Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мамонтова С.Н. 46 страница




Правило законности и справедливостиречевого волеизъявления. Любое требование, критика, совет словеснои по смыслу безусловно должны отвечать требованиям законности. Они должныбыть ориентированы и на восприятие их гражданами как законных и справедливых.Если это не приказ или не требование, выполнение которых должно быть быстрыми безотлагательным, разумно обогащать их содержание ссылками на соответствующееположение правовых установлений, что подтверждает в глазах людей, которымони адресованы, право работников органов правоохраны на их выражение иих высшую справедливость. При формах волеизъявления, находящихся в нижнейих иерархии, разумно включать в содержание речевых высказываний и разъясненияположений, и другие способы доказательств и опровержения возражений и несогласия.

Правило краткости и ясностисодержитсовет при любой структуре содержания быть ясным и предельно лаконичнымв своих волеизъявлениях. Существует обратно пропорциональная зависимостьмежду количеством слов и степенью воздейственности речевого высказывания.Известно, что команды всегда кратки, но их ясность обусловлена длительнымусвоением военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими,где применяются команды. Однако в общении с обычными гражданами, особеннокогда работнику ясно, что кто-то из них низкообразован, не обладает правовойосведомленностью и пр., развертывание речевого высказывания необходимо,но во всех случаях оно должно быть информативным. Многое зависит и от решаемойзадачи. Так, при массовых беспорядках длинные речи уместны лишь в определенныхситуациях, а в работе инспектора, решающего профилактическую задачу, воздейственностьопределяется не отдельными словами и фразами, а всем содержанием его речи.

Речевое высказывание, рассчитанноена повышенную воздейственность, должно воплощать правило категоричностисвариациями по формам. Вряд

ли правильно понимать этокак сплошную категоричность, категоричность любой фразы, но ошибочна идругая крайность. Полезно учитывать, что категоричность воспринимаетсяслушающим и как убежденность говорящего, что повышает воздейственностьречи.

Правило акцентуирования.Образноговоря, не следует представлять себе речевое высказывание в виде прямойгоризонтальной линии на графике, т.е. полагать, что в любой точке его онобудет одинаково Бездейственным. Даже не нужно, чтобы так было. Оправданноориентироваться на определенные места в планируемом разговоре, сделав ихмаксимально Бездейственными, используя все технические возможности такогоакцентуирования. Достигается это всеми средствами выразительности, о которыхсказано выше: замедлением темпа, повторением, интонацией, ударением, громкостью,мимикой, жестом, позой (подачей тела вперед), уменьшением дистанции и др.

Прием подключения неречевыхсредств. Воздейственность речи - комплексный продукт слов и неречевыхсредств. Они во многом прибавляют и в информировании собеседника, иво внушающем (суггестивном) воздействии говорящего на него. "...Знаковуюроль играют не только сами знаки, но и их нарочитое торможение - выразительноеотсутствие, - писал философ, историк и психолог Б.Ф. Поршнев. - Молчание- это не просто отсутствие речи, сплошь и рядом оно есть торможение и отменаречи или даже, можно сказать, антиречь".1

Правило имиджа рекомендуетзаботиться о том впечатлении, которое производит сам орган правоохраныи его представитель на партнера по общению. Важно само понимание необходимостиделать это и намерение его реализовать в конкретном общении. Имеет значениеодежда, форма, опрятность самого работника и его рабочего стола и все,что находит выражение в последующих правилах.

 

 

1 ПоршневБ.Ф. Социальная психология и история. - М., 1966. - С. 128.

Правило позы обязываетзанять ту позу, которая отвечает намеченному воздействию. В зависимостиот задачи она может быть властной, решительной, уважительной, приглашающейк откровенности, угрожающей и др. В полиции за рубежом придают большоезначение позе, например, при обеспечении безопасности: поза с широко расставленныминогами и сложенными на груди руками - поза властного, целиком уверенногов себе человека, всегда готового к решительным действиям. В ситуациях возникновенияопасности со стороны правонарушителя соответствующие предупреждающие словамогут быть дополнены изменением позы и демонстрацией своей готовности кприменению силы.

Правило решительного жеста,движения отмечает целесообразность в необходимых случаях сопровождатьими речевое высказывание, которому желательно придать повышенную воздейственность.Такие жесты нередко бывают естественными. Например, пожатие руки при встречес гражданином демонстрирует в целом доброжелательность, вежливость, удовлетворениеот встречи и пр., хотя характер рукопожатия может меняться в зависимостиот того, какой оттенок надо придать встрече или даже обычным словам приветствия.Попытка осмыслить это выражена в таком описании: "...Рукопожатие многоговорит о человеке. Бывают руки искренние. Когда такую держишь в своей,происходит легкий обмен токами, через касание передается взаимное доброжелательство,ладонь плотно прилегает к ладони, и нет в ней стремления изогнуться ладошкойвнутрь, избегать прикосновения, отделаться формальным тисканьем костяшекпальцев. У человека безразличного в руке дряблость какая-то, пустота, ееотпускаешь с разочарованием. При любопытстве, заинтересованности рука входитво встречную ладонь чуть резковато, повышенно активно, задерживается дольше,ведет себя испытующе. Застревает и рука ищущая, подлаживающаяся, но онаприлипчивее, как-то ерзает и консистенцией нежнее. Трусливость и неприязньобнаруживают себя деревянным, коротким, необщительным пожатием без нарастанияи расслабления, но с легким непроизвольным подергиванием к себе: такаярука стремиться освободиться раньше, чем следует".1

Если при встрече с гражданиномв кабинете сотрудник встает, выходит из-за стола, идет навстречу, здоровается,предлагает словами и жестом сесть, - характер воздейственности один; когдаон не выходит, даже не привстает со стула, не обменивается рукопожатием,то и все слова вслед приобретают волевой оттенок официальности, "сухости",ожидания неприятного для посетителя разговора, отрицательного отношенияк нему. Волевой оттенок, принудительнъш характер воздейственности придаютособые жесты и движения. К ним относятся: "секущее" движение руки, движениеперед грудью сжатой в кулак кистью, то же движение, но обеими руками, прикосновениекулаком или ладонью к столу, указательное движение рукой, движение, именуемое"погрозить пальцем", движение вытянутой вперед ладонью - "Стойте!", "Подождите!"и т.п. Сотрудники органов внутренних дел, вооруженные дубинкой или пистолетом,в обусловленных законом случаях могут сделать жесты, демонстрирующие ихрешимость воспользоваться ими (приподнять дубинку, похлопать ею по своейноге, прикоснуться рукой к кобуре).

Правило воздейственноймимики часто используется на практике. В уместных случаях речевое высказываниесопровождается общим изменением выражения лица, приданием ему доброжелательности,открытости, искренности, веселости, ироничности, сомнения, благодушия,суровости, строгости, решительности, непримиримости, недовольства, усталостии др. Это достигается изменением положения бровей, подбородка, носогубныхскладок, складок на лбу. Особое значение имеет выражение глаз, контактглаз, улыбка, умение слушать, наклон тела вперед, обращенность к собеседникуанфас, а не боком или наискось. Не следует это значение понимать как однозначное."Улыбкой можно выразить все, что угодно', легкое презрение и тихое обожание,надменную вежливость и нежную снисходительность... Но она же может нечаянновыдать тайное, сделать явным незримое, совершить предательство... Улыбкойможно проговориться".2 То же можно сказать и о других элементахмимики: они могут утвердить, усилить смысл слов и фраз, но могут и ослабитьи даже придать иной смысл им. Так, слова "Наши суды действуют с высокойэффективностью", сопровождаемые иронической улыбкой, переворачивают ихсмысл на противоположный. Такая улыбка может быть намеренной, рассчитанной,а нечто подобное ей или отраженное во взгляде - вьщать действительный смыслдля говорящего.

Правило неизменного самообладания.Всегдапроизводит сильное впечатление на слушающего самообладание говорящего,а особенно представителя власти. За спокойствием всегда чувствуется сила,уверенность, несокрушимость, достойность. При любых перипетиях разговора,даже при словесных

 

 

1 ЛавровыА. и О. Солдаты в синих шинелях. - М., 1965. - С. 116-117.

2 Муратов С.А.Диалог.- М., 1983. - С. 10.

провокациях гражданина (задержанного,допрашиваемого, подозреваемого, обвиняемого и др.), выражающихся в грубости,насмешках, издевке, важно соблюсти выдержку, что само по себе продемонстрируетслабость провоцирующего, никчемность его мелочности и усилит действенностьпоследующих слов работника органов правоохраны. Напротив, утрата выдержки,переход на ответное речевое поведение того же уровня психологически уравниваютразговаривающих, ставят их как бы на одну доску, выдают слабости того,кто не должен иметь слабостей и находится всегда на высоком незыблемомуровне права, возвышающегося над мелочной суетой.

Выбор и создание условий,повышающих Бездейственность речи. Выше уже отмечено, что любое речевоевысказывание воспринимается и действует не как изолированная единица, новсегда в "обрамлении", единстве всех речевых и неречевых средств, в контекстеповедения и деятельности, обстановки, прошлого и будущего, особенностейговорящего и слушающего. Нельзя это упустить юристу и при стремлении повыситьэффективность своего речевого волеизъявления.

Правило авторитетностиговорящего отражает факт зависимости воздейст-венности речи, слов отего авторитетности. Авторитетность представителя власти, работника юридическогооргана, должностного лица выражается в реальной авторитетности их, в правовойпсихологии народа. В свою очередь она сильно зависит от социальных факторов.На Западе придают огромное значение укреплению авторитетности любого работникаорганов юстиции, и в первую очередь полицейского ("полиция - визитная карточкастраны"), принимая комплекс мер, начиная с внешнего вида до достойной заработнойплаты. Считается, что полицейский, неся службу на глазах у граждан, долженнепременно иметь респектабельный внешний вид, который говорит им о многоми прежде всего об уважении к нему государства, хорошем состоянии дел вполиции, о самодисциплине самого полицейского и его отношении к своемудолгу и окружающим. Значение придается качеству, состоянию и ношению полицейскойуниформы, к созданию которой привлекаются лучшие западные дизайнеры и модельеры.В свою очередь престижная экипировка обязывает того, кто ее носит, соответствовать,быть на высоте положения. Она создает и имидж полицейской службы, даваясотрудникам уверенность в себе, увеличивает доверие граждан к возможностямполиции и желание помогать ей. Считается, что полицейский должен быть представительными вызывать уважение своим высоким ростом, телосложением, весом и даже привлекательнымлицом.1

Реальная же авторитетность,как межличностный феномен, зависит от авторитетности личности конкретногоработника, которая возникает и может достичь больших высот в опыте общенияконкретных двух людей или работника и группы граждан (личностно-групповойсоциально-психологический феномен). О последнем и следует озаботиться тому,кто хочет повысить эффект своих1 речевых воздействий.

Правило психологическойориентированности предполагает хорошее знание психологии собеседникаи планирование применения техники речи, отвечающей его особенностям. Впроцессе разговора следует постоянно наблюдать за собеседником, изучатьего.

Правило контекстной воздейственностисодержания определяет целесообразность такого акцентуирования, котороеусиливает свою воздейственность предшествующим опытом общения данных лицлибо расчетливым началом разговора работником органа правоохраны, которыйготовит переход к главной, "ударной" части разговора.

Правило обстановочнойвоздейственности констатирует уже описывавшуюся зависимость любогочеловеческого контакта от условий окружающей обстановки. Любой работникюридического органа поступит правильно, если правильно выберет обстановкудля предстоящего разговора, который должен быть воздейственным. Это можетбыть конспиративная встреча, встреча с глазу на глаз или в присутствиидругих, на службе или дома и пр. Такое надо продумать.

Правило временной воздейственностивозвращаетнас к общей зависимости, играющей роль и для воздейственности речи. Решающиеслова могут быть сказаны, например, следователем после многомесячного трудапо расследованию преступления, когда есть определенные основания для них.Сказанные раньше или позже, они не принесут никакого результата. Нужновыбрать какое-то место в предстоящем разговоре в качестве акцентуированного,играющего решающее воздейственное значение.

Правило зон общения. Проксемика- дисциплина, занимающаяся изучением роли пространства в общении, выделяетроль разных дистанций между общающимися: интимную (15-45 см), личную (45-75см), социальную (120-210 см), публичную (3,5-7,5 см).1 Установлено,что при общении индивидов уменьшение дистанции усиливает психологическиевзаимовлияния, способствует возникновению эффекта доверия, приводит к большейоткрытости в общении, повышает эмоциональность, приводит к возникновениюи учащению физических контактов (касания друг друга). Повышается при этоми значение контакта глаз, мимики и таких ее элементов, как кивок головой,поднятие бровей, улыбки и др. Особенно психологически насыщен разговор,ведущийся глаз в глаз на расстоянии 30 см.

 

 

1 Юридическаяпедагогика в МВД. - М., 1997. - С. 255-257.

 

 

9.6. Общая психотехника профессиональногомышления юриста

Профессиональное мышлениеюриста. Вряд ли можно найти деятельность, где мышление не имело бысущественного значения. Ум - высшее проявление человеческой психики, образноговоря, самая высокая вершина в мире. Без преувеличения можно сказать,что юридическая деятельность -для по-настоящему умных, проницательных людей.Умные вопросы приходят в голову всем, а умные ответы - немногим. Юристдолжен уметь давать умные ответы на сложные вопросы, проникать в сущностьявлений, видеть причинно-следственные связи, мыслить широко и предвидетьсобытия.

Мышление юриста, как и другиекачества, основано на его общем интеллектуальном развитии. Глупый юрист- это не просто плохо, это беда, это страшно. Поэтому и стараются отбиратьв органы правопорядка только умных людей.

На базе общих благоприятныхсвойств мышления у юриста развивается особое профессиональное мышление,которомудолжны быть присущи активность и инициативность, поисковый, аналитико-синтетическийхарактер,

 

 

1 Общая психология.// Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева и др. 2-е издание. - М.,1973. - С. 120.

глубина и широта, логичностьи организованность, доказательность (нетерпимость к голословным утверждениям),непротиворечивость, способность мыслить при "информационных пустотах",умение выдвигать гипотезы и тщательно исследовать их, находчивость, гибкость,скорость, практичность, ясность, устойчивость, прогностичность, креативность,критичность. Развитие такого мышления происходит вместе с профессионализациейощущений, восприятий, внимания, памяти, представлений, воображения. Сказываютсяи личностные качества юриста, например, духовные потребности, интересы,устремления, ценностные ориентации, черты характера, психофизиологическиекачества (темперамент) и др. Определенное место, хотя и не решающее, принадлежити овладению юристом-профессионалом психотехникой мышления. Сам процессмышления нередко протекает как малоосознаваемый, недостаточно произвольнорегулированный. Психотехнические приемы позволяют преодолеть этот недостатоки. таким образом повысить эффективность профессионального мышления.

Прием организации процессамышления. Каждый раз, сталкиваясь со сложной ситуацией, фактом, требующимиглубокого понимания, профессионал должен для себя ответить на ряд приоритетныхвопросов: с чего начать? Что делать потом, чтобы достичь нужного результата?Необходима организация процесса мышления.

Правило активизации мышления.Важнозаставить себя преодолеть торопливость, суетливость, волнение, тревогу,заставить себя думать, искать пути решения проблемы на пути рассуждений.Полезно временами, особенно в трудных случаях, активизировать внутреннююречь - рассуждая про себя, проговаривая мысли по ходу рассуждений, формулируячетко в словах промежуточные и окончательные умозаключения и выводы, рисуячерновые схемы. Не ограничиваться "кабинетными" рассуждениями, усиливатьих выездами на места, беседами с разными людьми.

Правило опираться на опыт,рекомендации, процессуальные нормы. Припоминать требования процессуальногозаконодательства, уроки собственного опыта, подыскивать в памяти аналогичныеслучаи из опыта других, опираться на рекомендации учебных пособий и науки,спрашивать советы у старших и более опытных коллег.

Правило ориентировки вимеющейся информации реализуется путем сбора и анализа исходных данных,уясняется, что есть и чего нет, что достоверно, а что надо проверять, какиеданные нужны еще, что изучить и что проверить.

Правило разработки планапоиска ответов и определения исходной точки. Действующий без планапохож на мечущегося из стороны в сторону. Весь клубок проблемы надо' растянутьв нить ее решения с последовательно расположенными на ней узелками, которыенадо развязать один за другим. Эта нить с узелками^и становится планом,состоящим из последовательных шагов-мероприятий, намечаемых к выполнению.Как нить Ариадны, она ведет к цели. Внезапно возникает и другой вопрос:где кончик нити, за который надо начинать тянуть? Концов-то оказываетсямного; вроде бы можно начать и с этого, и с того, и с третьего. Обычноначинают с наиболее важного, с узловых вопросов или с тех, по которым естьдостаточная информация и решить которые можно быстро.

Правило разработки веераверсий относится к решению почти всех проблем: управленческих, экономических,кадровых, психологических, педагогических и других, но особенно оно важнопри раскрытии и расследовании преступлений. Версионный метод - один изосновных в криминалистике. Версия - гипотеза, предположение, возможноеобъяснение исследуемой проблемы и путей ее решения. Практически никогдане надо намечать путь решения проблемы на основе первой пришедшей в головуи единственной версии. В розыскной, следственной или судебной деятельноститакое самоограничение особенно пагубно. Планируя организацию решения проблемы,здесь нужно разрабатывать все варианты путей раскрытия и расследованияпреступлений. Юридические версии делятся на общие и частные. Общая относитсяк предмету доказывания по уголовному делу в целом и содержит предположениео наличии (отсутствии) события преступления и о виновных лицах. Частнаяверсия относится к отдельным сторонам и элементам предмета доказывания,содержит предположение об отдельных сторонах исследуемого события (например,о мотиве преступления, орудии, способе, личности, месте нахождения орудияпреступления или скрывшегося преступника и др.).

Работая над проверкой версий,следует начинать с наиболее вероятных, которые вырисовываются таковымина основе имеющихся исходных данных; проводить, если есть возможность,одновременную проверку всех версий; систематически и последовательно проверятьвсе. Систематически и целенаправленно собирать информацию, заботясь о еедостоверности; стремиться к формированию внутренней убежденности, к обоснованномупризнанию или отрицанию какого-то факта, т.е. к установлению истины.

Прием психрлогизации мышления.Какуже отмечено выше, практически каждое действие работника органов правоохранысвязано с людьми, с определенной жизненной ситуацией, где психология людей,их взаимоотношения и страсти играют не иллюстративное, а существенное значение.Не разобравшись в этом, невозможно принять правильное решение. Процессуальноезаконодательство прямо указывает на необходимость этого. В качестве обстоятельств,относящихся к предмету доказывания, оно рассматривает мотивы и личностьобвиняемого, при оценке обстоятельств, отягчающих или облегчающих ответственность- состояние сильного душевного волнения, психическое состояние и причины,их вызывающие. В юриспруденции не вызывает протеста мысль, что "вина являетсяпсихическим фактом".1 Б.Я. Петелин выделяет в умышленной формевины семь разных объемов: прямой умысел, прямой умысел + мотив преступления,прямой умысел + социальная цель преступления, прямой умысел + аффект (сильноедушевное волнение), прямой умысел + знание правонарушителем указанных взаконе особенностей объекта посягательств, прямой умысел + субъективныйвыбор и умелое использование выделяемых законом объективных элементов преступногоповедения, косвенный умысел. В неосторожной форме вины он выделяет дваобъема: самонадеянность, т.е. просчет в сознании, в результате чего наступилипобочные (нежелаемые и непредотвращенные) последствия, и небрежность, прикоторой отсутствует волевое действие, в то время как у лица есть обязанностьи возможность действовать, чтобы предотвратить вредные последствия, которыенаступили. Ненаблюдаемость вины как психологического

 

 

1 ПетелинБ.Я. Психологические основы доказывания вины. // Юридическая психология.Тезисы научных сообщений советских психологов на VI Всесоюзном съезде Обществапсихологов СССР. - М., 1983. - С. 141.

явления ставит вопрос о признаках,внешних проявлениях, по которым "южно ее установить. Предлагаются три внешнеобнаруживаемых признака: само преступное поведение как волевой акт (егонаправленность на определенный объект посягательств, его результаты - продукты,отдельные смысловые фрагменты и материальные следы поведения); вербальныепроявления (в устной и письменной форме), сопровождающие преступное поведениеили имевшие место до и после его совершения; самоотчет (показания) виновногокак личности, наделенной сознанием и волей.

Приведенное мнение, несмотряна свою детальность, все же только! фрагмент того действительного психологическогобогатства, в котором дол-ч жен разобраться юрист. Это богатство можно многократнорасширить, если'! обратиться к психологическому анализу действий специалистоввсех юридических органов, которые далеко не сводятся к судопроизводству.Они! подтвердят, что для понимания реально произошедшего и происходящегоочень часто важны не внешние обстоятельства, а психологические. Видимое- I только вершина айсберга, у которого, как известно, 9/10 объемаскрыты под водой, а в юридической практике она и есть психология.

Правило постоянно переводитьмысль с наблюдаемого на уровень психологических рассуждений, умозаключений,выводов, оценок. При этом использовать весь запас психологических знаний,действий и психотехник.

Правило рефлексивногомышления рекомендует почаще ставить себя на место человека, жизнь иповедение которого изучаются. Это позволяет лучше понять его и принятьболее верное решение (подробно о рефлексивном мышлении см. § 9.7).

Правило не увлекаться,психологизируя. Не всегда психологически сложные схемы, версии, таинственныеобстоятельства отвечают реальной действительности. Нередко преступленияимеют под собой достаточно примитивную психологию, несмотря на кажущуюсязапутанность их вначале. Однако при профилактике, правовом воспитании,работе с осужденными и т.п. преувеличение сложности бывает редко.

Прием сложения мысленнойкартины. Свершившееся, ушедшее в прошлое событие, факт, с которымиочень часто приходится иметь дело работникам правоохранительных, правоприменительныхи правоисполнительных органов, можно сравнить с разбившейся фарфоровойвазой, покрытой замысловатым рисунком. Приступая к его исследованию, работникимеет дело с мелкими осколками, причем далеко не всеми, но их во что быто ни стало надо сложить, каждый должен найти свое место, а ваза должнабыть восстановлена.

Умение мысленно собирать,образовывать целостную образную картину произошедшего, из которой нельзявырвать ни одной детали, - одно из важнейших в умственных способностях.Только в системе, в целостной картине каждая деталь приобретает свой смысл,свое место, становится одним из шажков, приближающих к цели. Надо пользоватьсяодновременно как бы двумя инструментами: микроскопом и телескопом. Первым- чтобы досконально, скрупулезно рассматривать мелкие детали, самые тонкиепроявления психологии; вторым - чтобы уметь охватить картину в целом, увидетьместо детали в общей картине.

Правило активизации представлений("мысленного моделирования") заключает совет намеренно стремиться складыватьмысленный образ, делать его как бы видимым "внутренним взором", "рисоватькартину" имевшего место и исследуемого события, факта.

Правило разработки графическихсхем обращает внимание на многостороннюю пользу их вычерчивания. Онипозволяют экстериоризировать ("вынести" наружу) зарождающиеся смутные образы,овеществить, сделать видимыми, что позволяет многократно их разглядывать,анализировать и на этой основе совершенствовать мысленные образы. Так,при раскрытии и расследовании преступлений полезно составлять схему местапреступления, расположения на ней его участников и свидетелей, схемы знакомстви отношений, схемы объяснений разными лицами одного и того же вопроса,схемы "за" и "против" и др.

Правило мысленного экспериментирования.Присоставлении мысленной картины отдельные сведения, факты могут и не находитьв ней убедительного места, особенно когда приходится составлять не статичную,а динамичную картину. Обоснованность увязок каждого "кусочка" с другими,с общей картиной заслуживает особой направленности мысли. Мысленно следуетего перемещать с места на место в этой картине, находя обоснованное, невызывающее сомнений место. "Несущественную", неясно что означающую информациюследует пытаться прикладывать к этой картине, менять ее место и делатьэто до тех пор, пока она не сложится, "не ляжет в картину". То, что неложится, не выбрасывать, а удалять в мысленный буфер, периодически извлекаяего и вновь прикладывая к картине. Мысленно экспериментируя, доводить картинудо полной ясности. Малейшие неувязки, неясности, сомнения должны быть прояснены.

Прием преодоления умственныхтупиков. Нередко, особенно при раскрытии и расследовании преступлений,наступает момент, когда все, казалось бы, сделано, все версии отработаны,а дело остается столь же туманным, как и вначале. Кажется, что возможностиисчерпаны, хочется опустить руки и сдать дело в архив. Но, как говорят,нет преступлений, которые нельзя раскрыть, но есть работники, которые неумеют их раскрывать; нет "скучных" дел, а есть скучающие на службе работники.Надо искать выход из тупика, из "психологического пата", в который работниксам себя и загнал неумелыми действиями, за которыми стоят слабости и упущениямышления.

Правило искать причинув себе и устранять ее, возобновляя поиски. Прежде всего надо видетьпричину в психологической неустойчивости и преодолевать ее, вновь и вновьпредпринимать новые шаги для решения стоящей задачи. Это одно из индивидуальныхкачеств, слабость которого и служит причиной отчаяния и "опускания рук",и если оно развито слабо, то его надо намеренно развивать, применяя, вчастности, и описываемые здесь приемы.1 Такими причинами могутбыть и разные психологические барьеры, стереотипы, недопущение некоторыхпредположений (например, по-человечески трудно допустить, что отец своимируками убил сына. Но профессионально, особенно в условиях тупика, и такиеверсии должны проверяться).

 

 

1 Существуетпсихологический тест: обследуемому предлагается очень сложная задача, которуюс первого раза практически не решить. Люди ведут себя не одинаково в этойситуации. Одни сразу отказываются от повторения попытки, заявляя, что уних не получится. Вторые говорят: "Попробую еще раз" - и при новой неудачеотказываются, заявляя иногда, что задача вообще нерешаема. Третьи делаюттри, четыре и более попыток, прежде чем отказаться. Но есть и такие, укоторых неудачи только вызывают азарт, и они действуют, пока не добьютсяуспеха. Хорошо бы такой тест включить в психодиагностический банк при отборекадров в отдельные службы и органы.

 

Правило критического возвратак исходной точке. Тупик часто возникает в результате "зацикливания"- наличия упущения, которое не замечается даже при повторных беглых просмотрах.Критический возврат надо осуществлять к самой начальной точке работы, причемсо всей придирчивостью рассматривать и проверять каждый шаг в исследовании,при необходимости принимая меры по перепроверке информации, используемойпри каждом мысленном шаге расследования. Уместны острые критические вопросысебе: "А так ли? А доказано ли это? Бесспорен ли такой вывод?" и др. Когдаработник завален работой, а времени дефицит, мелкие упущения, которые темне менее заводят в тупик, вполне возможны.

Правило выявления противоречий.Проводитсяспециальное сравнение всех шагов, данных, умозаключений и прочего на отсутствиепротиворечий. Любое противоречие, каким бы незначительным и несущественнымоно ни казалось, возводится в ранг приоритетного, и перепроверяется все,что связано с ним.

Правило критической проверкивеера версий. Частой причиной тупиков выступает увлечение оперативника,следователя одной версией. Она для них словно любимая женщина (мужчина),рядом с которой нет места другим. Верховный суд страны неоднократно указывал,что обвинение по делу не может быть построено на одной, заранее принятойи подтвержденной версии, без учета других, вытекающих из обстоятельствдела. Нельзя отбрасывать возможные по делу версии без их проверки. Должнобыть обязательное соревнование версий, их равноценная проверка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.