Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвестиционная деятельность предприятий 1 страница




Содержание и основные задачи финансового менеджмента

В общем виде финансовый менеджмент можно определить как специфическую область управленческой деятельности, связанную с организацией денежных потоков предприятия, формированием и использованием капитала, денежных доходов и фондов, необходи-


мых для достижения стратегических и тактических целей развития предприятия.

Многообразие функций финансового менеджмента следует систе­матизировать следующим образом:

• Планирование включает в себя стратегическое и текущее фи­
нансовое планирование; составление различных смет и бюд­
жетов для любых мероприятий.

• Участие в определении ценовой политики и прогнозировании
сбыта.

• Оценка возможных изменений структуры в виде слияний или
разделений.

• Обеспечение источниками финансирования (капиталом): по­
иск внутренних и внешних источников кратко- и долго­
срочного финансирования; выбор оптимального их сочетания.

• Управление финансовыми ресурсами: управление денежны­
ми средствами на счетах и в кассе, в расчетах, портфелями цен­
ных бумаг, заемными средствами.

• Учет, контроль и анализ: выбор учетной политики; обработка,
и представление учетной информации в виде финансовой от­
четности; анализ и интерпретация результатов; сопоставление
отчетных данных с планами и стандартами; внутренний аудит.

Конкретные формы и методы реализации этих функций опре­деляются финансовой политикой предприятия. Методической осно­вой при разработке финансовой политики на конкретном предприя­тии может служить Приказ Министерства экономики РФ от 01.01.97 г. № 118 «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия», в котором предусмотрены следующие эле­менты:

• учетная политика;

• кредитная политика;

• политика управления денежными средствами;

• политика в отношении управления издержками;

• дивидендная политика.

Выбор варианта учетной политики предприятие должно осуще­ствлять в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. В Российской Федерации таким документом является Поло­жение по бухгалтерскому учету (ПБУ) № 1/98.

В рамках кредитной политики решается вопрос об обеспеченно­сти оборотными средствами — определение величины собственных оборотных средств, потребности в заемных средствах. В случае необ­ходимости привлечения долгосрочного кредита изучается структура капитала и финансовая устойчивость.


Политика управления денежными средствами связана с оптими­зацией необходимых остатков средств на счетах предприятия, ми­нимизацией разрывов между поступлением средств и их использо­ванием, применением различных схем расчетов, предусматриваемых в договорах, инкассацией дебиторской задолженности.

Политика в отношении управления издержками реализуется с помощью разработки системы бюджетирования, предусматривающей разработку бюджетов (смет) по всем основным элементам затрат и осуществления эффективного контроля за их исполнением.

Дивидендная политика должна уравновешивать защиту интере­сов собственников с интересами менеджеров и инвесторов в соот­ветствии с теорией агентских отношений и целью Максимизации цены предприятия. Возможны следующие варианты дивидендной политики.

• Дивиденды как постоянный процент от прибыли. Преиму­
щество данного метода — простота. Выгодна акционерам в пе-

■ риод роста прибыли, так как растут и дивиденды, однако при снижении прибыли дивиденды падают.

• Политика фиксированных дивидендных выплат — дивиден­
ды выплачиваются в фиксированном размере на каждую ак­
цию. Преимущество — простота, сглаживаются рыночные ко­
лебания; недостатки — при снижении прибыли предприятие
оказывается без прибыли.

• Политика выплат гарантированного минимума и экстра ди­
видендов.

• Капитализация дивидендов — выплата дивидендов акциями
(при финансовых затруднениях).

Основная задача финансового менеджмента — построение эф­фективной системы управления финансами, направленной на дос­тижение стратегических и тактических целей деятельности. Как уже отмечалось, организация управления финансами на конкретных предприятиях зависит от ряда факторов: формы собственности, орга­низационно-правового статуса, отраслевых и технологических осо­бенностей, размера самого предприятия.

Исходя из объема и сложности решаемых задач, финансовая служба предприятия может быть представлена финансовым управ­лением — на крупных предприятиях, финансовым отделом — на средних предприятиях, либо только финансовым директором или главным бухгалтером, который занимается не только вопросами бухгалтерского учета, но и вопросами финансовой стратегии на малых предприятиях. Структура финансовой службы представле­на на рис. 10.4.1.


»j


               
 
   
   
 
     
 
 


Рис. 1Q. 4. L Структура финансовой службы

На финансовую бухгалтерию возлагается обязанность вести бух­галтерский учет хозяйственных операций предприятия и форми­ровать публичную финансовую отчетность в соответствии с уста­новленными стандартами и требованиями.

Аналитический отдел занимается анализом и оценкой финансо­вого состояния предприятия, выполнения плановых заданий по при­были, объемам реализации, поддержанию ликвидности и рентабель­ности. В его задачу также входит прогнозирование финансовых по­казателей исходя из конъюнктуры рынка, деятельности предприя­тий-аналогов и предприятий-контрагентов. Специалистами данно­го отдела может осуществляться оценка предполагаемых инвестици­онных проектов.

Отдел финансового планирования (как краткосрочного, так и долгосрочного) — разрабатывает основные плановые документы: баланс доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, плановый баланс активов и пассивов. Информационной основой процесса планирования выступают данные аналитического и опе­ративного отделов, бухгалтерского учета, других экономических служб предприятия, а также нормативные и инструктивные ма­териалы.

Оперативный отдел производит сбор счетов, накладных и т.д., отслеживает их оплату и в условиях регулирования государством на­личного обращения следит, чтобы расчеты наличными деньгами между юридическими лицами не превышали установленного лими­та. Оперативный отдел обеспечивает взаимоотношения с банками по поводу безналичных расчетов и получения наличных денежных средств. Претензионная группа решает возникающие споры между контрагентами предприятия (поставщиками, покупателями), госу­дарством (налоговой инспекцией, налоговой полицией, различны­ми внебюджетными фондами) по поводу уплаты штрафов, неустоек, начисления пени и других мер экономического воздействия на прёд-


приятие, вытекающих из условий договоров и законодательства, ре­гулирующего деятельность предприятий.

Отдел по работе с ценными бумагами и валютными ценностями занимается формированием и управлением портфелем ценных бу­маг, обеспечивает его эффективность с позиции доходности и риска. Принимает участие в работе валютных и фондовых бирж с целью обеспечения нужд предприятия в рублевых или валютных средствах.

В процессе управления финансами применяется широкий круг методов, основными из которых являются: прогнозирование, пла­нирование, налоговый менеджмент, страхование и самострахование, кредитование, система финансовых санкций и экономических воз­действий на предприятие, системы стимулирования, ценообразо­вания и применения инвестиционных инструментов (лизинг, арен­да). Для осуществления этих методов используются приемы финан­сового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиден­ды, котировки валютных курсов, дисконтирование.

Функционирование любой системы управления финансами осу­ществляется в рамках действующих законодательных актов и нор­мативной базы, начиная с законов и указов Президента и заканчи­вая ведомственными указаниями и инструкциями. Используется также другая информация финансового характера, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, информации товарно-фондовых бирж, кредитной системы.

Таким образом, управление финансами предприятия требует от специалиста глубоких знаний и широкого круга навыков, необхо­димых для решения стратегических и тактических задач.

В отечественной теории и практике вопросы стратегического уп­равления деятельностью предприятия до сих пор недостаточно разг работаны. Это связано с тем, что до начала экономических реформ функция стратегического управления принадлежала государству. Именно государство в рамках своей политики формировало страте­гию экономического развития страны на пятилетку и дальнейшую перспективу, выделяло приоритетные стратегические отрасли и пред­приятия.

Сегодня деловая стратегия ведущих (и не только) мировых кор­пораций нацелена на достижение стратегических конкурентных пре­имуществ. Таким образом, стратегию можно определить как обоб­щенный план управления, ориентированный на достижение осно­вополагающих целей компании путем выявления и реализации долго­срочных конкурентных преимуществ на данном рынке.

Количество и формулировка стратегических целей могут быть са­мыми разнообразными в каждой конкретной компании. Все они свя-

 

16 Б-4


заны между собой, взаимодополняют друг друга, и предприятие все­гда должно иметь в виду весь комплекс целей. Ранжировать страте­гические цели финансового менеджмента можно следующим обра­зом:

• избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

• рост объемов производства и реализации;

• лидерство в борьбе с конкурентами (с точки зрения финанси­
ста, конкурентоспособность выражается показателем рента­
бельности капитала, т.е. прибыль на одну единицу капитала);

• максимизация цены компании.

Тактическими задачами, решение которых должен обеспечивать финансовый менеджмент в современных условиях, являются: обес­печение сбалансированности и сроков поступления денежных средств; обеспечение необходимых объемов поступлений денежных средств; обеспечение рентабельности продаж (т.е. конкурентоспособности на оперативном уровне).

Таким образом, оперативное (тактическое) управление сводится, по существу, к управлению оборотным капиталом предприятия. Первоочередной же задачей оперативного управления финансами предприятия является обеспечение ликвидности и платежеспо­собности. Серьезным основанием для поддержания ликвидности служат последствия неплатежеспособности в виде объявления о бан­кротстве и прекращения существования предприятия. Все стратеги­ческие и оперативные решения нужно проверять на предмет того, способствуют ли их действия поддержанию такого равновесия или нарушают его.

Для поддержания платежеспособности предприятия необходимо эффективное управление его денежными потоками. Денежные сред­ства являются наиболее ограниченным ресурсом в условиях перехо­да к рыночным механизмам хозяйствования, и успех предприятия во многом определяется эффективностью их использования. Поэто­му задачи планирования и контроля потоков (движения) денежных средств предприятия приобретают исключительное значение.

Научный интерес к управлению денежными потоками появился сравнительно недавно. Понятие «денежные потоки» впервые появи­лось в экономической литературе США после Второй мировой вой­ны. Разброс в определениях обусловлен не только погрешностями перевода. Двойственная природа денежного потока проявляется в том, что он используется для оценки как доходности, так и ликвид­ности фирмы. Д. Хан писал в своей книге «Планирование и конт­роль: концепция контроллинга»: «Денежный поток представляет собой излишек средств, имеющийся в неограниченном распоряже-


нии предприятия для целей финансирования. В этом качестве де­нежный поток является для руководства предприятия прежде всего масштабом измерения возможности внутреннего финансирования».

В первую очередь следует отметить, что понятие потока проти­воположно понятию запаса: поток соотносится с течением времени, а запас — это величина, измеряемая на определенный момент. Так, налоги и отчисления, уплачиваемые предприятием за тот или иной отчетный период, — это поток, тогда как задолженность перед бюд­жетом и внебюджетными фондами — это запас, измеренный, напри­мер, на конец периода.

У предприятия есть различные виды потоков.

Товарно-денежный поток — это распределенная в пространстве и времени масса товаров и денежных средств, рассматриваемая при операциях купли-продажи и сходных с ними. Таким образом, дан­ный поток имеет отношение к сфере расчетов.

В качестве денежных потоков обычно рассматривается поступле­ние денежной выручки от реализации, распределенной во времени и по каналам движения. Таким образом, потоки денежных средств — это количество денежных средств, которое получает и выплачивает предприятие в течение отчетного или планового периода.

Термин финансовые потоки применяют в отечественной литера­туре, имея в виду потоки денежных средств (платежи). Однако, если учесть использование этим термином категории «финансовый», бу­дет правильнее считать таковыми потоки денежных средств, связан­ные с бюджетом и внебюджетными фондами, т. е. перераспредели­тельной сферой. Тем не менее, рассмотренные термины и их трак­товка не в полной мере раскрывают содержание исследуемого поня­тия «денежный поток» — аналог английского Cash Flow (поток на­личности) — показатель, характеризующий результат движения де­нежных средств предприятия за тот или иной период времени.

Первые отчеты о движении денежных средств составлялись и ис­пользовались финансовыми аналитиками для работы на рынке цен­ных бумаг. Такие отчеты служили удобным инструментом для оцен­ки акций каких-либо предприятий и поиска перспективных вложе­ний.

В процессе исследования аналитики обратили внимание на амор­тизацию как на важнейший элемент себестоимости, не связанный с затратами реальных денег в отчетном периоде, но существенно за­нижающий финансовый результат. Чтобы внешний пользователь отчетности смог получить показатель, свободный от таких недостат­ков, объединили финансовые результаты периода и амортизацию в Денежные потоки.


 




       
   
 
 


Рис. i& 4.2. Денежные потйки

Необходимо обратить внимание на противоположность целей использования денежного потока (рис. 10.4.2). Эта противополож­ность проявляется, в первую очередь, при распределении прибыли на увеличение собственного капитала или на выплату дивидендов. Эти цели несовместимы, т.е. приоритет одной цели мешает дости­жению другой. Может возникнуть ситуация, когда желаемое увели­чение собственного капитала не происходит, так как полученной прибыли едва хватает, чтобы удовлетворить ожидания акционеров.

Аналогичные конфликты существуют между собственной потреб­ностью в финансовых средствах и выплатой дивидендов, так как «слишком высокие» дивиденды могут сократить самофинансирова­ние текущих инвестиций. Возможность конфликтов существует и тогда, когда нетто-денежных потоков недостаточно, чтобы одновре­менно финансировать инвестиции и погашать долги. Указанные кон­фликты, как правило, решаются на основе компромисса.

Способность ксамофинансированию рассчитывается путем ис­ключения из Cash Flow распределенной прибыли. Полученная та­ким образом величина носит название «валовое самофинансиро­вание». Вычитая из нее отчисления в резервные фонды, получаем чистое самофинансирование (или чистый денежный поток) — ТУ часть прибыли, которая остается в руках компании по завершении всех распределительных операций. Показатели способности к са­мофинансированию имеют большое значение при разработке ин-


вестиционной политики предприятия и для принятия оператив­ных решений.

Эффективное управление денежными потоками предполагает взвешивание многих альтернативных решений. Важной частью его деятельности является оценка различных инвестиционных проек­тов с целью отбора реалистичных и приносящих прибыль. Здесь осу­ществляется не только управление ликвидными средствами в корот­ких периодах, но и участие в принятии решений высшего руковод­ства на перспективу. Свою независимость предприятие может обес­печить только с помощью достаточного собственного капитала.

Денежный оборот предприятия складывается из движения де­нежных средств в связи с различными хозяйственными операция­ми. Эти операции могут быть разделены по их экономическому со­держанию на три основные категории — по текущей, инвестици­онной и финансовой деятельности.

Такая группировка позволяет выявить финансовый результат от каждого из трех направлений деятельности предприятия. Сумма этих результатов определяет чистое изменение денежных средств за пери­од и выверяется с начальным и конечным сальдо денежных средств по бухгалтерскому балансу.

Следует подчеркнуть приоритетное значение денежных потоков именно по текущей деятельности. Положительный из года в год де­нежный поток по текущей деятельности — это первостепенное усло­вие успешной работы предприятия и свидетельство его финансовой устойчивости. Он означает, что поступлений от текущей деятельно­сти достаточно на осуществление не только простого, но и расши­ренного воспроизводства.

Желательно, чтобы погашение долгов и приобретение имущест­ва финансировались в основном за счет положительных потоков от текущей деятельности. Компании, способные стойко следовать по­добной стратегии, имеют более высокий кредитный рейтинг и явля­ются более финансово стабильными.

Отрицательный денежный поток по текущей деятельности сви­детельствует, в первую очередь, о недостатке собственных оборот­ных средств даже для простого воспроизводства. Предприятия, име­ющие отрицательный денежный поток по текущей деятельности, вынуждены либо прибегать к увеличению задолженности для под-Держания производства на прежнем уровне, либо к продаже имуще­ства и сворачиванию инвестиционных программ, а в более тяжелых случаях — к сокращению объемов производства. В случае устойчи­вой тенденции в отрицательных результатах текущей деятельности


предприятие со временем становится неплатежеспособным, и риск наступления банкротства оценивается очень высоко.

Учету и оценке факторов риска придается большое значение в управлении финансами предприятий. Риск — это вероятность по­тенциальной потери вложенных средств либо недополучения дохода по сравнению с проектом или планом. Риск может быть оценен с помощью статистических методов, построенных на расчете стандарт­ного отклонения переменной величины, например объема продаж или прибыли. В практической деятельности широкое применение нашли способы оценки риска с помощью эффекта рычага (леверид-жа). В соответствии с концепцией рычага

Общий леверидж = = Операционный леверидж х Финансовый леверидж.

Оценка силы производственного рычага зависит от соотношения постоянных затрат и прибыли предприятия. Сила воздействия вы­ражается в процентном изменении валовой прибыли, вызванном каждым процентом изменения выручки от реализации. Рассчиты­вается уровень производственного рычага как следующее отноше­ние:

Валовая прибыль + Постоянные издержки / Валовая прибыль = = 1 + Постоянные издержки / Валовая прибыль.

Сила воздействия операционного рычага указывает на уровень предпринимательского риска предприятия: при высоком значении силы операционного рычага каждый процент снижения выручки дает значительное снижение прибыли.

Финансовый леверидж связан с решением о выборе тех или иных форм привлечения заемных средств. Эффективное управление заемным капиталом увеличивает рентабельность собственных средств. Перед финансовым менеджером стоят две противоположные задачи — не до­пустить потери финансовой независимости и, вместе с тем, увели­чить рентабельность собственного капитала за счет привлечения за­емных средств. Механизм оценки влияния использования заемных средств на рентабельность собственного капитала основан на эффекте финансового рычага.

Уровень эффекта финансового рычага зависит от условий кре­дитования, наличия льгот при налогообложении кредитов, зай­мов, ссуд и порядка оплаты процентов по кредитам и займам. Ес­ли рентабельность активов предприятия выше, чем цена привлече­ния заемных средств, то возникает положительный эффект фи­нансового рычага, т.е. увеличивается рентабельность собственного капитала.


Другой подход к определению эффекта финансового рычага вы­ражает американскую концепцию, основанную на приоритетной роли фондового рынка в принятии финансовых решений. В рамках этого подхода ключевыми являются показатель прибыли, прихо­дящейся на акцию (Earnings per Share — EPS), и показатель цены акции к прибыли на акцию. Поэтому при выборе источников фи­нансирования в первую очередь анализируется влияние принятого решения на показатель EPS. Идея финансового рычага здесь та же, что и у производственного: оценить уровень колебаний показателя чистой прибыли на одну обыкновенную акцию в зависимости от из­менения прибыли до выплаты налогов и процентов.

Таким образом, совокупный риск оценивается как чувствитель­ность чистой прибыли на акцию к изменениям в объемах реализа­ции и выражается с помощью совокупного эффекта финансового и операционного рычагов. Из этого вытекает основное правило фи­нансового менеджмента: никогда-не совмещать высокий уровень производственного и финансового риска, т.е. высокий уровень по­стоянных издержек со значительной долей заемного капитала.

Как уже отмечалось в параграфе 10.4.1, теория структуры капи­тала является одной из важнейших в финансовом менеджменте. На первый взгляд определение оптимальной структуры капитала явля­ется вполне осуществимой задачей, по крайней мере в странах с низ­ким уровнем инфляции, однако на этот счет в зарубежной финансо­вой науке нет единого мнения.

В России данная проблема имеет особую актуальность, посколь­ку процесс формирования финансовой структуры акционерных об­ществ еще далеко не завершен. Многие приватизированные пред­приятия, с одной стороны, имеют недостаточный капитал (особен­но собственный), а с другой — полное отсутствие долгосрочных за­емных источников финансирования, что еще более усугубляет проб­лему обеспеченности капиталом и оптимизации его структуры. Кроме того, значительная часть имущества представляет собой либо излиш­ние материальные запасы, либо неиспользуемое, изношенное обо-рудование.

Каково же должно быть соотношение между различными источ­никами финансирования? Как известно, в неоклассической теории, в которой функционирует совершенный рынок и налоги не нару­шают его работы, фирме безразлично, из каких источников финан­сируется ее деятельность. Очевидно, что в действительности меха­низм современной экономики подразумевает налоги, а также нали­чие крупных финансовых институтов и механизмов государственного регулирования.


Традиционный взгляд, принятый в финансовом менеджменте предполагает, что компаниям следует использовать заемный капи­тал, но не более, чем собственный, поскольку с увеличением доли заемного капитала значительно возрастает риск для держателей ак­ций, так как кредиторы обладают первоочередным правом на полу­чение причитающихся сумм, в то время как выплаты дивидендов акционеров осуществляются из чистой прибыли. При значительных выплатах в погашение задолженности и колебаниях в размерах при­были акционеры рискуют недополучить или вообще не получить дивиденды.

Одним из важнейших показателей при выборе оптимальной структуры капитала является цена привлечения капитала. Считается, что эффект финансового рычага возникает за счет того, что привле­чение заемного капитала обходится предприятию дешевле, чем ак­ционерного. Финансовый менеджер должен стремиться использовать капитал с наименьшими издержками. Для этого необходимо мини­мизировать средневзвешенную цену капитала.

В соответствии с традиционным взглядом, средневзвешенная цена капитала фирмы уменьшается при повышении доли заемных средств до уровня 50%, а затем начинает плавно снижаться. Это связано с тем, что в этих условиях начинает возрастать риск для акционеров в получении дивидендов, и они, как правило, соглашаются оставаться акционерами компании только при гарантии более высокой доход­ности, чем предлагается в среднем на рынке, а повышение размера дивидендов означает возрастание цены собственного капитала.

В реальной жизни финансовые менеджеры, принимая решения о структуре капитала, учитывают целый комплекс факторов. Как правило, наиболее существенными среди них считаются:

• показатель прироста выручки и его стабильность;

• конкурентная среда;

• оборачиваемость активов;

• деловой риск;

• взаимоотношения менеджеров и акционеров;

• взаимоотношения с кредиторами.

Несмотря на аргументы, выдвигаемые против теории оптималь­ной структуры капитала, финансовые менеджеры крупных компа­ний, как правило, придерживаются в своей работе данной концеп­ции. Для них оптимальная структура капитала ассоциируется, глав­ным образом, с заданной величиной заемного капитала. Опти­мальной сегодня признается именно та структура, которая обеспе­чивает максимизацию рыночной стоимости компании.


Таким образом, теория структуры капитала тесным образом свя­зана также и с понятием «цена компании», которая может быть вы­ражена через рыночную стоимость всех акций (или рыночную капи­тализацию).

Логика современного экономического развития приводит к то­му, что в управлении крупным предприятием (корпорацией) все большую роль начинает играть финансовый аспект. Практически во всех развитых странах финансовые институты издавна управляют пакетами акций промышленных компаний. Роль фондового рынка и финансовых посредников в управлении экономикой в последнее время продолжает усиливаться.

Возрастает влияние и наиболее крупных промышленных компа­ний. В 1995 году при росте мировой экономики на 2,4% 500 круп­нейших корпораций мира увеличили объем продажна 11%, а,при­быль — на 15%. Компания General Electric в 1996 году имела уро­вень капитализации (рыночная стоимость акций) 150,26 млрд долл., в 1997 — 222,75 млрд долл. В 1996 г. крупнейшие российские ком­пании, такие как Газпром и Лукойл, вошли в котировку мировых компаний. Уровень их капитализации составил в 1997 году соответст­венно 12,609 млрд долл. и 6,897 млрд долл. Сегодня в России уро­вень капитализации очень низкий, так как мало крупных компаний, занижен уровень оценки их акций. Например, в США 6000 эмиттен-тов котируют свои акции на фондовой бирже, в Японии — 3000, в Германии - 650, России - 200-300.

Специфика корпоративного развития передовых стран наложила отпечаток и на науку. Финансовый менеджмент во второй половине XX века развивался как наука управления финансами средних и круп­ных корпораций. Для современной России характерны следующие черты:

• низкая величина уставного капитала приватизированных пред­
приятий;

• высокая цена финансовых ресурсов, кризис государственных
финансов;

• неразвитость фондового рынка и финансовой инфраструк­
туры;

• низкая инвестиционная привлекательность предприятий.
Задача отечественной науки и практики — использовать западные

достижения для того, чтобы перейти от экстенсивного развития — к интенсивному. Недостаточно усвоить определенную зарубежную методику или модель. Необходимо суметь приспособить ее к конк­ретной ситуации, а для этого очень важно понимать теоретические


основы данной методики. В то же время недостатком западной на­уки (особенно американской) применительно к России является то что все модели, методы ориентированы на крупные корпорации, работающие на развитом фондовом рынке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.