КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы собеседников
Каждый человек уникален в своей своеобразной и неповторимой манере общаться с другими людьми. Вместе с тем всех общающихся и являющихся собеседниками можно объединить в группы по каким-то общим характерным признакам. Абстрактный собеседник — это тип людей, воображаемая психологическая модель, отражающая определенные характерные свойства, которые имеют значение для подготовки и проведения деловой беседы. В чистом виде абстрактные собеседники не встречаются. Однако в каждом человеке проявляются в большей степени те или иные признаки, на основании которых мы можем отнести собеседника к тому или иному типу. Для классификации типов деловых, но абстрактных собеседников используются следующие критерии: ■ компетентность, т. е. обладание знаниями, позволяющими судить о предмете разговора, умение высказывать веское, авторитетное мнение по вопросу, обсуждаемому в ходе деловой беседы; ■ откровенность; ■ искренность; ■ владение приемами общения с другими участниками беседы; ■ заинтересованность в теме и успехе беседы. Классификация абстрактных типов собеседников. Вздорный человек (нигилист). Характеристика: часто выходит за рамки темы деловой беседы; в ходе деловой беседы нетерпелив, несдержан и возбужден; часто своей позицией и подходом неосознанно провоцирует собеседников на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами. Рекомендации по общению во время беседы: ■ следует постараться обсудить с ним возможные спорные моменты заранее, до начала групповой беседы; ■ не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности; ■ стараться включать в формулировки решения его слова; ■ прежде чем отклонить его решение, предоставить другим собеседникам возможность опровергнуть его; ■ постараться установить с ним контакт, сделать его своим сторонником; ■ беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлексивное слушание, чтобы понять истинные причины его негативной позиции; ■ в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть. Позитивный человек. Характеристика: среди всех типов абстрактных собеседников это самый приятный тип делового партнера; доброжелательный и трудолюбивый; всегда стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии. Рекомендации по общению во время беседы: ■ следует побуждать такого собеседника к активному участию в дискуссии; ■ нужно стараться, чтобы остальные участники беседы разделяли его позитивный подход к решению дискуссионных вопросов; ■ следует в критических ситуациях искать помощи и поддержки именно у него. Всезнайка. Характеристика: труден в общении; всегда уверен в том, что знает все лучше других; любит навязывать свою точку зрения; обо всем имеет свое мнение; постоянно требует слова. Рекомендации по общению во время беседы: ■ посадить его рядом с ведущим беседу; ■ время от времени деликатно напоминать ему, что другие тоже должны высказаться; ■ предоставить ему возможность резюмировать, формулировать промежуточные заключения; ■ иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить кто-нибудь из участников беседы. Болтун. Характеристика: часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы; не обращает внимания на время, которое тратят все участники беседы на выслушивание его пространных высказываний. Рекомендации по общению во время беседы: ■ следует, как и всезнайку, посадить его поближе к ведущему беседу или к другому авторитетному собеседнику; ■ в случае, если он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания; ■ если такой собеседник отклонится от темы разговора еще дальше, его следует спросить, в чем он видит связь с предметом обсуждения того, о чем он говорит; ■ спросить поименно всех участников беседы, каково их мнение; ■ нужно заранее ограничить время отдельных выступлений и всей беседы в целом, обязательно установить регламент. Трусишка. Характеристика: недостаточная уверенность в себе при публичных выступлениях; такой собеседник охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным. Рекомендации по общению во время беседы: ■ с таким собеседником следует обходиться особенно деликатно; ■ нужно задавать ему ясные, конкретные вопросы; ■ следует продемонстрировать по отношению к нему доброжелательность, заинтересованность. Нужно способствовать тому, чтобы он развил свое замечание; ■ в случае, если такой собеседник решился заговорить, нужно применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы; ■ следует помогать такому собеседнику формулировать мысли, используя прием выяснения; ■ решительно пресекать любые попытки насмешек и саркастических высказываний в его адрес; ■ обязательно применять ободряющие формулировки типа: «Всем было бы интересно (полезно) услышать ваше мнение»; ■ можно специально подчеркивать все позитивные моменты его высказываний, но не делать этого свысока. Хладнокровный, неприступный. Характеристика: замкнутость; чувствует себя и держится отчужденно; не включается в деловую беседу, создавая впечатление у участников беседы, что это кажется ему недостойным его внимания и усилий. Рекомендации по общению во время беседы: ■ любым способом следует заинтересовать его в участии в обсуждении проблемы; ■ можно применить так называемый прием отражения чувств, например, обратясь к нему со следующими словами: «Кажется, вы не совсем удовлетворены тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?» В перерыве следует попытаться выяснить причины такого поведения. Незаинтересованный. Характеристика: тема беседы такого собеседника не интересует. Он как бы «спит» во время беседы и безразличен к обсуждению. Рекомендации по общению во время беседы: ■ следует задавать ему вопросы информативного характера, постепенно вовлекая его в беседу; ■ нужно, выясняя точку зрения такого собеседника, избегать вопросов, при ответе на которые можно ограничиться словами «да» и «нет»; ■ следует задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетентным; ■ можно постараться выяснить, что интересует лично его. Важная птица. Характеристика: абсолютно не выносит критики — ни прямой, ни косвенной; чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных. Рекомендации по общению во время беседы: ■ нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя; ■ следует время от времени просить высказываться по какому-либо вопросу всех собеседников поочередно; ■ не показывать свое раздражение по поводу манеры поведения такого собеседника; ■ следует до определенного момента соглашаться с таким собеседником, чтобы уменьшить его желание противоречить и подготовить его к контраргументации: «Вы совершенно правы. Учли ли вы то, что...?» Почемучка. Характеристика: постоянно сочиняет и задает вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны; имеет непреодолимое желание спрашивать. Рекомендации по общению во время беседы: ■ следует на вопросы информационного характера отвечать сразу; ■ при групповой беседе нужно привлекать к ответам на вопросы такого собеседника, имеющие отношение к теме разговора, всех участников; ■ можно при индивидуальной беседе переадресовать вопросы к нему самому. Например: «Интересный вопрос. Хотелось бы узнать, что вы сами об этом думаете»; ■ сразу признавать его правоту, если не можете дать нужный ему ответ.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 8579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |