Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контраст цветовых сопоставлений




Семь типов цветовых контрастов

Мы го­во­рим о кон­тра­стах, ко­гда, срав­ни­вая ме­ж­ду со­бой два цве­та, на­хо­дим ме­ж­ду ни­ми чёт­ко вы­ра­жен­ные раз­ли­чия. Ко­гда эти раз­ли­чия дос­ти­га­ют сво­его пре­де­ла, мы го­во­рим о диа­мет­раль­ном или по­ляр­ном кон­тра­сте. Так, про­ти­во­пос­тав­ле­ния боль­шой — ма­лень­кий, бе­лый — чёр­ный, хо­лод­ный — тё­п­лый в сво­их край­них про­яв­ле­ни­ях пред­став­ля­ют со­бой по­ляр­ные кон­тра­сты. На­ши ор­га­ны чувств функ­цио­ни­ру­ют толь­ко по­сред­ст­вом срав­не­ний. Глаз вос­при­ни­ма­ет ли­нию как длин­ную толь­ко в том слу­чае, ес­ли для срав­не­ния пе­ред ним име­ет­ся бо­лее ко­рот­кая, но та же ли­ния вос­при­ни­ма­ет­ся ко­рот­кой при срав­не­нии с бо­лее длин­ной. По­доб­ным же об­ра­зом впе­чат­ле­ния от цве­та мо­гут быть уси­ле­ны или ос­лаб­ле­ны с по­мо­щью дру­гих кон­тра­ст­ных цве­тов.

Изу­чая ха­рак­тер­ные спо­со­бы воз­дей­ст­вия цве­та, мы мо­жем кон­ста­ти­ро­вать на­ли­чие се­ми ви­дов кон­тра­ст­ных про­яв­ле­ний. Они на­столь­ко раз­лич­ны по сво­им ос­но­вам, что ка­ж­дый из них дол­жен быть изу­чен от­дель­но. Ка­ж­дый из них кон­тра­стов по сво­ему осо­бо­му ха­рак­те­ру и ху­до­же­ст­вен­ной зна­чи­мо­сти, зри­тель­но­му, экс­прес­сив­но­му и кон­ст­рук­тив­но­му дей­ст­вию столь свое­об­ра­зен и един­ст­ве­нен в сво­ём ро­де, что бла­го­да­ря им мы мо­жем от­крыть для се­бя все ос­нов­ные ху­до­же­ст­вен­ные воз­мож­но­сти цве­та.

Гё­те, Бе­цольд, Шев­рёль и Хёль­цель ука­зы­ва­ли на смы­сло­вое зна­че­ние раз­лич­ных цве­то­вых кон­тра­стов. Шев­рёль по­свя­тил ог­ром­ный труд «си­муль­тан­ным кон­тра­стам». Од­на­ко на­гляд­но­го и снаб­жён­но­го со­от­вет­ст­вую­щи­ми уп­раж­не­ния­ми прак­ти­че­ско­го вве­де­ния в изу­че­ние свое­об­раз­но­го про­яв­ле­ния цве­то­вых кон­тра­стов до на­стоя­ще­го вре­ме­ни не су­ще­ст­ву­ет. Пред­при­ня­тое в дан­ной кни­ге ис­сле­до­ва­ние цве­то­вых кон­тра­стов яв­ля­ет­ся су­ще­ст­вен­ной ча­стью мое­го тру­да о цве­те. Нач­нём с пе­ре­чис­ле­ния се­ми ти­пов цве­то­вых кон­тра­стов:

1. Контраст цветовых сопоставлений;

2. Контраст светлого и тёмного;

3. Контраст холодного и тёплого;

4. Контраст дополнительных цветов;

5. Симультанный контраст;

6. Контраст цветового насыщения;

7. Контраст цветового распространения.

Кон­траст цве­то­вых со­пос­тав­ле­ний — са­мый про­стой из всех се­ми. Он не предъ­яв­ля­ет боль­ших тре­бо­ва­ний к цве­то­во­му ви­де­нию, по­то­му что его мож­но про­де­мон­ст­ри­ро­вать с по­мо­щью всех чис­тых цве­тов в их пре­дель­ной на­сы­щен­но­сти.

Так­же как чёр­ный и бе­лый цве­та об­ра­зу­ют са­мый силь­ный кон­траст свет­ло­го и тём­но­го, так и жёл­тый, крас­ный и си­ний цвет об­ла­да­ют наи­бо­лее силь­но вы­ра­жен­ным цве­то­вым кон­тра­стом (рис. 4). Для то­го что­бы убе­дить­ся в этом, нуж­но, по край­ней ме­ре, три яр­ких и дос­та­точ­но уда­лён­ных друг от дру­га цве­та. Дан­ный кон­траст соз­даёт впе­чат­ле­ние пе­ст­ро­ты, си­лы, ре­ши­тель­но­сти. Ин­тен­сив­ность цве­то­во­го кон­тра­ста все­гда умень­ша­ет­ся по ме­ре то­го, как вы­бран­ные на­ми цве­та уда­ля­ют­ся от ос­нов­ных трёх. Так, оран­же­вый, зе­лё­ный и фио­ле­то­вый по сво­ей кон­тра­ст­но­сти уже го­раз­до сла­бее, чем жёл­тый, крас­ный и си­ний, а воз­дей­ст­вие цве­тов третье­го по­ряд­ка ещё ме­нее яв­но. Ко­гда ка­ж­дый цвет от­де­лён друг от дру­га чёр­ны­ми или бе­лы­ми ли­ния­ми, то их ин­ди­ви­ду­аль­ный ха­рак­тер ста­но­вит­ся вы­ра­жен­ным бо­лее рез­ко, а вза­им­ные из­лу­че­ния и вза­им­ные влия­ния тем са­мым умень­ша­ют­ся. Ка­ж­дый цвет в этом слу­чае про­яв­ля­ет, пре­ж­де все­го, свою ре­аль­ную кон­крет­ность. Хо­тя ос­нов­ная груп­па трёх цве­тов жёл­то­го, крас­но­го и си­не­го пред­став­ля­ет со­бой са­мый боль­шой цве­то­вой кон­траст, од­на­ко и все дру­гие чис­тые цве­та не­со­мнен­но мо­гут быть пред­став­ле­ны в ря­ду силь­ных цве­то­вых кон­тра­стов (рис. 6).

При из­ме­не­нии яр­ко­сти цве­та цве­то­вой кон­траст по­лу­ча­ет мно­же­ст­во со­вер­шен­но но­вых вы­ра­зи­тель­ных ка­честв (рис. 7). Чис­ло ва­риа­ций здесь очень ве­ли­ко и в со­от­вет­ст­вии с этим столь же бес­ко­неч­но чис­ло их вы­ра­зи­тель­ных воз­мож­но­стей. Вклю­че­ние бе­ло­го и чёр­но­го цве­та в па­лит­ру за­ви­сит от те­мы и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­поч­те­ний ху­дож­ни­ка. Как это бы­ло по­ка­за­но на ри­сун­ках, от­но­ся­щих­ся к раз­де­лу «Цвет и цве­то­вое воз­дей­ст­вие», бе­лый цвет ос­лаб­ля­ет яр­кость при­ле­гаю­щих к не­му цве­тов и де­ла­ет их бо­лее тём­ны­ми, чёр­ный, на­обо­рот,— по­вы­ша­ет их яр­кость и де­ла­ет их бо­лее свет­лы­ми. По­это­му, чёр­ный и бе­лый яв­ля­ют­ся важ­ны­ми эле­мен­та­ми цве­то­вых ком­по­зи­ций (рис. 5). Для вы­пол­не­ния этих уп­раж­не­ний мож­но бы­ло бы ис­поль­зо­вать иг­ру сво­бод­ных цве­то­вых пя­тен. Од­на­ко по­доб­ный ме­тод ра­бо­ты мо­жет при­вес­ти к опас­ным по­след­ст­ви­ям. Обу­чаю­щие­ся сра­зу нач­нут ув­ле­кать­ся фор­ма­ми, вме­сто то­го что­бы изу­чать соб­ст­вен­но си­лу цве­то­вых пя­тен и их на­пря­же­ние, и ри­со­вать пят­на­ми. Од­на­ко по­доб­ный цвет­ной ри­су­нок в этом слу­чае ста­но­вит­ся вра­гом вся­ко­го жи­во­пис­но­го твор­че­ст­ва. Что­бы из­бе­жать это­го, мы ис­поль­зу­ем ча­ще все­го про­стые по­ло­сы или сет­ку шах­мат­ной дос­ки. В уп­раж­не­нии, по­ка­зан­ном на ри­сун­ке 8, где жёл­тый, крас­ный, си­ний, бе­лый и чёр­ный цве­та да­ны в шах­мат­ном по­ряд­ке, пе­ред уче­ни­ком ста­вит­ся за­да­ча рас­по­ло­жить эти цве­та в двух на­прав­ле­ни­ях, для то­го что­бы раз­вить в се­бе чув­ст­во цве­то­вой на­пря­жён­но­сти пя­тен. Ком­по­зи­ция ри­сун­ка 9 со­сто­ит из ло­каль­ных цве­тов, об­ла­даю­щих наи­выс­шей све­то­си­лой, а так­же их ос­вет­лён­ных и за­тем­нён­ных гра­да­ций и вклю­чён­ных сю­да бе­ло­го и чёр­но­го цве­та. Ко­гда сис­те­ма цве­то­вых со­че­та­ний, по­ка­зан­ных на ри­сун­ке 6, ока­жет­ся ус­во­ен­ной, мож­но бы­ст­ро по­доб­рать цве­та для уп­раж­не­ний ри­сун­ка 10.

Очень ин­те­рес­ные ре­зуль­та­ты по­лу­ча­ют­ся, ес­ли од­но­му из цве­тов от­во­дит­ся глав­ная роль, а ос­таль­ные ис­поль­зу­ют­ся в не­боль­ших ко­ли­че­ст­вах - лишь для то­го, что­бы под­черк­нуть ка­че­ст­ва глав­но­го цве­та. Под­чёр­ки­вая ка­кой-то один цвет, мы уси­ли­ва­ем об­щую вы­ра­зи­тель­ность ра­бо­ты. По­сле ка­ж­до­го гео­мет­ри­че­ско­го уп­раж­не­ния ре­ко­мен­ду­ет­ся да­вать за­да­ния на вы­пол­не­ние сво­бод­ных ком­по­зи­ций в со­от­вет­ст­вии с ха­рак­те­ром дан­но­го кон­тра­ста.

В пре­де­лах цве­то­во­го кон­тра­сти­ро­ва­ния мо­жет быть ре­ше­но мно­же­ст­во жи­во­пис­ных тем. Этот кон­траст да­ёт ощу­ще­ние осо­бой пе­ст­ро­ты жиз­ни, по­ро­ж­дён­ной сти­хий­ной си­лой. Не­за­тем­нён­ные цве­та пер­во­го и вто­ро­го по­ряд­ка все­гда вы­зы­ва­ют в нас ощу­ще­ние пер­во­род­ных кос­ми­че­ски-све­то­нос­ных сил и жиз­не­ут­вер­ждаю­щей ма­те­ри­аль­но­сти. По­это­му они осо­бен­но хо­ро­ши как для те­мы «Ко­ро­на­ция Ма­рии», так и для реа­ли­сти­че­ско­го на­тюр­мор­та.

На цве­то­вых кон­тра­стах ос­но­ва­но на­род­ное ис­кус­ст­во раз­лич­ных стран. Пё­ст­рые вы­шив­ки, кос­тю­мы и ке­ра­ми­ка сви­де­тель­ст­ву­ют о ес­те­ст­вен­ной ра­до­сти, ко­то­рую вы­зы­ва­ют яр­кие крас­ки. В ук­ра­шен­ных ми­ниа­тю­ра­ми ран­них сред­не­ве­ко­вых ру­ко­пи­сях кон­тра­сты по цве­ту ис­поль­зу­ют­ся в са­мых раз­ных ва­ри­ан­тах, при­чём в мень­шей сте­пе­ни в мо­ти­вах ду­хов­но­го по­ряд­ка, и в боль­шей — в це­лях соз­да­ния ра­до­ст­ной де­ко­ра­тив­ной пе­ст­ро­ты.

Цве­то­вые кон­тра­сты мож­но очень час­то най­ти в вит­ра­жах, осо­бен­но ран­них, где их сти­хий­ная си­ла бе­рёт верх над пла­сти­че­ски­ми фор­ма­ми ар­хи­тек­ту­ры. Сте­фан Лох­нер, Фра Ан­же­ли­ко, Бот­ти­чел­ли и дру­гие ху­дож­ни­ки строи­ли свои кар­ти­ны, ис­поль­зуя пре­ж­де все­го прин­цип цве­то­во­го кон­тра­сти­ро­ва­ния. Мо­жет быть, са­мым за­ме­ча­тель­ным при­ме­ром про­яв­ле­ния смы­сло­во­го на­ча­ла дан­ных кон­тра­ст­ных от­но­ше­ний яв­ля­ет­ся ра­бо­та Грю­не­валь­да «Вос­кре­се­ние Хри­ста», по­сколь­ку здесь они пе­ре­да­ют ощу­ще­ние не­кой все­объ­ем­лю­щей все­лен­ской вы­ра­зи­тель­но­сти. В кар­ти­не Бот­ти­чел­ли «По­ло­же­ние во гроб» цве­то­вые кон­тра­сты, на ко­то­рых по­строе­на кар­ти­на, да­ют ху­дож­ни­ку воз­мож­ность по­ка­зать за­хва­ты­ваю­щее ве­ли­чие этой сце­ны. Её об­щее цве­то­вое ре­ше­ние сим­во­ли­зи­ру­ет кос­ми­че­ски-зна­чи­мое мгно­ве­ние это­го ми­ро­во­го со­бы­тия.

Сле­ду­ет при­знать, что вы­ра­зи­тель­ные воз­мож­но­сти ка­ж­до­го от­дель­но­го цве­то­во­го кон­тра­ста мо­гут про­яв­лять­ся са­мы­ми раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми. С их по­мо­щью мож­но вы­ра­зить бур­ное ве­се­лье, глу­бо­кое го­ре, зем­ную пер­во­род­ность и кос­ми­че­скую уни­вер­саль­ность. Ряд со­вре­мен­ных ху­дож­ни­ков, как, на­при­мер, Ма­тисс, Мон­д­ри­ан, Пи­кас­со, Кан­дин­ский, Ле­же и Ми­ро очень час­то ра­бо­та­ли, ис­поль­зуя кон­тра­сты цве­то­вых от­но­ше­ний. Осо­бен­но Ма­тисс, ко­то­рый пи­сал мно­же­ст­во на­тюр­мор­тов и фи­гур­ных ком­по­зи­ций, ис­поль­зуя пе­ст­ро­ту и си­лу это­го кон­тра­ста. Хо­ро­шим при­ме­ром здесь мо­жет слу­жить жен­ский порт­рет «Ян­тар­ное оже­ре­лье», на­пи­сан­ный им чис­ты­ми тонами — крас­ным, жёл­тым, зе­лё­ным, си­ним, крас­но-фио­ле­то­вым, бе­лым и чёр­ным. Эти со­че­та­ния слу­жи­ли ему вы­ра­зи­тель­ной ха­рак­те­ри­сти­кой мо­ло­до­го, жи­во­го и ум­но­го су­ще­ст­ва. Ху­дож­ни­ки груп­пы «Си­ний всад­ник» — Кан­дин­ский, Франц Марк и Ав­густ Ма­ке в ран­ние пе­рио­ды твор­че­ст­ва ра­бо­та­ли поч­ти ис­клю­чи­тель­но на цве­то­вых кон­тра­стах.

Из ог­ром­но­го чис­ла воз­мож­ных при­ме­ров мной бы­ли вы­бра­ны сле­дую­щие про­из­ве­де­ния: «Цер­ковь в Эфе­се» в Апо­ка­лип­си­се Сен Се­ве­ра, XI век, Па­риж, На­цио­наль­ная биб­лио­те­ка; «Ко­ро­на­ция Ма­рии» Е.Ша­рон­то­на, XV век, Виль­нев-лез-Авинь­он; «Про­гул­ка в май­ский день» из «Бо­га­тей­ше­го ча­со­сло­ва гер­цо­га Бер­рий­ско­го» По­ля Лим­бур­га, 1410 г., Шан­тийи, Му­зей Кон­де; «Ком­по­зи­ция 1928» Пи­та Мон­д­риа­на, Со­б­ра­ние Мар­та Ста­ма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.