Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни принятия решений




Различия, существующие в типах решений, и различия в труд­ности проблем, требующих решения, определяют уровень принятия решений. М. Вудкок и Д. Френсис выделяют четыре уровня приня­тия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Выбор каждого из них определяется конкретны­ми требованиями к работе и задачами, предъявляемыми к способ­ностям менеджера.

Первый уровень — рутинный. Решения, принимаемые на этом уровне, представляют собой обычные рутинные решения. Как правило, у менеджера имеется определенная программа, как рас­познать ситуацию, какое решение принять. В этом случае менед­жер ведет себя, как компьютер. Функция его заключается в том, чтобы «почувствовать» и идентифицировать ситуацию, а после этого взять на себя ответственность за начало определенных дей­ствий. Руководитель должен обладать чутьем, верно трактовать имеющиеся указания на ту или иную ситуацию, действовать ло­гично, принимать верные решения, проявлять решительность, обеспечивать эффективные действия в нужное время. Этот уро­вень не требует творческого подхода, так как все действия и про­цедуры заранее предписаны. Ключевыми навыками рутинного уровня являются: неукоснительное следование процедуре, разум­ная оценка ситуации, гуманное лидерство, соотношение контроля и мотивации.

Второй уровень — селективный. Этот уровень уже требует инициативы и свободы действий, но лишь в определенных грани­цах. Перед менеджером стоит целый крут возможных решений, и его задача заключается в том, чтобы оценить достоинства таких решений и выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных наборов действий те, которые лучше всего подхо­дят к данной проблеме. Успех и результативность зависят от спо­собности менеджера выбрать направление действий. Ключевыми навыками этого уровня являются: установление целей, планирова­ние, соотношение анализа и развития, анализ информации.

Третий уровень — адаптационный. Менеджер должен вырабо­тать решение, которое может быть абсолютно новым. Перед руко­водителем — некий набор проверенных возможностей и некото­рые новые идеи. Только личная инициатива и способность совер­шить прорыв в неизвестное могут определить успех деятельности менеджера.

Ключевые навыки адаптационного уровня: идентификация про­блем, систематизированное решение проблем, создание рабочих групп, анализ возможного риска.

Четвертый уровень, самый сложный, — инновационный. На этом уровне решаются наиболее сложные проблемы. Со стороны менеджера требуется абсолютно новый подход. Это может быть поиск решения проблемы, которую ранее плохо поняли или для решения которой требуются новые представления и методы. Руководитель должен уметь находить способы понимания совер­шенно неожиданных и непредсказуемых проблем, развивать в себе умение и способность мыслить по-новому. Наиболее совре­менные и трудные проблемы могут потребовать для своего реше­ния создания новой отрасли науки или технологии. Ключевыми навыками инновационного уровня являются: творческое управле­ние, стратегическое планирование, системное развитие.

Каждый из рассмотренных нами уровней принятия решения предъявляет свои требования к управленческой квалификации.

Краткое содержание главы

Для менеджера важным является умение правильно и своевре­менно принимать управленческие решения. Основой принятия ка­чественных и эффективных управленческих решений является ка­чественная информация. Перечислены черты управленческих ре­шений, которые должен знать менеджер. Рассмотрена технология управления, проанализированы три стадии рационального управ­ленческого решения: уяснение проблемы, составление плана ре­шения и выполнение решения. Особое внимание со стороны ме­неджера должно занимать принятие решения, состоящее из семи этапов.

Рассмотрены подходы к классификации управленческих реше­ний и сами классификации. Перечислены 10 правил, которые нуж­но соблюдать при принятии управленческих решений, предложен­ных американским социологом М. Рубинштейном, которые должен знать квалифицированный менеджер.

Большое место уделено методам принятия управленческих ре­шений на основе математического моделирования, а также мето­дам творческого мышления менеджера, основанным на психологи­ческих аспектах работы в малых группах.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое рациональное управленческое решение?

2. Какие черты управленческих решений вы можете назвать?

3. Как бы вы определили технологию управления?

4. Какие существуют стадии рационального управленческого ре­шения?

5. Какие подходы к классификации управленческих решений вы можете назвать?

6. Какие управленческие решения существуют?

7. Назовите 10 правил М. Рубинштейна, которые нужно соблю­дать при принятии управленческих решений.

8. Какие методы принятия управленческих решений на основе ма­тематического моделирования существуют? Кратко охаракте­ризуйте их.

9. Назовите методы творческого мышления менеджера, основан­ные на психологических аспектах работы в малых группах, и дай­те их краткую характеристику.

10.Охарактеризуйте наиболее распространенный метод творчес­кого мышления менеджера при принятии управленческих ре­шений — «Брейнсторминг».


Глава 10. КОНТРОЛЬ И ЕГО ВИДЫ

В этой главе будет подробно рассмотрена одна из основных функций менеджмента — контрольная. Вы узнаете, что такое кон­троль на предприятии и какие его виды существуют. Мы рассмот­рим три этапа контроля: выработка стандартов и критериев, сопо­ставление с ними реальных результатов, коррекция. Более подроб­но будут рассмотрены такие виды контроля, как предварительный, текущий и заключительный.

Вы научитесь применять такой метод контроля за деятельно­стью персонала, как «управленческая пятерня».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 3776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.