КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Т. Гейнсборо. «Диана и Актеон», 1784–1785, Букингемский дворец, Лондон
Несмотря на постоянную работу над портретами, Гейнсборо не прекращал писать пейзажи. Один из них – пейзаж «Водопой» (1775–1777, Национальная галерея, Лондон) – он после четырехлетнего перерыва послал на академическую выставку. Несмотря на то что пейзажи художника публика продолжала принимать довольно холодно, эта работа была названа лучшей. В 1778 году художник послал на выставку только два портрета, зато через два года – десять портретов и шесть пейзажей. Более других зрителям понравилось произведение «У дверей хижины» (ок. 1778, Художественная галерея Хантингтон, Сан‑Марино, Калифорния). Он изобразил на полотне женщину с грудным младенцем на руках, стоящую около открытой двери хижины. Неподалеку от нее играют дети постарше. В 1781 году Ф. Дж. Де Лоутербург изобрел эйдофузикон. Это развлечение можно назвать разновидностью волшебного фонаря: на небольшой сцене на подсвеченном экране зрителям показывались всевозможные картины природы: восход и заход солнца, гроза, пожар и т. д. Узнав об этом, Гейнсборо выполнил свой вариант эйдофузикона и сам написал для него пейзажи на стеклянных пластинках. Десять из них сохранились до наших дней. Все они хранятся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. В 1781 году Королевская академия переехала в другое здание; на ее открытие собралось большое число лондонцев. Гейнсборо представил на суд зрителей портреты короля и королевы и две марины. На одной из них море было изображено во время бури, на другой – в штиль. Один из зрителей заявил, что «море написано так хорошо и естественно, что невольно отступаешь из опасения замочить ноги». Однако зрители все же не смогли оценить его картины по достоинству, так как развешены они были неудачно. Возможно, винить в этом следует его соперника, Рейнолдса, который являлся президентом Королевской академии. Разногласия возникли и в 1783 году, когда Гейнсборо послал двадцать семь картин и подробную инструкцию, как их развесить. В том случае, если она не будет выполнена, художник грозился более не посылать на выставку ни одной работы. На этот раз его желание было выполнено и картины развешены так, как этого хотел мастер. Лучшей была признана работа «Два мальчика‑пастуха с дерущимися собаками» (ок. 1783, Кенвудхаус, Лондон). Через год произошел окончательный разрыв Гейнсборо с Королевской академией. Причиной послужила все та же развеска картин. Дело в том, что при неправильном расположении картина совершенно не производила должного эффекта. Например, портрет в полный рост могли повесить на уровне верхней притолоки дверей, так что зрителю сложно было весь его охватить взглядом: для этого приходилось высоко задирать голову. Именно это и произошло с картинами Гейнсборо. В газете «Морнинг пост» была опубликована заметка, в которой рассказывалось о причинах разрыва: «Гейнсборо послал шесть портретов в рост в распоряжение джентльменов, назначенных для проведения развески, с одновременным извещением о том, что продолжает работать над другим холстом, изображающим фигуры в рост трех старших принцесс, и заканчивает этот холст в стиле, для которого невыгодна развеска выше пяти с половиной футов». Однако ему ответили, что «его просьба расстроит всю экспозицию». Художник забрал свои работы к огромному огорчению поклонников, которых у Гейнсборо было немало. Больше он не посылал свои работы в академию и устраивал выставки дома. Примерно в это же время Гейнсборо вместе со своим другом С. Килдерби совершил путешествие в Озерный край. Во время этой поездки мастер выполнил множество натурных эскизов, намереваясь впоследствии использовать их для создания пейзажей. После возвращения он написал «Долину в горах», в которой постарался передать впечатления от поездки. На полотне преобладают серые тона, контуры слегка размыты, как бы расплылись в тумане. И все же в отличие от других художников, посетивших Озерный край, у него не появилось желание изображать типичные пейзажи этой местности: горные скалы, окутанные туманом. Его больше привлекали извилистые тропинки, поломанные деревья, старые, причудливые, корявые пни, ручейки, поблескивающие среди травы, т. е. картины природы, которые окружали его в детстве. Вскоре после возвращения он исполнил полотно «Прогулка в Сент‑Джеймском парке» (1783, частное собрание, Нью‑Йорк), на котором изобразил гуляющих аристократов в парке Сент‑Джеймского дворца. Через несколько месяцев после академической выставки Гейнсборо устроил свою в собственном доме. Однако она пришлась на середину лета, когда многие уехали из города, и поэтому не имела успеха. Он показал зрителям несколько полотен, среди которых «Гористый пейзаж с крестьянами, идущими по мосту», «Крестьянская семья, получающая милостыню». Большое количество пейзажей мастер выполнил в 1780‑х годах. Одним из самых известных произведений этого периода является полотно «Диана и Актеон» (1784–1785, Букингемский дворец, Лондон). Художник избрал сюжетом для этой картины один из античных мифов: Актеон случайно увидел во время охоты купающуюся в реке Диану, которая разгневалась и превратила его в оленя. Прежде чем начинать эту картину, художник выполнил несколько эскизов с различными композициями. Полотно написано в золотисто‑коричневых тонах. В 1787 году Гейнсборо простудился, у него начала болеть шея. Он надеялся скоро поправиться, но на шее появилась опухоль, которая не проходила, а, наоборот, продолжала увеличиваться. Вскоре стало ясно, что у художника рак горла. Он чувствовал себя все хуже и хуже и умер 2 августа 1788 года. После его смерти газеты напечатали некрологи, в которых писали о нем как о художнике‑пейзажисте, кем он и стремился стать при жизни. Почему‑то о его многочисленных портретах на какое‑то время забыли.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |