Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами




Задачи и функции клинических психологов

Вопрос о задачах и функциях - это по сути вопрос о компе­тенции клинического психолога:

1. Что делать?

2. Что планировать?

3. За что браться?


 

2.1. Виды психопрофилактических задач

Первичная профилактика - это система общегосударствен­ных мер по укреплению здоровья населения. Роль психологов здесь состоит в разработке психологических основ пропаганды и внедрения здорового образа жизни, в преодолении безответст­венности за свое здоровье, в формировании культуры здоровья.

Вторичная профилактика - это работа с группами повышен­ного риска заболеваемости. Роль психологов состоит в выявлении и помощи группам риска заболеваемости нервно-психическими болезнями, психосоматическими недугами, пограничными рас­стройствами, наркоманией, аномалиями развития.

Третичная профилактика - это помощь переболевшим лю­дям в целях предупреждения рецидивов болезни, декомпенса­ции и инвалидизации. Роль психологов предусматривает кон­сультативные, восстановительные и коррекционные формы профилактической деятельности.

2.2. Различные виды клинико-психологической психодиагностики

Диагностика — это наиболее распространенная функция клинических психологов. Различают следующие шесть видов психологической диагностики в клинике:

Клинико-нозологическая диагностика как первый вид пси­хологического диагноза в психиатрической клинике.

Топическая психологическая диагностика - синдромный нейропсихологический анализ в клинике локальной патологии мозга.

Личностная (типологическая) диагностика групп повы­шенного риска психосоматических, нервно-психических заболе­ваний и пограничных расстройств.

Функциональная диагностика применяется в специальных экспертных задачах, для оценки психического состояния, тера­певтического эффекта и т. д.

Диагностика уровня психического и умственного развития детей и подростков при разных вариантах аномального развития.

Диагностика в целях психологической коррекции - это выяв­ление психологических факторов риска, опора для выбора кор-рекционных программ, оценка эффективности психологическо­го воздействия.

При врачебно-трудовой экспертизе (учет нарушенных и со­хранных компонентов психической деятельности; соотнесение психологического статуса с профессиограммой и психологиче­скими требованиями той или иной профессии).

В условиях военно-медицинской экспертизы (пригодность к воинской службе, выбор рода войск и др.).

При проведении судебно-психологической, психолого-психиатрической и психологической экспертиз (диагностика психических состояний, характерологических и личностных особенностей, темперамента и т. д.).

Психолого-педагогическая экспертиза с целью прогноза раз­вития ребенка и рекомендации форм обучения и коррекции пси­хики.

Примечание: Общие принципы и специфика участия клини­ческих психологов в решении разных экспертных задач будут показаны на примере судебно-психологической экспертизы в другом курсе.

2.4. Психотерапевтические, коррекционные и реабилитационно-восстановительные задачи

Существует достаточно большое количество психотерапев­тических методик и техник. Наиболее известными среди них являются психоанализ, гуманистическая терапия, психодрама, поведенческая терапия, гештальттерапия, психосинтез, NLP и др. Все они вышли из клиники и связаны с именами таких вы-

дающихся клинических психологов и психиатров, как Фрейд, Адлер, Юнг, Хорни, Фромм, Франкл, Роджерс, Маслоу и др. Ка­ждую из названных выше психотерапевтических методик и тех­ник можно применять в психологической практике, однако сле­дует различать два значения понятия «психотерапия»: медицин­ское, понимаемое как излечение болезненных состояний, и психо­логическое как облегчение, снятие «психологической боли».

Например, часто сопутствующие шизофрении такие болез­ненные состояния как бред, снижение энергетического потен­циала и др. - это забота врача, объект психотерапевтического и медикаментозного лечения, а эмоциональные состояния, лично­стные расстройства и особенности познавательных процессов больше относятся к компетенции психолога. Поэтому психолог в психиатрической клинике занимается в основном психодиаг­ностикой и психологической коррекцией.

По определению психологическая коррекция - это специ­альные методы исправления черт личности, относимых к психо­логическим факторам риска заболеваемости (повышенная тревож­ность, низкая стрессоустойчивость, слабый тип ВНД, акцентуиро-ванность и др.) с целью профилактики нервно-психических рас­стройств и психосоматических недугов.

Таким образом, медицинская психотерапия - это прерогати­ва врача, психологическая коррекция - прерогатива клиническо­го психолога.

Кроме того, клинический психолог принимает участие в со­циально-трудовой адаптации и реабилитации больных. При этом под социально-трудовой реабилитацией статуса больного понимается система комплексных мероприятий медицинского, психологического и социально-экономического характера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.