Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика уровня социального развития личности школьника




 

Разработанные Н.И. Монаховым критерии социального развития личности школьника служат как бы идеальным образцом, выражают высший, наиболее совершенный уровень изучаемого явления, их можно рассматривать как норму воспитанности.

Поскольку критерии оценки воспитанности имеют не только теоретическое значение, но предназначены главным образом для использования в массовой практике, число признаков должно быть ограничено определенными разумными пределами. Для решения этого вопроса важно иметь в виду, сколько всего уровней развития каждого качества целесообразно выявлять и фиксировать. Чем больше число уровней, тем, естественно, подробнее должны быть критерии, отражающие все уровни, и тем большее число признаков они должны содержать.

В принципе уровней воспитанности по каждому качеству может быть как минимум два и как максимум неограниченное количество. Совершенно очевидно, что максимум в данном случае нереален; значит, оптимальным может быть число уровней от двух и более. Если, например, принять два уровня, то один из них имеет смысл считать высшим, соответствующим критерию, а второй - низшим, отражающим минимальное развитие качества. Однако на практике часто приходится встречать школьников, для которых характерен средний уровень воспитанности. Таким образом, можно говорить о трех уровнях, что соответствует трем оценкам поведения учащихся, применяемым в школе.

Используя в процессе изучения эффективности воспитания школьников три уровня, педагог имеет возможность получить необходимые сведения для обоснованного планирования и организации последующей воспитательной работы в классе. Например, наличие высокого уровня воспитанности по тем или иным показателям позволит ему сосредоточить свои усилия в других направлениях, низкий уровень воспитанности потребует углубленной, в том числе и индивидуальной, работы с учащимися, а в случае преобладания среднего уровня целесообразно проводить фронтальную или групповую работу.

Необходимо подчеркнуть, что уровням воспитанности имеет смысл давать именно конкретно-содержательные наименования (например, высокий, средний, низкий), так как цифровые или им подобные обозначения, будучи абстрактными, не дают реального представления о явлениях, связанных с воспитанием, непонятны школьникам и поэтому затрудняют их практическое использование.

Исходя из того что выявление воспитанности предполагает наличие трех уровней, критерий должен включать не менее трех признаков, поскольку меньшее их число делало бы невозможным применение трехбалльной оценки. Максимальное же число признаков при этом может быть любым, лишь бы они отражали суть соответствующего качества - показателя воспитанности. Тем не менее опыт свидетельствует, что максимум признаков должен составлять не более шести, потому что в противном случае критерий был бы слишком громоздким. Применительно к условиям воспитательной работы со школьниками это число признаков вполне достаточно.

Таким образом, если критерий представляет собой максимальную условную единицу измерения воспитанности школьника, то каждый признак является как бы минимальной условной единицей. Конечно, различные признаки, характеризующие тот или иной показатель, неравнозначны между собой; однако, поскольку уравнивание этих признаков невозможно, приходится с известной долей приближения рассматривать их как равнозначные.

Подобный подход к проблеме выявления воспитанности школьников обусловливает следующее решение вопроса об определении ее уровней. Высокий уровень развития того или иного качества личности, служащего показателем воспитанности, характеризуется проявлением всех признаков, свойственных этому показателю. Средний уровень констатируется при наличии половины или более половины признаков соответствующего критерия. Низкий уровень отличает проявление менее половины признаков от общего числа, раскрывающего критерий, или их отсутствие.

Рациональная организация работы по диагностике уровня социального развития школьников предполагает широкое использование разнообразных методов (наблюдение, беседа, анкетирование, изучение личных дел учащихся и т.д.). Однако основным методом является метод коллективной экспертной оценки в силу того, что социальные качества должны проявляться в социальном окружении и оцениваться теми людьми, среди которых ученик живет и учится.

Вместе с тем успешное применение любого диагностического метода предусматривает учет ряда положений. Прежде всего важно иметь в виду, что процесс диагностики уровня воспитанности учащихся не самоцель, а действенное средство повышения эффективности воспитательного процесса: затраченные на такую работу время и силы окупаются успехами в обучении и воспитании школьников.

Метод коллективной экспертной оценки как основной диагностический метод начинают применять с III класса. В I - II классах применяют метод беседы об основных качествах воспитанности и признаках их проявления.

На начальном этапе педагог готовит специальную беседу о том качестве, которое является предметом диагностики. В содержание беседы должны быть включены следующие моменты: значение данного качества для человека (школьника), как оно проявляется и в чем выражается это проявление, как практически можно оценить это качество. В конце каждой беседы учащиеся получают задание оценить это качество у своих товарищей по классу. Результаты отмечают в специально подготовленном заранее оценочном листе, записывая против фамилии каждого ученика своего класса условно принятые буквы: в, с, н (высокий, средний, низкий). Окончательная экспертная оценка данного социального качества определяется как среднее арифметическое значение оценок всех учащихся класса (кроме одного, на которого подсчитывается), потому что он сам себя не оценивает. Среднее арифметическое значение подсчитывают, приравнивая каждый уровень к количественному выражению: в - 3 балла, с - 2 балла и н - 1 балл. Количественная отметка округляется до одной десятой и заносится в диагностическую карту в цветовом оформлении.

 

Как составить диагностическую таблиц у. Вышеперечисленные критерии социальных качеств учащихся заносите в таблицу следующим образом.

 

  Показатель Суждение Балл
  патриотизм · знание истории Родины, современных важнейших событий в стране; · интерес к ее будущему; чувство гордости за свою Родину, ее великих людей; · добровольное участие в труде на общую пользу; · бережное отношение к природе, народному достоянию; · активная подготовка к защите Родины;  
  интернационализм · интерес к культуре и искусству других народов; · дружба с людьми других национальностей; · добровольное участие в мероприятиях интернационального характера; · посильное участие в оказании братской помощи трудящимся других стран;    
  коллективизм · живое участие во всех делах своего коллектива; · привычка оказывать товарищам бескорыстную помощь; · выполнение решений коллектива; · требовательность к товарищам; сочетание общественных и личных интересов; · борьба за честь своего коллектива;  
  гуманность · доброта; · заботливое отношение к младшим; · уважение к старшим; добровольная помощь тем, кто в ней нуждается; · непримиримость к антигуманным поступкам;  
  честность   · правдивость; · единство слова и дела; · прямота; · привычка не брать без разрешения чужие вещи; · добровольное признание своих ошибок, проступков;  
  добросовестное отношение к труду · добросовестное учение; · своевременное выполнение любой нужной работы; · высокое качество результатов труда; · систематическая помощь дома по хозяйству; · глубокий интерес к определенной сфере трудовой деятельности;  
  дисциплинированность · повседневное и повсеместное соблюдение правил для учащихся; · быстрое и точное выполнение распоряжений старших; · борьба за высокую дисциплину в коллективе; · знание и соблюдение основных законов своего государства;  
  ответственность · добросовестное выполнение своих обязанностей; · своевременное и точное выполнение взятых обязательств; · привычка доводить начатое дело до конца; · готовность отвечать за свои поступки и поступки товарищей;  
  принципиальность · устойчивость взглядов и убеждений; · привычка открыто высказывать и отстаивать свое мнение; · самокритичность; · способность объективно оценивать поступки товарищей; · непримиримость к ошибочным мнениям, антиобщественным поступкам;    
  целеустремленность наличие значимых конкретных жизненных целей; настойчивость в достижении поставленных задач; верность своему идеалу;  
  активность участие в общественной жизни класса и школы; инициативность; организаторские способности; оптимизм; борьба с недостатками;  
  любознательность начитанность; широкий кругозор; систематическое расширение своих знаний в различных областях науки и техники; хорошая успеваемость;    
  эстетическое развитие опрятный внешний вид; культура речи, поведения; умение петь, танцевать; систематическое посещение театров; выставок, концертов и т.п.; знание и понимание выдающихся произведений литературы и искусства; стремление творить прекрасное;  
  стремление к физическому совершенству правильная осанка; привычка ежедневно делать физзарядку; регулярные занятия в спортивной секции; хорошая успеваемость по физкультуре.  

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.