образовательном учреждении, на каждой кафедре,цикле, факультете - это исходный пункт, главный рычаг, механизм обеспеченияэффективности образовательного процесса. Ныне, в условиях радикальных переменв обществе и реформ образования в соответствии с новыми федеральными законами,повышение педагогического профессионализма кадров юридических образовательныхучреждений и приведение их в соответствие с требованиями времени выступаютглавной и необходимой возможностью справиться со стоящими задачами. Существует ряд сложностейна пути совершенствования научно-педагогических кадров, в частности, ложныеубеждения, выраженные кратко в формуле "любой практик - готовый преподаватель".Но сравним, скажем, деятельность следователя-практика и преподавателя,изучающего со студентами, курсантами или слушателями раскрытие преступлений.Цели деятельности у них абсолютно различны (раскрытие преступления - подготовкамолодого специалиста), объекты деятельности тоже (преступники - слушатели),методы работы, условия, результаты, критерии эффективности не имеют ничегообщего. Это не одна и та же профессия, и мастерство требуется не одинаковое. Специфика любой профессииопределяется реальностью, с которой специалист имеет дело, ее закономерностями.Химик должен разбираться в химии, ядерщик - в ядерных процессах, пищевик-технолог- в технологии обработки продуктов. Специфика профессионализма преподавателяобусловлена особенностями образовательного процесса, основные и наиболееспецифичные закономерности которого имеют психолого-педагогическую природу.Преподаватель является профессионалом-преподавателем постольку, поскольку,владея содержанием, психолого-педагогическими технологиями и личными качествами,может обеспечить достижение главной цели - подготовку всесторонне и высокоподготовленного специалиста - личности для системы юридических органов. Высшим проявлением профессионализмапреподавателя юридического учебного заведения выступает его педагогическаякультура1 - высокая степень общего и профессионального развитияего личности и подготовки как преподавателя-профессионала, их соответствияспецифике преподавательского труда. О ее значении в практике говоряттак: все преподаватели делятся на три группы - одних невозможно слушать,вторых - можно, третьих - нельзя не слушать. Педагогическая культура -сложное профессиональное свойство преподавателя, любого субъекта педагогическойработы (представителя руководства образовательного учреждения, работникафакультета, воспитателя, социального педагога, сотрудника, чья деятельностьпо главным характеристикам является по существу разновидностью педагогической,например, профилактической, исправительной и др.), возникающее на основезадатков к педагогической деятельности и подлежащее формированию, развитию,оценке, принятию во внимание при решении кадровых вопросов. Ее структура(рис. 6.2) состоит из пяти основных компонентов: • педагогической направленностиличности (профессионально-педагогическая концепция, педагогическаяцелеустремленность, педагогическая мотивированность, педагогическая самоотдача); • педагогических способностей(социально-педагогических - гражданственности, гуманности, моральности,деловитости и специально-педагогических - дидактических и воспитательных); • педагогического мастерства(педагогической эрудированности, педагогических навыков и умений поорганизации и проведению педагогической работы, методического мастерства,педагогической техники, психолого-педагогической тактичности); • специального мастерства(по преподаваемой учебной дисциплине, вопросу - знание предмета, практическийопыт правоохранительной работы, научная квалификация, творческая активность,постоянная связь с практикой, конструктивные идеи и рекомендации по совершенствованиюпрактики); • культуры личного педагогическоготруда (организация рабочего места, рациональное использование свободногоот занятий времени, потребность и работа по самосовершенствованию, сборнеобходимой информации, ее накопление и систематизация).
Рис. 6.2. Педагогическаякультура субъекта педагогической работы Сталяренко А.М. Преподавательучебного заведения МВД и его педагогическая культура. - М, 1997. Педагогическая культура конкретногопреподавателя может находиться на разных уровнях развития: первом (допрофессиональном),втором (начальном профессиональном), третьем (среднем профессиональном),четвертом (высшем профессиональном). Установлена прямая зависимостьмежду уровнем развития педагогической культуры преподавателя и уровнемуспехов его работы. По результатам выборочных обследований, число преподавателей,обладающих высшим уровнем педагогической культуры, составляет около 10%.Поэтому задача овладения педагогической культурой - задача не только дляновичков. Практически для 90% преподавателей она предстает как задача повышенияуровня и достижения высшего. Легко представить, какую прибавку в улучшенииподготовки молодых юристов можно получить при успешном ее решении. К числу основных практическизначимых выводов, вытекающих из отечественного опыта, данных исследованийи анализа зарубежного опыта, можно отнести такие: • переход с практическойюридической работы на преподавательскую сопряжен со сменой профессии, требуетосуществления переквалификации, формирования основ педагогической культуры; • защита диссертации, получениеученой степени адекватны требованиям работы в научном учреждении, но дляработы в образовательном не являются достаточными, а обладатели их нуждаютсяеще в основательной психолого-педагогической подготовке, что по опыту рядаобразовательных учреждений уместно осуществлять на первом году обученияв аспирантуре, адъюнктуре; • заслуживает внимания зарубежныйопыт подготовки преподавателей высших учебных заведений. Там взят курсна применение к ним принципа непрерывного образования. Лица с дипломомо высшем образовании и степенью бакалавра считаются не отвечающими требованиямработы в вузе и в системе повышения квалификации. Чтобы занять должностьпреподавателя, необходимо иметь по меньшей мере степень магистра, а длядолжности старшего преподавателя - и выше - степень доктора. В ответ наэто требование за последние 10 лет в 5-10 раз возросло число преподавателей,получающих подготовку на последипломном уровне (магистров и докторов наук).В Соотношении научной и собственно педагогической подготовки преподавателейкрен стал делаться на последнюю. Исключение составляют некоторые университеты,занимающие приоритетное место и международное признание в науке. Поэтомуподготовка преподавателей нередко ведется со специализацией "Образованиеи педагогика (методы обучения)", диссертации часто защищаются по педагогике(магистр педагогики, доктор педагогики); • целесообразно в системеюридического образования иметь несколько образовательных учреждений с факультетамиподготовки преподавателей. Юридическая лсихологияв системе юридического образования. Психология как учебная дисциплинаизучается в юридических образовательных учреждениях с 1907 г. Ныне в государственномобразовательном стандарте она введена под названием "Психология и педагогика".Фактически же преподаются учебные дисциплины под разными названиями: "Общаяпсихология", "Юридическая психология", "Общая и юридическая психология","Судебная психология", "Психология в правоохранительной деятельности","Психология следственной деятельности", "Психология оперативно-розыскнойдея- тельности", "Пенитенциарнаяпсихология" и др. Общие тенденции выражены в постепенном: • преодолении абстрактно-теоретическогоизучения общей психологии профессионализацией изучения ее основ; • расширении содержания,переходе от судебной (следственной) психологии к комплексному изучениююридической психологии; • сочетании изучения системыюридической психологии с профилированием ее в данном учебном заведении; • стремлении усилить прикладнуюсоставляющую, появлении тем и разделов по психологической технике юридическойработы; • создании в учебных заведенияхспециальной учебной базы: учебных кабинетов по юридической психологии,учебных городков, учебных средств (специальных видеофильмов, наглядныхпособий, диафильмов, наборов слайдов, учебных альбомов, учебных книжек,пособий-практикумов и др.); • улучшении обеспеченностиучебной литературой и др. Желательно, чтобы эти тенденцииреально проявились во всех юридических образовательных учреждениях.
6.3. Морально-психологическая подготовкаюриста Цели, задачи, содержание и виды морально-психологическойподготовки. Морально-психологическаяподготовка - важный вид профессиональной подготовки персонала во всех безисключения юридических органах. Ее цель - формирование и развитиеу каждого сотрудника, военнослужащего внутренних войск морально-психологическойподготовленности как необходимой составной части их профессиональнойподготовленности, выражающейся в ее соответствии с моральным требованиемправоохранительной деятельности, в наличии у них потребности и умении соразмерятьи осуществлять свою деятельность по высоким моральным критериям (см. §4.3). От уровня ее сформированное(tm) зависит отношение работника к труду,к другим людям и к самому себе. Включая в себя морально-психологическиезнания, взгляды, убеждения (моральное сознание), морально-психологическиемотивы, умения, навыки и морально-психологические качества, она выступаетличностной гарантией постоянного, неуклонного и умелого выполнения всехморальных требований в любой обстановке. Это важная характеристика воспитанностии обученное(tm) личности, ее сознания, психологии, профессиональной культурыи образованности. Подход к организации и проведениюморально-психологической подготовки (МПП) выражается в построении ее какцелостного педагогического процесса и в разработке всех ее системныхэлементов: целей, задач, программ, направлений, условий, организации, форм,методики, обеспечения, способов контроля и оценки. Юридическая педагогикарассматривает ее как новый вид профессиональной подготовки, специфичныйв условиях правовой системы и отвечающий требованиям современности, проблемами задачам, стоящим перед российским обществом и юридическими органами. К основным задачамМПП относятся: • подготовка персонала крешению задач правоохранительной деятельности в условиях стремления российскогообщества к построению современного цивилизованного, правового общества; • формирование и развитиеморально-психологических основ добросовестной службы, верности профессиональномудолгу и присяге; • развитие морального сознания,морально-психологических качеств, навыков, умений и привычек морально зрелогорешения вопросов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей;профилактика злоупотреблений служебным положением, нарушений законности,коррупции; • формирование высоконравственногои культурного отношения к гражданам, обучение этике общения и поведенияпри решении профессиональных задач; профилактика неуважения к гражданам,нарушения их прав, проявлений недозволенности, неправомерного применениясиловых методов; • формирование морально-психологическихкачеств и привычек высоконравственного и культурного поведения в быту,в личной жизни, в проявлениях высокой требовательности к себе, неустаннойработы над собой; • сплочение коллективов юридическихорганов и внутренних войск на основе моральных традиций, морально честныхи этичных отношений друг к другу, развитие дружбы, товарищества, взаимопомощи,взаимной доброжелательной требовательности, чувства долга, ответственности,чести; • повышение морально-психологическойустойчивости, умения осуществлять правильный моральный выбор, не поддаватьсясоблазнам, уговорам, попыткам подкупа, ведущим к нарушениям служебногодолга и подрыву чести, служебному предательству. Содержание МППопределяется целью и задачами и выражается в программах, тематических планахи содержании занятий. В общем виде в него входят также разделы: человек,общество, мораль; право и мораль; моральные вопросы профессионального долгасотрудника, воина, должностного лица; морально-психологические аспектырешения профессиональных задач; морально-психологические аспекты общенияи взаимоотношений сотрудника, воина с гражданами; морально-психологическиевопросы поведения сотрудника, воина в коллективе; морально-психологическиеособенности действий сотрудника, воина в экстремальных условиях; морально-психологическиеосновы поведения сотрудника, воина в быту, основы здорового образа жизни;вопросы морали в работе сотрудника над собой. Как видно из целей, задачи содержания МПП, это комплексный вид подготовки, имеющий преимущественновоспитательный характер, сочетающийся со специфическим профессионально-воспитывающимобучением. МПП - часть системы воспитания личного состава. МПП, имея общую основу длявсего личного состава, дифференцируется и приспосабливается к частным задачам,образуя разные виды МПП: • по времени проведения различаютпредварительную (проводимую заблаговременно, длительно, основательно)и непосредственную (проводимую непосредственно перед выполнениемответственного задания, причем прицельно, избирательно, с полным учетомконкретных особенностей предстоящих действий); • по специальностям: МППличного состава криминальной милиции, специальных отрядов, инспекторовГАИ, участковых инспекторов, воинов ВВ и др.; • по категориям личного состава:МПП рядового, младшего начальствующего, инспекторского состава и командного,начальствующего, руководящего состава (о последних разновидностях МППредко вспоминают, а между тем они необходимы и важны); • по конкретным профессиональнымзадачам, насыщенным морально-психологическими аспектами: МПП к общениюс населением, к действиям при чрезвычайных обстоятельствах и др. Особенности содержания морально-психологическойподготовки начальствующего, командного и руководящего состава включаютдополнительно такие вопросы: • значение и сущность морально-психологическойподготовленности юриста и руководителя; • цели, задачи, содержание,организация и методика морально-психологической подготовки в правоохранительныхорганах; • особенности формированияу подчиненных моральных убеждений, установок, ориентации, привычек, умений,навыков и качеств; • морально-психологическиефакторы в управленческой деятельности руководителя; • влияние различных стилейуправления на морально-психологическую подготовленность подчиненных, морально-психологическиепоследствия административно-командного стиля; • морально-психологическоевлияние на подчиненных особенностей личности руководителя, стиля и методовего работы, поведения, принимаемых решений; • морально-психологическиевопросы общения и построения взаимоотношений начальника с подчиненными; • морально-психологическиеосновы и проблемы руководства коллективом; • морально-психологическиеаспекты руководства профессиональной деятельностью персонала; • особенности морально-психологическойподготовки сотрудников к решению различных задач и к действиям в экстремальныхусловиях. Организация морально-психологическойподготовки. Достижение целей и решение задач МПП возможно ее организациейи проведением по двум теснейшим образом связанным направлениям: • МПП в ходе службы ирешения профессиональных задач; • МПП в процессе специальногокурса. Необходимость МПП в ходеслужбы и решения профессиональных задач связана с общеизвестной истиной:человек воспитывается всей жизнью, его сознание определяется реальностямибытия. Поэтому следует так организовывать службу и деятельность, чтобыони формировали у каждого сотрудника, военнослужащего нужные компонентыМПП, а не наносили этому вред. Всем руководителям всегдаследует отдавать ясный отчет о том, как то или иное событие, решение, успехили неуспех, происшествие, объявление поощрения и наказания, повышенияпо службе и т.п. отражаются морально-психологически на персонале. Надопредвидеть морально-психологические последствия, т.е. какие морально-психологическиевзгляды, ценности, установки, привычки, качества при этом складываютсяу персонала, укрепляются или ухудшаются, не допускать и устранять то, чтодействует отрицательно. Каждый руководитель должен понимать, что сильнейшееморально-психологическое воздействие на подчиненных оказывают: его личностьи ее особенности; манера держаться, тон голоса, выражение лица; все элементыего повседневной деятельности; проявляемые в работе ответственность, самоотдача,добросовестность; манера поведения и отношение к подчиненным,; стиль общенияс подчиненными, выбираемые при этом слова и выражения; оценки, даваемыеим подчиненным и их действиям; одобрения и критика, применяемые поощренияи наказания, их справедливость; поручения, даваемые подчиненным, и условиядля их выполнения; меры по обучению и помощи подчиненным, понимание ихи испытываемых ими трудностей, дельные советы; забота о бытовых условиях,обеспечении всем положенным, уважении их прав и чувства личного достоинстваи многое другое. Основы методики занятийпо морально-психологической подготовке. Надоотчетливо понимать, что морально-психологическая подготовка не может бытьэффективной, если обучающиеся в учебных группах только слышат правильныеи возвышенные слова о морали. Чисто словесная риторика тут не пригодна.Формы занятий и методика их проведения по преимуществу должны быть практическими.Нельзя увлекаться лекциями, хотя совсем их исключать не стоит, предпочтениеследует отдавать семинарам, дискуссиям, практическим занятиям и играм. Основными элементамиоптимальной методики занятий выступают: • диалогичность, обмен мнениями,суждениями, доказательствами, обоснованиями; • свобода высказывания любыхмнений, суждений, оценок каждым обучаемым; • искренность и правдивостьв обсуждении всех вопросов, недопущение лукавства, недомолвок, ухода отострых проблем и вопросов, поиск честных и морально зрелых ответов; • ликвидация и профилактикаформализма, показухи, скуки; • требование аргументированногоморального обоснования мнений, оценок, суждений; • организация руководителемстолкновения мнений участников занятия, анализа конкурирующих моральныхмнений, выявление сильных и слабых сторон каждого, морально обоснованныйвыбор лучшего; • коллективный поиск всесторонневзвешенных и морально аргументированных решений, оценок; • теснейшая связь занятийс практикой, конкретными событиями, моральный анализ и оценка конкретныхпоступков; • коллективная проработкапредстоящих или типичных для профессиональной деятельности данной категорииобучаемых действий; • активизация самооценкиморальности своего поведения, действий, решений, своих морально-психологическихкачеств, изменения навыков, привычек, взглядов; • расчет ближайших и отдаленныхморально-психологических последствий разных операций, профессиональныхпоступков, действий, решений (их влияние на граждан, коллег, самого себя); • коллективная разработкановых, профессионально специализированных моральных норм, обычаев, традицийдля своего органа, службы, отделения, части, коллектива; • обсуждение путей укрепленияморально-психологического климата и взаимоотношений сотрудников в коллективе; • совместный поиск ответовна причины неприживаемости в коллективе отдельных моральных норм (еслитакие факты есть), живучести недостатков в МПП отдельных членов коллектива; • обсуждение путей совершенствованиясвоей морально-психологической подготовленности сотрудниками и воинами. Главным методом проведениязанятий выступает особый метод - метод ситуативного морального выбора("моральных дилемм*), моральных казусов. Суть его в том, что обучающимсясотрудникам предлагается заранее подготовленная ситуация, характерная наличиемвыраженного морального аспекта. Например: "Задержан подозреваемый вкраже из ювелирного магазина. Достоверных данных, что кража совершена именноим или он причастен к ней, нет. Двум сотрудникам поручено в кратчайшийсрок получить такие данные. В первых разговорах с ним у обоих сложилосьмнение, что он неискренен. Они решили, что можно выполнить задачу путемполучения достоверной информации от задержанного, осуществляя искуснуютактику допроса. Какой конкретно она должна быть, они не смогли договоритьсяи стали действовать каждый по-своему. Первый избрал "силовую" тактику,а второй - тактику "обещаний и обмана". Первый при допросах прибегал кразным словесным угрозам, резким высказываниям, ругани, запугиваниям, угрожающимдействиям (хватал за грудь, за шиворот, подбородок, волосы). Второй объявлялсебя доброжелателем задержанного, сочувствующим ему; говорил, что еслитот будет искренним с ним и поделится частью украденного, он поможет емувыкрутиться; обещал помочь ему совершить побег из-под стражи". Такие ситуации могут предлагатьсяличному составу на занятиях в словесном виде, словесно с иллюстрацией фотографий(слайдов), демонстрацией фрагмента видео- или кинофильма, а также розыгрышемигровой ситуации при проведении занятия. Подбирать ситуации следуеттак, чтобы они: • имели непосредственноеотношение к службе, правоохранительной деятельности, жизни личного состава(хорошо, если они вообще имели место в данном органе, части или в соседних,даже если они только что произошли или можно ожидать их возникновение вподготавливаемых действиях и операциях);
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |