КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебно-познавательная деятельность учащихся на урокеОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ 1. Готовность учителя к уроку а) классная доска содержит необходимые для урока записи; б) подготовлены нужные наглядные пособия и оборудование; в) учителем разработана тактика проведения урока на основании его целей и задач. 2. Целевая установка урока а) учитель может сформулировать цели и задачи урока в соответствии с местом урока в образовательном процессе и особенностями класса; б) учитель способен донести до учеников цели и задачи урока на доступном для их понимания языке. 3. Эстетика учебного труда а) выполнение санитарно-гигиенических правил при организации образовательного процесса: освещение, вентиляция, посадка детей в классе; б) соблюдение техники безопасности и требований по сохранению здоровья учащихся; в) выполнение режима двигательной активности учащихся на уроке. 4. Индивидуальная работа с учащимися а) на уроке наблюдается пассивная работа учителя с учеником в виде предложения выполнять индивидуальное задание самостоятельно; б) учитель активно работает с одним учеником или группой учащихся; в) учитель организует обучение при помощи особых методических приемов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся. 5. Мотивация учебной деятельности учащихся а) за счет четкой организации учебной деятельности; б) эмоциональное поощрение и похвала учеников как стимуляция их работы в ситуации "здесь и теперь"; в) выставление отметок с учетом нормативов и их стимулирующей функции. 6. Рациональное использование времени на уроке а) классическое распределение времени на комбинированном уроке (опрос, объяснение нового материала, закрепление, инструктаж по выполнению домашнего задания); б) потери времени с точки зрения разумности и смысла происходящего в контексте нетрадиционного урока; в) занятость учащихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока. 7. Характер общения учителя с учениками а) наблюдается авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом учителя, положение "над" детьми; б) сотрудничество и взаимопонимание, помощь и поддержка в отношениях между педагогом и учениками, положение учителя "вместе" с детьми; в) заискивание перед детьми, неумение учителя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом на уроке, положение "под" детьми. 1. Готовность учащихся к уроку а) организация рабочего места, необходимых для проведения урока инструментов и материалов; б) готовность учащихся отвечать на поставленные вопросы в течение всего урока; в) умение учиться с оптимальной работоспособностью. 2. Внешние проявления умений и навыков на уроке а) грамотные и полные ответы учащихся у доски и с места; б) демонстрация практических умений в предметной деятельности; в) качество письменных ответов учащихся. 3. Самостоятельная учебная деятельность а) выполнение заданий "с опережением", "на удачу", повышенной трудности по собственному желанию; б) умение самостоятельно выполнить предложенные учителем задания; в) проявления инициативы при организации образовательного процесса, принятие организаторских функций учителя на себя или регулирование этого процесса с целью улучшения его эффективности. 4. Самоконтроль (взаимоконтроль) и самооценка (взаимооценка) а) для самооценки и самоконтроля используются привычные нормативы и приемы, используемые на каждом уроке; б) учащимся предлагается оценить работу друг друга без предъявления эталона решения учебной задачи, но с учетом обоюдного согласия; в) на уроке появляется необходимость самим ученикам дать оценку деятельности товарища и обосновать свое решение. 5. Межличностное взаимодействие (парная и групповая работа) а) осознание и реализация общей цели; б) установление коммуникации и взаимопонимания, диктуемые характером включения учащихся в их совместную деятельность; в) взаимоконтроль и рефлексия, через которую устанавливается адекватная коррекция совместной деятельности. 6. Развитие устной и письменной речи а) на уроке преобладают монологические или коллективные, "хоровые" ответы; б) коррекция речи осуществляется самим учителем или к этому привлекаются ученики; в) процесс формирования лексического запаса слов данной предметной области.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА УРОКА: - готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя), - внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку, - организационные действия учителя (при необходимости), - планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока, - актуализация знаний и способов деятельности учащихся, - какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение), - применение проблемных методов в учении школьников, - соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся, - объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ, - учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития, - подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения, - постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения, - владение учителем способами создания проблемных ситуаций, - соблюдение правил постановки учебной проблемы, - использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним, - соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения, - формирование специальных и общих учебных умений учащихся, - наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения, - умения учащихся осуществлять логические операции, - развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает), - затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины. Как они были устранены, - соблюдение требований проблемно- развивающего обучения к домашней работе учащихся. Какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление), - учет учителем индивидуальных особенностей. способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий, - что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления, - общая результативность урока.
Анализ урока учителем. Основные требования к самоанализу: место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме, обоснование образовательной и воспитательной целей урока и выполнение намеченного плана урока, характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке. Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных образовательных и воспитательных задач, удовлетворенность или неудовлетворенность учителя уроком (его отдельными частями); меры, намечаемые учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Самооценка как одно из условий творческого труда учителя.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |