КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Календарный порядок выполнения упражнений с постукиванием
а) Первая неделя 1. Разучить правила выполнения упражнений и сам ритм. Добиться четкого его воспроизведения непрерывно в течение 1—2 мин. Добиться автоматизации выстукивания ритма. 2. Отбивая ритм, попытаться одновременно читать вслух начало этой книги. Убедиться в невозможности одновременного выполнения этих двух Действий. 3. Ежедневно, в течение всей недели читать 2—3 статьи с одновременным выстукиванием ритма. Следить только за ритмом — первая и вторая фазы освоения упражнения. Понимать прочитанное здесь не нужно. б) Вторая неделя 4. Необходимо ежедневно проверять правильность выстукивания ритма. Также ежедневно в течение 2—3 дней читать с постукиванием 2 — 3 статьи, стараясь понимать читаемое в процессе самого чтения (третья фаза освоения упражнений). 5. Ежедневно в течение 2 — 3 дней читать с постукиванием различные тексты по специальности, стараясь понять и запомнить прочитанное и в самом общем виде, и в деталях (четвертая фаза). 6. Прочитать с постукиванием статью по специальности объемом не более 8 тыс. знаков, затем, продолжая постукивать, закрыть глаза и Мысленно изложить содержание прочитанного, отвечая на стандартные вопросы в соответствии с блоками интегрального алгоритма. 7. Прочитать контрольный текст № 3 с постукиванием и вычислить скорость чтения по формуле. Подвести итоги освоения упражнений с постукиванием, с учетом трех вариантов разобранных выше случаев. Добиться максимального эффекта подавления артикуляции. В заключение этого тренировочного комплекса прочитать любой текст, но уже без постукивания, измерить скорость чтения и отметить ее рост. В случае удовлетворительных результатов впредь читать тексты без постукивания, но 1 —2 раза в неделю полезно вспоминать ритм и проигрывать его про себя. * * * Ответ к заданию №5 (на определение избыточности) Избыточность первого стихотворения И = 64,7%. После сверки текста получается лаконичное выражение: “По глазам видно, что он плут” 6 слов, а было 17. Таким образом вычисляем:
Избыточность второго стихотворения И = 0%.
Урок шестой. Развитие периферического поля зрения. Как было показано в главе 6, глаза читающего быстро вовсе не двигаются быстрее, чем у того, кто читает медленно. Основное отличие в том, что в момент остановок, так называемых зрительных фиксаций, читающий быстро успевает воспринять, понять и запомнить значительно больший объем информации, чем тот, кто читает медленно. Иначе говоря, зрительный аппарат в этом случае работает более продуктивно, рационально. Здесь большое значение имеет использование резерва — периферического поля зрения. Для расширения оперативного поля зрения мы используем два упражнения. Одно из них — статическое: созерцание зеленой точки, и второе — динамическое: тренировка с таблицами Шульте. УПРАЖНЕНИЕ НА СОЗЕРЦАНИЕ ЗЕЛЕНОЙ ТОЧКИ Упражнение это — комплексное и решает одновременно две важные для обучения быстрому чтению задачи: расширение оперативного поля зрения и тренировку внимания (сосредоточения). Для выполнения упражнения используется с. 170 книги (см. Приложение). Порядок выполнения упражнения на статику (зеленая точка): 1. Упражнение выполняется в течение трех месяцев ежедневно без перерывов, непосредственно перед сном. 2. Перед началом выполнения цикла упражнения вырезать с. 170 (см. Приложение 2) из книги и наклеить ее на плотный картон. Прочитать текст, размещенный на этой странице только один раз, внимательно и не спеша. 3. Садитесь за письменный стол. Листок с текстом перед вами. Спокойное ровное освещение. Ноги свободно касаются пола (не перекрещивать), руки на столе, все тело расслаблено, дыхание ровное, спокойное. Никаких отвлекающих мыслей. 4. Основное задание: 10 мин созерцать зеленую точку, размещенную в центре с. 170 с текстом. Думать только о ней. Посторонние мысли отгонять. Главное — концентрация внимания взора на зеленой точке, все ваши мысли, ваше сознание должны быть связаны с зеленой точкой. Максимальная концентрация сознания. 5. По окончании 10 мин необходимо закрыть глаза, прикрыть их ладонью правой руки и сразу лечь спать. Иллюзия продолжения созерцания точки должна быть последним зрительным образным впечатлением прошедшего дня. Как уже было сказано, это упражнение решает одновременно две задачи: тренировку внимания (сосредоточения) и расширение поля зрения. На первом этапе (первая и вторая недели) ставится задача тренировки и концентрации внимания. Контролируя свое поведение, усидчивость, следует постоянно возвращать свои мысли к зеленой точке. Затем (третья и последующие недели тренировки) необходимо постепенно расширять объем вашего восприятия по активному полю зрения. Следует стремиться увидеть одновременно с зеленой точкой все большие фрагменты текста — справа и слева, сверху и снизу. Вначале вы пытаетесь расширить поле своего зрения в ширину, по горизонтали. Не упуская из поля зрения зеленую точку, вы стремитесь увидеть всю строчку текста, исходя из центра страницы по горизонтали. Когда вы успешно это выполните, можно постепенно увеличивать объем вашего восприятия. Теперь вы должны видеть одновременно с точкой две-три строчки текста вверх и вниз. Многие слушатели курсов быстрого чтения задают вопрос: что значит видеть? Видеть одновременно с точкой — прежде всего не читать текст, а ощущать его наличие как графическое обращение зеленой точки. Чтение всегда по необходимости связано с движением глаз, сменой их точек фиксации. В этом же упражнении это запрещено. Весь период выполнения цикла упражнения взгляд фиксирует только зеленую точку. Следовательно, видеть — это не читать текст, а боковым зрением пытаться только различать контуры, очертания окружающих точку слов, фраз, предложений. Постепенно вы должны видеть все большие и большие фрагменты текста. Конечная цель этого упражнения, что и бывает реализовано в большинстве случаев при правильном и аккуратном его выполнении, в следующем: 10 мин вы свободно созерцаете зеленую точку, не отвлекаясь на посторонние мысли, кроме того, в отдельные мгновения сосредоточения вдруг, как в открытое ясное окно, вы видите всю страницу сразу одновременно с зеленой точкой в центре. Панорама страницы видится выпукло, ясно, отчетливо, это бывает недолго, всего несколько мгновений, но этого достаточно. Именно это и есть награда и красноречивое свидетельство успешности ваших тренировок. РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ ШУЛЬТЕ Для развития периферического зрения используется также упражнение на динамику — тренировка с таблицами Шульте (рис. 30, 31). В психологии эти таблицы обычно применяются для исследования и развития психического темпа восприятия и, в частности, скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений. Каждая таблица комплекта представляет собой разграфленный на 25 ячеек картонный квадрат размерами 20 х 20 см, с вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Вам необходимо изготовить такой комплект самим по образцу. Методика работы заключается в том, чтобы быстро отыскивать по порядку возрастания все 25 чисел в каждой таблице в отдельности. Время, затраченное на поиск всего ряда, замечается по секундомеру. Читатели с хорошими параметрами внимания и с широким полем видения затрачивают на одну таблицу 25-30 с. По мере тренировок со всем комплектом таблиц время поиска постепенно сокращается и у отдельных лиц доходит до 11—12 с. В некоторых случаях время, затрачиваемое на одну таблицу, становится значительно выше и этой нормы и доходит до 8—7 с. Причем, как правило, общее время увеличивается только из-за задержки на каком-либо одном или двух двузначных числах, все остальные числа отыскиваются быстро, однако затем человек вдруг опять не может найти следующего числа — смотрит на него и не видит, ему подчас даже кажется, что в таблице этого числа просто нет. Такие особенности работы с таблицами Шульте свидетельствуют о принципиальной структурной или функциональной неравномерности темпа психической деятельности этого человека. У здорового и отдохнувшего человека на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время. Увеличение времени на отыскание чисел в последних (девятой и десятой) таблицах говорит о том, что человек несколько утомился. По мере тренировки навык быстрого считывания постепенно возрастает благодаря развитию периферического зрения. Можно рекомендовать следующие правила работы с таблицами Шульте: 1. Для тренировок использовать все 10 изготовленных вами таблиц. 2. Считывать цифры необходимо беззвучным счетом, т. е. про себя в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Перебирать по очереди все 10 таблиц в любом порядке. Все найденные цифры обязательно указываются карандашом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 с. 3. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком (вспомните упражнение с зеленой точкой). 4. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз в центре и только в центре таблицы. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, т. е. примерно 25 — 30 см. 5. Время и периодичность тренировок установите сами, помня, что не следует переутомляться. 6. Когда вы привыкнете к считыванию таблиц, то можно проводить эти тренировки, используя только поисковые движения взором, т. е. без подтверждения найденной цифры карандашом.
Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |