Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма регистрирования выбора ответов




Вопросы Номер ответа
а б в
  +    
    +  
      +
...      

 

Школьнику (респонденту) предлагается выбрать один из трех ответов и знаком "+" обозначить свой выбор в пронумерованной графе (табл. 3).

Тест "Размышляем о жизненном опыте"

1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что вы сделаете? - а) Обойду, не потревожив;

б) Отодвину и пройду; в) Смотря, какое будет настроение.

2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку, одиноко сидящую в стороне. Что вы сделаете?

а) Ничего, какое мне дело? б) Не знаю заранее, как сложатся обстоятельства; в) Подойду, заговорю непременно.

3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что вы сделаете?

а) Пройду мимо: я тороплюсь в школу; б) Если кто-то бросится на помощь, я тоже подойду; в) Позвоню по телефону "03", остановлю прохожих.

4. Ваши пожилые знакомые переезжают на новую квартиру. Что вы сделаете?

а) Предложу свою помощь; б) Я не вмешиваюсь в чужую жизнь; в)Если попросят, я, конечно, помогу.

5. Вы, покупая клубнику, забираете последний килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Ваша реакция:

а) Сочувствую, конечно, но останусь при своей клубнике; б) Предлагаю уступить половину; в) Не знаю, все зависит от настроения.

6. Узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что вы сделаете?

а) Очень сержусь и ругаю обидчика последними словами; б) Ничего: жизнь вообще несправедлива; в) Вступаюсь за обиженного.

6. Вы дежурный. Убираясь в классе, находите деньги. Что вы сделаете?

а) Они мои, раз я их нашел; б) Завтра спрошу, кто потерял; в)Может быть, возьму себе.

7. Сдаете экзамен. На что вы рассчитываете?

а) На шпаргалки, конечно, экзамен - это лотерея; б) На усталость экзаменатора; в) На свои знания.

8. Вам предстоит выбирать работу. Как вы будете это делать?

а) Найду что-нибудь рядом с домом; б) Поищу высокооплачиваемую работу; в) Хочу создавать нечто ценное на земле.

9. Вам предлагают три вида путешествий. Что вы выберете?

а) По нашей стране; б) По экзотическим странам; в) По одной из ведущих капиталистических стран.

10. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что вы предпримете?

а) Поболтаюсь немного, потом видно будет; б) Уйду немедленно домой, если отмечать присутствующих не будут; в) Присоединяюсь к кому-нибудь, поработаю вместе с ним.

11. Некий волшебник предлагает устроить вам обеспеченную жизнь без необходимости работать. Что вы ответите этому волшебнику?

а) Соглашусь с благодарностью; б) Сначала узнаю, скольким он обеспечил такую жизнь; в) Откажусь решительно.

12. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Что происходит дальше?

а) Забываю о нем, вспомню, когда потребуют отчет; б) Выполняю, конечно; в) Увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не выполнить.

13. Побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли вы кому-нибудь об этом?

а) Да, непременно расскажу товарищам и свожу их в музей; б) Не знаю, как придется; в) Зачем говорить, каждый знает, что ему надо.

14. Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны ее сделать. Ваши действия:

а) Поднимаю руку и сообщаю о своем желании; б) Сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию; в) Я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

15. Вы с товарищем в солнечный теплый день собрались ехать на дачу. Вдруг вам звонят и просят отложить поездку ради общего важного дела. Что вы сделаете?

а) Еду на дачу, согласно плану; б) Не еду, остаюсь, конечно; в) Жду, что скажет мой товарищ.

17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов вас устроит?

а) Бездомный щенок; б) Взрослый пес с известными вам повадками; в)Дорогой щенок редкой породы.

18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: "Есть важное дело. Надо". Как вы реагируете?

а) Напоминаю о праве на отдых; б) Делаю, раз надо; в) Посмотрю, что скажут остальные.

19. С вами разговаривают в оскорбительном тоне. Как вы к этому отнесетесь?

а) Отвечаю тем же; б) Не замечаю, это не имеет значения; в) Разрываю связь с собеседником.

20. Вы плоховато играете на скрипке. Однако ваши родители непременно вас хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

а) Играю, конечно; б) Разумеется, не играю; в) Когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

21. Вы пригласили гостей. Как вы их примите?

а) Сам приготовлю все блюда; б) Закуплю полуфабрикаты в "Кулинарии"; в) Приглашу гостей только на кофе.

22. Вдруг вы узнаете, что школу закрыли по каким-то причинам. Как вы встречаете такое сообщение?

а) Бесконечно рад, гуляю и наслаждаюсь жизнью; б) Обеспокоен, строю планы самообразования; в) Буду ожидать новых сообщений.

23. Когда хвалят кого-то из ваших товарищей, что вы чувствуете?

а) Ужасно завидую, мне неудобно; б) Я рад, потому что и у меня есть свои достоинства; в) Я, как все, аплодирую.

24. Вам подарили дорогую авторучку. На улице к вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что вы делаете?

а) Отдаю - жизнь дороже; б) Постараюсь убежать от них, говорю, что у меня ничего нет; в) Не отдаю подарок.

25. Когда наступает Новый год, о чем вы чаще всего думаете?

а) О новогодних подарках; б) О каникулах и свободе; в) О том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

26. Какова роль музыки в вашей жизни?

а) Она мне нужна для танцев; б) Она доставляет мне духовное наслаждение; в) Она мне просто не нужна.

27. Когда вы уезжаете надолго из дома, как вы себя чувствуете вдали?

а) Снятся родные места; б) Хорошо себя чувствую, лучше, чем дома; в) Не знаю, надолго не уезжал.

28. Портится ли у вас настроение, когда вы смотрите "Новости"?

а) Нет, если мои дела идут хорошо; б) Да, и довольно часто в настоящее время; в) Не замечал.

29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что вы сделаете?

а) Отберу интересные и принесу; б) У меня нет ненужных мне книг; в) Если все принесут, то и я тоже.

30. Можете ли вы назвать 5 дорогих вам мест на земле, пять общественно-исторических событий, 5 значимых для вас имен великих людей?

а) Да, безусловно, могу; б) Нет, на свете так много интересного; в) Не задумывался, надо бы посчитать.

31. Когда вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит вам в голову?

а) У него был, конечно, свой личный интерес; б) Человеку просто повезло прославиться; в) Не перестаю удивляться поступку этого человека.

 

Анализ результатов производится таким образом.

1. Следует исключить из подсчета вопросы и ответы на них под номерами 10, 17, 21, 25, 26.

2. Подсчитать количество знаков "+" в первой графе на вопросы под номерами 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30; потом количество знаков "+" во второй графе на вопросы под номерами 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28; затем количество знаков "+" в третьей графе на вопросы под номерами 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.

Если число данных выборов обозначается цифрой 13 или более, то это свидетельствует о достаточной нравственной воспитанности школьника, о том, что у него сформирована ориентация на другого человека.

Теперь следует подсчитать число учащихся с выбором такого рода, выразить его количество в процентах по отношению ко всем респондентам (предположим, мы получили цифру 54 %).

3. Подсчитать количество знаков "+" в первой графе на вопросы под номерами 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31; затем количество знаков "+" на вопросы под номерами 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30; затем количество знаков "+" под номерами 14, 15 в третьей графе. Если количество данных выборов обозначается цифрой 13 или более, то это свидетельствует о некоторой безнравственной ориентации, об отсутствии учета интересов окружающих людей, о позиции эгоистической и, возможно, индивидуалистической.

Теперь следует выразить число школьников с выбором такого рода в процентах по отношению ко всем респондентам (предположим, мы получили цифру 16 %).

4. Оставшееся число школьников, выбор которых не обнаружил явного предпочтения, характеризуется несформированностью нравственных отношений, наличием неустойчивого, импульсивного поведения, их отношение к другим людям зависит от случайного состояния.

Суждение о нравственной направленности учащихся всего класса можно вынести, если показатели выбора составляют 50 % и выше. К примеру, если в классе 50 % и более учащихся имеют положительную нравственную направленность, то и весь класс оценивается этой направленностью. Так же выносится суждение об отрицательной и неустойчивой направленности.

Для диагностики третьего показателя воспитательной возможности классного коллектива применяются, как мы уже указали, методы социометрии.

Методика "Социометрия"

Методика разработана Дж. Морено, имеет много модификаций

Цель. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, от­вергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутриклассных отношений, с тем чтобы впоследствии использовать полученные результаты для повышения сплоченности и эффективности деятельности.

 

Материалы. Бланк социометрического опроса, список класса, социоматрица (табл.).

 

Фамилия, имя, отчество                       Итого
  И.                        
  П.                        
  С.                        
  Г.                        
  Д.                        
  З.                        
  Л.                        
  К.                        
  Ж.                        
  Р.                        
  Т.                        
Кол-во выборов                        
Кол-во взаимных выборов                   0,5   4,5

 

Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой со­здана группа. Вторые служат для измерения эмоцио­нально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищи для досуга).

В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»). После выбора и формулировки критериев составляете и опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Порядок исследования. Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Инструкция для школьников «Мы с вами не раз обсуждали вопросы, касающиеся отношений в вашем классе, пытались разобраться, дружный он или нет, и если нет, то почему. Для того чтобы наша дальнейшая работа была интересной и полезной, мне важно понять, что же из себя представляет ваш класс. Для этого я хочу использовать методику с хитрым названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите тестовые бланки и прочтете их. Вопросы и простые и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. И еще. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Конечно, я могу пометить раздаваемые вам листы или провести графологическую экспертизу, но это недостойные методы.

Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я. На общем классном собрании, на консилиуме педагогов мы будем обсуждать только общие данные. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке.

Теперь возьмите листы, читайте каждый вопрос и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте неприлично: это же не контрольная по алгебре, а личная точка зрения каждого из вас, которой вы, кстати, не обязаны делиться с одноклассниками.

Итак, подпишите листок и начинайте отвечать. На все про все вам минут десять. Кто справится раньше — отдавайте мне лист и сразу выходите из класса».

В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все во­лосы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами.

 

Возможны три основных способа выбора:

а) Количество выборов ограничивается 3—5;

б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий,

Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор.

В настоящем издании приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.