Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие. Книга написана на базе лекций по основам менеджмента, прочитанных студентам Тульского государственного педагогического университета им




Менеджмент

Басовский Л.Е.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга написана на базе лекций по основам менеджмента, прочитанных студентам Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, обучающимся по специальности «Технология и предпринимательство». Содержание курса соответствует требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по этой дисциплине.

Книга содержит систематическое изложение предмета, рассчитана на студентов, преподавателей, учителей, а также практиков -руководителей и специалистов предприятий и организаций, предпринимателей, желающих ознакомиться, изучить суть, функции и основные методы менеджмента в целом в ограниченное время.

При подготовке книги ставилась задача изложить предмет глубоко, но кратко, просто и понятно, не связывая изложение с математическими методами, сопровождая его практическими примерами. Все понятия и закономерности современной теории менеджмента, практические подходы к решению задач управления доступно разъясняются в тексте, в том числе на примерах. Книга составлена в расчете на массового читателя.

Менеджмент — это управление, которое является самой важной функцией в разных сферах человеческой деятельности. Менеджеры - это миллионы людей, которые в той или иной степени руководят в различных организациях другими людьми.

Менеджмент представляет собой науку о том, как добиться успеха в управлении людьми в организации, как создавать и совершенствовать организации, обеспечивать их развитие и достижение ими поставленных целей наиболее эффективными способами.

Многие предприниматели, руководители и специалисты предприятий и некоммерческих организаций, пока, к сожалению, не представляют сущности управления организацией и знакомы лишь с отдельными функциями менеджмента. Это в определенной степени происходит потому, что менеджмент помогает целенаправленно искать новые решения проблем, но не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени.

Потому особенно важно понимание сути, принципов, подходов и методов менеджмента, которым посвящена эта книга. Такой подход к изложению курса менеджмента используется во многих популярных учебниках, в частности, в учебнике М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури и ряде других учебников. Учебник М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури «Основы менеджмента», написанный во второй половине 80-х годов, был переведен на русский язык в 1992 г. и много раз переиздавался в нашей стране. Предлагаемая вашему вниманию книга во многом повторяет структуру и методику этого популярного учебника. Отличиями являются современные, более глубокие научные основы, российские акценты и краткость. Теория управления и экономическая наука значительно обновилась и обогатилась в последние годы под влиянием опыта, накопленного в 90-х годах, как в развитых странах, так и в странах с переходной экономикой, и в результате возникновения новых идей и исследовательских возможностей.

При использовании книги в вузе следует иметь в виду, что такие темы, как «Внутренняя и внешняя среда организации», «Стратегическое управление» и «Власть и лидерство», «Управление операциями», изложены в главах 3, 8, 14, 17 весьма детально, как это принято в университетских учебниках. Поэтому, если позволяет отводимое для изучения дисциплины время, целесообразно по каждой из этих тем прочитать по две лекции и провести по два семинара. В противном случае часть излагаемых в этих главах вопросов можно предложить студентам для самостоятельной работы с использованием этой книги.

Все замечания по книге будут с благодарностью приняты, их можно направлять по адресу: 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125, Тулгоспедуниверситет им. Л.Н. Толстого, кафедра экономики предпринимательства, проф. Л.Е. Басовскому.

 

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИИ И МЕНЕДЖЕРЫ... 4

ОРГАНИЗАЦИИ.. 4

МЕНЕДЖЕРЫ... 5

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.. 9

Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.. 10

ИСТОКИ СОВРЕМЕННОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАУКИ.. 10

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ И ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.. 11

ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РАЗНЫХ НАУЧНЫХ ШКОЛ.. 13

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД.. 14

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.. 14

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД.. 15

ИСТОКИ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.. 16

Глава 3. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ.. 16

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ.. 16

ТЕХНОЛОГИИ.. 18

ПЕРСОНАЛ.. 19

ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА ЛИЧНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ.. 21

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ.. 22

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ... 22

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.. 23

ВНЕШНЯЯ СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.. 24

МЕЖДУНАРОДНАЯ СРЕДА.. 26

Глава 4. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА.. 27

РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОБЩЕСТВЕ.. 27

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 28

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ.. 30

ЭТИКА И СОВРЕМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.. 31

ПОВЫШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭТИЧНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ.. 32

Глава 5. КОММУНИКАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ.. 33

ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ.. 33

КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.. 34

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ.. 36

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ.. 38

Глава 6. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.. 39

ПРИРОДА ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.. 39

РАЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ... 41

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.. 43

Глава 7. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.. 45

НАУКА УПРАВЛЕНИЯ.. 45

МОДЕЛИРОВАНИЕ.. 46

МОДЕЛИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ.. 48

МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.. 50

Глава 8. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ.. 52

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.. 52

ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ.. 53

ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ... 54

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 55

АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ.. 56

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РОСТА И ВЫБОР СТРАТЕГИИ.. 58

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА.. 59

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА.. 60

ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА.. 63

Глава 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.. 64

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ.. 64

ЛИНЕЙНЫЕ И ШТАБНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ.. 66

ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ.. 67

Глава 10. ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ.. 69

ВЫБОР СТРУКТУРЫ... 69

ДЕПАРТАМЕНТ АЛИЗАЦИЯ.. 70

АДАПТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ... 72

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ И ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.. 73

Глава 11. МОТИВАЦИЯ.. 75

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ МОТИВАЦИИ.. 75

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ.. 77

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ.. 79

МОТИВАЦИЯ И КОМПЕНСАЦИЯ.. 80

ГЛАВА 12 КОНТРОЛЬ. 81

СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ.. 81

ПРОЦЕСС КОНТРОЛЯ.. 83

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ.. 85

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ.. 85

ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ... 86

Глава 13. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА.. 88

ФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ... 88

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.. 88

УПРАВЛЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.. 90

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП.. 90

Глава 1 4. ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО.. 93

ВЛАСТЬ, ВЛИЯНИЕ И ЛИДЕРСТВО.. 93

ФОРМЫ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ.. 94

УБЕЖДЕНИЕ И УЧАСТИЕ.. 96

ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА.. 97

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД - СТИЛИ ЛИДЕРСТВА.. 97

СИТУАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОМУ ЛИДЕРСТВУ.. 99

АДАПТИВНОЕ РУКОВОДСТВО.. 102

СТРЕССЫ... 103

Глава 15. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ И ИЗМЕНЕНИЯМИ.. 104

СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ.. 105

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ.. 106

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.. 108

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ.. 108

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ.. 110

Глава 16. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ.. 112

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.. 112

РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.. 114

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ.. 116

Глава 17. УПРАВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЯМИ.. 118

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОПЕРАЦИЯМИ.. 118

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ И ПРОЦЕССОВ ПРОИЗВОДСТВА.. 120

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТОВ И ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ УСЛУГ. 121

РАЗМЕЩЕНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОННЫХ МОЩНОСТЕЙ.. 121

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА.. 123

ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.. 124

И ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ.. 124

УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ.. 125

ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ... 127

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ.. 127

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА.. 129

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 130

 

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИИ И МЕНЕДЖЕРЫ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.