КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В деталях и поминутно
Ошибка № 4. ОБЪЯСНЯТЬ, ЧТО МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ, Многие мысли, столкнувшись с жизнью, падают замертво. Кристиан Моргенштейн Бывает еще более ужасная штука, просто кошмар не только для начинающего специалиста, но и для продолжающего, а также для хорошо продвинутого в своей теме — искренний интерес клиента к тому, что мы будем делать. Выглядит это примерно так. Клиент смотрит горящими глазами, вся его поза демонстрирует искренний интерес. Предлагает чай, кофе, соки, воды, устроиться поудобнее, пересесть на диван, в кресло, закурить, открыть форточку... и при этом задает вопросы типа: — А как Вы вообще ведете свои тренинги? — А вот если вся группа откажется заниматься, как Вы себя поведете? — А если, например, один человек не захочет в упражнениях участвовать, а остальные на него смотрят, Вы как поступите? — А вот еще знаете, как бывает, иногда приходят на планерку сонные, как мухи, ничем не прошибешь, а что Вы сделаете, если на занятии так? Собственно, вопросы-то закономерные. И не так важно, почему они возникли, хотя иногда именно причина дает нам возможность выглядеть достойно в подобной ситуации, главное, что а) клиенту искренне интересно то, о чем он спрашивает, и б) на такой вопрос невозможно ответить односложно. Давайте подумаем, как быть в такой ситуации. Есть, как минимум, три варианта поведения, которые не дублируют друг друга, но применимы в подобных ситуациях. Вариант первый — ответить серьезно. Я вообще всегда приветствую серьезность в поведении и речи, когда человек серьезен, говорит медленнее, чем обычно, он всегда звучит весомо, чувствуется и уровень владения предметом, и уважение к предмету беседы и собеседнику. — А как Вы вообще ведете свои тренинги? — Если бросить беглый взгляд, то, как правило, тренинг строится по простой схеме: мы ставим перед собой задачу развить какой-то навык, в нашем с Вами случае речь идет о работе с возражениями. Сначала смотрим, как мы это делаем сейчас, то есть как участники группы действуют привычным для них образом. Рассматриваем плюсы и минусы данных стратегий, выявляем стратегии, которые действуют не так эффективно, как другие. Пробуем что-то изменить, берем новые стратегии, пытаемся их применить. Смотрим, что изменилось, где участникам стало комфортнее, а где жмет. Пробуем еще раз. Анализируем. Вот так потихоньку и движемся к цели. Иногда — это от группы зависит — приходится с участниками слова учить. Иногда, особенно в группах с матерыми переговорщиками, дебаты «как нужно на самом деле» до четырех часов могут длиться, это всегда по-разному. Но принцип всегда один: опыт — анализ — изменения — опыт. То есть мы предельно кратко, буквально схематично, при этом на полном серьезе и с огромным уважением к интересу клиента — все бы так нами интересовались — делаем эскиз нашей деятельности. При этом обязательно намекаем, проговариваем между строк, что эта простота для наблюдателя, только если «бросить беглый взгляд». Подбрасываем пару «интересинок», как здесь — про разные варианты развития событий, которые нашу схему очеловечивают. Можно перевести разговор в другую сферу, например сказав, что нам больше всего нравится в тренинге («Больше всего люблю этап анализа, когда участники делают свои маленькие открытия»), или спросив у клиента, что в подобном обучении нравится ему («А Вы участвовали в тренингах? Что показалось наиболее интересным?»1). Главное — не перебрать, не дать слишком заумное объяснение, перегруженное терминами, вариантами, поскольку очень просто зажечься и начать рассуждать вслух на такую животрепещущую тему. Вариант второй — ответить с юмором. Юмор — наша спасительная шлюпка практически в любой ситуации, поэтому грех не воспользоваться емким афоризмом или анекдотом, если, конечно, придет на ум, или просто пошутить, если, конечно, получится. — А вот если вся группа откажется заниматься, как Вы себя поведете? — На этот случай у меня всегда есть ремень: либо выпорю, либо повешусь! Здесь есть одна тонкость, которую нельзя не учитывать. Хорошо, если наш собеседник — человек с чувством юмора и спрашивает скорее из вежливости. Но обратите внимание: мы говорили о том, что клиент интересуется нашим предметом, настроился слушать. Хватит ли ему нашего каламбурчика? Возможно, он будет ждать продолжения банкета, и нам не останется ничего другого, как продолжать разговор, переходя на более серьезные нотки. Хотя и в этом случае шутка не повредит, скорее обеспечит небольшую паузу в разговоре и возможность собраться с мыслями. Вариант третий — начать выяснять, почему возник такой вопрос. Это как раз тот момент, который я затронула чуть раньше, — у каждого вопроса есть некая причина, взрослые люди редко спрашивают гипотетически. Возможно, был предыдущий опыт участия в тренингах, возможно, не совсем удачный. — А если, например, один человек не захочет в упражнениях участвовать, а остальные на него смотрят, Вы как поступите? — Интересный вопрос. Раньше было что-то подобное? Не факт, что клиент ответит, в том, например, случае, если он сам присутствовал на тренинге и не хотел участвовать в упражнении, а тренер его ну так достал, так достал, что до сих пор осталось неприятное ощущение («Да нет, просто интересуюсь»). Но может и ответить с огромным энтузиазмом: «Да, Вы знаете, месяц назад был на тренинге, там один уперся, ну ни в какую не хотел участвовать в переговорах, уж тренер бился-бился, но так и не смог его заставить!» Уже есть за что зацепиться: «Заставлять точно никого не буду, а способов вовлечь человека в общую деятельность есть великое множество, хотя иногда бывает достаточно просто объяснить, для чего проводится то или иное упражнение». Если у клиента был какой-то камешек в ботинке, то здесь мы его совместными усилиями вытряхнули, поскольку он получил шанс проговорить то, что его беспокоило. И заодно убедиться, что вы — тренер экологичный, палкой бить никого не будете. Или даже так: — А вот еще знаете, как бывает, иногда приходят на планерку сонные, как мухи, ничем не прошибешь, а что Вы сделаете, если на занятии так? — Значит, вот кого Вы мне на тренинг посылаете, поня-атно. И что же Вы делаете в этом случае? Если в том, о чем клиент спрашивает нас, звучит какая-то ранее возникавшая проблема, возможно, что он подсознательно хочет получить совет, возможно, чуть-чуть проверяет нас на прочность, может быть, хочет помочь, сразу предупредить о весьма вероятных трудностях. Как бы то ни было, всегда стоит поблагодарить за предупреждение — ведь оно дает нам возможность должным образом подготовиться. Дальше можно обсуждать, как можно в принципе решать такие проблемы в тренинговом пространстве и в рабочей ситуации. Ведь никто нас не неволит в обязательном порядке тут же выдать один универсальный рецепт поведения, годный на все случаи жизни, — это беседа, а не допрос и не пытка. Вспомните, какие вопросы Ваших клиентов ставили Вас в тупик, что Вам было сложно объяснить простыми словами. Как бы Вы повели себя сейчас? Попробуйте выкрутиться из подобной ситуации другим способом.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |