Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Графическое изображение статистической информации




Полученные в результате статистического анализа показатели часто представляют в графической форме.

Статистический график – это чертеж, на котором статистические совокупности описываются с помощью линий, геометрических образов или знаков.

По способу построения статистические графики делятся на диаграммы и статистические карты.

Диаграммы применяются для наглядного сопоставления в различных аспектах независимых друг от друга величин и подразделяются на диаграммы: линейные, плоскостные, объемные, фигурные. Диаграммы применяются при изучении структуры совокупности, вариации признака в изучаемой совокупности, динамики явления и т. д.

Статистические карты характеризуют степень распространения какого-то явления на определенной территории. Различают картограммы и картодиаграммы.

 

Задания для самостоятельного решения

 

1. Численность населения РФ на начало 1992 г. составляла 148,3 млн. чел., в том числе городского – 109,2 и сельского – 39,1 млн. чел. Из общей численности населения мужчины составляли 69,5; женщины – 78,8 млн. чел. На начало 2006 г. из общей численности населения страны 142,8 млн. чел., городское население составляло 104,1, сельское – 38,7 млн. чел., из общей численности населения мужчины составляли 66,2 млн. чел., женщины – 76,6 млн. чел.

Постройте таблицу, отражающую изменение численности всего населения РФ, в том числе городского и сельского, мужчин и женщин, укажите ее вид.

2. Используя данные о студентах, обучающихся в вашей группе, составьте таблицу, в которой содержалась бы следующая информация:

а) фамилия, имя и отчество студента;

б) пол;

в) место жительства (регистрации), выделив регионы: Москва, Московская область и др.;

г) возраст (число полных лет);

д) общее количество баллов, полученных на вступительных экзаменах в РЭА им. Г. В. Плеханова;

е) иностранный язык, который изучает студент.

Определите вид построенной статистической таблицы, ее подлежащее и сказуемое.

 

3. Используя данные о студентах, обучающихся в вашей группе (задание 2), составьте групповую таблицу и комбинационную таблицу.

 

4. Используя данные, приведенные для изучения изменения в распределении населения страны по месту жительства и полу на городское и сельское, мужчин и женщин в задании 1, изобразите исходные данные в виде секторных диаграмм, а для изучения динамики численности населения РФ – столбиковых диаграмм.

 

5. По приведенным данным в целом по РФ за 2005 г. произведите группировку видов экономической деятельности по:

а) числу организаций (до 50; 50–100; 100–200; свыше 200);

б) среднегодовой численности работников (до 500; 500–1 000; 1 000 и более):

Вид экономической деятельности     Число организаций, тыс. ед. Среднегодовая численность работников, тыс. чел. Объем отгруженной продукции, млрд. руб.
       
Добыча полезных ископаемых 14,6 1 079 3 013
Производство пищевых продуктов (включая напитки) и табака   69,3   1 422   1 480
Текстильное и швейное производство   40,5    
Обработка древесины и производство изделий из дерева   45,1    
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность     56,0        

 


О к о н ч а н и е

       
Производство кокса и нефтепродуктов   2,7     1 022
Химическое производство 17,0    
Металлургическое производство и производство оптовых металлических изделий     32,8     1 176     1 850
Производство машин и оборудования   74,2   1 144  
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования     35,4        
Производство транспортных средств и оборудования   10,0   1 197  
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды   18,6   1 892   1 495

6. Используя исходные данные задания 5, произведите группировку видов экономической деятельности по:

а) объему отгруженной продукции в расчете на 1 работника (с произвольными интервалами);

б) объему отгруженной продукции в расчете на 1 действующую организацию (с равными интервалами).

7. Составьте простую таблицу, содержащую следующую информацию о преподавателях, которые читали лекции и проводили практические занятия в предыдущем семестре на вашем курсе:

– название кафедры;

– фамилия, имя, отчество преподавателя;

– должность преподавателя;

– название читаемой дисциплины.

8.Составьте макет таблицы, отражающей изменение численности граждан, выезжающих из РФ за последние 5 лет, по целям поездок и направлениям выбытия. Что является подлежащим и сказуемым таблицы?

9. Использую статистические данные, содержащиеся в сборнике «Россия в цифрах 2006», составьте по одной таблице каждого вида: простую, групповую, комбинационную; с простой и сложной разработкой показателей сказуемого.

10.Используя исходные, полученные вами при выполнении задания 7, постройте групповую таблицу и комбинационную таблицу.

11. Приводятся данные по отдельным субъектам РФ за 2006 г.

  Регион Численность населения, тыс. чел. Территория, тыс. км2
Архангельская область 1280,2 589,9
Алтайский край 2523,3 168,0
Белгородская область 1513,6 27,1
Вологодская область 1227,8 144,5
Ивановская область 1087,9 21,4
Калининградская область 937,4 15,1
Камчатская область 347,1 464,3
Кемеровская область 2826,3 95,7
Краснодарский край 5101,1 75,5
Санкт-Петербург 4571,2 1,4
Липецкая область 1173,9 24,0
Москва 10442,7 1,1
Мурманская область 857,0 144,9
Новгородская область 657,6 54,5
Омская область 2025,6 141,1
Пермский край 2730,9 160,2
Приморский край 2005,9 164,7
Республика Саха (Якутия) 950,0 3083,5
Республика Татарстан 3760,5 67,8
Ростовская область 4276,0 101,0
Саратовская область 2595,3 101,2
Сахалинская область 521,2 87,1
Тюменская область 3345,1 1464,2
Читинская область 1122,1 431,9
Чукотский автономный округ 50,5 721,5

Произведите группировку регионов РФ:

а) по численности населения, выделив группы регионов с численностью населения (тыс. чел.): до 500; от 500 до 1 000; от 1000 до 5 000; свыше 5 000;

б) по территории, выделив группы регионов с территорией (тыс. км2): до 100; от 100 до 500; от 500 до 1 000; свыше 1 000;

в) по плотности населения с равными интервалами.

Напишите выводы.

 

12. Приводятся результаты сдачи экзамена по общей теории статистики в июне 2006 г. студентами одной из групп экономико-математического факультета РЭА им. Г. В. Плеханова:

4; 2; 3; 4; 3; 4; 4; 5; 4; 5; 4; 4; 3; 3; 5; 3; 5; 4; 3; 4; 2; 3; 4; 2; 4; 3.

Постройте дискретный вариационный ряд и изобразите его графически в виде полигона распределения.

13. Приводится распределение студентов одной из групп вечернего отделения финансового факультета РЭА им. Г. В. Плеханова по возрасту (лет, цифры условные):

20; 24; 21; 35; 29; 38; 27; 24; 26; 30; 31; 20; 21; 27; 22; 28; 23; 26; 31; 26; 28; 23; 25; 23; 27; 31; 33; 26.

Постройте:

а) дискретный вариационный ряд и изобразите его графически в виде полигона распределения;

б) интервальный вариационный ряд с равными интервалами и

изобразите его графически в виде гистограммы.

14. Ниже приводятся данные о трудовом стаже сотрудников одного из предприятий (лет, цифры условные):

2; 6; 12; 4; 9; 5; 7; 1; 10; 14; 3; 6; 9; 2; 5; 7; 11; 15; 21; 16; 12; 14; 15; 8; 4;18; 7; 16; 11;14.

Постройте интервальный вариационный ряд, образовав группы со следующими интервалами по стажу: до 5; от 5 до 10; от 10 до 20; свыше 20.

Изобразите построенный вариационный ряд в виде гистограммы и кумуляты.

15. По приведенным данным о среднегодовой численности занятых в экономике РФ по видам экономической деятельности (тыс. чел.) постройте таблицу, характеризующую изменение структуры занятого населения. Определите вид данной таблицы. Напишите выводы.


 

  2004 г. 2006 г.
Численность занятых – всего в экономике Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Гостиницы и рестораны Транспорт и связь Финансовая деятельность Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение Образование Здравоохранение и предоставление социальных услуг Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг Другие (рассчитайте) 66 407 7 430 1 088 11 787   1 900 4 743     10 843 1 152 5 293   4 825     3 447 6 125 4 488     2 330 … 67 017 7 106 1 036 11 255   1 917 5 075     11 315 1 183 5 423   4 936     3 579 6 014 4 603     2 492 …

16. Приводятся условные данные о количестве дней временной нетрудоспособности работников одного из супермаркетов города (дней):

5; 11; 8; 6; 14; 18; 3; 21; 9; 5; 11; 12; 10; 7; 5; 8; 10; 14; 16; 9; 12.

Простройте интервальный вариационный ряд с произвольными интервалами и изобразите его графически в виде гистограммы и кумуляты.

 

17.Приводятся данные о размерах продаваемой женской обуви в одном из магазинов города:

37,0; 38,5; 36,5; 37,5; 37,0; 39,5; 38,0; 37,5; 37,0; 36,0; 35,5; 37,5; 38,0; 37,5; 35,5; 37,0; 36,5; 40,0; 39,0; 38,5; 38,0; 37,5; 36,0; 37,5.

Постройте дискретный вариационный ряд и изобразите его графически в виде полигона распределения.


18. Приводятся условные данные о продолжительности одного телефонного разговора абонентов МГТС (мин.) в Москве:

9,4 8,0 26,3 5,0 15,0 8,2 33,0 9,2

10,8 8,7 11,4 0,5 4,6 12,7 9,7 8,3

30,8 15,0 17,0 42,5 9,5 13,5 9,2 13,2

28,1 7,5 11,8 14,6 8,5 7,8 10,5 9,0

10,8 8,5 9,8 12,4 15,5 7,9 4,8 9,2

32,1 14,1 8,0 9,5 25,1 10,8 8,3 9,7

10,1 12,5 14,2 6,5 13,5 14,9 11,0

Постройте интервальный вариационный ряд с равными интервалами и изобразите его графически в виде гистограммы и кумуляты.

 

19. По приведенным условным данным о продолжительности пребывания российских туристов на отдыхе (дней) простройте дискретный вариационный ряд и изобразите его графически в виде полигона распределения:

7; 11; 21; 14; 11; 10; 18; 10; 21; 14; 10; 9; 7; 14; 10; 11; 8; 12; 5; 8; 14.

 

20. Приводятся условные данные о ч исленности студентов в группах финансового факультета РЭА им. Г. В. Плеханова (чел.):

29; 31; 30; 34; 26; 26; 28; 28; 25; 29; 30; 26; 28; 29; 27; 28; 33; 32.

Постройте:

а) дискретный вариационный ряд;

б) интервальный вариационный ряд с произвольными интервалами и изобразите его графически в виде гистограммы и кумуляты.

 

21.По исходным данным, приведенным в задании 5, произведите группировку видов экономической деятельности, выделив следующие группы по среднегодовой численности занятых (тыс. чел.): до 1 000; от 1 000 до 3 000; от 3 000 до 5 000; от 5 000 до 10 000; 10 000 и более.

22. По данным о кредитных организациях РФ на начало 2007 г. произведите их вторичную группировку по величине зарегистрированного уставного капитала, установив величину равного интервала:

а) 50 млн. руб.; б) 100 млн. руб.


 

Величина уставного капитала, млн. руб. Число кредитных организаций, в % к итогу
до 3 от 3 до 10 от 10 до 30 от 30 до 60 от 60 до 150 от 150 до 300 300 и выше 3,6 7,3 14,1 15,3 18,9 18,3 22,5

23.По результатам произведенной группировки регионов РФ по плотности населения (задание 11) произведите вторичную группировку регионов страны по плотности населения (чел./км2), образовав группы со следующими интервалами: до 5; 5 – 10; 10 – 20; 20 – 40; 40 и более.

24. По данным, приведенным в задании 5, произведите вторичную группировку видов экономической деятельности по среднегодовой численности работников (тыс. чел) с интервалами: до 250; 250 – 500; 500 – 750; 750 – 1000; 1000 – 1250; 1250- 1500; 1500 и более.

25. По приведенным ниже данным о распределении населения РФ в 2006 г. по величине среднедушевых денежных доходов (рублей в месяц) произведите вторичную группировку населения страны, образовав группы со следующими интервалами: до 2000; 2000 – 4000; 4000 – 6000;

6000 – 8000; 8000 – 10 000; свыше 10 000:

 

Величина среднедушевых денежных доходов (рублей в месяц) Численность населения (% к итогу)
до 1 500 1,8
1 500 – 2 500 5,8
2 500 – 3 500 8,5
3 500 – 4 500 9,4
4 500 – 6 000 13,5
6 000 – 8 000 14,9
8 000 – 12 000 19,7
Свыше 12 000 26,4
Итого 100,0

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем заключается сводка статистических данных и для чего она проводится?

2. Дайте характеристику видам сводки.

3. Для чего используется группировка статистических данных? Какие виды группировок вы знаете?

4. Дайте определение ряда распределения. Охарактеризуйте виды рядов распределения.

5. Как определяют количество образуемых групп с равными и неравными интервалами? В каких случаях применяют формулу Стерджесса?

6. Как определяется величина интервала при группировке по количественному признаку?

7. Какой ряд распределения называется дискретным? Как изображают графически дискретный вариационный ряд?

8. Какой ряд распределения называется интервальным? Как изображают графически интервальный вариационный ряд?

9. В чем заключается сущность метода вторичной группировки?

10. Что собой представляет статистическая таблица? Из каких элементов она состоит?

11. Перечислите виды статистических таблиц. Назовите основные правила составления и заполнения таблиц.

12. Что такое статистический график? Из каких элементов он состоит?

13. Перечислите виды статистических графиков.

14. В чем заключается третий этап статистического исследования?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.