Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При этом целостное описание психики предполагает сочетание всех планов анализа




В то же время, среди европейских исследователей ближе всего к системному направлению оказался выдающийся швейцарский психолог Ж.Пиаже, получивший известность еще в первой половине двадцатого века, благодаря работам по генетической психологии. Но к обобщающим системным взглядам Б.Ф. Ломов и Ж. Пиаже пришли различными путями. Работая над проблемой периодизации этапов развития ребенка, Ж.Пиаже построил свою теорию как иерархию адаптаций, направленных на достижение равновесия со средой на уровне всех биологических, психологических и социальных процессов. Главным в проблеме соотношения социальной деятельности и индивидуального психологического развития для него стало исследование систем операций интеллекта, являющихся одновременно логическими, психологическими и социальными.

Согласно концепции Пиаже, функционирование и развитие психики совершаются в рамках адаптации индивида к среде — ассимиляции данного материала уже наличными у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой взаимодействия субъекта и объекта является образование операциональных структур. Операция, согласно Пиаже, представляет собой внутреннее действие субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия и составляющее вместе с другими действиями операциональную систему психической деятельности.

Пиаже выделил и исследовал четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. На основе операциональной концепции он проанализировал также целый ряд иных психических функций — восприятия, эмоций, и др. Синтез психологических и логических воззрений Пиаже нашёл выражение в предложенной им концепции генетической эпистемологии. В основе этой концепции лежит несколько принципов, в том числе: познание всегда происходит в системах, имеющих определенный уровень организации; новое знание генерируется из ранее полученного знания вследствие создания лучше организованной системы познания; любое развитие представляет собой последовательность актов развертывания и сворачивания различных операциональных структур; стремление к равновесию этих актов является важнейшим механизмом развития.

В отличие от этого, Б.Ф.Ломов больше внимания уделял методологическому анализу принципов системной организации психических явлений, во многом восходящих к системологическим принципам Л.фон Берталанфи. В ранний период своей деятельности Ломов был сторонником информационного подхода, написав с этих позиций уже упоминавшуюся работу “Человек и техника”. Однако в дальнейшем его взгляд на природу психических процессов значительно усложнился, получив характерное название системного подхода. Ядро этого подхода образуют несколько ключевых положений:

1. Любое психическое явление развертывается одновременно в нескольких планах, раскрывающих разные масштабы его организации. Первый план фиксирует взаимосвязь и взаимодействие изучаемого объекта с объектами того же класса. Психика рассматривается здесь, во-первых, как субъективное отражение действительности, выступающее в ряду других видов отражения (физического, биологического и социального), во-вторых, как регулятор активности субъекта и, в третьих, как структура личностных образований. Второй план определяет всю совокупность психических явлений как

относительно самостоятельное целое (систему). В качестве компонентов выделяются не отдельные процессы, а относительно самостоятельные функциональные образования. В их числе различаются когнитивная, регуляторная и коммуникативная подсистемы, которые обеспечивают различные формы взаимосвязи человека со средой. Третий план фиксирует объект в его отношении к системам более высокого уровня. Так, включаясь в социальную систему, человеческий индивид становится носителем социального качества и выступает как личность, включаясь в систему биологических отношений со средой – носителем природных качеств, выступает как организм. Каждая из этих систем становится основанием разнообразных свойств человека. Наконец, четвертый план раскрывает объект исследования как движение микросистем (нейрональных организаций), а психика в целом предстает как отражательная функция мозга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.