КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Календарный порядок тренировок
УПРАЖНЕНИЯ НА ПРИЕМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ТЕКСТА Упражнение 1. Развитие смысловой догадки (антиципации). 1. В статье объемом не более 6 тыс. знаков зачернить слова в начале и в конце каждого предложения. Затем необходимо прочитать статью, пытаясь восстановить пропущенные слова по смыслу. Это упражнение выполняют двое учащихся, причем каждый читает текст, подготовленный другим. 2. Читать страницу книги, закрыв последние пять букв всех строчек текста листом бумаги или линейкой. Затем закрыть начальные пять букв всех строчек и, наконец, первые и последние пять букв текста, стараясь угадать закрытые части по смыслу. Упражнение 2. Дифференциальный алгоритм чтения. 1. В тексте объемом не более 6 тыс. знаков сделать графическую разметку каждого абзаца в соответствии с алгоритмом. Затем прочитать размеченный текст. При чтении обращать внимание только на ключевые слова. 2. Выполнить разметку еще одного текста и затем прочитать его, стараясь выделить сущностную доминанту. а) Первая половина недели 1. Ежедневно читать 2 — 3 статьи, выполняя упражнение 1, п. 1. Излагать письменно содержание статьи по пунктам интегрального алгоритма. 2. Ежедневно читать 15 — 20 страниц книги, выполняя упражнение 1, п. 2. б) Вторая половина недели 3. Читать ежедневно 2 — 3 статьи, выполняя упражнение 2, п. 1. 4. Читать ежедневно 2 — 3 статьи, выполняя упражнение 2, п. 2. 5. Выполнять ежедневно обязательную норму чтения (впредь до конца обучения): две статьи, один журнал — по специальности или научно-популярный и 50—100 страниц любого книжного текста.
Урок пятый. Подавление артикуляции при чтении. Мы называем артикуляцию главным врагом быстрого чтения. Вместе с тем, как показывает наш опыт, преодоление этого недостатка вызывает наибольшие трудности. При выполнении упражнений этого комплекса надо помнить, что на этом этапе не только и не столько исключается проговаривание (бормотание, шептание), а главным образом формируется новый код внутренней речи, при котором воспринимается и понимается текст только за счет зрительного его опознания. Речеслуховые компоненты должны быть при этом исключены полностью. Смысл упражнения с выстукиванием специального ритма в том, что в процессе контролируемого движения рукой в зоне Брока головного мозга наводится отрицательная индукция и проговаривание текста становится невозможным. Постоянное чтение в таком ритме создает условия для формирования нового способа кодирования поступающей информации, исключающего речеслуховой анализ текста. На этом этапе тренировок чрезвычайно важно соблюдать правила выполнения этого упражнения. УПРАЖНЕНИЕ С ПОСТУКИВАНИЕМ 1. Постукивать карандашом по твердой поверхности стола ударами в одну точку. 2. Ритм отбивать активным движением всей руки (не только кисти) твердо, уверенно, четко. 3. При чтении про себя с одновременным постукиванием постоянно на слух контролировать правильность ритма и главным образом его непрерывность. Темп не сбивать. (См. рис. 29).
Для разучивания ритма в соответствии с рис. 29 надо вырезать линейку и окружность, изображенные на рисунке 29, и наклеить их на плотный картон. Для проверки правильности ритма тупым концом карандаша свободно ударять по делениям линейки или точкам окружности. Получающийся при этом ритм ударов примерно соответствует ритму выстукивания. Опыт показывает, что для эффективного подавления артикуляции необходимо начинать с одновременного постукивания ритма в течение 15 — 20 часов. Анализ трудностей, которые обычно испытывают обучающиеся при выполнении этого упражнения, позволил выделить четыре фазы освоения ритма: Первая фаза. Чтение с выстукиванием специального ритма затруднительно. Получается что-либо одно: или чтение текста, или выстукивание ритма. Вторая фаза. Чтение с постукиванием освоено, но понять текст не удается. Третья фаза. Чтение с постукиванием освоено, прочитанное понято. Но по окончании чтения вспомнить прочитанное невозможно. Возникает явление так называемой амнезии — мгновенного забывания. Четвертая фаза. Текст читается с постукиванием легко и свободно, ритм не мешает. Читатель все понимает и по окончании чтения может воспроизвести прочитанное легко. При выполнении упражнения в соответствии с рекомендуемым ниже порядком следует помнить, что на первом этапе главное — это добиться правильного и непрерывного выстукивания “рисунка” ритма. Надо иметь в виду, что на этом этапе скорость вашего чтения несколько снизится. Это явление закономерно, поскольку здесь надо не ускорить процесс чтения, а качественно его изменить. Освоение упражнения с выстукиванием ритма зависит от многих индивидуальных особенностей читателей. Как было нами установлено, после выполнения упражнений возможны три случая. Первый. Скорость чтения с одновременным постукиванием остается такой же, как и скорость чтения без постукивания (до разучивания упражнения). Это означает, что у обучающегося артикуляции практически не было. Таким людям необходимо развивать способности к созданию ярких зрительных образов при чтении. Второй. Скорость чтения с постукиванием выше скорости чтения без постукивания (до разучивания упражнения). Была прежде значительная артикуляция. Ее подавление позволило ускорить процесс чтения. В этом случае необходимо продолжать работу до тех пор, пока скорость чтения без постукивания не будет такой же, как и с постукиванием. Третий. Скорость чтения с постукиванием стала ниже скорости чтения без постукивания (до разучивания упражнений). Была прежде слабая артикуляция. Здесь мы также рекомендуем тренироваться до тех пор, пока скорость чтения с постукиванием не сравняется со скоростью чтения без него.
Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |