Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I этап. Подготовка




Примеры тренинговых методов и упражнений

Н иже описаны тренинговые игры, предназначенные для использования в тренингах лидерства для старшеклассников. Почти все элементы, из которых состоят игры, снабжены комментариями и указаниями на то, какой из описанных в предыдущих лекциях тренинговых методов применен в каждом конкретном случае.

ИГРА «ТЫ НАСТОЯЩИЙ ТВОРЕЦ!»

Целями этой игры являются следующие:
• выявление и анализ эффективности основных стратегий управления;
• развитие лидерских и креативных способностей участников.

Ведущий. Каждый человек изначально является по своей природе творцом — хотя бы потому, что каждому приходится каким-то образом строить свою собственную жизнь. Никто за него этого не сделает — жить-то ему надо самому. Но эту способность творить люди реализуют по-разному: кто-то постоянно следует советам других или полностью копирует свою жизнь с кого-то, кто-то способен к самостоятельным действиям, а кто-то живет по принципу «что хочу — то и ворочу».
Сегодня нам предстоит попробовать себя в роли творцов и оценить, насколько мы сами обладаем творческими способностями, действуя в неожиданных ситуациях. Посмотрите на других участников и выберите для себя партнеров, с которыми вы пока еще меньше всего взаимодействовали и которые, как вам кажется, чем-то сильно отличаются от вас. Исходя из этих двух критериев найдите тех, с кем будете работать в дальнейшем, и образуйте четверки.

 

Давая участникам такое задание, ведущий фактически реализует метод регрессии: участникам необходимо обратиться к уже имеющемуся у них опыту взаимодействия со своими товарищами по группе, проанализировать сложившиеся представления о других участниках и осознать свое отношение к ним — как отличающимся от него, так и на него похожим. Одновременно, образуя малые группы, участники вынуждены решать в общем-то непростую задачу: как выполнить требование ведущего и в то же время соотнести свое мнение и мнения других.

II этап. «Симфонический оркестр»

Ведущий. Итак, группы у нас образованы. А теперь узнайте следующее: каждая четверка — это маленький симфонический оркестр. Вам необходимо в течение одной минуты выбрать дирижера, именно он будет руководить вашим оркестром... Так, а теперь дирижер должен будет распределить инструменты среди своих музыкантов и отрепетировать с ними какую-нибудь мелодию. Все участники обязаны подчиняться дирижеру. Можно использовать все подручные средства. Через пять минут — выступление вашего оркестра.

Достаточно очевидно, что в данном случае реализуется метод построения диспозиций. Поскольку эта процедура носит социометрический характер и связана с выявлением лидера, неизбежным становится прояснение отношений участников друг к другу. Иными словами, раскрывается система их взаимоотношений — совершенно реальная. За короткие пять минут участники каждой подгруппы должны суметь найти общий язык и «выдать на-гора» некий творческий продукт. Кроме того, на этапе подготовки к выступлению фактически реализуется метод символического самовыражения дирижера (в случае его авторитарного управления остальными) или группы (в случае если продукт создается общими усилиями при демократической позиции лидера).
После выступлений всех симфонических оркестров и аплодисментов слушателей ведущий просит каждую группу ответить на следующие вопросы:
Как вы определили дирижера?
Сложно ли было сделать выбор?
Кто из вас был не согласен с появившимся в вашей группе руководителем?
Насколько комфортно вам было в процессе подготовки к выступлению?
Считаете ли вы, что ваш дирижер успешно справился с предоставленными ему лидерскими функциями?
Как вы оцениваете результат — свое выступление?

Задаваемые ведущим вопросы и последующее обсуждение приводят к осуществлению еще одного тренингового метода — метода групповой рефлексии, который, как и другие методы, в этой игре будет обнаруживаться еще не единожды.
Любопытно, что почти в каждой группе находится «оппозиционер», который не удовлетворен лидером. Иногда конфликт этих двух участников приобретает явные черты. И вот тут-то ведущий может применить метод концентрации присутствия по отношению к одному из оппонентов или поочередно к обоим. В этом ему помогут примерно такие вопросы:
Что ты сейчас чувствуешь?
Ты сидишь на расстоянии примерно метра от остальных участников вашего симфонического оркестра. Почему?
Что тебе сейчас хочется сделать?
Что ты хочешь сказать своему дирижеру?

Применяя этот метод, ведущий не провоцирует развитие конфликта. Он просто обнажает реально существующее положение дел в этой малой группе и помогает «оппозиционеру» отрефлексировать свои мысли и чувства. Сделав это, ведущий предлагает этому «анти-лидеру» перейти в соседнюю группу (по часовой стрелке). Если «оппозиционеры» проявили себя не в каждой из малых групп, то такой переход ведущий может предложить тем участникам, которые вели себя во время подготовки выступления наиболее пассивно. Здесь в результате изменения пространственного расположения участников снова реализуется методпостроения диспозиций.

III этап. «Мастерская художника»

Ведущий. Теперь, после того как произошли изменения в составе групп, изменится и содержание творческой деятельности. Каждая группа — это мастерская художника. Вам необходимо в течение одной минуты выбрать художника, а все остальные участники станут тем подручным материалом, из которого он будет создавать свое произведение. Одно дополнительное условие — те, кто был дирижером на предыдущем этапе, не имеет права становиться художником. Итак, время пошло...
А теперь художник получает возможность решить, кто в качестве какого материала будет выступать. Ведь в мастерской могут быть краски, глина, смальта для мозаики... Да все что угодно! Все участники обязаны подчиняться художнику. Через пять минут художники должны представить свои произведения публике.

Метод построения диспозиций используется здесь снова, но уже на новом содержании. Изменение состава группы и запрет выбора прежнего лидера вынуждают участников решать проблему по-новому. И снова можно увидеть в происходящем отражение метода символического самовыражения участников.
Дальнейшая процедура повторяет описанную выше.
Применяются методы групповой рефлексии и концентрации присутствия. За счет перехода «оппозиционеров» и пассивных участников в малых группах снова меняется состав.
Вдобавок к названным выше ведущий задает такие вопросы, адресованные художникам:
Что означает ваше произведение?
Какой смысл оно несет?
Как вы могли бы назвать продукт своего творчества?

IV этап. «Архитектурное бюро»

Ведущий. И вот опять у нас обновились группы. Теперь каждая из ваших групп — это бюро архитектора. Сооружения, которые проектируются архитектором, могут быть самыми разными — от громадных дворцов и целых городов до маленьких и изящных ротонд в парке. И, как это было на предыдущих этапах, вам нужно будет начать с того, чтобы определить, кто же из вас станет архитектором. Вам необходимо в течение одной минуты его выбрать. Условие прежнее — те, кто уже был лидером (дирижером или художником), — на роль архитектора претендовать не имеют права...
Ну а теперь, когда вы определились — за дело, господа творцы! Все участники обязаны подчиняться вам. Подумайте, что вы могли бы предложить людям? Какой архитектурный проект вы готовы разработать? У вас пять минут. А потом вы представите свое творение.

На протяжении этого этапа применяются те же методы, что на втором и третьем этапах: методы построения диспозиций, символического самовыражения, групповой рефлексии и концентрации присутствия. По завершении выставки архитектурных проектов ведущий задает вопросы, названные выше, а затем помогает участникам выйти на детальное и подробное обсуждение всей игры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.