Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цветовые созвучия




По­ня­тие «цве­то­во­го со­зву­чия» под­ра­зу­ме­ва­ет воз­мож­ность за­ко­но­мер­но­го по­яв­ле­ния цве­то­вых со­че­та­ний, ко­то­рые слу­жат ос­но­вой об­щей цве­то­вой ком­по­зи­ции. По­сколь­ку рас­смот­реть все цве­то­вые ком­би­на­ции не­воз­мож­но, то мы ог­ра­ни­чим­ся лишь из­ло­же­ни­ем не­ко­то­рых прин­ци­пов цве­то­во­го со­зву­чия или цве­то­вой гар­мо­нии.

Цве­то­вые со­зву­чия мо­гут быть по­строе­ны на ос­но­ве двух, трёх, че­ты­рёх или боль­ше­го чис­ла цве­тов.

Со­зву­чие двух цве­тов.

На две­на­дца­ти­ча­ст­ном цве­то­вом кру­ге два диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ных цве­та яв­ля­ют­ся до­пол­ни­тель­ны­ми и об­ра­зу­ют гар­мо­нич­ное со­че­та­ние, со­стоя­щее из двух цве­тов. Красный — зе­лё­ный, синий — оран­же­вый, жёл­тый — фио­ле­то­вый пред­став­ля­ют со­бой со­че­та­ния, об­ла­даю­щие ка­че­ст­вом гар­мо­нич­но­сти. Ес­ли мы для по­строе­ния со­звуч­ных цве­то­вых со­че­та­ний ис­поль­зу­ем цве­то­вой шар, то по­лу­чим поч­ти лю­бое чис­ло гар­мо­нич­ных со­че­та­ний из двух цве­тов. Пред­по­сыл­кой по­доб­ной гар­мо­нии яв­ля­ет­ся ус­ло­вие сим­мет­рич­но­го рас­по­ло­же­ния обо­их цве­тов по от­но­ше­нию к цен­тру цве­то­во­го ша­ра. И так, ес­ли ис­поль­зу­ет­ся ос­вет­лён­ный крас­ный цвет, то ему со­от­вет­ст­ву­ет зе­лё­ный, за­тем­нён­ный в той сте­пе­ни, в ка­кой был ос­вет­лён крас­ный.

Со­зву­чие трех цве­тов.

Ес­ли из две­на­дца­ти­ча­ст­но­го кру­га вы­брать три цве­та, рас­по­ло­же­ние ко­то­рых от­но­си­тель­но друг дру­га об­ра­зу­ет рав­но­сто­рон­ний тре­уголь­ник, то эти цве­та соз­да­ют гар­мо­нич­ное тре­зву­чие, как это по­ка­за­но на ри­сун­ке 54. Жёл­тый, крас­ный и синий — са­мое оп­ре­де­лён­ное и са­мое силь­ное гар­мо­нич­ное со­зву­чие, ко­то­рое мож­но счи­тать ос­нов­ным. Гар­мо­нич­ным тре­зву­чи­ем об­ла­да­ют и до­пол­ни­тель­ные цве­та это­го триединства — фио­ле­то­вый, зе­лё­ный и оран­же­вый.

Жёл­то-оран­же­вый, крас­но-фио­ле­то­вый, си­не-зе­лё­ный или крас­но-оран­же­вый, си­не-фио­ле­то­вый, жёл­то-зе­лё­ный пред­став­ля­ют со­бой дру­гие тре­зву­чия, ка­ж­дое из ко­то­рых внут­ри цве­то­во­го кру­га об­ра­зу­ет рав­но­сто­рон­ний тре­уголь­ник. Ес­ли мы в со­зву­чии па­ры до­пол­ни­тель­ных цве­тов, на­при­мер, жёл­то­го и фио­ле­то­во­го, возь­мём два со­сед­них от фио­ле­то­во­го цве­та: си­не-фио­ле­то­вый и крас­но-фио­ле­то­вый, или на­обо­рот, ле­жа­щие ря­дом с жёл­тым: жёл­то-зе­ле­ный и жёл­то-оран­же­вый, то и эти со­зву­чия так­же бу­дут гар­мо­нич­ны­ми по сво­ему ха­рак­те­ру, хо­тя в этом слу­чае гео­мет­ри­че­ской фи­гу­рой, свя­зы­ваю­щей их, бу­дет те­перь рав­но­бед­рен­ный тре­уголь­ник, как это по­ка­за­но на ри­сун­ке 54. Ес­ли фи­гу­ры тре­уголь­ни­ков, и рав­но­бед­рен­но­го, и рав­но­сто­рон­не­го, пред­ста­вить се­бе впи­сан­ны­ми в цве­то­вой круг, то, пе­ре­ме­щая их вер­ши­ны внут­ри кру­га по сво­ему же­ла­нию, мож­но точ­но оп­ре­де­лить то или иное гар­мо­нич­ное тре­зву­чие. При этом воз­ни­ка­ют два по­гра­нич­ных слу­чая, ко­гда од­на из вер­шин тре­уголь­ни­ка на­хо­дит­ся на бе­лом или чёр­ном по­лю­се. Ес­ли мы ис­поль­зу­ем рав­но­сто­рон­ний тре­уголь­ник, од­на из вер­шин ко­то­ро­го со­при­ка­са­ет­ся с бе­лым, то две дру­гие вер­ши­ны бу­дут ука­зы­вать на пер­вые за­тем­нён­ные сту­пе­ни па­ры до­пол­ни­тель­ных цве­тов. То­гда мы, к при­ме­ру, по­лу­чим та­кое тре­зву­чие: бе­лый, за­тем­нён­ный си­не-зе­лё­ный и за­тем­нён­ный оран­же­вый. Ес­ли же од­на из вер­шин со­при­ка­са­ет­ся с чёр­ным, то по­доб­ным об­ра­зом мы по­лу­чим чёр­ный, ос­вет­лён­ный си­не-зе­лё­ный и ос­вет­лён­ный оран­же­вый. Эти слу­чаи убе­ж­да­ют в том, что при ис­поль­зо­ва­нии бе­ло­го или чёр­но­го в дей­ст­вие всту­па­ет кон­траст свет­ло­го и тём­но­го.

Со­зву­чие че­ты­рех цве­тов.

Ес­ли из две­на­дца­ти­ча­ст­но­го кру­га вы­брать две па­ры до­пол­ни­тель­ных цве­тов, со­еди­няю­щие ли­нии ко­то­рых пер­пен­ди­ку­ляр­ны друг дру­гу, то мы по­лу­чим фи­гу­ру квад­ра­та, как это по­ка­за­но на ри­сун­ке 55. При этом воз­ни­ка­ет три чет­ве­ро­зву­чия: жёл­тый, крас­но-оран­же­вый, фио­ле­то­вый, си­не-зе­лё­ный; жёл­то-оран­же­вый, крас­ный, си­не-фио­ле­то­вый, зе­лё­ный; оран­же­вый, крас­но-фио­ле­то­вый, си­ний, жёл­то-зе­лё­ный.

Дру­гие че­ты­рёх­цвет­ные со­зву­чия лег­ко оп­ре­де­лить бла­го­да­ря фи­гу­ре пря­мо­уголь­ни­ка, объ­е­ди­няю­ще­го две па­ры до­пол­ни­тель­ных цве­тов, как на­при­мер: жёл­то-зе­лё­ный, крас­но-фио­ле­то­вый, жёл­то-оран­же­вый, си­не-фио­ле­то­вый; жёл­тый, фио­ле­то­вый, оран­же­вый, си­ний. Тре­тья фи­гу­ра для по­лу­че­ния че­ты­рёх­зву­чия - тра­пе­ция. Два цве­та рас­по­ло­же­ны ря­дом друг с дру­гом, а два про­ти­во­по­лож­ных на­хо­дят­ся спра­ва и сле­ва от их до­пол­ни­тель­ных цве­тов. По­доб­ные со­че­та­ния стре­мят­ся к си­муль­тан­но­му из­ме­не­нию, хо­тя и яв­ля­ют­ся гар­мо­нич­ны­ми, об­ра­зуя при сме­ше­нии се­ро-чёр­ный цвет. Впи­сы­вая фи­гу­ры, по­ка­зан­ные на ри­сун­ке 55, в цве­то­вой шар и по­во­ра­чи­вая их, мож­но по­лу­чить очень боль­шое чис­ло но­вых цве­то­вых со­че­та­ний.

Со­зву­чие шес­ти цве­тов.

Шес­ти­уголь­ни­ки мо­гут быть по­лу­че­ны дву­мя раз­лич­ны­ми пу­тя­ми.

В две­на­дца­ти­ча­ст­ный цве­то­вой круг мож­но вме­сто тре­уголь­ни­ка или квад­ра­та впи­сать шес­ти­уголь­ник. И то­гда гар­мо­нич­ное шес­ти­зву­чие бу­дет ба­зи­ро­вать­ся на трёх па­рах до­пол­ни­тель­ных цве­тов. В не­го мож­но впи­сать два та­ких шес­ти­уголь­ни­ка, со­стоя­щих из жёл­то­го, фио­ле­то­во­го, оран­же­во­го, си­не­го, крас­но­го, зе­лё­но­го и жёл­то-оран­же­во­го, си­не-фио­ле­то­во­го, крас­но-оран­же­во­го, крас­но-фио­ле­то­во­го, жёл­то-зе­лё­но­го и си­не-зе­лё­но­го. Эти шес­ти­уголь­ни­ки мож­но по­мес­тить в цве­то­вой шар, и вра­щая их, по­лу­чить на ос­но­ве ос­вет­лён­ных или за­тем­нён­ных то­нов ин­те­рес­ные цве­то­вые ком­би­на­ции. Дру­гой спо­соб по­лу­че­ния шес­ти­уголь­ни­ка за­клю­ча­ет­ся в при­сое­ди­не­нии чёр­но­го и бе­ло­го цве­та к че­ты­рём чис­тым цве­там. Мы по­ме­ща­ем квад­рат в эк­ва­то­ри­аль­ный по­яс цве­то­во­го ша­ра и по­лу­ча­ем че­ты­рёх­зву­чие, ос­но­ван­ное на двух па­рах до­пол­ни­тель­ных цве­тов. За­тем ка­ж­дый угол квад­ра­та со­еди­ня­ем с бе­лым цве­том ввер­ху и с чёр­ным вни­зу, как по­ка­за­но на ри­сун­ке 56. В ре­зуль­та­те мы по­лу­ча­ем ок­та­эдр. Лю­бое че­ты­рёх­цвет­ное со­зву­чие, ко­то­рое мо­жет быть по­строе­но в эк­ва­то­ри­аль­ной зо­не, мо­жет быть пре­вра­ще­но за счет вклю­че­ния в не­го бе­ло­го и чёр­но­го цве­та в со­зву­чие из шес­ти цве­тов. Вме­сто квад­ра­та мо­жет быть так­же ис­поль­зо­ван и про­сто че­ты­рёх­уголь­ник.

С по­мо­щью тре­уголь­ни­ка, ко­то­рый как ос­нов­ная фи­гу­ра ком­би­ни­ру­ет­ся с бе­лым и чёр­ным цве­том, мож­но по­лу­чить со­зву­чие пя­ти цве­тов. Оно мо­жет со­сто­ять, на­при­мер, из сле­дую­щих цве­тов: жёл­то­го, крас­но­го, си­не­го, чёр­но­го и бе­ло­го или оран­же­во­го, фио­ле­то­во­го, зе­лё­но­го, бе­ло­го и чёр­но­го. По­сле все­го из­ло­жен­но­го здесь ста­но­вит­ся яс­но, что вы­бор цве­то­вых со­че­та­ний и их мо­ду­ля­ций как ос­но­вы изо­бра­же­ния не мо­жет быть про­из­воль­ным. По­нят­но, что все ис­ход­ные мо­мен­ты оп­ре­де­ля­ют­ся вы­бран­ной ху­дож­ни­ком пред­мет­ной или аб­ст­ракт­ной те­мой про­из­ве­де­ния. Од­на­ко вы­бор цве­то­вых со­че­та­ний и их разра­ботка — это объ­ек­тив­ная ре­аль­ность и про­яв­ле­ние ка­при­за или по­верх­но­ст­ной спе­ку­ля­ции здесь не­уме­ст­но. Ка­ж­дый цвет и ка­ж­дая цве­то­вая группа — это сво­его ро­да осо­бая ин­ди­ви­ду­аль­ность, ко­то­рая раз­ви­ва­ет­ся и жи­вёт по сво­им соб­ст­вен­ным за­ко­нам. Смысл цве­то­во­го со­зву­чия за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы, пра­виль­но ис­поль­зуя цве­то­вые про­ти­во­пос­тав­ле­ния, су­меть до­бить­ся наи­бо­лее силь­но­го воз­дей­ст­вия цве­та. Ос­нов­ной жёл­то-крас­но-си­ний ак­корд дол­жен по­ка­зать, как из кон­ст­рук­тив­но по­стро­ен­но­го со­зву­чия мож­но по­лу­чить раз­лич­ные ва­риа­ции в их раз­лич­ном цве­то­вом воз­дей­ст­вии. Один вариант — это ко­гда жёл­тый рас­по­ло­жен ме­ж­ду крас­ным и си­ним, другой — ко­гда крас­ный на­хо­дит­ся ме­ж­ду жёл­тым и си­ним, или си­ний ме­ж­ду жёл­тым и крас­ным. Цве­та ос­нов­

 
 

но­го со­зву­чия мо­гут быть ском­би­ни­ро­ва­ны с за­тем­нён­ны­ми то­на­ми чис­тых цве­тов, соз­даю­щи­ми кон­траст на­сы­ще­ния. Все три цве­та мог­ли бы быть за­тем­не­ны и ос­вет­ле­ны на ос­но­ве кон­тра­ста свет­ло­го и тём­но­го. Ес­ли бы все три цве­та бы­ли оди­на­ко­во ос­вет­ле­ны и чис­тые цве­та при­сут­ст­во­ва­ли бы здесь в ви­де не­боль­ших по­ло­сок, то это со­че­та­ние да­ло бы кон­траст рас­про­стра­не­ния. В том же слу­чае, ко­гда один цвет на­чи­на­ет ко­ли­че­ст­вен­но пре­об­ла­дать над дру­ги­ми, дос­ти­га­ет­ся экс­прес­сив­ное зву­ча­ние цве­та. Ес­ли зай­ти так да­ле­ко и из­ме­нить ка­кой-ли­бо чис­тый цвет со­зву­чия на рас­по­ло­жен­ный спра­ва и сле­ва от не­го, то есть за­ме­нить жёл­тый цвет жёл­то-зе­лё­ным и жёл­то-оран­же­вым, или красный — крас­но-оран­же­вым и крас­но-фио­ле­то­вым, а синий — си­не-зе­лё­ным и си­не-фио­ле­то­вым, то со­че­та­ние, со­стоя­щее из трёх цве­тов, пре­вра­тит­ся в чет­ве­ро­зву­чие, ко­то­рое зна­чи­тель­но обо­га­тит воз­мож­но­сти на­ших ва­риа­ций. Эти при­ме­ры по­ка­зы­ва­ют, что тео­рия гар­мо­нич­ных со­зву­чий со­всем не стре­мит­ся ог­ра­ни­чить во­об­ра­же­ние, а ско­рее от­кры­ва­ет бо­лее ши­ро­кие воз­мож­но­сти дос­ти­же­ния раз­лич­ных вы­ра­зи­тель­ных про­яв­ле­ний цве­та.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.