Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникация




Понятие коммуникации. Важнейшими составляющими эффек­тивности деятельности менеджера и предпринимателя являются организаторские и коммуникативные качества.

Психологическое исследование по определению индивидуаль­но-психологических особенностей предпринимательской деятель­ности было проведено И. В. Ромазаном. Исследование выявило, что предприниматель и менеджер обладают следующими свойствами личности:

■ преобладание мотивации «достижения успеха»;

■ чутье, самостоятельность, ответственность;

■ смелость, адекватная самооценка, развитое чувство соб­ственного достоинства;

■ быстрота реакции, способность анализировать ситуацию и извлекать нужную информацию;

■ способность к умеренному, взвешенному риску, способ­ность переносить неудачу;

■ эвристический стиль мышления, склонность предуга­дывать события;

■ компетенция в области экономики, технологии, юридических прав;

■ отсутствие морально сдерживающих стереотипов.

Кроме вышеперечисленных организаторских качеств для ме­неджера и предпринимателя важны коммуникативные качества — умение общаться, нравиться и убеждать.

Любое общение, в том числе и деловое — это прежде всего ком­муникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников обще­ния. Само понятие «коммуникация» (от лат. communicatio — сообще­ние, связь, путь сообщения, а это слово, в свою очередь, произошло от communico — делаю общим, связываю, общаюсь) обозначает смысловой аспект социального взаимодействия.

Эффективная коммуникация — коммуникация, способству­ющая достижению целей участников общения. Она предполагает выяснение следующих вопросов:

■ каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;

■ как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной.

Коммуникативность — способность к общению.

В менеджменте одним из главных элементов является общение. Общение — сложный многоплановый процесс установления и раз­вития контактов между людьми, порождаемый потребностями со­вместной деятельности и включающий в себя обмен информаци­ей, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и по­нимание другого человека.

Общение имеет три стороны проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения проявляется через дей­ствия личности, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми.

Интерактивная сторона общения представляет собой взаимо­действие людей друг с другом в процессе межличностных отноше­ний. (Интеракция — это взаимодействие.)

Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов. Такими социальными объектами могут быть другие люди, сами общающиеся, группы людей, другие социальные общности.

Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическими) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприя­тие другими людьми, иногда называют коммуникативными дей­ствиями. Различают процесс коммуникации и составляющие его акты. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивиду­альности каждого ее элемента. В отдельных актах коммуникации реализуются следующие функции: управленческая, информатив­ная, эмотивная и фатическая (связанная с установлением контак­тов). Управленческая функция является генетически и структур­но исходной.

Классификация коммуникационных сообщений.

1. По соотно­шению названных выше функций условно выделяются сообще­ния: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); ин­формативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фа-тические (установление и поддержание контакта).

2. По типу отношений между участниками различают: межлич­ностные, публичные, массовые коммуникации.

3. По средствам различают: речевую (письменную и устную); паралингвистическую (жест, мимику, мелодию) и вещественно-знаковую коммуникацию (продукты производства, изобразитель­ного искусства и т.д.).

Если классифицировать управленческие коммуникации, то сле­дует различать: межуровневые коммуникации; коммуникации по восходящей, т. е. снизу вверх; коммуникации между различными подразделениями или отделами; коммуникации между руководите­лем и рабочей группой, а также неформальные коммуникации.

Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя или более людьми.

В процессе обмена информацией или коммуникативном про­цессе можно выделить четыре базовых элемента:

■ отправитель, т. е. лицо, генерирующее идеи или собира­ющее информацию и передающее ее;

■ сообщение, т. е. собственно информация, которая закодиро­вана с помощью символов;

■ канал, т. е. средство передачи информации;

■ получатель, т. е. лицо, которому предназначена информа­ция и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задачей является состав­ление сообщения, выбор и использование определенного канала для его передачи таким образом, чтобы его стороны поняли и раз­делили исходную идею.

Этапы, которые проходят отправитель и получатель, следующие:

■ зарождение идеи;

■ кодирование информации и выбор канала;

■ передача информации;

■ декодирование — перевод символов отправителя в мыс­ли получателя.

Преграды в организационных коммуникациях и пути их пре­одоления. В организационных коммуникациях могут возникать определенные преграды.

1. Искажение сообщений. Оно может быть преднамеренным, когда лицо искажает какое-то сообщение с определенной целью. Это может быть фильтрация, т.е. лицо, передающее сообщение, что-то специально утаивает от получателя. Сообщение может ис­кажаться из-за несовпадения статусов, уровней.

2. Информационные перегрузки. В этом случае преграды могут возникнуть по причине большого объема информации, невозмож­ности и неумению со стороны менеджера отбирать действитель­но нужную и важную информацию.

3. Неудовлетворительная структура организации. Проблемой многих современных предприятий является неоправданно услож­ненная структура организации, в которой информация как бы «за­путывается» при прохождении по ней, искажается или неправиль­но трактуется.

4. Неудовлетворительный кадровый состав.

5. Неудовлетворительный состав рабочих групп.

6. Неудовлетворительный способ организации власти и распре­деления задач.

7. Конфликты между различными группами или подразделениями.

Если есть преграды в коммуникативном процессе, значит, дол­жны существовать пути их преодоления. Таких путей существует несколько (квалифицированный менеджер, имеющий большой опыт работы, может владеть своими собственными секретами пре­одоления преград):

регулирование информационных потоков. Именно это на­
правление вызвало необходимость создания на предпри­ятии системы информационного менеджмента, что в свою очередь повлекло создание системы knowledge- менеджмента (управление знаниями);

управленческие действия. Они включают в себя планиро­вание, организацию, мотивацию, реализацию и контроль;

системы обратной связи. Если системы обратной связи не отработаны, то теряется смысл в самом коммуникативном процессе;

системы сбора предложений. Это могут быть анонимные ящики или анонимные звонки. На многих предприятиях (например, Siemens) такие ящики существуют в подраз­делениях и цехах;

информационные бюллетени, публикации и видеозаписи организации тоже относятся к информационному менедж­менту, или knowledge –менеджменту;

современные информационные технологии. Оснащение предприятий персональными компьютерами, установка Internet и Intranet, электронная почта, факсы, видеокон­ференции и т. п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 3113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.