КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Песни о богах 1 страница
Прорицание вёльвы [2]
Внимайте мне все священные роды,[3] великие с малыми Хеймдалля дети![4] Один, ты хочешь, чтоб я рассказала о прошлом всех сущих, о древнем, что помню.
Великанов я помню, рожденных до века, породили меня они в давние годы; помню девять миров и девять корней и древо предела,[5] еще не проросшее.
3 [6]
В начале времен, когда жил Имир, не было в мире ни песка, ни моря,[7] земли еще не было и небосвода,[8] бездна зияла, трава не росла.[9]
Пока сыны Бора,[10] Мидгард[11]создавшие великолепный, земли не подняли, солнце с юга на камни светило, росли на земле зеленые травы.
5 [12]
Солнце, друг месяца,[13] правую руку до края небес простирало с юга; солнце не ведало, где его дом, звезды не ведали, где им сиять, месяц не ведал мощи своей.
Тогда сели боги на троны могущества и совещаться стали священные, ночь назвали и отпрыскам ночи[14] – вечеру, утру и дня середине – прозвище дали, чтоб время исчислить.
Встретились асы на Идавёлль‑поле, капища стали высокие строить, сил не жалели, ковали сокровища, создали клещи, орудья готовили.
На лугу, веселясь, в тавлеи играли, все у них было только из золота, – пока не явились три великанши,[15] могучие девы из Ётунхейма.[16]
Тогда сели боги на троны могущества И совещаться стали священные: кто должен племя карликов сделать из Бримира[17]крови И кости Блаина.
10 [18]
Мотсогнир старшим из племени карликов назван тогда был, а Дурин – вторым; карлики много из глины слепили подобий людских, как Дурин велел.
Нии и Ниди, Нордри и Судри, Аустри и Вестри, Альтиов, Двалин, Бивёр и Бавёр, Бёмбур, Нори, Ан и Анар, Аи, Мьёдвитнир,
Гандальв и Вейг, Виндальв, Траин, Текк и Торин, Трор, Вит и Лит, Нар и Нюрад – вот я карликов – Регин и Радсвинн всех назвала.
Фили и Кили, Фундин, Нали, Хефти, Вили, Ханар, Свиор, Фрар и Хорнбори, Фрег и Лони, Аурванг, Яри, Эйкинскьяльди.
Еще надо карликов Двалина войска роду людскому назвать до Ловара; они появились из камня земли, пришли через топь на поле песчаное.
Это был Драупнир и Дольгтрасир с ним, Хар и Хаугспори, Хлеванг и Глои, Дори и Ори, Дув и Андвари, Скирвир, Вирвир, Скафинн и Аи,
Альв и Ингви, Эйкинскьяльди, Фьялар и Фрости, Финн и Гиннар; перечень этот предков Ловара вечно пребудет, пока люди живы.
И трое пришло из этого рода асов благих и могучих к морю, бессильных увидели на берегу Аска и Эмблу,[19] судьбы не имевших.
Они не дышали, в них не было духа, румянца на лицах, тепла и голоса; дал Один дыханье, а Хёнир[20]– дух, а Лодур[21]– тепло и лицам румянец.
Ясень я знаю по имени Иггдрасиль,[22] древо, омытое влагою мутной; росы с него на долы нисходят; над источником Урд[23] зеленеет он вечно.
Мудрые девы[24] оттуда возникли, три из ключа под древом высоким; Урд имя первой, вторая Верданди,[25] – резали руны, – Скульд[26]имя третьей; судьбы судили, жизнь выбирали детям людей, жребий готовят.
21 [27]
Помнит войну она первую в мире: Гулльвейг погибла, пронзенная копьями, жгло ее пламя в чертоге Одина, трижды сожгли ее, трижды рожденную, и все же она доселе живет.
Хейд ее называли, в домах встречая, – вещей колдуньей, – творила волшбу жезлом колдовским; умы покорялись
ее чародейству злым женам на радость.
Тогда сели боги на троны могущества и совещаться стали священные: стерпят ли асы обиду без выкупа иль боги в отмщенье выкуп возьмут.
В войско метнул Один копье, это тоже свершилось в дни первой войны; рухнули стены крепости асов, ваны в битве врагов побеждали.
25 [28]
Тогда сели боги на троны могущества и совещаться священные стали: кто небосвод сгубить покусился и Ода жену отдать великанам?
Разгневанный Тор один начал битву – не усидит он, узнав о подобном! – крепкие были попраны клятвы, тот договор, что досель соблюдался.
Знает она, что Хеймдалля слух[29] спрятан под древом, до неба встающим; видит, что мутный течет водопад с залога Владыки,[30] – довольно ли вам этого?
Она колдовала тайно однажды, когда князь асов[31] в глаза посмотрел ей: «Что меня вопрошать? Зачем испытывать? Знаю я, Один, где глаз твой спрятан: скрыт он в источнике славном Мимира!» Каждое утро Мимир пьет мед с залога Владыки – довольно ли вам этого?
29 [32]
Один ей дал ожерелья и кольца, взамен получил с волшбой прорицанья, – сквозь все миры взор ее проникал.
Валькирий видала из дальних земель, готовых спешить к племени готов;[33] Скульд со щитом, Скёгуль другая, Гунн, Хильд и Гёндуль и Гейрскёгуль. Вот перечислены девы Одина, любо скакать им повсюду, валькириям.
Видала, как Бальдр,[34] бог окровавленный, Одина сын, смерть свою принял: стройный над полем стоял, возвышаясь, тонкий, прекрасный омелы побег.
Стал тот побег, тонкий и стройный, оружьем губительным, Хёд его бросил. У Бальдра вскоре Брат[35]народился, – ночь проживя, он начал сражаться.
Ладоней не мыл он, волос не чесал, пока не убил Бальдра убийцу; оплакала Фригг, в Фенсалир[36]сидя, Вальгаллы[37]скорбь – довольно ли вам этого?
34 [38]
Сплел тогда Вали. страшные узы, крепкие узы связал из кишок.
Пленника видела под Хвералундом,[39] обликом схожего с Локи зловещим;[40] там Сигюн[41]сидит, о муже своем горько печалясь, –
довольно ли вам этого?
Льется с востока поток холодный, мечи он несет, – Слид[42]ему имя.
Стоял на севере в Нидавеллир[43] чертог золотой, – то карликов дом; другой же стоял на Окольнир[44]дом, чертог великанов, зовется он Бримир.
Видела дом, далекий от солнца, на Береге Мертвых, дверью на север; падали капли яда сквозь дымник, из змей живых сплетен этот дом.
39 [45]
Там она видела – шли чрез потоки поправшие клятвы, убийцы подлые и те, кто жен чужих соблазняет; Нидхёгг[46]глодал там трупы умерших, терзал он мужей – довольно ли вам этого?
Сидела старуха в Железном Лесу[47] и породила там Фенрира род;[48] из этого рода станет один мерзостный тролль похитителем солнца.
Будет он грызть трупы людей, кровью зальет жилище богов;[49] солнце померкнет в летнюю пору, бури взъярятся – довольно ли вам этого?
Сидел на холме, на арфе играл пастух великанши, Эггдер веселый; над ним распевал на деревьях лесных кочет багряный по имени Фьялар.
Запел над асами Гуллинкамби,[50] он будит героев Отца Дружин;[51] другой под землей первому вторит петух черно‑красный у Хель чертога.
Гарм[52]лает громко у Гнипахеллира, привязь не выдержит вырвется Жадный.[53] Ей многое ведомо, все я провижу судьбы могучих славных богов.
45 [54]
Братья начнут биться друг с другом, родичи близкие в распрях погибнут; тягостно в мире, великий блуд, век мечей и секир, треснут щиты, век бурь и волков до гибели мира; щадить человек человека не станет.
Игру завели Мимира дети,[55] конец возвещен рогом Гьяллархорн;[56] Хеймдалль трубит, поднял он рог, с черепом Мимира[57] Один беседует.
Трепещет Иггдрасиль, ясень высокий, гудит древний ствол, турс[58]вырывается.
Что же с асами? Что же с альвами? Гудит Ётунхейм, асы на тинге; карлики стонут пред каменным входом в скалах родных –
довольно ли вам этого?
Гарм лает громко у Гнипахеллира, привязь не выдержит вырвется Жадный. Ей многое ведомо, все я провижу судьбы могучих славных богов.
Хрюм[59]едет с востока, щитом заслонясь; Ёрмунганд[60]гневно поворотился; змей бьет о волны, клекочет орел, павших терзает; Нагльфар[61]плывет.
С востока в ладье Муспелля[62]люди плывут по волнам, а Локи правит; едут с Волком сыны великанов, в ладье с ними брат Бюлейста[63]едет.
Сурт[64]едет с юга с губящим ветви,[65] солнце блестит на мечах богов; рушатся горы, мрут великанши; в Хель идут люди, расколото небо.
Настало для Хлин[66] новое горе, Один вступил с Волком в сраженье, а Бели убийца[67] с Суртом схватился, – радости Фригг[68] близится гибель.
Гарм лает громко у Гнипахеллира, привязь не выдержит – вырвется Жадный. Ей многое ведомо, все я провижу судьбы могучих славных богов.
Сын тут приходит Отца Побед,[69] Видар, для боя со зверем трупным;[70] меч он вонзает, мстя за отца, – в сердце разит он Хведрунга сына.[71]
Тут славный приходит Хлодюн потомок,[72] со змеем идет биться сын Одина,[73] в гневе разит Мидгарда страж,[74] все люди должны с жизнью расстаться, – на девять шагов отступает сын Фьёргюн, змеем сраженный – достоин он славы.
Солнце померкло, земля тонет в море, срываются с неба светлые звезды, пламя бушует питателя жизни,[75] жар нестерпимый до неба доходит.
Гарм лает громко у Гнипахеллира, привязь не выдержит – вырвется Жадный. Ей многое ведомо. все я провижу судьбы могучих славных богов.
Видит она: вздымается снова из моря земля, зеленея, как прежде; падают воды, орел пролетает, рыбу из волн хочет он выловить.
Встречаются асы на Идавёлль‑поле, о поясе мира[76] могучем беседуют и вспоминают о славных событьях и рунах древних великого бога.[77]
Снова найтись должны на лугу в высокой траве тавлеи золотые, что им для игры служили когда‑то.
Заколосятся хлеба без посева, зло станет благом, Бальдр вернется, жить будет с Хёдом у Хрофта[78]в чертогах, в жилище богов – довольно ли вам этого?
Хёнир берет прут жеребьевый, братьев обоих[79] живут сыновья в доме ветров[80] – довольно ли вам этого?
Чертог она видит солнца чудесней, на Гимле стоит он, сияя золотом: там будут жить дружины верные, вечное счастье там суждено им.
65 [81]
Нисходит тогда мира владыка, правящий всем властелин могучий.
Вот прилетает черный дракон, сверкающий змей с Темных Вершин; Нидхёгг несет, над полем летя, под крыльями трупы пора ей[82]исчезнуть.
Речи Высокого [83]
Прежде чем в дом войдешь, все входы ты осмотри, ты огляди, – ибо как знать, в этом жилище недругов нет ли.
Дающим привет! Гость появился! Где место найдет он? Торопится тот, кто хотел бы скорей у огня отогреться.
Дорог огонь тому, кто с дороги, чьи застыли колени; в еде и одежде нуждается странник в горных краях.
Гостю вода нужна и ручник, приглашенье учтивое, надо приветливо речь повести и выслушать гостя.
Ум надобен тем, кто далёко забрел, – дома все тебе ведомо; насмешливо будут глядеть на невежду, средь мудрых сидящего.
Умом пред людьми похваляться не надо – скрывать его стоит, если мудрец будет молчать – не грозит ему горе, ибо нет на земле надежнее друга, чем мудрость житейская.
Гость осторожный, дом посетивший, безмолвно внимает – чутко слушать и зорко смотреть мудрый стремится.
Счастливы те, кто заслужил похвалу и приязнь; труднее найти добрый совет в груди у других.
Счастливы те, кто в жизни славны разумом добрым; неладный совет часто найдешь у другого в груди.
Нету в пути драгоценней ноши, чем мудрость житейская, дороже сокровищ она на чужбине – то бедных богатство.
Нету в пути драгоценней ноши, чем мудрость житейская; хуже нельзя в путь запастись, чем пивом опиться.
Меньше от пива пользы бывает, чем думают многие; чем больше ты пьешь, тем меньше покорен твой разум тебе.
Цапля забвенья вьется над миром, рассудок крадет; крылья той птицы меня приковали в доме у Гуннлёд.
Пьяным я был, слишком напился у мудрого Фьялара; но лучшее в пиве – что хмель от него исчезает бесследно.
Осторожным быть должен конунга отпрыск и смелым в сраженье; каждый да будет весел и добр до часа кончины.
Глупый надеется смерти не встретить, коль битв избегает; но старость настанет – никто от нее не сыщет защиты.
Глазеет глупец, приехавший в гости, болтая иль молча; а выпьет глоток – и сразу покажет, как мало в нем мудрости,
Знает лишь тот, кто много земель объездил и видел, – коль сам он умен, – что на уме у каждого мужа.
Пей на пиру, но меру блюди и дельно беседуй; не прослывешь меж людей неучтивым, коль спать рано ляжешь.
Без толку жадный старается жрать себе на погибель; смеются порой над утробой глупца на пиршестве мудрых.
Знают стада, что срок наступил покинуть им пастбища; а кто неумен, меры не знает, живот набивая.
Кто нравом тяжел, тот всех осуждает, смеется над всем; ему невдомек, а должен бы знать, что сам он с изъяном.
Глупый не спит всю ночь напролет в думах докучных; утро настанет – где же усталому мудро размыслить.
Муж неразумный увидит приязнь в улыбке другого; с мудрыми сидя, глупец не поймет над собою насмешки.
Муж неразумный увидит приязнь в улыбке другого; а после на тинге едва ли отыщет сторонников верных.
Муж неразумный все знает на свете, в углу своем сидя; но не найдет он достойных ответов в дельной беседе.
Муж неразумный на сборище людном молчал бы уж лучше; не распознать в человеке невежду, коль он не болтлив, но невежда всегда не видит того, что болтлив он безмерно.
Мудрым слывет, кто расспросит других и расскажет разумно; скрыть не умеют люди в беседах, что с ними случилось.
Кто молчать не умеет, тот лишние речи заводит нередко; быстрый язык накличет беду, коль его не сдержать.
Насмешливых взглядов не надо бросать на гостей приглашенных не спросишь иного – он мнит, что разумен, и мирно пирует.
Доволен глумливый, коль, гостя обидев, удрать ухитрился; насмешник такой не знает, что нажил гневных врагов.
Люди друзьями слывут, но порой на пиру подерутся; распри всегда готовы возникнуть: гость ссорится с гостем.
Рано поешь, а в гости сбираясь, есть надо плотно: или голодным будешь в гостях – не сможешь беседовать.
Путь неблизок к другу плохому, хоть двор его рядом; а к доброму другу дорога пряма, хоть далек его двор.
Гость не должен назойливым быть и сидеть бесконечно; даже приятель станет противен, коль долго гостит он.
Пусть невелик твой дом, но твой он, и в нем ты владыка; пусть крыша из прутьев и две лишь козы, – это лучше подачек.
Пусть невелик твой дом, но твой он, и в нем ты владыка; кровью исходит сердце у тех, кто просит подачек.
Муж не должен хотя бы на миг отходить от оружья; ибо как знать, когда на пути копье пригодится.
Не знаю радушных и щедрых, что стали б дары отвергать; ни таких, что, в ответ на подарок врученный, подарка б не приняли.
Добра не жалей, что нажито было, не скорби о потере; что другу обещано, недруг возьмет – выйдет хуже, чем думалось.
Оружье друзьям и одежду дари – то тешит их взоры; друзей одаряя, ты дружбу крепишь, коль судьба благосклонна.
Надобно в дружбе верным быть другу, одарять за подарки; смехом на смех пристойно ответить и обманом – на ложь.
Надобно в дружбе верным быть другу и другом друзей его; с недругом друга никто не обязан дружбу поддерживать.
Если дружбу ведешь и в друге уверен и добра ждешь от друга, – открывай ему душу, дары приноси, навещай его часто.
Но если другому поверил оплошно, добра ожидая, сладкою речью скрой злые мысли и лги, если лжет он.
Так же и с теми, в ком усомнишься, в ком видишь коварство, – улыбайся в ответ, скрывай свои мысли, – тем же отплачивай.
Молод я был, странствовал много и сбился с пути; счел себя богачом, спутника встретив, – друг – радость друга.
Щедрые, смелые счастливы в жизни, заботы не знают; а трус, тот всегда спасаться готов, как скупец – от подарка.
В поле я отдал одежду мою двум мужам деревянным;[84] от этого стали с людьми они сходны: жалок нагой.
Сосна, у дома возросшая, сохнет, корой не укрыта; и человек, что людям не люб, – зачем ему жить!
Жарко приязнь пылает пять дней[85] меж дурными друзьями; а пятый прошел – погаснет огонь, и дружба вся врозь.
Подарок большой не всюду пригоден, он может быть малым; неполный кувшин, половина краюхи мне добыли друга.
У малых песчинок,[86] у малых волн мудрости мало; не все мудрецы. – глупых и умных поровну в мире.
Следует мужу в меру быть умным, не мудрствуя много; лучше живется тем людям, чьи знанья не слишком обширны.
Следует мужу в меру быть умным, не мудрствуя много; ибо редка
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |