Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы собеседников




Каждый человек уникален в своей своеобразной и неповтори­мой манере общаться с другими людьми. Вместе с тем всех обща­ющихся и являющихся собеседниками можно объединить в груп­пы по каким-то общим характерным признакам.

Абстрактный собеседник — это тип людей, воображаемая пси­хологическая модель, отражающая определенные характерные свойства, которые имеют значение для подготовки и проведения деловой беседы.

В чистом виде абстрактные собеседники не встречаются. Одна­ко в каждом человеке проявляются в большей степени те или иные признаки, на основании которых мы можем отнести собе­седника к тому или иному типу.

Для классификации типов деловых, но абстрактных собеседни­ков используются следующие критерии:

■ компетентность, т. е. обладание знаниями, позволяющи­ми судить о предмете разговора, умение высказывать вес­кое, авторитетное мнение по вопросу, обсуждаемому в ходе деловой беседы;

■ откровенность;

■ искренность;

■ владение приемами общения с другими участниками бе­седы;

■ заинтересованность в теме и успехе беседы.

Классификация абстрактных типов собеседников. Вздорный человек (нигилист). Характеристика: часто выходит за рамки темы деловой беседы; в ходе деловой беседы нетерпелив, несдер­жан и возбужден; часто своей позицией и подходом неосознанно провоцирует собеседников на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами.

Рекомендации по общению во время беседы:

■ следует постараться обсудить с ним возможные спорные моменты заранее, до начала групповой беседы;

■ не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности;

■ стараться включать в формулировки решения его слова;

■ прежде чем отклонить его решение, предоставить другим собеседникам возможность опровергнуть его;

■ постараться установить с ним контакт, сделать его своим сторонником;

■ беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлексивное слушание, чтобы понять истинные причины его негатив­ной позиции;

■ в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть.

Позитивный человек. Характеристика: среди всех типов абст­рактных собеседников это самый приятный тип делового партне­ра; доброжелательный и трудолюбивый; всегда стремится к со­трудничеству при проведении дискуссии.

Рекомендации по общению во время беседы:

■ следует побуждать такого собеседника к активному участию в дискуссии;

■ нужно стараться, чтобы остальные участники беседы раз­деляли его позитивный подход к решению дискуссион­ных вопросов;

■ следует в критических ситуациях искать помощи и под­держки именно у него.

Всезнайка. Характеристика: труден в общении; всегда уверен в том, что знает все лучше других; любит навязывать свою точку зрения; обо всем имеет свое мнение; постоянно требует слова.

Рекомендации по общению во время беседы:

■ посадить его рядом с ведущим беседу;

■ время от времени деликатно напоминать ему, что другие тоже должны высказаться;

■ предоставить ему возможность резюмировать, формули­ровать промежуточные заключения;

■ иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить кто-ни­будь из участников беседы.

Болтун. Характеристика: часто бестактно и без видимой при­чины прерывает ход беседы; не обращает внимания на время, ко­торое тратят все участники беседы на выслушивание его про­странных высказываний.

Рекомендации по общению во время беседы:

■ следует, как и всезнайку, посадить его поближе к веду­щему беседу или к другому авторитетному собеседнику;

■ в случае, если он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания;

■ если такой собеседник отклонится от темы разговора еще дальше, его следует спросить, в чем он видит связь с пред­метом обсуждения того, о чем он говорит;

■ спросить поименно всех участников беседы, каково их мнение;

■ нужно заранее ограничить время отдельных выступле­ний и всей беседы в целом, обязательно установить рег­ламент.

Трусишка. Характеристика: недостаточная уверенность в себе при публичных выступлениях; такой собеседник охотнее промол­чит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может по­казаться другим глупым или даже смешным.

Рекомендации по общению во время беседы:

■ с таким собеседником следует обходиться особенно де­ликатно;

■ нужно задавать ему ясные, конкретные вопросы;

■ следует продемонстрировать по отношению к нему доб­рожелательность, заинтересованность. Нужно способ­ствовать тому, чтобы он развил свое замечание;

■ в случае, если такой собеседник решился заговорить, нуж­но применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы;

■ следует помогать такому собеседнику формулировать мысли, используя прием выяснения;

■ решительно пресекать любые попытки насмешек и сар­кастических высказываний в его адрес;

■ обязательно применять ободряющие формулировки типа: «Всем было бы интересно (полезно) услышать ваше мне­ние»;

■ можно специально подчеркивать все позитивные момен­ты его высказываний, но не делать этого свысока.

Хладнокровный, неприступный. Характеристика: замкну­тость; чувствует себя и держится отчужденно; не включается в де­ловую беседу, создавая впечатление у участников беседы, что это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

Рекомендации по общению во время беседы:

■ любым способом следует заинтересовать его в участии в обсуждении проблемы;

■ можно применить так называемый прием отражения чувств, например, обратясь к нему со следующими сло­вами: «Кажется, вы не совсем удовлетворены тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно уз­нать, почему?» В перерыве следует попытаться выяснить причины такого поведения.

Незаинтересованный. Характеристика: тема беседы такого со­беседника не интересует. Он как бы «спит» во время беседы и безразличен к обсуждению.

Рекомендации по общению во время беседы:

■ следует задавать ему вопросы информативного характе­ра, постепенно вовлекая его в беседу;

■ нужно, выясняя точку зрения такого собеседника, избе­гать вопросов, при ответе на которые можно ограничить­ся словами «да» и «нет»;

■ следует задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетент­ным;

■ можно постараться выяснить, что интересует лично его.

Важная птица. Характеристика: абсолютно не выносит крити­ки — ни прямой, ни косвенной; чувствует и ведет себя как лич­ность, стоящая выше остальных.

Рекомендации по общению во время беседы:

■ нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;

■ следует время от времени просить высказываться по ка­кому-либо вопросу всех собеседников поочередно;

■ не показывать свое раздражение по поводу манеры по­ведения такого собеседника;

■ следует до определенного момента соглашаться с таким собеседником, чтобы уменьшить его желание противоре­чить и подготовить его к контраргументации: «Вы совер­шенно правы. Учли ли вы то, что...?»

Почемучка. Характеристика: постоянно сочиняет и задает во­просы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны; имеет непреодолимое желание спрашивать.

Рекомендации по общению во время беседы:

■ следует на вопросы информационного характера отвечать сразу;

■ при групповой беседе нужно привлекать к ответам на во­просы такого собеседника, имеющие отношение к теме разговора, всех участников;

■ можно при индивидуальной беседе переадресовать во­просы к нему самому. Например: «Интересный вопрос. Хотелось бы узнать, что вы сами об этом думаете»;

■ сразу признавать его правоту, если не можете дать нуж­ный ему ответ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 8485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.