Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка рискованности деятельности предприятия




 

Для оценки рискованности деятельности предприятия можно использовать показатели:

 

● Доля маржинальной прибыли в выручке от реализации Д(МПР) - отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации продукции:

Д(МПР)=(В- ПЕРЗ)/В

 

Увеличение этого показателя в условиях нестабильной ситуации на рынке может привести к увеличению риска не получения дохода, поэтому при оценке риска деятельности следует учитывать специфику конкретного производства и отрасли, в которой оно работает.

 

● Уровень запаса производственной прочности У(ЗПП) – отношение запаса производственной прочности к фактическому объему производства Кфакт:

У(ЗПП) = (Кфакт - Ккр) / Кфакт

Чем ближе значение показателя к единице, тем эффективнее функционирует предприятие, тем меньше уровень риска.

● Уровень запаса финансовой прочности У(ЗФП) - отношение запаса финансовой прочности к фактической выручке от реализации (Вфакт):

У(ЗФП) =(Вфакт-Вкр)/Вфакт=1-Вкр/Вфакт

Рост уровня запаса финансовой прочности возможен за счет уменьшения критической выручки от реализации: У(ЗФП)­ при Вкр¯

Чем ближе значение уровня запаса финансовой прочности к единице, тем стабильнее финансовое положение предприятия, тем меньше риск получения убытка в результате колебаний объема производства и реализации в зависимости от спроса на продукцию.

● Норма маржинальной прибыли -отношение маржинальной прибыли (МПР) к выручке от реализации (В): Н (МПР) = МПР / В

Зная норму маржинальной прибыли, можно определять величину прогнозируемой прибыли при изменении объема производства или продаж.

Использование нормы маржинальной прибыли следует применять на предприятиях, которые выпускают различные виды продукции. При прочих равных условиях выгоднее увеличивать объем производства той продукции, для которой норма маржинальной прибыли наибольшая.

● Операционный рычаг (ОПР) - отношение маржинального дохода (МПР) к прибыли от продаж (ПРП):

ОПР = МПР: ПРП

Учитывая структуру выручки, операционный рычаг можно представить в виде:

ОПР = (В – ПЕРЗ): [(В- ПЕР) - ПОСТЗ] = 1:[ 1 - ПОСТЗ/(В-ПЕРЗ)]

Последнее соотношение показывает наглядно зависимость значения операционного рычага от значения постоянных затрат. Увеличение постоянных затрат ведет к большему увеличению значения операционного рычага.

Так, например, если выручка от продаж за отчетный период составила 1000 тыс. руб., затраты на производство и сбыт – 780 тыс. руб., из них постоянные затраты -180 тыс. руб., то размер операционного рычага составит:

ОПР = МПР: ПРП = (1000 – 600): (1000 – 780) = 400: 220 = 1,82 (руб./ руб.)

Если постоянные затраты будут увеличены на 50 тыс. руб., при том же объеме производства и продаж, то размер операционного рычага составит:

ОПР1 = (1000 – 600): (1000 – 780 – 50) = 2,35 (руб./ руб.)

При увеличении постоянных затрат на 27,78 % [(230:180-1)*100 %], размер операционного рычага увеличивается на 29,12 % [(2,35/1,82-1)*100 %].

 

● Уровень операционного рычага (У(ор)) - отношение темпа прироста маржинальной прибыли к темпу прироста прибыли от продаж:

У(ор) =Тпр(МПР) / Тпр(ПРП)

Значение уровня операционного рычага показывает, на сколько процентов изменяется маржинальная прибыль предприятия при изменении прибыли от реализации на 1 %.

Уровень операционного рычага характеризует уровень предпринимательского риска, чем выше значение уровня операционного рычага, тем выше уровень предпринимательского риска, и наоборот.

Знание уровня операционного рычага позволяет, при принятии управленческих решений о развитии производства, оценивать уровень производственного риска, целесообразность изменения объема производства и продаж при определенных условиях функционирования предприятия. Понятие операционного рычага целесообразно использовать также при сравнении различных вариантов распределения затрат на предприятии на постоянные и переменные.

Пример 3.7. Используя данные таблицы 3.2, проанализировать влияние изменение постоянных затрат предприятия на результаты деятельности предприятия.

 

 


Таблица 3.2

Варианты распределения переменных затрат предприятия

Показатель Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
1.Выручка от реализации, тыс. руб.      
2.Затраты, тыс. руб., в том числе      
3.Постоянные, тыс. руб.      

Решение.

Для оценки влияния изменения постоянных затрат на результаты деятельности составим расчетную таблицу 3.3.

 

Таблица 3.3

Влияние постоянных затрат на значение операционного рычага

Показатель Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
1.Выручка от реализации, тыс. руб.      
2.Затраты, тыс. руб., в том числе      
3. Переменные, тыс. руб.      
4.Постоянные, тыс. руб.      
5.Маржинальная прибыль (стр.1-стр.3)      
6. Порог рентабельности (стр.4 * стр.1 /стр.5)   3636,36  
7. Прибыль от реализации (стр.1-стр.2)      
8.Значение операционного рычага (стр.6/стр.7) 5000/3000=1,67 5500/3000=1,83 6000/3000=2
9. Запас финансовой прочности (стр.1 –стр.6)   4363,64  
9.Уровень запаса финансовой прочности, % ((стр.1 -стр.9) /стр.1)*100 %   54,55  
11.Темп роста постоянных затрат   2500/2000=1,25 3000/2000=1,5
12.Темп роста операционного рычага   1,83/1,67= 1,10 2/1,67= 1,2

Таким образом, увеличение постоянных затрат приводит к увеличению риска предпринимательской деятельности, по расчетным данным таблицы 6, увеличение постоянных затрат на 25 % и 50 %, привело соответственно к увеличению операционного рычага на 10 % и 20 %, соответственно к снижению запаса финансовой прочности на 5,45 % и 10 %.

Пример 3.8. Предприятие производит и реализует в месяц 5000 ед. продукции по цене 2,5 т. руб. Переменные затраты на единицу продукции 1,4 тыс. руб. Постоянные затраты предприятия 2000 тыс. рублей. По мнению отдела маркетинга предприятия, увеличение ежемесячных затрат на рекламу на 2 % от существующего объема реализации, позволит увеличить объем производства на 30%. Обосновать целесообразность увеличения затрат на рекламу.

Решение.

Рассчитаем норму маржинальной прибыли по фактическим данным:

√ Определим выручку от реализации и переменные затраты на реализованную продукцию:

В = К*Ц = 5000 *2,5 = 12500 (т. руб.) ПЕРЗ =К*ПЕР1 = 5000 *1,4 =7000 (т. руб.)

√ Определим маржинальную прибыль и норму маржинальной прибыли:

МПР = В – ПЕРЗ = 12500 – 7000 = 5500 (т. руб.) Н(МПР) =МПР/В = 5500/12500 =0,44 или 44 %.

√ Определим прибыль от продаж:

ПРП =МПР – ПОСТЗ = 5500 – 2000= 3500 (тыс. руб.)

Рассчитаем возможную норму маржинальной прибыли, при принятии решения об увеличении затрат на рекламу.

√ Дополнительные затраты на рекламу: З(Р) = В*0,02 = 12500*0,02 = 250 (тыс. руб.)

√ Постоянные затраты по прогнозу должны увеличиться на 250 тыс. рублей, так как затраты на маркетинг относятся к постоянным затратам, поэтому их размер по прогнозу составит: ПОСТпр = 2000 + 250 = 2250 (тыс. руб.)

√ Определим прогнозируемый объем продаж и выручку:

Кпр = 5000 * 1,3 = 6500 (ед.) Впр = Кпр*Ц = 6500 * 2,5 = 16250 (т. руб.)

√ Определим переменные затраты по прогнозу:

ПЕРЗпр = Кпр * Р1 = 6500 * 1,4 = 9100 (тыс. руб.)

√ Определим прогнозируемую маржинальную прибыль:

МПРпр = Впр – ПЕРЗпр = 16250 –9100 =7150 (тыс. руб.)

√ Определим изменение маржинальной прибыли при принятии решения:

∆МПР = 7150 – 5500 = 1650 (т. руб.)

Таким образом, увеличение затрат на рекламу с целью увеличения объема продаж, приведет к увеличению маржинальной прибыли на 1650 тыс. руб.

√ Определим прогнозируемую норму маржинальной прибыли:

Н(МПР)пр. = МПРпр / Впр = 7150/16250 = 0,44 или 44 %, то есть норма маржинальной прибыли остается на том же уровне.

√ Определим прогнозируемую прибыль от продаж:

ПРрпр = МПРпр – ПОСТЗпр = 7150 – 2250 = 4900 (тыс. руб.)

Таким образом, прибыль от реализации при принятии данного решения увеличится на 1400 тыс. руб. (4900 – 3500 = 1400) или на 40 % (1400/3500*100%).

В данной ситуации, увеличение затрат на рекламу является целесообразным, так как приведет к улучшению финансового состояния предприятия.

Пример 3. 9. Предприятие производит и реализует в месяц 5000 ед. продукции по цене 2,5 т. руб. Переменные затраты на единицу продукции 1,4 тыс. руб. Постоянные затраты предприятия 2000 тыс. рублей. Специалисты предприятия, считают, что для повышения уровня конкурентоспособности необходимо изменить комплектацию продукции, что приводит к увеличению переменных затрат на 15 %, но при этом спрос на продукцию, при той же цене 2,5 т. руб., может быть увеличен на 40 %. Оценить целесообразность повышения уровня конкурентоспособности.

Решение.

1) определим переменные затраты на единицу продукции по прогнозу:

Рпр1 = 1,4 *1,15 =1,61 (т. руб.)

2) определим прогнозируемый объем продаж: К2 = 5000*1,4 = 7000 (ед.)

3) определим прогнозируемую выручку: Впр = 2,5 *7000 = 17500 (тыс. руб.)

4) определим переменные затраты на прогнозируемый объем продаж:

ПЕРЗпр = 7000 *1,61 =11270 (тыс. руб.)

5) определим маржинальную прибыль по прогнозу:

МПРпр = Впр – ПЕРЗпр = 17500 - 11270 =6230 (тыс. руб.)

В первоначальном варианте маржинальная прибыль составляла 5500 тыс. рублей. По прогнозу она должна увеличиться на 730 тыс. руб. (6230 –5500) или на 13,27 % (730/5500*100%).

6) определим прогнозируемую норму маржинальной прибыли:

Н (МПР) = МПРпр / Впр = 6230 /17500 = 0,356

Норма маржинальной прибыли снизилась на -19,09 % (расчет: (0,356/0,44-1)*100%)

7) Определим прибыль от реализации: ПРт = МПРпр – ПОСТЗ = 6230 –2000 =4230 (тыс. руб.)

Прибыль от реализации увеличилась на 730 тыс. руб. (4230 –3500= 730).

Таким образом, повышение уровня конкурентоспособности продукции, за счет улучшения качества комплектующих ее изделий, увеличения переменных затрат является обоснованным, так как приведет к улучшению финансового состояния предприятия.

Пример 3.10. Предприятие производит и реализует в месяц 5000 ед. продукции по цене 2,5 т. руб. Переменные затраты на единицу продукции 1,4 тыс. руб. Постоянные затраты предприятия 2000 тыс. рублей. Менеджеры отдела сбыта считают, что если снизить цена реализации на 18 %, то это может привести к увеличению объема продаж на 45 %. Оценить целесообразность снижения цен на продукцию.

Решение.

1) определим прогнозируемую цену: Цпр = 2,5*(100 –18)/100 =2,05 (тыс. руб.)

2) определим прогнозируемый объем продаж: Кпр = 5000*1,45 =7250 (ед.)

3) определим прогнозируемую выручку: Впр = 2,05 *7250 =14862,5 (т. руб.)

таким образом, выручка может увеличиться на 2362,5 тыс. рублей (расчет:14862,5 - 5000*2,5) или на 18,90 % (расчет: 2362,5/12500*100% =18,90 %)

4) определим прогнозируемые переменные затраты на объем продаж:

ПЕРЗпр = 1,4 *7250 =10150 (тыс. руб.)

5) Определим прогнозируемую маржинальную прибыль:

МПРпр = 14862,5-10150 = 4712,5 (тыс. руб.)

Маржинальная прибыль по сравнению с базисным условием снизилась на 787,5 тыс. руб. (расчет: 4712,5 –5500)

6) Норма прогнозируемой маржинальной прибыли составит:

Н (МПР) = 4712,5/ 14862,5 =0,32 или 32 %

Таким образом, норма маржинальной прибыли снизится на 12 % (44 % -32%)

7) Определим прогнозируемую прибыль от продаж:

ПРрпр = МПР – ПОСТЗ = 4712,5 – 2000 = 2712,5 (тыс. руб.)

Прибыль от реализации снизится на 787,5 тыс. руб. (3500 – 2712,5 = 787,5)

Принятие решения о снижении цен на 18% и увеличении объема продаж на 45 % приведет к ухудшению финансового состояния предприятия.

На основе рассмотренных примеров можно сделать следующие выводы о факторах снижающих норму маржинальной прибыли: уменьшается цена реализации; уменьшается цена и растет объем продаж.

 

 

Раздел 4. Учет производственных запасов предприятия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 4985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.