Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Построение процесса подготовки пловцов




ЧАСТЬ 4



 


уровень адаптации, достаточный для достижения результатов миро­вого класса. В этом отношении тре­нировка с индивидуально предель­ными нагрузками, воздействие ко­торой усугубляется условиями среднегорья, является достаточно эффективной.

Вторая часть базового мезоцик­ла (специально-подготовительная) имела принципиально иные направ­ленность и содержание. При этом переход к ней происходил резко, в один день. Объем работы снижался — в среднем до 3,5 —4,5 ч в день, а интенсивность резко возрастала (см. табл. 17.2). Силовая подготовка в зале практически не проводилась: лишь отдельные спортсмены вклю­чали в программы занятий неболь­шие комплексы силовых упражне­ний на специальных тренажерах. Работа в воде в основном была нап­равлена на повышение скоростных возможностей при выполнении старта, поворотов, отрезков дистан­ции, а также на развитие специаль­ной выносливости. Суммарный объем плавания в этой части мезо­цикла (110—160км) и в среднем за день (12—16км), а также количес­тво занятий с большими нагрузка­ми свидетельствуют об исключи­тельно высокой суммарной нагруз­ке, воздействие которой усили­валось условиями среднегорья. Специально-подготовительная часть базового мезоцикла завершалась контрольными соревнованиями на смежных дистанциях.

Следует отметить, что в зависи­мости от пола пловца и его специа­лизации на тех или иных дистанци­ях варьируют основные параметры нагрузки, а также состав применяе­мых средств и методов. Суммарный объем работы у женщин в среднем на 8,5 % меньше, чем у мужчин; у специализирующихся на 50, 100 и 200 м на 9—10% меньше, чем у специализирующихся на дистанции 400 м и на 20 —22 % — чем у стайе­ров. Однако суммарный объем ра­боты в часах у всех одинаков. Это обусловлено большим объемом ско-


ростной работы у спринтеров и большими интервалами отдыха между упражнениями, направлен­ными на повышение скоростных возможностей.

По окончании базового мезо­цикла пловцы возвращались на равнину, после чего обычно плани­ровался 2-недельный предсоревно-вательный мезоцикл, основными задачами которого были восстанов­ление организма после тяжелей­ших нагрузок базового мезоцикла, создание оптимальных условий для формирования адаптационных пе­рестроек в отставленный восстано­вительный период, психологичес­кая подготовка к предстоящим со­ревнованиям, шлифовка деталей техники и тактики предстоящей соревновательной борьбы, выра­ботка специального ритма работо­способности с учетом предполагае­мого времени стартов (Platonov, 1997). Объем работы резко сокра­щался (см. рис. 17.1, табл. 17.4), подготовка приобретала сугубо ин­дивидуальный характер.

Большое внимание в этом мезо-цикле уделялось применению средств восстановления (фармако­логических, фитотерапевтических, психологических), специальному питанию. Это в сочетании с невы­сокими нагрузками (в 3,5 — 4,5 раза меньше, чем в предыдущем мезо-цикле) создало условия для выведе­ния пловца на высокий уровень функциональной подготовленности ко времени главных соревнований.

Указанная модель непосред­ственной подготовки пловцов ГДР и СССР к главным соревнованиям 1976 —88 гг. показала свою эффек­тивность и позволила пловцам этих стран успешно выступить в серии крупнейших соревнований. Напри­мер, на Играх Олимпиады 1976 г. лучшие результаты года пловцами ГДР были показаны в 40,3 % случаев общего количества стартов, на Играх 1980 г. в Москве соответствующий процент возрос до 58,8. Удачным для них оказался и чемпионат мира 1982 г. Проведя этап непосредствен-



ГЛАВА 17 Непосредственная подготовка к главным соревнованиям года


ТАБЛИЦА 17.4

Основные параметры

нагрузки в 14-дневном

предсоревновательном

мезоцикле этапа

непосредственной

подготовки к главным

соревнованиям


ной к нему подготовки в Мехико, расположенном на высоте 2000 м над уровнем моря и в том же вре­менном поясе, что и Гуаякиль (Эква­дор), — место проведения IV чемпи­оната мира, пловцы ГДР подошли к соревнованиям в наилучшей форме и добились в них вьюокого процента высших достижений сезона — 60 %. Пловцы СССР, которые использова­ли подобную модель при подготовке к Играм 1980 г. и чемпионату мира 1982 г. также добились успеха: про­цент выхода на пик достижений в главных соревнованиях года у них составил соответственно 52,4 % и 67,3 %.

Опыт реализации рассмотрен­ной системы непосредственной подготовки к крупнейшим соревно­ваниям, результаты исследований соответствующей проблемы на ма­териале различных видов спорта, привели к дальнейшему ее совер­шенствованию.

Необходимость совершенство­вания была связана с тем, что рез­кий переход от 5 —6-дневного ак­тивного отдыха после националь­ного чемпионата к напряженной


тренировке в общеподготовитель­ной части базового мезоцикла, проводимой в среднегорье, без предварительной адаптации к но­вым условиям, приводил к сниже­нию работоспособности, замедле­нию восстановительных реакций, нарушению техники движений, пе­ревозбуждению нервной системы, появлению болевых ощущений в мышцах и др.

Недостатком являлся и резкий переход от активного отдыха к пре­дельным нагрузкам, и стремительная смена (буквально в течение одного дня) направленности тренировочно­го процесса при переходе от первой ко второй части базового мезоцик­ла. Вызывала сомнение и достаточ­ность продолжительности его обще­подготовительной и специально-под­готовительной частей (по 10 дней каждая) для эффективного стимули­рования адаптационных реакций, которые позволили бы пловцам достигнуть более высокого уровня функциональной подготовленности.

Наконец, существенным было и то, что 14-дневная продолжитель­ность заключительного предсорев-новательного мезоцикла являлась недостаточной, во всяком случае для части пловцов, с точки зрения формирования полноценных реак­ций адаптации в ответ на предель­ные нагрузки базового мезоцикла, а также для эффективного восста­новления и необходимости внести определенные изменения в технику и тактику соревновательной дея­тельности с учетом несколько воз­росшего уровня функциональных возможностей пловца. Оценка функциональных возможностей пловцов показала, что около 30 % из них достигали состояния наивыс­шей готовности через 5—10дней после окончания соревнований.

Все это требовало существенно­го совершенствования структуры и содержания этапа непосредствен­ной подготовки пловцов к крупней­шим соревнованиям. Его продолжи­тельность была увеличена до 8 нед: 1-й базовый мезоцикл (на равнине)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.