КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ошибка № 54. Бояться начинать
ТОТ, КТО СИДИТ В ПРУДУ ИЛИ Любовь к себе — это начало любовной истории длиною в жизнь. Оскар Уайльд Тот, кто не может считать себя одним из лучших, тот, без сомненья, не из лучших. Иоганн Вольфганг фон Гете Очнулся. Штирлиц в камере. Лежит и не может вспамнить, что произошло. «Ладно, - думает, - если зайдут, наши, скажу, что я Исаев. Если зaйдym немцы, скажу, что я Штирлиц». Заходит милиционер и говорит: - Ну я нажрались Вы вче ра, товарищ Тихонов! Позитивная самооценка — главная предпосылка профессионального успеха и завышенная самооценка нередко идут рука об руку. Оскар Уайльд Началу пути сопутствуют либо излишняя самоуверенность, либо излишняя робость. Славлю самоуверенность... Николай Доризо писал: «Славлю самодовольство — довольство собой... значительно легче понравиться людям». * * * Самодовольство. Что ж, скажет любой — Это мещанство, зазнайство. А знаешь, Славлю самодовольство — довольство собой, Если доволен собою так редко бываешь. Дело отнюдь не в пустой похвальбе, Мы похвальбе предаваться не будем. Как трудно понравиться, хоть на минуту, себе. Значительно легче понравиться людям. Славлю уверенность в себе — ощущение бьющей через край энергии, предвкушения успеха, желания переступить порог навстречу радости жизни и уверенности в том, что все будет хорошо. Какие подножки ставит нам самоуверенность, не только излишняя, но и любая? Наверное, главная из них — небрежность. Небрежность во всем: в продумывании структуры тренинга, в тайминге, в количестве и наполнении упражнений, соотнесенности теории и практики, в хвостиках (например, если мы в начале тренинга оценивали степень развития навыка, то в конце нужно вспомнить сделать повторные замеры) и так далее. Трудно предусмотреть влияние человеческого фактора: сколько времени потеряем на опозданиях, с какой скоростью будут выполнять упражнения, насколько быстро устанут, что возьмут легко, а на чем «зависнут». Что может помочь? Алгоритм 6+2. (Не ищите название данного алгоритма в ученых энциклопедиях, философских словарях и Интернете. Просто ниже перечислено восемь пунктов, соблюдение которых может значительно облегчить подготовку на начальном этапе своей работы. Шесть из них методические, а два... абстрактные. Поэтому — 6+2. Ничего лучше я не придумала. Может, что-нибудь подскажете?) 1. Четкое понимание цели тренинга (какие изменения должны произойти в его результате) и проверка каждого упражнения, которое мы хотим предложить группе, на соответствие данной цели. 2. Ранжирование упражнений от простого к сложному. 3. Прописывание инструкций и вопросов обратной связи. Интересные наблюдения. Деля группу на три мини-группы и пересаживая участников в разные места учебного зала таким образом, чтобы у каждой мини-группы была возможность делать записи и обсуждать вопрос, не мешая остальным, можно потерять 15 минут. Если группа работает со стикерами и мы заранее не привлекли внимания участников, что у стикеров есть клеящий край, которым они будут крепиться к доске, половина стикеров будут приклеены вверх ногами, боком или наизнанку. Если заранее не проверить, где какие маркеры — для флипчарта и whiteboard — и даже если проверить, но не следить, обязательно кто-нибудь напишет на доске несмываемым и, кроме конфуза, минут десять уйдет на то, чтобы пришел специально обученный, как правило, айтишник с бутылкой спирта и устранил все это безобразие. Если инструкцию дать нечетко, придется повторять три раза, на ходу подбирая другие слова. Если на обратную связь дать больше двух вопросов, группа впадает в полный ступор. 4. Запас упражнений, в том числе «батареек», баек, притч и анекдотов. 5. Письменный план тренинга. 6. Планирование использования доски, фиксирование видов оформления записей, которые на ней будут сделаны. Кстати, дополнительный инструмент проверки логики построения тренинга и преемственности упражнений. Это может быть сделано, например, таким образом (кусочек «зарисовок» к моему тренингу по мотивационному менеджменту). Обратите внимание, если подготовить доску заранее, тоже время экономится.
7. Понимание того, что мы хозяева своего слова: хотим — даем, хотим — берем обратно, и если семь упражнений вдруг не влезает, значит, так тому и быть, ни пробегать их «для галочки», ни загонять людей до десяти часов вечера нам не нужно. 8. А также основательная проработка глав 22-53 этой книги. Хотя города берет именно смелость, главное, как было принято говорить в начале девяностых с легкой руки первого и единственного президента СССР — начать. Наличие излишней робости гораздо хуже. Все уже читано-перечитано, выверено в соответствии с подсказками учителей, руководителей и коллег, каждая буква на своем месте, каждый шаг спланирован, и все равно страшно. И ладно бы, если бы страх покалывал внутри тихонечко или незаметно мурашками по коже бегал. Но он заставляет голос срываться, слова забываться и путаться, голову кружиться, задыхаться и делать грубейшие ошибки. Ну и что? Ошибки все делают. У нас в школе учительница по русскому языку с ошибками писала, тоже способ обучения, у всех ее классов жутко грамотность и наблюдательность развивались, каждый хотел первый заметить. Я сейчас думаю, может, она намеренно это делала... Начинается сравнение себя с другими тренерами — они какие-то совсем другие. Ну и что? Есть тренеры веселые, шутят все время, есть тренеры вкрадчивые. Есть тренеры шумные, есть с такими тихими голосами, что чтобы привлечь к себе внимание, в ладоши хлопают. Есть тренеры сертифицированные, а есть самородки. Все разные, и все работают. И клиенты все разные, и группы, каждый получит то правительство, которого заслуживает. Возникает желание еще раз все повторить, перечитать, переподготовиться, еще где-нибудь поучиться, почерк подправить, грамотность подтянуть, внешний вид поменять... и только потом начать работать. Это желание нужно придавить в зародыше. Учиться можно и нужно всю жизнь, это хорошо весьма. Я имею в виду ситуацию «Вот сейчас еще чуть-чуть, только вот это — и уже тогда...». Комплекс перфекциониста — это не комплекс недооценки своих способностей, а комплекс переоценки своих возможностей. Нельзя быть хорошим для всех — это место уже занято. Идеал недостижим, лучшее — журавль в небе. Планы на будущее — это сильно, а жизнь будущими планами — нагло. Потому что это не только потеря своего времени, но и упущенные возможности приносить пользу окружающим. А иначе зачем быть бизнес-тренером? А в любой другой профессии цель какая-то другая? Когда я чувствую, что что-то идет не так, меня поддерживает воспоминание о том, как я «сводила» двух своих клиентов: мелкого производителя и крупного оптовика. Приношу оптовику (собственнику) образцы продукции производителя, прайсы, сертификаты, выкладываю на стол. Он — прямо на глазах — бледнеет. Я спрашиваю: — Что-то не так? Он, глядя на стол, как если бы я ядовитую змею из сумки вытряхнула, с беспредельным ужасом восклицает: — Так это же работать надо!!! Я, не очень въезжая в ситуацию, намекаю, что, у него, вообще-то, отдел закупок есть. Он реагирует: — Ну да. Есть там один... но он отмажется, как пить дать, отмажется. А рядом его заместитель сидит. Тот к нему обращается: — Ты как думаешь, отмажется? Тот энергично кивает головой: — Точно отмажется! Я уточняю: — А другие? Он отмахивается: — Другие завалят. Заместитель качает головой: — Другие завалят. Он сокрушается, поджав губы: — А ведь этот отмажется. Заместитель поддерживает: — А другие завалят. И напряжение с каждой минутой растет — ведь это работать надо. Думаете, разорились давно? С рынка ушли с таким сотрудниками? Персонал поменяли? Ничего подобного, все, слава богу, живут и здравствуют, процветают в своем здоровом коллективе. Чем больше смотришь по сторонам, тем более понимаешь, что над законами общества есть еще какие-то высшие законы, в соответствии с которыми возникают и распадаются государства, приходят и уходят политики, строятся и разрушаются дома и заводы, рождаются и чем-то занимаются люди. Слово «business» никогда не переводилось как «зарабатывание денег» или «получение прибыли». Значение слова «business» — «занятость». Вот и нужно заниматься своим делом. Сначала как получится, стараясь, чтобы получалось хорошо. А дальше учиться, учиться и учиться работать еще лучше, читая, слушая, задавая вопросы, анализируя... Опыт — планирование изменений — апробация — опыт... Отвечу еще на один вопрос, который часто возникает на тренинге тренеров. Как быть — у меня совсем нет опыта? Если внимательно посмотреть, какого опыта не хватает, то становится понятно, что концептуально подкованы хорошо, смущение вызывает технологическая сторона управления группой. Иногда я задаю вопрос: «Приходилось ли вам когда-нибудь хотя бы одному человеку объяснять домашнее задание? Ставить перед своим ребенком задачу, например, сходить в магазин — купить продукты по списку?» Иногда такой подход вызывает смех, а ведь это то малое, на котором выстраивается большое. Проанализируйте Вашу подготовку к тому тренингу, который Вы планируете проводить в недалеком будущем в соответствии с алгоритмом 6+2. Что требует поправки? Какие дополнения хотелось бы внести? Разделите страницу тетради на два столбца. В левый столбец выпишите Ваши предыдущие достижения и успехи, начиная примерно со средней школы (участие в соревнованиях, поездки с агитбригадой, конферанс концертов и пр.). Проанализируйте, как Ваши достижения, предыдущий опыт работы, увлечения и хобби, качества характера способствуют Вашему успеху в профессии бизнес-тренера. Какие позиции могут сыграть весомую роль в переговорах с потенциальным клиентом?
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |