КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
При вероятности случайного угадывания 1/4
Необходимое для вывода о наличии телепатии При вероятности случайного угадывания 1/2 Необходимое для вывода о наличии телепатии Число проб Число угадываний для выраженности телепатии слабой средней высокой 10 9 10 — 20 15 17 18 30 21 23 25 40 27 29 31 50 33 35 38 100 61 64 68 200 115 119 124 500 273 279 288 1000 532 542 553
Таблица 2 Минимальное число правильных угадываний, Число проб Число угадываний для выраженности телепатии слабой средней высокой 10 6 7 8 20 10 11 12 30 13 15 16 40 16 18 20 50 19 21 24 100 34 37 40 200 40 43 47 500 145 151 158 1000 278 286 296 ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ “Что дал мне психологический практикум” (из ответов студентов-первокурсников) “Новый навык, метод узнавания другого человека. Ключик для познания свойств психики”. “Первый опыт работы психолога-практика. Новый навык общения (в новом качестве)”. “Возможность соприкоснуться с внутренним миром людей с помощью специальных методик. Косвенным путем можно многое узнать о человеке и попытаться ему помочь”. “Возможность обдумать и проанализировать мысли и ощущения человека”. “Лучшее понимание своих ограничений как психолога-практика и глубокой недостаточности базовых знаний”. “Выполнение практических заданий помогло мне войти в профессию психотерапевта, я поняла, что даже то, что мною проводилось, может принести пользу моим испытуемым”.
* * * “Уверенность в том, что для человека самым интересным является он сам. Что жажда самопознания присутствует в каждом человеке”. “Меня очень обрадовал и несколько удивил тот живой интерес, который проявили к выполнению заданий мои испытуемые. Сама я понимаю, насколько потрясающим и продуктивным может быть этот взгляд вовнутрь, и меня очень радует, что другие, достаточно далекие от психологии и психотерапии люди, проявляют интерес к самоисследованию”. “Люди сложнее, чем кажется на первый взгляд (внешнее впечатление часто ошибочно). Мне стали более очевидны личные проблемы испытуемых, а иногда о существовании некоторых проблем я и не подозревал”. “Я увидел свою испытуемую совсем в ином свете, не так, как видел ее раньше”. “Я проследил различия между ответами испытуемых и моим представлением о них”. “О многом после предъявления результатов испытуемому он задумался и спрашивал советов”. “Вывод, к которому я пришла, обрабатывая материал, был для меня откровением, и данную работу я никогда не покажу моей испытуемой”. “Единственное, что было трудным, — это проблема наличия испытуемых и их желания выполнять задания”.
* * * “Лучшее понимание себя в новой роли — своих ограничений и страхов (сказать испытуемому что-нибудь не то: травмирующее или вообще глупое, показать свою профессиональную некомпетентность). Чувство удовлетворения, что, несмотря на все это, я все-таки могу провести исследование и, пусть не безупречно, сделать какие-то (отчасти верные) выводы”. “Я понял, как непросто “холодно” проводить исследование, а затем просчитывать результаты, когда человек перед тобой раскрывает душу. Надеюсь, что я усвоил уроки общения, содержащиеся в этих заданиях для МЕНЯ КАК ПСИХОЛОГА. (Оказалось нелегко)”. “Я испытала разнообразные чувства от общения с испытуемыми: интерес, любопытство и тревога перед раскрытием бездны человеческой личности, трепет от возможности затронуть больные места и сделать больно или неприятно, радость от того, что мне удалось лучше понять людей, с которыми я общалась”. “Я испытывала некие опасения, не могу их четко сформулировать, от необходимости работать с испытуемыми. Возможно, это была боязнь потерпеть неудачу. Мне кажется, я смогла преодолеть эти опасения”. “Я чувствовала некоторые неудобства перед испытуемыми. Я ощущала чувство вины за то, что мне нужно вторгаться в их личную жизнь, видела их сопротивление. Радовалась тому, когда испытуемый открывался, становился раскованным”. “Я еще раз столкнулась со своим сильным нежеланием делать какие-либо выводы на основании достаточно небольшого материала, а главное — сообщать свои выводы и интерпретации испытуемым. Мне кажется, что человека (особенно при выполнении некоторых сильно “задевающих” заданий) после первого обсуждения все-таки желательно “вести” дальше, что сейчас я делать еще не могу”.
* * * “Очень интересно замечать то, что раньше было не видно и не заметно и на что обычно не обращаешь внимание. Разочаровал меня вывод о том, как мало я еще знаю”. “Я впервые сама делала какие-то выводы как психолог. Это было интересно”. “Перед началом работы появился страх: а вдруг у меня не получится? Потом на смену ему пришло приятное чувство от РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧЕК: у меня все получилось, и зря переживала”. “Оказалось непросто проанализировать материал — был и трепет от соприкосновения с чьим-то сокровенным, и опасение ошибиться, запутаться. Хотелось все разложить по полочкам, но тогда появлялось ощущение выхолощенности. Я столкнулась со своей склонностью драматизировать материал — это, по всей видимости, от переполняющего чувства гордости по поводу первого собственного самостоятельного опыта. Необыкновенное волнение. И желание немедленно попытаться помочь, и страх, и понимание того, что пока и не знаешь, и не умеешь, и навредишь”. “Задания позволили оценить собственные силы и умения, а точнее, их недостаточное наличие. Эта работа научила (может быть, только начала учить) меня смотреть на людей более внимательно и немного отрешенно (насколько это вообще возможно). Я увидела, как мешает мне моя привычка делать поспешные выводы в общении с окружающими меня людьми”. “Произошло развенчание житейского психолога — весьма полезно и терапевтично. Разочаровала также ограниченность своих способностей к интерпретации — я-то была о них более высокого мнения”. “То чувство, которое у меня осталось после выполнения работ, я бы назвала неудовлетворенностью своими знаниями. Оставалось чувство неполного вывода по работам: будто я что-то улавливаю (на интуитивном уровне), а вывести на письменном уровне не могу”. “Осталось ощущение некоторой несерьезности подхода. Мне думается, что для выводов слишком мало информации. Испытуемые были в разных эмоциональных ситуациях и без явного мотива. При другой ситуации могло бы быть другое поведение, другие ответы и, соответственно, другие выводы”. “Изменилось мое — не мнение, а скорее опасение, что психологическое тестирование может привести к опрометчивому суждению. При обдумывании результатов я почувствовала “границы” метода, а также границы своих ощущений относительно выводов”. “Задания дали больше результатов, чем я ожидала: несмотря на их видимую простоту, открылись очень интимные, глубокие переживания испытуемых”.
* * * “Возможность задуматься о своем внутреннем мире и сделать определенные выводы, которые я с удовольствием сделала”. “Задания значительно интереснее было делать на себе, чем на других”. “Появилась возможность наконец начать хоть как-то анализировать собственную жизнь, основываясь не только на собственном опыте, но и на общих закономерностях”.
* * * “Это было первое реальное соприкосновение с психологией”. “Осталось желание еще провести различные исследования и сделать по ним выводы”. “Выполнение заданий показало мне, что я смогу, как мне кажется, стать неплохим психологом-консультантом”. “В какой-то степени я открыла для себя просторы (глубины) интереснейшего и полезного занятия (психологии). Благодаря этой работе многие точки над i расставились и многое стало яснее, четче, хотя и неясности стало больше, чем когда-либо”. (Использованы ответы А. Аваловой, А. Балашовой, И. Барановой, Я. Брун-Цеховой, Н. Евстифеевой, В. Козлова, А. Котова, А. Лебединской, В. Курманаевской, Т. Майоровой, Р. Попова, Н. Потаповой, З. Редько, Д. Сабирзянова, А. Усова, Е. Филиной, А. Харчиной, Е. Юрьевой.)
СОДЕРЖАНИЕ
О пользе корней, или Скромное обаяние лабораторных работ. Предисловие Е.Л. Михайловой От автора Общее руководство к выполнению заданий 1. Работа с испытуемыми 2. Работа с текстами и информацией
Глава I Личность и ее формирование 1. Мир глазами дошкольника Задание 1. Феномены Пиаже. 2. Я-концепция и ее формирование Задание 2. Особенности Я-концепции 3. Жизненный путь и кризисы Задание 3. Психологическое время 4. Индивидуальные личностные различия. Психологическаие тесты Задание 4. Личностный опросник Айзенка
Глава II Психологический анализ мотивации 1. Сознательное и неосознаваемое в мотивации Задание 5. Проективная методика неоконченных предложений 2. Типология конфликтов. Психологические защиты Задание 6. Конфликт и психологические защиты в литературе 3. Преодоление конфликта. Преодолевающее поведение Задание 7. Опросник преодолевающего поведения
Глава III Психология общения 1. Трансактный анализ общения Задание 8. Анализ позиций общения по текстам 2. Игры и манипуляции в общении Задание 9. Анализ игр и манипуляций по текстам
Глава IV Человек и социум 1. Стереотипы социального восприятия Задание 10. Стереотипы пола и жизненный успех 2. Социально-психологические аспекты культуры Задание 11. Анализ организационной культуры 3. Ценности как индивидуальный и социальный феномен Задание 12. Система ценностей и супружеские отношения 4. Психологические механизмы воздействия на потребителя Задание 13. Анализ телевизионной рекламы
Глава V Психология познавательных процессов 1. Индивидуальные различия в восприятии Задание 14. Определение ведущей репрезентативной системы 2. Основные свойства внимания Задание 15. Исследование свойств внимания 3. Память и проблемы ее улучшения Задание 16. Стратегии запоминания 4. Особенности творческого мышления Задание 17. Оценка творческого потенциала 5. “Язык” сновидений Задание 18. Анализ сновидений в литературе 6. Паранормальные феномены: миф или реальность? Задание 19. Экспериментальное исследование телепатии
Приложение Вместо заключения
Татьяна Владимировна Барлас ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ “ЧАЙНИКОВ” Введение в профессиональную психологию
Научный редактор и рецензент Е.Л. Михайлова Редактор А.Н. Печерская Ответственная за выпуск И.В. Тепикина Компьютерная верстка С.М. Пчелинцев Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль Научный консультант серии Е.Л. Михайлова
Изд.лиц. № 061747 Гигиенический сертификат № 77.99.6.953.П.169.1.99. от 19.01.1999 г. Подписано в печать 21.06.2001 г. Формат 60Ѕ88/16. Гарнитура Оффисина. Печать офсетная. Усл. печ. л. 11. Уч.-изд. л. 7,9. Тираж 2 тыс. экз. Заказ №
М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 176 с. 103104, Москва, а/я 85. E-mail: kroll@aha.ru Internet: http://www.igisp-klass.aha.ru
ISBN 5-86375-039-1
Отпечатано в ППП “Типография НАУКА”. 121099, Москва, Шубинский пер., 6.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |