Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мамонтова С.Н. 43 страница




Недостаточная разработанностьпроцессуальных норм - тормоз внедрению в уголовное судопроизводство внеэкспертныхформ деятельности психолога. Само введение в процесс специалиста обусловливалосьжеланием создать правовое поле более открытое, чем экспертиза, для использованияв судопроизводстве накопленных в науке, технике, искусстве, ремесле знаний.Стремление к более мобильному внедрению психологических познаний в практикупри неотрегулиро-ванности процессуальных требований к характеру и результатамдеятельности специалиста зачастую приводит к крайностям: с одной стороны,к попыткам использовать под видом специальных познаний псевдонаучных, которыемало что дают практике, с другой - к созданию неоправданных процессуальныхпреград, тормозящих внедрение полезных для практики знаний.

В качестве таких преградможно рассматривать некоторые недостаточно обоснованные процессуальныеограничения и предложения отдельных авторитетных процессуалистов. Так,ряд авторов (А.А. Эйсман, И.Л. Петрухин, А.М. Гольдман и др.) считают,что специалист не должен в отличие от эксперта проводить исследования,его функция - лишь помощь в обнаружении и фиксации непосредственноусматриваемых фактов.

Приемлемой представляетсядругая позиция. Придерживающиеся ее авторы не видят возможности провестигрань между исследовательской деятельностью эксперта и деятельностью специалистапо обнаружению фактов (Э.Б. Мельникова, С.Ф. Скопенко и др.). Они предлагаютусматривать отличие не в характере самой деятельности сведущих лиц, а вдоказательственной силе ее результатов. Результаты исследовательской деятельностиспециалиста значимы для оперативных, но не для доказательственных целей(В. Махов). Это, тем не менее, не исключает необходимости более полно иточно отражать характер деятельности специалиста в протоколах следственныхдействий.

Некоторые ученые предлагаютрезультаты деятельности специалиста оформлять справкой, заменяющей процессуальноеположение документа. Оценка этого документа производится правоприменителемпутем анализа его содержания и сопоставления с иными доказательствами.Практика последних лет идет именно по этому пути. "Судебная практика признаетдопустимыми документы (справки,консультации), представляемые по поручению органа, осуществляющего судопроизводство,специалистом в определенной отрасли знаний".1

Но это не означает размыванияграниц между деятельностью эксперта и специалиста. Как уже сказано, главноеотличие в том, что вывод специалиста не имеет доказательственной силы.Несогласие с ним практик не должен мотивировать. Он вправе его отброситьбез всяких объяснений и без проведения исследования вопроса другим специалистом,хотя возражения специалиста обязан занести в протокол.

Дискутируется и вопрос округе задач, которые может решать специалист. Ст. 1331 УПК РСФСРутверждает, что правоприменитель вправе пригласить специалиста для участияв производстве следственных действий. В решении проблем, выходящихза рамки следственных действий, специалист не участвует. Многиеполагают, что "специалист как процессуальная фигура" немыслим вне рамокследственного действия" (НА.Селиванов, Э.Б. Мельникова и др.). Тем не менее,в литературе неоднократно указывалось и на то, что возможности специалистовдолжны использоваться шире. Так, А.И. Вин-берг считает, что "круг вопросов,по которым следователю может понадобиться помощь специалиста, не можетбыть заранее определен или ограничен законом".2 Это означает,что автор предлагает расширить функции специалиста при оказании помощиправоприменителю за рамки следственного действия. Эта позиция представляетсявполне правомерной и способствующей более активному внедрению психологиив судопроизводство.

Специальные познания в значительномчисле случаев применяются на этапах судопроизводства, связанных с собираниемдоказательств, т.е. на стадии, предшествующей возбуждению уголовного дела,а также на этапах предварительного и судебного следствия. При кассационномпроизводстве и производстве в надзорной инстанции осуществление следственныхдействий в целях собирания доказательств не предусмотрено. Поэтому специалисты,так же как и эксперты, в процессе кассационного и надзорного производствав рассмотрении дела судом второй инстанции не участвуют. В случаях выведениядеятельности специалиста за рамки следственных действий процессуальныеограничения для оказания специалистом помощи правоприменителю на стадияхкассационного и надзорного производства исчезают.

В этой связи заслуживаютвнимания предложения вынести деятельность специалиста за рамки следственныхдействий или, как альтернативный вариант, ввести в процесс, наряду с экспертоми специалистом, фигуру консультанта, работающего, как и специалист, подруководством следователя.3

Круг проблем, решаемыхв уголовном процессе психологом-неэкспертом. Несмотря на дискуссионностьмногих вопросов, в том числе регулирующих правовую сторону деятельностиспециалиста, практические работники активно используют в этой форме помощьпсихологов. Анализ реально сложившейся практики подтвердил актуальностьвнедрения внеэкспертных форм специальных психологических познаний и позволилочертить круг задач, которые наиболее часто ставятся перед психологом.

 

 

1 Научно-практическийкомментарий к Уголовно-процессуалыюму кодексу РСФСР / Под ред. В.М.Лебедева. 2-е изд. - М., 1997. - С. 160.

2 Винберг А.Специалист в процессе предварительного расследования.// Социалистическаязаконность. - 1961. - №9. - С. 31.

3 ГольдманA.M. Основания и формы применения специальных познаний в советскомуголовном законодательстве.// Вопросы экспертизы в работе защитника. -Л., 1970. - С. 27-44.

 

Одна из таких задач - оказаниеобщеконсультативной помощи справочного характера: информированиелиц, ведущих расследование, о закономерностях протекания тех или иных психическихпроцессов, типичных психических состояниях человека и механизмах совершенияопределенной категории преступлений, психологических особенностях малолетних,престарелых, болеющих тем или иным соматическим заболеванием, преступниковопределенного типа и пр. Эта информация может облегчить поиск скрывшегосяпреступника, помочь с большим профессионализмом оценить необходимость назначенияпсихологической экспертизы и ее направленность, дать дополнительную информациюдля выработки тактики допроса и пр.

Исполнение специалистом этихфункций, как правило, не требует от него ознакомления с материалами уголовногодела, не предполагает совместной работы психолога и юриста-практика и можетбыть осуществлено в ходе разового консультирования, письменного или устного.Выбор специалиста для дачи разовой консультации должен быть сделан с учетомуровня научной квалификации психолога и его профессиональной специализации.

Кроме того, следственныеи судебные органы обращаются к специалистам-психологам за консультациямипо более конкретным вопросам, ведущим к принятию совершенно определенныхправовых решений: о возможности и необходимости проведения экспертногопсихологического исследования и его направленности, по поводу оценки ужепроведенных психологических экспертиз, о наличии признаков состава отдельныхпреступлений.

Например, во избежание ошибочногои произвольного толкования информации, поставляемой средствами массовойинформации, во многих случаях нельзя обойтись без применения специальныхпознаний в психолингвистике. Функция специалиста - предварительная оценкапредоставленной в его распоряжение информации на стадии доследственнойпроверки. Если в этой информации содержатся отрицательные эмоциональныеоценки, оскорбительные характеристики той или иной нации, расы, религии;подстрекательства к враждебным действиям против какой-либо этнической,расовой, религиозной группы, то возбуждается уголовное дело по ст. 282УК РФ ("Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды"). В ходерасследования дела окончательно проясняется вопрос о смысловом содержанииинформации и о наличии у публикатора умысла распространить материал именнотакого содержания.

Задача специалиста - помочьследователю разобраться в содержательной направленности материала и проблеменаличия или отсутствия в действиях публикатора объективных признаков составапреступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ.

По делу К., обвиняемому вубийстве и изнасиловании малолетней, были проведены судебно-психологическиеэкспертизы в отношении свидетельниц Г. и П. Экспертизы проводились спустяшесть лет после восприятия свидетельницами интересующих следствие событий.На основании анализа весьма ограниченного числа факторов, негативно влияющихна способность давать правильные показания, экспертами был сделан выводо наличии у обеих такой способности. При этом не было учтено, что и Г.и П., имевшие сниженный уровень интеллектуального развития, подвергалисьпсихологическому воздействию одной из заинтересованных в исходе дела сторон,а также влиянию социальных ожиданий, поскольку обстоятельства дела получилиширокий общественный резонанс. О невозможности рассматривать экспертныйвывод как научно обоснованный было сообщено в ходе затребованной судомвторой инстанции научно-психологической консультации. Вывод специалистапривел к решению вернуть дело на новое расследование.

В Научно-практическом комментариик УПК РСФСР со ссылкой на Постановление пленума Верховного суда РФ1указывается, что "сведения, содержащиеся в справке специалиста, относящиесяк числу новых (дополнительных) материалов, предоставленных в кассационнуюили надзорную инстанцию, и ставящие под сомнение заключение эксперта, использованноеорганом расследования и судом первой инстанции, могут быть положены в основуопределения (постановления) об отмене приговора".

Решение всех указанных вышезадач вызывает необходимость выборочного знакомства специалиста с материаламиуголовного дела. Психолог, таким образом участвующий в деле, должен бытьзнаком с доказательственным правом, а также иметь относительно глубокиепознания в области теории, методологии, методики экспертных исследований,экспертный опыт. В частности, в том направлении, к которому принадлежитакт экспертизы, подлежащий оценке, или планируемая практиком экспертиза.

Помимо эпизодической общеконсультативнойдеятельности и деятельности, связанной с консультациями по вопросам экспертныхисследований, психолог-специалист привлекается и для непосредственногоучастия в производстве следственных действий. В этих случаях решаютсязадачи получения, корректной фиксации, оценки информации, исходящей отсвидетеля, потерпевшего, обвиняемого; выработки, с учетом состояния и личностиучастника уголовного процесса, оптимальных условий для его допроса, очнойставки.

Анализ следственной практикипоказывает, что от внимания следственных работников нередко ускользаетинформация, характеризующая психологические особенности лица, о которомрассказывает свидетель или потерпевший. В частности, в протоколе обычноне фиксируются воспринятые очевидцем приметы внешности и невербальногоповедения, произвольно изменить которые достаточно трудно: особенностипоходки, жестикуляции, общий стиль и манера общаться и пр. Расшифровкатакого поведенческого кода и фиксация в протоколе некоторых особенностейстиля деятельности человека - непростая задача. Психолог - специалист вобласти невербальных коммуникаций, знакомый, в частности, с техниками нейролингвистическогопрограммирования, способен оказать помощь следствию. Сбор у свидетеля информациио таких незаметных для обычного взгляда особенностях облика человека можетоблегчить поиск и идентификацию преступника. Кроме того, владеющий навыкамипсиходиагностической и психотерапевтической работы психолог может существенноупростить и проблему установления контакта со свидетелем. Оценке специалистамогут быть подвергнуты и показания свидетеля на предмет установления психологическихпредпосылок их достоверности.

Успешное решение задач, связанныхс участием в производстве конкретных следственных действий, требует отпсихолога не только высокой научной квалификации, но и соответствующейспециализации, владения методами нейро-лингвистического программирования,экспресс-диагностики, психотерапии, психологической оценки достоверностипоказаний, умения использовать имеющиеся знания для практической организациидеятельности следователя.

 

 

1 БюллетеньВерховного суда РФ. - 1997. - № 1. - С. 20.

 

И наконец, еще одна, возможно,наиболее перспективная сфера приложения специальньгх познаний, - длительноеучастие специалиста-психолога в расследовании. В этих случаях специалиствыступает в качестве постоянного консультанта следователяи наряду с уже перечисленными решает другие, чрезвычайно многообразныеи заранее не определенные задачи: помогает следователю увидеть проблемы,требующие психологического осмысления, интерпретировать полученные сведенияо личности посягателя, свидетеля, потерпевшего; оказывает профессиональнуюпомощь в разработке версий о причастности, в установлении психологическихпричин, способствующих совершению преступления, и пр.

Например, в криминальнойпсихологии накоплен значительный материал о лицах, склонных совершать серийныеубийства на сексуальной почве. Перспективной формой актуализации этогоматериала может стать привлечение к расследованию психолога-специалиста.Он, действуя в составе следственной бригады, будет иметь возможность участвоватьв обсуждении хода следствия, в разработке версий о причастности, в составлениипсихологического портрета разыскиваемого, в определении вероятностных психологическихмеханизмов конкретного преступления, решать некоторые другие заранее неопределяемыезадачи. Не исключено подобное участие психолога и в делах иных категорий.

Использование психолога вкачестве постоянного консультанта предъявляет особенно высокие требованияк выбору специалиста. Помимо уже указанных качеств он должен хорошо ориентироватьсяв специфике следственной работы.

Таким образом, изучение современнойпрактики участия психолога в уголовном судопроизводстве выявило, что законодательнаябаза введенного в 1961 г. процессуального института специалиста недостаточноразработана и отстает от потребностей юридической практики. Так, в соответствиис процессуальным законодательством Российской Федерации следователь вправевызвать специалиста для участия в производстве следственных действий, ноза рамки следственных действий выходят общеконсультативная деятельностьспециалиста-психолога, его консультативная деятельность по оценке экспертныхзаключений, деятельность, связанная с участием в расследовании в качествепостоянного консультанта, и пр. Другими словами, многие встречающиеся ипрактически полезные виды деятельности психолога-неэксперта не укладываютсяв процессуально предусмотренные рамки и выступают в качестве внепроцессуальных.Чтобы повысить эффективность и надежность результатов внеэкспертной деятельностипсихолога, осуществляемой в процессе судопроизводства, необходимо решитьпроблему совершенствования законодательной регламентации его деятельности.Более четкая разработка вопросов, связанных с процессуальной определенностьюположения психолога-неэксперта, безусловно будет способствовать и расширениюпрактики применения психологии в судопроизводстве.

 

 

8.19. Нетрадиционные психологическиеметоды раскрытия и расследования преступлений

Использование психологического портретапредполагаемого преступника. Наиболее часто психологическийпортрет составляется при раскрытии: убийств на сексуальной почве с признакамисадистского истязания жертвы (потрошения, посмертных колотых и резаныхранений, манипуляций преступника с телом жертвы, причинения увечий жертвеи т.п.), серийных убийств, ритуальных поджогов и взрывов, изнасилованийи других тяжких преступлений.

Рекомендации ВНИИ МВД РФ,согласованные с Генеральной прокуратурой РФ (в зависимости от характераинформации, содержащейся в уголовных и оперативно-поисковых делах), предлагаютв психологический портрет преступника включать следующие характеристики:а) общее описание особенностей личности и доминирующей мотивации преступления;б) индивидуальные особые признаки личности (привычки, склонности, навыки,стереотипы и т.п.); в) возраст; г) район места жительства; д) район местаработы, службы, учебы; е) описание иных мест вероятного обитания; ж) уровеньобразования и профессиональной квалификации; з) род занятий; и) особенностипроисхождения, родительской семьи и личной истории жизни; к) семейное положение;л) наличие детей; м) отношение к различным видам деятельности (труду, службев армии, к спорту, медицине, к работе с людьми и т.д.); н) наличие прошлойсудимости и вида прежде совершенных преступлений; о) наличие психическойили физической патологии, уродства; п) антропологические и функциональныеособенности преступника (внешность, телосложение, мимика, пантомимика,особенности речи и т.п.). Помимо указанных могут быть сформулированы ииные характеристики подозреваемого лица.

Для составления обоснованногопсихологического портрета необходимо собрать информацию о: 1) дате совершенияпреступления, времени и дне недели; 2) дате обнаружения трупа жертвы; 3)месте обнаружения трупа с подробным его описанием, а также подробным описаниеми фотографированием всей обстановки места происшествия; 4) погодных условияхна момент совершения преступления; 5) потерпевших (фамилия, имя, отчество,дата и место рождения, возраст, адрес местожительства, адрес места работыили учебы, род занятий, чем занимались непосредственно перед нападением,рост, вес, телосложение, выраженность вторичных половых признаков, семейноеположение, наличие судимости, особенности одежды и т.п.); 6) содержаниисудебно-медицинской экспертизы (причина и время смерти, число и характернанесенных повреждений, прижизненность или посмертность нанесения повреждений,использованное орудие для нанесения повреждений и др.); 7) характере действийпредполагаемого серийного преступника в отношении жертвы (признаки использованияв преступлении автомототранспорта; признаки доставки жертвы к месту обнаруженияна автомобиле, мотоцикле, велосипеде, тип и марка предполагаемого автотранспортногосредства; наличие признаков того, что жертва была доставлена к месту обнаружениятрупа живой, выброшена из автомобиля; наличие признаков паркования автомобиляи следования преступника и жертвы до места обнаружения трупа пешком; наличиеследов волочения трупа; использование связывания жертвы; наличие орудияпреступления на месте происшествия; совершение с жертвой сексу-

альных актов и форма их;придание телу жертвы определенного положения; совершение сексуальных действийпосле смерти жертвы или посмертных действий с телом; введение в анус илидругие естественные отверстия тела каких-либо предметов; наличие признаковвампиризма; отсечение частей лица и головы, гениталий, грудных желез, ягодиц,рук, ног, пальцев, головы; обнажение тела - прижизненное, посмертное, полное,частичное, верхней части тела, нижней части тела; наличие признаков половогообезличивания трупа жертвы; наличие разрезания или разрывания одежды; изъятиепреступником каких-либо предметов или одежды жертвы; наличие признакови способа удушения жертвы); 8) расстоянии от места обнаружения трупа доместа жительства и работы жертвы; расстоянии до ближайшего населенногопункта и транспортной магистрали; характерных предметах, метках, надписях,оставленных преступником на месте преступления и теле жертвы.

Исследование нескольких десятковубийств позволило установить следующие зависимости:

• чем старше преступник,тем реже, но длительнее серия преступлений и, наоборот, чем он моложе,тем выше частота криминальных эпизодов (эта зависимость позволяет ориентировочносудить о возрасте преступника);

• имеет место тенденция кпрямой связи между возрастом виновного и возрастом выбираемых жертв.

Имеется опыт составленияобобщенного условного портрета маньяка, совершающего серийные убийствана сексуальной почве. Один из таких подходов (проф. А. Бухановский) основанна выводе, что "...это мужчина, либо родившийся в местности с плохой экологией,либо получивший родовую травму, патологическую наследственность. Он интраверт,своим миром живет больше, чем внешним. Не отличается буйным темпераментоми гибкостью мышления. Он родился в неполной семье либо отец присутствовалформально. Зато его мать - жестокая, деспотичная женщина. Ребенокраздражал ее, но она не могла в этом признаться, и воспитание вышло скорееханжеским, внимание уделялось лишь внешним приличиям. А посколькусын видел от нее одну только жестокость, агрессия по отношению к слабомустала его способом существования".1

Гипноз и расследованиепреступлений. Применение метода гипноза (гип-норепродукционного опроса)в процессе розыскных и следственных действий позволяет "оживить" следыпережитого опыта в памяти человека (потерпевшего, свидетеля или очевидца)и получить нужную дополнительную информацию. В УК РФ нет упоминания о применениигипноза при расследовании преступлений, поэтому гипнорепродукция можетиспользоваться для оперативно-розыскных мероприятий. В связи с этим целесообразноговорить о "розыскном" гипнозе, правовой базой которого служит Федеральныйзакон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г.

Гипноз представляет собойизмененное состояние сознания человека. Для этого состояния характерноявление частичной сенсорной депривации, и доминирующим внешним сигналом,осознаваемым субъектом, является слово оператора-гипнолога (раппорт). Словесноевоздействие гипнолога вызывает яркие представления, и посредством словаон может управлять воспроизведением прошлого опыта личности. На фоне частичнойсенсорной депривации соответствующее слово оператора-гипнолога активизируеттолько нужные функциональные связи, которые в бодрствующем состоянии немогут быть вызваны в силу влияния на сознание множества более сильных раздражителей.

 

 

1 Салина Е. Маленькиечикатилки // Московский комсомолец, 28.09.98.

Принципы повышения достоверностиданных, полученных при опросе в гипнотическом состоянии, следующие:

• сеанс гипноза должен проводитьгипнолог (психотерапевт или психолог), который получил специальную подготовкупо проведению "розыскного" ("следственного") гипноза и квалификацию гипнооператора.Предварительная информация о преступлении направляется гшшооператору тольков письменном виде. Гипнооператор должен быть независим от органов розыскаи расследования, лично незаинтересован в исходе данного дела;

• контакт гипнооператорас опрашиваемым должен быть задокументирован на аудио- или видеопленке смомента встречи и до полного окончания сеанса. Перед началом сеанса гипнооператордолжен выяснить отношение субъекта к гипнозу и подробно опросить его обисследуемом событии в состоянии бодрствования. При этом запрещается использованиенаводящих и внушающих вопросов;

• в помещении, где проводитсясеанс гипноза, должны находиться только опрашиваемый и гипнооператор. Вслучае необходимости другие лица могут наблюдать происходящее через одностороннеезеркало или на экране монитора;

• до сеанса гипноза показанияопрашиваемого по устанавливаемым фактам должны быть письменно зафиксированыработником органа правопорядка.1

Метод гипноза используетсяв ситуации, когда опрашиваемый активно содействует раскрытию преступления,добровольно желает сообщить интересующую работников органов правопорядкаинформацию, но вследствие забывания не может ее вспомнить. По инициативесотрудников органов правопорядка не могут быть опрошены в состоянии гипнозаподозреваемые, обвиняемые или подсудимые. Но по собственной инициативес согласия защитника они могут обратиться за помощью к гипнооператору дляустановления сведений, подтверждающих их невиновность. В данной ситуациизапрет на использование гипнорепродукции нарушает права обвиняемого доказыватьсвою невиновность (ч. 2 ст. 70 УПК РФ).

В качестве противопоказанийдля применения гипнорепродукционного опроса часто называют:

• гипнотизирование людейпротив их воли, а также в случаях, когда имеется отрицательная установкаили страх перед процедурой;

• наличие состояния интоксикации,высокой температуры тела, а также случаи, когда возможно активизироватьболезненные процессы в организме;

• наличие заболеваний, прикоторых осложнения могут быть вызваны волнением, связанным с сеансом гипноза(сердечно-сосудистая недостаточность, склонность к кровотечениям).

Использование экстраординарныхпсихофизиологических ("экстрасенсив-ных") способностей человека при раскрытиипреступлений. Кчислу задач, которые возможно разрешить с помощью способностей экстрасенсов,следует отнести; 1) экспресс-диагностику криминальной ситуации; 2) поискпреступников; 3)раскрытие причин происшествий; 4) поиск пропавшего объекта.

 

1См. Хабалев В.Д. Применение гипноза для активизации памяти опрашиваемыхлиц в деятельности зарубежной полиции. - Автореф. дисс. канд. псих. наук.- М.; 1997.

В течение семи лет проводилосьизучение возможностей "группового ясновидения" (руководитель экспериментаи три оператора). В качестве исходной информации использовались фотографии,письменные материалы, документы и ценные бумаги, в том числе фальшивые,личные вещи и предметы, краткие данные об объекте и ситуации. Фотографиилюдей были со сроком давности до 50 лет, удаление объекта в момент диагностикидостигало 5000 км. Диагностирование велось в двух вариантах: непосредственноепредъявление адресной информации оператору или предъявление ее дистанционнопо телефону без визуального контакта. Диагностику проводили в виде анкетыс описанием основных характеристик объекта, ситуации или человека (возраст,профессия, особенности психологии, состав семьи, состояние здоровья, местонахождение,отношение к наркотикам и алкоголю и др.).

Проведенное исследованиевозможностей применения ясновидения в интересах криминалистики позволилосделать следующие выводы:

1) количество достовернойинформации составило от 60 до 85% вне зависимости от места нахождения объектаи срока адресного источника исходной информации;

2) основным преимуществомэкстрасенсивного метода диагностики является бесконтактность, конспиративность,возможность получения информации о человеке и объекте в условиях, когдадругими методами их получить невозможно, а также когда требуется значительноевремя для сбора информации;

3) необходимо учитывать,что получаемая информация носит вероятностный характер, а ее достоверностьзависит от условий работы оператора, его психофизиологического состояния,качества исходных данных и некоторых других факторов.1

Имеются факты обращения работниковорганов правопорядка к экстрасенсам для получения сведений оперативногохарактера в 45 регионах России, причем в 20 регионах правоохранительныеорганы обращались за помощью к таким лицам систематически.

Использование нетрадиционныхметодов нуждается в дальнейшей разработке и проверке.

 

 

Глава 9. Психотехникав работе юриста

9.1. Психотехника речи

Понятие о психотехникеи психологических средствах. Слово "техника" употребляется в разныхсмыслах, в том числе как совокупность средств, используемых в каком-тотруде. Его значение связано с древнегреч. techne - искусственный, искусство,мастерство. Производное от него слово "технология" понимается как "...предварительноопределенный ряд операций, направленных на достижение некоторой цели илизадачи".2 Социальная технология - способ соединения научно обоснованныхгуманитарных знаний с социальной практикой, с подходами, способами и средствамиработы с людьми. Слово психотехника относится к сфере практическойпсихологии и понимается как научно обоснованные психологические средства,приемы и операции при работе с людьми и решении прикладных задач. В этомсмысле оно употребляется и в данном параграфе, а в главе - применительнок речевой деятельности работника органов правоохраны.

 

 

1 КривцовА.Ф. О некоторых возможностях использования способностей экстрасенсовв криминалистике. // Нетрадиционные методы в раскрытии преступлений. -М.; 1994. - С. 135-138.

2 СтефановН. Общественные науки и социальная технология. - М., 1976. - С. 182-183.

Техника включает много тонкостей,"мелочей", но подлинное мастерство - всегда тонкости. Мастер всегда подмечаети учитывает то, что менее компетентный не замечает, чему не придает значения.Этим и отличается мастер от ремесленника.1 30% опрошенных потерпевших,свидетелей и подозреваемых, с которыми у работников органов прокуратуры,следствия, милиции контакт не получился, к числу причин отнесли: низкуюкультуру речи работников, неумение владеть речью, мимикой и жестами, неопрятностьи неаккуратность во внешнем облике и одежде, грязь и беспорядок в кабинете, Владение психотехникой предполагает наличие у профессионала-юриста оп-| ределенных знаний по психотехнике речи, а также навыков, умений и привычек,которые формируются в процессе систематического использования знаний оних в практике.

К основным психологическимсредствам речи относятся: собственно речевые (вербальные), неречевые(невербальные) и обстановочно-поведенческие. К первым принадлежит словокак основной феномен речи; к неречевым - мимика, жестикуляция, кобстановочно-поведенческим - поза и передвижения говорящего,социальная дистанция между ним и слушающим, окружающая обстановка(последнюю группу можно отнести также к невербальным средствам, ноона не связана собственно с самими механизмами функционирования речи, вней доминируют социально-психологические механизмы и психотехнология специфична).

Психотехнология каждой группысредств имеет свои тонкости, но успех приходит, когда они реализуются говорящимне раздельно, а взаимосвязанно, целостно, ибо таковы объективные закономерностивлияния слова.

Прием профессионализациипсихотехники. Это основополагающий прием, определяющий все другие элементыпсихотехники речи. Речь разных людей по многим особенностям (региональным,национальным, культурным, образовательным и иным) различается. Одна изособенностей речи определяется профессией человека. Юридическая профессия,отличающаяся не только словарным составом, но и логическим строем, имеетсвое особое предназначение. Она - средство решения профессионально-юридическихзадач, а поэтому эффективна, если обслуживает их решение. Поэтому речьпрокурора, адвоката, следователя, сотрудника, несущего патрульно-постовуюслужбу, инспектора по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних,представителя правоохранительных органов, выступающего перед населением,обоснованно должна сильно различаться. Не вдаваясь в подробности, можновыделить ряд общих свойств профессионально-юридической речи. Основные изних:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.