Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные школы управления. Тема 1.1. История развития менеджмента




Тема 1.1. История развития менеджмента

История уходит в глубь тысячелетий. Высказывания по поводу управления можно найти на египетских папирусах и на глиняных табличках из междуречья тигра и Ефрата, на шелковых свитках из Поднебесной империи. Однако связывать их с менеджментом н прямо ни косвенно нельзя, так как это были рекомендации по управлению государством.

Можно выделить множество видных экономистов, так или иначе исследовавших управление.

Англичанине Томас Гоббс и Джеймс Стюарт в 1651 году доказали, что мотив человеческого поведения – стремление к власти.

Английский экономист Адам Смит (1776г) «Исследование о природе и причинах богатств народов» формулировал принцип «экономического человека» – цель обогащение и удовлетворение личных потребностей.

 

Но, не один из них не применял системного подхода к деятельности предприятия. Поэтому историю менеджмента можно считать открытой с появлением «школ управления».

 

Рассмотрим основные школы в управлении:

1) Первая научная школа управления (1911г ) Труд – физиологические затраты человека (деятельность мышц или нервно-физилогических структур мозга). О сновное в нимание на рациональное поведение человека. Человек – винтик в среде производства.

Основатель – американский инженер и менеджер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915г).

Свою карьеру он начал рабочим, затем заочно получил высшее образование и за 8лет дослужился до должности главного инженера в сталелитейной компании в г.Бетлехеме «Бетлехем стил компании». Он проводил измерения напряжения, скорости реакций, рассчитывал нагрузки на человеческий организм (1898-1901).

Эксперименты Тейлора:

a. при помощи секундомера он измерял время подрезки чугунных плашек, который выполнялся самыми сноровистыми рабочими. Разделив операции на отдельные элементы, Тейлор определял продолжительность каждого из них, а затем составлял средние нормы времени, которые в дальнейшем использовались для всех рабочих (ХРОНОМЕТРАЖ). Используя замеры, он пытался устранить непродуктивные движения. Кроме того, обращал внимание на введение целесообразных режимов труда и отдыха.

Тейлор определял тот объем работы, выполняя который, рабочий может отдавать рабочую силу в течении длительного времени.

В результате, ПТ возросла в 3.5-4 раза, а заработная плата на 60%, причем это было достигнуто в большей степени не за счет повышения интенсивности труда, а за счет рационализации.

b. оптимальная постановка заготовок на станки и скоростей резания металлов. Тейлор провел несколько десятков тысяч опытов и выявил 12 независимых переменных, влияющих на конечный результат.

c. при погрузке чугуна в мешках рабочими (грузчиками), объединенными бригадами по 75 человек, каждый грузчик поднимал чушку, весящую 92фунта - примерно 42кг (1фунт=0.454кг), выбрал из бригады наиболее подходящего грузчика датчанин из Пенсильвании по имени Шмидт (среднего роста, энергичен и с хорошими физическими данными). Тейлор «человек, который подходит для погрузки чугуна, является что он будет настолько туп и настолько флегматичен, что по своему умственному складу будет скорее походить на быка, чем на человека». Шмидту предложили заработную плату 1.85 доллара в день (обычно 1.15), за выполнение инструкции: работай когда велят, отдыхай когда велят. На основании замеров была сделана норма труда для всех остальных работников:

показатели до эксперимента после эксперимента
тонн в день 12.5 47.5
заработная плата в день 1.15доллара 1.85доллара
стоимость труда за тонну 9,2цента 3.9цента

Тейлор, заметил, что только каждый 8-й грузчик смог работать по этой норме.

Принципы Тейлора:

· планирование и подготовку производства должны осуществлять инженеры, а рабочие – производить продукцию;

· техники находят решение, которое не обсуждается;

· чем больше разделение труда, тем выше ПТ;

· чем больше работает рабочий, тем больше он получает.

· каждого человека, независимо от квалификации, можно поставить работать.

Вывод: надо оптимально приспособить человека к машине.

 

Поскольку эксперименты Тейлора в конечном счете приводили к сокращению потребности в труде, то по понятным причинам они вызывали озлобление у рабочих и его даже собирались убить.

 

Все это заставило Тейлора пересмотреть свои излишне технократические взгляды и прийти к выводу, что благосостояние предпринимателей невозможно без благосостояния рабочих и наоборот.

Свои взгляды Тейлор изложил в книгах «Управление предприятием» (1903г) и «Принципы научного управления» (1911г). Там были изложены три основные моменты:

ü нормирование труда – необходимо разрабатывать нормативы труда;

ü роль менеджера – осуществляет расстановку рабочих (их подбор) на те места, где они могут принести оптимальную пользу;

ü вознаграждение и стимулирование – невысокая ПТ заключается главным образом в несовершенстве систем оплаты и поощрения, причем хорошие отношения с руководством – тоже награда.

Он рекомендовал открывать при заводах столовые, детские сады различные курсы как средство «для создания более умелых интеллектуальных рабочих».

 

Тем не менее, рабочие не рассматриваются как личности.

Пример: В соответствии с советом, на одной из фабрик, где работали в основном женщины завели породистого кота, с которым работницы могли поиграть во время перерыва, что улучшало их эмоции и в конечном счете способствовало увеличению производительности труда и создавать добрые чувства по отношению к хозяевам.

 

Крупнейшие последователи Тейлора – американцы Лилиан и Френк Гилберты. Они изучали трудовые операции используя кинокамеру. При помощи метода «стоп-кадра» им удалось выявить и описать 17 основных движений кисти руки и их продолжительность, что позволило устранить излишние при выполнении стандартных действий на обычном оборудовании.

Пример: При укладке кирпича было установлено 4 движения вместо прежних 18, что обеспечило рост производительности труда каменщиков на 50%.

Френк Гилберт искал применение своим методам и в быту: обнаружил, что для застегивания пуговиц на жилете сверху вниз тратится 7 секунд, а снизу вверх – только,3. Используя две бритвы одновременно, он сократил время бритья на 44 секунды, однако этом было потеряно 2 минуты на накладывание повязок на порезы.

Вывод:

Для повышения эффективности работы предприятия менеджеру необходимо выстроить рациональную организацию труда и управления рабочими: провести хронометраж, установить нормы, разделить трудовые операции на элементы, убрать излишние элементы трудовых операций, назначить высокий уровень ЗП и др. Личности работающих не учитываются (человек - винтик производства), не рассматриваются пути роста эффективности управленческого аппарата и всей организации в целом.

Недостатки:

1. нет внимания человеческому фактору повышения производительности труда;

2. рассматривается только улучшения, связанные с производительностью труда только в отдельном элементе производства

3. нет внимания вопросам грамотного управления процессами в организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.