Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвестиционная деятельность предприятий 2 страница




Недостаточное развитие внешних предпосылок для становления акционерных обществ делает особо важными внутренние инструмен­ты управления. Эффективность корпоративного управления в усло­виях экономики переходного периода прямо зависит от успешного развития различных аспектов акционерных отношений- Системы управления корпорациями должны ставить во главу угла создание внутренних управленческих структур, а также внутренней инфра­структуры, которые позволили бы им успешно развиваться.

Несмотря на то, что реструктурирование в переходный период часто осложняется специфическими и неотложными нуждами этого периода, конечной целью компании должна быть подготовка ком­пании к работе в условиях конкуренции, иными словами — сосредо­точение ресурсов на достижении стабильного рыночного преимуще­ства. Любая подобная переориентация компании требует решений, которые ведут к накоплению ресурсов, необходимых для роста, к раз­витию новых рыночных возможностей. По своей сути, это решения стратегического порядка. Как правило, только что приватизирован­ные компании нуждаются также в корректировке направлений и масштаба деятельности, чтобы наиболее полно использовать имею­щиеся возможности. Все эти мероприятия требуют стратегических решений, например, о диверсификации деятельности или уменьше­нии масштабов производства.

Решение поставленных задач невозможно без организации стра­тегического уровня управления. Акционерные предприятия долж­ны теперь сами выполнять ключевую функцию управления: форми­ровать для себя долгосрочные и краткосрочные цели и определять свою стратегию. Сегодня применение методов стратегического уп­равления стало для акционерных обществ жизненно необходимым условием их существования и развития.

В системе управления финансами предприятий важнейшим на­правлением является управление инвестиционной деятельностью, связанной с вложением аккумулированных ресурсов в реальные фи­нансовые инвестиции. К сожалению, за годы экономических реформ инвестиционная активность предприятий подверглась наибольше­му спаду. Так, в 1997 году величина инвестиций составила 24,2% от уровня инвестиций 1990 года. Это связано с сокращением бюджет-


нош финансирования, снижением уровня рентабельности при со­ответствующем уменьшении направления чистой прибыли на ин­вестиционные цели, а также с практически невозможностью при­влечения коммерческих кредитов на осуществление проектов в свя­зи с их неокупаемостью. Поэтому целью данного параграфа являет­ся описание как внешней среды, определяющей инвестиционную деятельность предприятий, так и их внутренних возможностей по мобилизации ограниченных финансовых ресурсов для поддержания определенного уровня инвестиционной активности.

Одним из важнейших направлений корректировки экономиче­ских реформ в России следует считать развитие и повышение эф­фективности инвестиционной деятельности. Это обусловлено прежде всего тем, что более чем десятилетний период перестройки и эконо­мических реформ не привел к стабилизации национальной эконо­мики и повышению эффективности ее функционирования. Продол­жаются негативные процессы в экономике, ухудшаются экономи­ческие показатели, остро стоит вопрос преодоления затянувшегося финансово-экономического кризиса. Подъем экономики невозмо­жен без крупномасштабного инвестирования.

Коренном обновление предприятий на базе применения научно-технических достижений, высоких технологий, современной органи­зации производства требуют значительных инвестиционных вложе­ний за счет всех источников финансирования: средств предприятий, как собственных, так и привлеченных, внебюджетных инвестицион­ных фондов, иностранных инвестиций, бюджетных средств.

В соответствии с российским законодательством под инвестици­онной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществ­ление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. При этом инвестициями счи­таются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество (в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оцен­ку), вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятель­ности в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Вложение инвестиций не самоцель, а лишь средство достижения эко­номической эффективности, на основе которой могут быть решены многообразные экономические и социальные задачи. При оценке инвестиций (инвестиционных проектов) необходимо учитывать финансовые последствия реализации инвестиций, социальную эф­фективность, т.е. финансовые последствия инвестиционных вложе­ний для местного, регионального и федерального бюджетов; срав­нительную экономическую эффективность, объективно характери­зующую преимущества данного инвестиционного проекта.


Процесс управления инвестиционной деятельностью представляет собой сознательное целенаправленное регулирование движения всех видовденежных,имущественныхи интеллектуальных ценностей, вкла­дываемых в объекты предпринимательства и другие виды деятельнос­ти для получения прибыли или достижения социального эффекта.

Участниками (субъектами) инвестиционной деятельности явля­ются инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов инвестиционных вложений.

• Инвесторы осуществляют капитальные вложения на террито­
рии Российской Федерации с использованием собственных и
(или) привлеченных средств в соответствии с законодатель­
ством Российской Федерации. Инвесторами могут быть фи­
зические и юридические лица, создаваемые на основе договора
о совместной деятельности и не имеющие статуса юридичес­
кого лица, объединения юридических лиц, государственные ор­
ганы, органы местного самоуправления, атакже иностранные
субъекты предпринимательской деятельности (далее — иност­
ранные инвесторы).

• Заказчики -— уполномоченные на то инвесторами физические
и юридические лица, осуществляющие реализацию инвести­
ционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпри­
нимательскую и (или) иную деятельность других субъектов ин­
вестиционной деятельности, если иное не предусмотрено до­
говором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. За­
казчик, не являющийся инвестором, наделяется правами вла­
дения, пользования и распоряжения инвестициями на период
и в пределах полномочий, которые установлены договором и
(или) государственным контрактом в соответствии с законом
Российской Федерации.

• Подрядчики — физические и юридические лица, которые вы-
пол няют работы по договору подряда и (или) государственному
контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Граж­
данским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обя­
заны иметь лицензию на осуществление ими тех видов дея­
тельности, которые подлежатлицензированию в соответствии
с федеральным законом.

• Пользователи объектов инвестиционных вложений — физические
и юридические лица, в том числе иностранные, а также госу­
дарственные органы, органы местного самоуправления, ино­
странные государства, международные объединения и ор­
ганизации, для которых создаются указанные объекты. Поль­
зователями объектов инвестиций могут быть инвесторы.


Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемым между ними.

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь созда­ваемые и модернизированные основные фонды и оборотные сред­ства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, имущественные права и права на интеллек­туальную собственность. Инвестирование в объекты, не отвечающие требованиям экологических и санитарно-гигиенических норм, а так­же наносящие ущерб охраняемым законом правам и интересам фи­зических и юридических лиц и государства, запрещены.

Классификация инвестиций может быть представлена следующим образом.

В зависимости от источников финансирования выделяют: госу­дарственные, муниципальные, отраслевые, частные, смешанные инвестиции.

В зависимости от объектов инвестиций выделяют прямые (ре­альные) инвестиции в объекты отраслей реального производства (структуру реальных инвестиций см. в табл. 10.5.1); портфельные инвестиции в ценные бумаги; интеллектуальные инвестиции в на­уку, приобретение патентов и т.д.

Таблица 10.5.1

Инвестиции в нефинансовые активы (реальные инвестиции) в 1995-1997 годах1 (в фактических ценах)

 

 

Виды инвестиций 1995 г. 1996 г. 1997 г.
трлн руб. в%к итогу трлн руб. в% к итогу трлн руб. в%к итогу
Инвестиции в нефинан­совые активы в том числе: в основной капитал в нематериальные активы в пополнение запасов материальных оборот-пых средств 352,0 267,0 0,4 35,3 75,9 0,1 10,0 495,6 376,0 0,6 46,5 75,9 0,1 9,4 553,0 408,8 0,7 65,3 73,9 0,1 11,8
— М: Госкомстат России,

1 Российский статистический ежегодник. 1998. - С. 693.


 




По назначению различают производственные инвестиции (произ­водственная сфера), инвестиции социального назначения (соци­альная сфера), инвестиции природоохранного и экологического на­значения (экологическая сфера).

По срокам инвестиции делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Источниками финансирования инвестиций могут быть как внут­ренние, так и внешние. В соответствии с действующим законода­тельством в России основными источниками финансирования ин­вестиций хозяйствующих субъектов являются:

• собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные ре­
зервы инвесторов — прибыль, амортизационные отчисления
и т.д.;

• заемные финансовые средства инвесторов — банковские кре­
диты, облигационные займы, долгосрочные займы, бюджетные
кредиты;

• привлеченные финансовые средства инвесторов — паевые и
иные взносы членов трудовых коллективов и юридических лиц;

• средства внебюджетных фондов;

• средства государственных бюджетов, предоставляемых на без­
возмездной основе;

• денежные средства, централизуемые объединениями пред­
приятий;

• средства иностранных инвесторов.

Основная доля в составе источников приходится на собственные средства хозяйствующих субъектов. Главными собственными источ­никами являются чистая прибыль и амортизационные отчисления.

В условиях административно-командной системы амортизаци­онные отчисления как источник финансирования инвестиций в ос­новные фонды жестко контролировались государством. Нормы амор­тизационных отчислений устанавливались государством отдельно на полное восстановление (реновацию) и на капитальный ремонт. С 1991 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г. № 1072 «О единых нормах амортизационных отчисле­ний на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» установлены нормы амортизационных отчислений только на полное восстановление, действующие и по настоящее время. До 1992 года амортизационные отчисления обосабливались на отдельных счетах и направлялись на цели инвестиций строго под контролем банка. Допускались только два метода начисления амортизации: ли­нейный и ускоренный. При этом метод ускоренной амортизации являлся разновидностью линейного метода. В настоящее время в


области амортизационной политики права предприятий существен­но расширены. Так, они самостоятельно при утверждении учетной политики на период всего срока амортизации выбирают один из че­тырех способов начисления амортизационных отчислений, опреде­ленных Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6-97)1 и Методическими указаниями по бухгалтерс­кому учету основных средств2.

Линейный способ: сумма амортизационных отчислений опреде­ляется исходя из первоначальной стоимости основных фондов и нор­мы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного ис­пользования основных фондов.

Способ уменьшаемого остатка: сумма амортизационных отчисле­ний определяется исходя из остаточной стоимости основных фондов на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исхо­дя из срока полезного использования этих основных фондов.

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного ис­пользования: сумма амортизационных отчислений определяется исхо­дя из первоначальной стоимости основных фондов и годового соот­ношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока служ­бы объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока службы объекта.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции: начисление амортизации производится исходя из натурального по­казателя объема продукции и соотношения первоначальной стои­мости основных фондов и предполагаемого объема продукции (ра­бот) за весь срок полезного использования основных фондов.

Однако следует иметь в виду, что до изменения действующего налогового законодательства рассмотренные способы начисления амортизации используются в бухгалтерском учете, в налогообло­жении же применяется линейный метод с соответствующей кор­ректировкой налогооблагаемой прибыли.

Возможности использования амортизационных отчислений как источника инвестирования существенно изменились в силу условий экономической деятельности, характеризующихся острым недостат­ком собственных средств, что вынуждает хозяйствующие субъекты направлять большую часть амортизации на покрытие недостатка обо­ротных средств.

Прибыль как источник финансирования выступает только в той части, которая остается в виде нераспределенной прибыли и направ­ляется на цели инвестирования. При осуществлении инвестиций в

1 Приказ Минфина РФ от 03.09.97 г. № 65н.

2 Приказ Минфина РФ от 20.07.98 г. № ЗЗн.


форме капитальных вложений предусматривается льгота по налогу на прибыль, а именно: уменьшается налогооблагаемая прибыль, на­правленная на финансирование капитальных вложений производст­венного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а так­же на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. При предоставлении льготы в расчет принимаются фактически произведенные затраты в отчетном периоде, независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных фондов, учтенных по счету «Капи­тальные вложения». При этом из указанных затрат исключаются сум­мы амортизации, начисленной по основным фондам, принадлежа­щим предприятию, с начала года на отчетную дату.

По абсолютным показателям реальные инвестиции в фактически действующих ценах за период с 1995 по 1997 год увеличились в 1,6 раза, в том числе в основный капитал т*- в 1,5 раза. Однако перерасчет с учетом индексов инфляции в сопоставимых ценах даст рост всего лишь в 1,1 раза.

Большое значение в составе реальных инвестиций имеют инвес­тиции в оборотные средства. Неблагополучное положение с оборот­ными средствами в связи с инфляционным эффектом является пер­вопричиной платежного кризиса в стране. Неплатежи хозяйству­ющих субъектов друг другу, кредитным организациям, бюджету и внебюджетным фондам, а также по заработной плате постоянно рас­тут. Инвестирование оборотных средств предполагает поддержание кругооборота средств действующего хозяйствующего субъекта, а также инвестирование в прирост оборотных средств при расширении объе­мов и масштабов хозяйственной деятельности. Основными источ­никами финансирования выступают прибыль, кредиты банков, фи­нансовая помощь вышестоящих структур, средства, мобилизованные через эмиссию ценных бумаг и др,

Своеобразной формой финансирования инвестиционной дея­тельности является лизинг, долгосрочная аренда движимого и не­движимого имущества. Лизинг рассматривается как товарный кре­дит, предоставляемый заемщику (лизингополучателю). В договоре лизинга может быть предусмотрено право выкупа имущества.

Лизинговые операции делятся на два вида:

оперативный лизинг — срок аренды не предусматривает полной окупаемости, арендодатель не покрывает свои затраты за счет аренд­ных платежей одного арендатора;

финансовый лизинг — лизинг с полной окупаемостью. Арендные платежи возмещают затраты лизингодателя и обеспечивают ему фиксированную прибыль.


Использование лизинговой формы инвестирования дает воз­можность предприятиям приобретать необходимое оборудование без значительных капитальных затрат. При этом выгода лизингополуча­теля зависит от доходов по новым инвестициям и суммы арендных (лизинговых) платежей.

Наряду с внутренними источниками инвестирования важнейшее значение имеют зарубежные иностранные инвестиции. Для совре­менной России это объективная необходимость, так как без мобили­зации дополнительных инвестиционных ресурсов невозможно осу­ществление эффективной реконструкции и модернизации производ­ственных мощностей, резкого повышения технологического уровня производства, преодоления затянувшегося кризиса. Прямые зарубеж­ные инвестиции имеют ряд преимуществ:

• служат дополнительными источниками капитала для непо­
средственного финансирования производства конкретных то­
варов и услуг, обеспечивают внедрение новых технологий, ноу-
хау, передовых методов управления и маркетинга;

• в отличие от иностранных займов и кредитов не ложатся тя­
желым бременем на внешний долг и даже способствуют его
погашению:

• способствуют росту занятости населения, повышению квали­
фикации рабочей силы, инженерных и управленческих кад­
ров;

» способствуют улучшению качества экспортной продукции, со­действуют ее выходу на мировой рынок, росту валютных по­ступлений;

• обеспечивают наиболее мягкое и эффективное включение оте­
чественной экономики в мировое хозяйство, благодаря произ­
водственной и научно-технической кооперации, причем, что
особенно важно, именно производственное включение, а не
идущие лишь через организацию связи в сфере обращения;

• способствуют формированию конкурентной рыночной среды,
оказывают влияние на борьбу с монополизмом;

• содействуют развитию экспортной базы страны и сокращению
национального экспорта и импорта.

Однако становление иностранного предпринимательства в Рос­сии сталкивается с определенными экономическими и политиче­скими трудностями. Привлечение иностранных инвестиций следует рассматривать как неотъемлемую часть инвестиционной стратегии государства, необходимо создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов. В понятие «инвестиционный климат» принято включать все то, что принимает в расчет инвестор,


когда оценивает, насколько благоприятны или неблагоприятны в той или иной стране условия для вложения капиталов, включая идеоло­гию и политику, экономику и культуру. Эти оценки воплощаются в показатели инвестиционного риска.

Основным условием формирования благоприятного инвестици­онного климата для иностранного капитала является либерализация инвестиционного режимав стране-реципиенте. Наибольшие резуль­таты могут быть достигнуты на основе повышения степени откры­тости экономики, которая оказывает существенное влияние на стра­тегию и тактику инвесторов, определяет конкурентные позиции стра­ны в борьбе за иностранные вложения. Вместе с тем отечественный и мировой опыт показывают, что государственная политика в отно­шении иностранных инвестиций, какой бы либеральной она ни бы­ла, оказывается успешной только в том случае, если иностранные инвесторы уверены в политической и экономической стабильности, в последовательности и необратимости системных преобразований в стране, осуществляющей прием капитала. Динамика и структура иностранных инвестиций представлены в табл. 10.5.2.

За период с 1995 по 1997 год иностранные инвестиции возросли более чем в 4 раза и составили в 1997 году 12 295 млн долл. При этом прямые инвестиции, т.е. взносы в уставный капитал, кредиты, по­лученные от совладельцев предприятий, возросли существенно мень­ше—в 2,6 раза> в то же время по прямым инвестициям в виде торго­вых кредитов и банковских вкладов рост составил 579,8%.

Использование иностранных инвестиций должно осуществлять­ся под определенным государственным контролем с помощью как стимулирующих (поощрительных), так и ограничивающих мер, от запрета вложений в отдельные отрасли и доли иностранного участия в капитале местных предприятий до различных требований проце­дурного характера. Без регулирования иностранные инвесторы не смогут ликвидировать структурные диспропорции, а наоборот, усу­губят их, формируя однобокую структуру экономики. Мировая эко­номика выработала «универсальный» набор экономических регулято­ров притока иностранного капитала. Среди них особого внимания и для России, в частности, заслуживают следующие:

а) экономические

• освобождение вновь создаваемых совместных и иностранных
предприятий от отдельных видов налогов и платежей на не­
кий определенный период;

• вычет убытков первых лет финансирования из налоговых пла­
тежей после объявления прибыли;


Таблица 10.5.2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.