Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ влияния трудовых факторов на прирост выручки от продаж




 

Для анализа влияния трудовых факторов на объём продаж составляется аналитическая таблица на основании данных отчётности и аналитического учёта (таблица 31).

По данным таблицы 31 рассчитывается влияние трудовых факторов на приращение выручки от продаж в сумме 3590 тыс. руб.

На изменение объёма продаж (+3590 тыс. руб.) оказали влияние следующие факторы:

− увеличение численности работников (R);

− снижение числа дней, отработанных одним работником (Дн);

− снижение средней продолжительности рабочего дня ();

− увеличение среднечасовой выработки на 1 работника ().

 

Таблица 31 – Анализ влияния трудовых факторов

Показатель Условные обозначения Предыдущий год Отчётный год Абсолютное отклонение (+, -) Темп роста, %
1. Выручка от продаж, тыс. руб. N     +3590 128,49
2. Среднесписочная численность работников, чел. R     +14 109,27
3. Общее число отработанных всеми работниками чел.-дней     +3030 108,36
4. Отработано всеми работниками чел.-ч     +16386 105,65
Расчётные показатели (качественные характеристики)
5. Количество дней, отработанных одним работником (стр. 3/стр. 2) Дн     -2 99,17
6. Средняя продолжительность рабочего дня, ч (стр. 4/стр. 3)   7,8 -0,2 97,50
7. Среднечасовая выработка на 1 работника (стр. 1/стр. 4), руб. 43,460 62,650 19,190 1,44
8. Среднегодовая выработка работников (стр. 1/стр. 2), тыс. руб. D 69,61 98,12 +28,5 140,95

 


Расчёт влияния факторов производится методом цепных подстановок с использованием абсолютных разниц:

 

.

 

Расчёт влияния факторов представлен ниже.

Влияние изменения численности работников на прирост выручки от продаж:

 

тыс. руб. = 32,53 %.

 

Влияние изменения количества отработанных дней 1 работником на прирост выручки от продаж:

 

тыс. руб. = 3,2 %.

 

Влияние изменения средней продолжительности рабочего дня на прирост выручки от продаж:

 

тыс. руб. = -9,5 %.

 

Влияние изменения среднечасовой выработки на прирост выручки от продаж:

 

тыс. руб. = 80,17 %.


Комплексное влияние факторов на приращение выручки от продаж () составило:

 

тыс. руб.

 

Структура комплексного влияния факторов такова: 80,17 % прироста объёма продаж получено за счёт интенсификации производства, т.е. повышения производительности труда; 32,53 % прироста объёма продаж получено за счёт экстенсивного фактора − увеличения численности работников.

Отрицательное влияние на объём продаж оказало увеличение целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени. За счёт целодневных потерь объём продаж уменьшился на 115 тыс. руб., или 3,2 %, а за счёт внутрисменных потерь − на 341 тыс. руб., или 9,5 %.

Данные анализа свидетельствуют о том, что руководство организации прилагает усилия, направленные на повышение среднечасовой производительности труда, и снижается контроль за использованием рабочего времени.

Для анализа влияния трудовых факторов на увеличение объёма продаж можем использовать двухфакторную мультипликативную модель:

Объём продаж (N) = Среднесписочная численность работников (R) − Среднегодовая выработка на 1 работника (D).

Влияние факторов на прирост объёма продаж рекомендуется рассчитать с использованием коэффициентов экстенсивности и интенсивности использования трудовых ресурсов, способом абсолютных разниц и интегральным методом факторного анализа.

1. Способ коэффициентов в оценке влияния факторов на прирост продаж.

Рассмотрим методику определения коэффициентов экстенсивного и интенсивного влияния на прирост выручки от продаж (+3590 тыс. руб.):

Коэффициент экстенсивного влияния () определяется делением прироста соответствующего ресурса (%) на темп прироста объёма продаж (%).

Коэффициент интенсивного влияния ():

 

.

 

Чтобы оценить влияние на объём продаж степени экстенсивности и интенсивности использования ресурсов, необходимо прирост объёма продаж умножить соответственно на коэффициенты экстенсивного и интенсивного влияния.

Поданным нашего примера определим:

 

,

.

 

Полученные коэффициенты означают, что при росте объёма продаж на 1 % численность работников увеличилась на 0,325 %, а средняя выработка на 1 работника возросла на 0,675 %. Это свидетельствует об интенсивном использовании трудовых ресурсов.

Далее определим влияние на абсолютный прирост объёма продаж:

− экстенсивности использования трудовых ресурсов, т.е. увеличения численности работников: + 3590 × 0,325 = 1167 тыс. руб.;

− интенсивности использования трудовых ресурсов, т.е. повышения производительности труда: + 3590 × 0,675 - 2423 тыс. руб.;

Общее влияние факторов:

 

(+ 1167 + 2423) = + 3590 тыс. руб.


2. Оценка влияния факторов способом абсолютных разниц на прирост продаж.

Влияние изменения численности работников:

 

= + 14 × 83444 = + 1168 тыс. руб.

 

Влияние изменения производительности труда на :

 

= + 14 677 × 165 = + 2422 тыс. руб.

 

Общее влияние факторов:

 

(1168 + 2422) = + 3590 тыс. руб.

 

3. Оценка влияния факторов интегральным методом

 

= + 14 × 83444 + (+ 14 × (+ 14677)) / 2 = + 1168 + 103 = + 1271 тыс. руб.

= + 14677 × 151 = +(+14 × (+14677)) / 2 = +2216 + 103 = + 2319 тыс. руб.

 

Общее влияние факторов:

 

(1271 + 2319) = + 3590 тыс. руб.

 

Как видно из расчётов, наибольшее приращение объёма продаж получено за счёт интенсивного фактора (повышения производительности труда). При интегральном методе полученные результаты факторного анализа отличаются от полученных другими методами. Это объясняется особенностями используемых методов. Математически наиболее обоснованным и точным является интегральный метод факторного анализа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 3876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.