Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчет делать по каждому пункту




Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

  • “0” - всегда нет или никогда.
  • “1” - очень редко, чаще случайно.
  • “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
  • “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
  • “4”- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное кол-во баллов) (3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. (1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9

  • До 0,5 – низкий уровень воспитанности
  • 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
  • 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
  • До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
  • 1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).

Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.

Так же оценивают родители.

Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

Уровни воспитанности мы взяли из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.

  • Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
  • Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
  • Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
  • Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.

Общая методика планирования воспитательной работы в классе на основе педагогической диагностики

 

В научном управлении планирование признается важнейшей функцией. Многие исследования указывают на сильную положительную связь между планированием и успехом организации любого дела, в том числе и воспитательной работы с учащимися.

План служит основным средством управления совместной деятельностью учителей, родителей и самих детей в их воспитании. Каких результатов стремится достичь этот коллектив (учителя, учащиеся и родители) в конце учебного года и на промежуточных этапах, когда, кто и что для этого должен будет сделать? Ответы на все эти вопросы должны быть учтены в ходе планирования.

Нельзя планировать совместную воспитательную деятельность без четкого представления о цели воспитания. Цель - как общее понятие - это образ того результата, который стремится получить субъект, выполняя те или иные действия. Но такой целью может служить только образ результата, во-первых, с фиксированным временем его получения; во-вторых, мотивирующего действия субъекта в направлении его достижения; в-третьих, соответствующего потребностям и возможностям организации; в-четвертых, операционально определенного (контролируемого).

Образы желаемого будущего, и в первую очередь цели - как наиболее конкретные, ясные и определенные из них выполняют в деятельности людей множество важных функций, что и заставляет относиться к целям и их постановке с особым вниманием.

Фиксируя в ясной и осязаемой форме образ желаемого результата, цели воспитательного процесса ориентируют деятельность педагогов, родителей и самих учащихся на выбор средств и создание условий, необходимых и достаточных для их достижения.

Обоснованный выбор приоритетных целей позволяет сконцентрировать усилия на направлении "главного удара", не распыляться, рационально и экономно расходовать время, силы и другие ресурсы.

Четко сформулированные цели выступают в роли эталона, стандарта, с которым можно соотносить промежуточные результаты работы, внося в нее оперативные и даже опережающие коррективы. Не менее важно то, что анализ достижения поставленных целей может способствовать углубленному самоанализу, выявлению проблем профессиональной и учебной деятельности, проблем компетентности.

В совместной работе наличие всеми принятых, согласованных целей является необходимым условием организованности, сплоченности, интегрированности общей деятельности, умножения индивидуальных потенциалов ее отдельных участников, т.е. цель выступает как мощный координатор и интегратор. Отсутствие же четко определенных желаемых результатов приводит к множеству дефектов, непроизводительных затрат, к низкому качеству работы и неудовлетворенности ее участников.

Общепринято, что ведущей целью воспитания остается идущий из глубины веков идеал всестороннего и гармоничного развития личности. В разные исторические эпохи в эти понятия вкладывали разное содержание. В условиях сегодняшнего уровня развития общества это содержание определяется теми общественными отношениями, в которые вступает молодой человек после окончания школы. Тщательно проанализировав эти общественные отношения, можно заключить, что всестороннее формирование личности предполагает развитие:

· творческих способностей и дарований личности;

· личности как работника, производителя материальных и духовных благ;

· личности как общественного деятеля;

· нравственной и культурной личности;

· личности как носителя высоких этических и эстетических ценностей;

· правильных (социально и экономически обоснованных) материальных и духовных потребностей.

 

В этом определении мы специально опускаем физическое развитие личности. Тем самым хотим сказать, что всесторонне могут развиваться все люди, даже имеющие некоторые физические недостатки, но главное условие- чтобы они были умственно полноценными. Этому в жизни немало конкретных примеров. Включая в приведенное определение такую важную сторону, как физическое развитие личности, мы придем к краткому обозначению свойств и качеств, определяющих всестороннее и гармоничное развитие личности.

Исходя из сформулированного общего определения цели воспитания, которая реализуется у каждого человека в течение всей его жизни и в разной степени, мы выделяем ту часть этой цели и ту часть ее содержания, которые должны быть реализованы в школьные годы. В педагогической диагностике в разрезе каждой возрастной группы (класса) изучаются и фиксируются уровни развития личностных качеств, психических и физических свойств личности школьника, по которым можно судить, в какой степени эта часть цели реализуется. Поэтому соответствующие диагностические карты несут информацию, которая необходима в планировании воспитательной работы в классе.

Анализируя содержание диагностической карты общего физического развития учащихся, можно четко и конкретно определить задачи по физическому воспитанию; диагностической карты развития социальных качеств учащихся - задачи нравственного и эстетического развития; диагностических профориентационных карт каждого школьника - профориентационные задачи и задачи по развитию творческих сил и способностей каждого из них; диагностических данных воспитательной возможности классного коллектива - задачи формирования и развития данного коллектива; диагностической карты воспитательного потенциала семей учащихся - задачи по работе с родителями и, наконец, диагностические данные общего состояния учебного процесса в классе - задачи по совершенствованию учебной деятельности.

Задачи по каждому объекту педагогической диагностики, в свою очередь, дифференцируются отдельно для учителей, родителей и самих учащихся. Кроме этого они определяются в системе перспективного развития педагогического процесса как стратегические (к моменту завершения обучения в школе), тактические (на учебный год или полугодие) и оперативные (каждодневные, постоянные).

По результатам анализа диагностических данных и сформулированных педагогических задач классный руководитель или учитель начальных классов (воспитатель) разрабатывает программу воспитания учащихся своего класса, которая является важнейшим опорным документом при составлении оперативного плана на конкретный учебный год. Эта программа определяет объем работы, служит основанием для оценки деятельности, а мера ее реализации обусловливает меру профессионального удовлетворения, составляя частицу общего "проживания счастья" (Н.Е. Щуркова).

"Надо признать, что работа сегодняшнего классного руководителя в школе бессодержательна, будучи лишенной программы воспитания. Не случайно воспитательный процесс сужается до обучения научным знаниям. Педагог неосознанно ограждает себя от тяжких переживаний "беспрограммного профессионала", сужая объем своей работы до объема имеющихся учебных программ, выполнение которых и становится основой его профессионального самочувствия. Бессодержательность воспитания легко прослеживается: педагог ориентирован на праздники и на погодно-природные обстоятельства, на события социального или этического плана. В период общественного кризиса появилась ориентация на старинные обычаи и обряды: педагог с детьми проводит гадания, воссоздает языческие праздники, водит хороводы и поет старинные обрядовые песни, играет в поклонение святым, ввергая детей в проживание древнего средневекового мировоззрения. Таким безграмотным способом заполняется пустота работы, которая и не может быть иной без наличия программы воспитания".

Программа воспитания - это содержание деятельности классного руководителя, учителей, родителей и самих учащихся, направленной на решение каждой по достижению общей воспитательной цели, которая наполняется совокупностью поэтапно решаемых педагогических задач. В условиях, когда педагогические задачи формулируются на основе данных педагогической диагностики, для каждого класса эта программа воспитания строго индивидуальна и уникальна, хотя значительная ее часть реализуется в масштабе школы. Тем не менее классный руководитель индивидуализирует общую программу школьного воспитания и, индивидуализируя школьное воспитание, прослеживает становление личности школьника, способствуя наилучшему развитию отдельной личности.

Программа вооружает педагога конкретным содержанием воспитательной работы именно для данного класса при конкретных обстоятельствах. Этот ее вариант рассчитан на один год работы с детьми, их родителями и учителями, работающими с этим классом. Когда определены задачи воспитания и создана программа воспитания, классный руководитель целенаправленно приступает к составлению "Оперативного плана воспитательной работы с классом".

Особенностью такого плана является наглядность и возможность контроля за ходом исполнения его составляющих со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса - учащихся, их родителей, учителей-предметников и самого классного руководителя.

В плане должны быть отражены следующие диагностические данные.

1. Уровень развития социальных качеств учащихся в виде графической кривой, построенной по диагностическим показателям за предшествующие два учебных года.

2. Уровень физического развития учащихся также в виде кривой, построенной на основе суммарных показателей за предшествующие два года.

3. Характеристика профессиональных интересов школьников с указанием на то, кто из них в каких кружках предпочитает заниматься.

4. Социальный статус каждого ученика в классном коллективе. Ближе к центру указываются номера (по списку) учеников, набравших наибольшее количество положительных выборов, во втором круге - "предпочитаемых", в третьем - "пренебрегаемых", в четвертом - "изолированных".

5. В центре указан коэффициент ЦОЕ класса (С + 0,35).

 

Структурная модель воспитательной системы класса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.