КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Путь из варяг в греки
Домашние: женщины, дети, слуги, рабы (дворовая челядь). Большая советская энциклопедия 1.ЧЕЛЯДЬ - название зависимого населения Киевской Руси. Около 6—9 вв. Ч. — рабы-пленники в состоянии патриархального рабства. В 9—10 вв. они стали объектом купли-продажи. С 11 в. термин "Ч." относился к части зависимого населения, занятого в феодаль ном хозяйстве. ИЗГОЙ - згой (см. также гой еси) — древнерусский социальный термин, означавший человека, выпавшего («выжитого») из своей социальной среды. В церковном уставе Всеволода (И. И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка. I: 1052) круг значений этого слова очерчен достаточно выразительно: Три изгоя: 1. попов сын, не знающий грамоты;2. холоп, из холопства выкупившийся; 3.обанкротившийся купец; 4. если князь осиротеет). Князем-изгоем именовался «осиротевший», лишённый удела князь, которому отец или старшие родственники не успели (из-за преждевременной смерти, передать удел. Часто князья-изгои, используя помощь кочевников, воевали с правящими князьями за тот или иной удел. ОБРОК – плата за пользованием землёй отдачей части продуктов (натуральный) или деньгами(денежный) оброк. ПОЛЮДЬЕ – форма сбора дани князем с дружиной с покорённых народов, с ноября по апрель, р-р произвольный. ДЕСЯТИНА – налог со всего населения страны в пользу церкви (изначально одну десятую часть дохода населения, затем размер изменился, а название сохранилось). Просуществовала до конца 19 века. ВИРА — древнерусская и древнескандинавская мера наказания за убийство, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения. Также вирой именовалось денежное возмещение за другие преступления. Величина виры зависела от знатности и общественной значимости убитого. Со становлением древнерусской государственности стала определяться писаным законом («Русскими Правдами») и уплачиваться князю. Постепенно вытесняла обычай кровной мести. ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ» -в 8-9 веках зародился этот знаменитый путь.Он шёл из»варяг» (берегов Балтики) вдоль европейского побережья, по Средиземному морю до Рима, а оттуда – в Константинополь(в «греки»). Российский гуманитарный энциклопедический словарь ПУТЬ ИЗ ВАРЯ́Г В ГРЕ́КИ — упоминаемый в "Повести временных лет" водный путь (Балтийское м. — Нева — Ладожское оз. — Волхов — оз. Ильмень — Ловать — Днепр — Черное м.), соединявший Скандинавию с Византией в раннем средневековье. П. И. В. В. Г. сыграл важную роль в становлении др.-рус. государственности, в частности — в формировании раннегородских центров (Ладога, Новгород, Смоленск, Киев). Летописные известия (а также сведения, содержащиеся в соч. визант. императора Константина Багрянородного "Об управлении империей") дают возможность рассматривать вост.-европ. участок П. И. В. В. Г. как основную водную магистраль общегосударственного значения, использовавшуюся для сбора дани, организации ополчения и пр. Прекращение функционирования П. И. В. В. Г. связано с началом периода феод. раздробленности и татаро-монг. нашествием (12—13 вв.). ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ (ФЕОДАЛЬНАЯ) - прогрессивный, закономерный процесс экономического усиления и политической децентрализации феодальных владений. Этот процесс переживали все европейские страны. На Руси раздробленность произошла в с.XII-XIII вв. К середине 12 в. Русь раскололась на 15 княжеств, формально зависимых от Киева, а к началу 13 века их уже около 50. ЗОЛОТАЯ ОРДА (УЛУС ДЖУЧИ) Монголо-татарское феодальное государство (в вост. источниках Улус Джучи), основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем (1208-1255+), внуком Чингисхана в результате завоевательных походов монголов. В Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости (см. Русь и Орда"), установленной в результате монголо-татарского нашествия на Русь. Русские власть, иногда подолгу жили здесь, далеко не всегда по своей воле (см. "О приездах русских князей в Орду"). Сюда они привозили дань, так называемый "ордынский выход", и богатые подарки ордынским вельможам. Русские князья с их приближенными, русские купцы и многочисленные русские ремесленники составляли в Сарае обширную колонию. Поэтому еще в 1261 году была учреждена особая Сарайская православная епископия. . Наивысшего расцвета Золотая Орда достигла при хане Узбеке (1313-1342гг.). После хана Узбека Орда переживала период феодальной раздробленности. Падение Золотой Орды, ускоренное Куликовской битвой (1380г.) и жестоким походом Тамерлана в 1395 году, было столь же скорым, как и ее рождение. В XV веке Золотая Орда распалась на Ногайскую Орду (начало XV века), Казанское (1438г.), Крымское (1443г.), Астраханское (1459г.), Сибирское (конец XV века), Большую Орду и другие ханства. УЛУС -в пер. с монгол. «владение».Русь была улусом Орды, т.е. её русские князья – вассалы хана. БАСКАК – представитель хана, который осуществлял контроль за действиями князей, а главное – наблюдение за сбором дани и её отправкой в Орду. ЯРЛЫК – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих землях. «ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД» - дань Золотой Орде, которую собирали баскаки при помощи вооружённых отрядов. ЯЗЫЧЕСТВО – религия со множеством божеств, главных и второстепенных, называется многобожием или политеизмом (от греч. «поли» - много и «теос» - бог). Позже на Руси эту религию называли язычеством (от старославянского «языци» - народы – иноземцы, не принявшие христианства). Название религии народа до принятия ими одной из мировых религий. ХРИСТИАНСТВО – одна из мировых религий. Возникла в 1 веке н.э.в Иудее. Христианская религия не является единой. Она распадается на ряд самостоятельных направлений, наиболее значимые из которых – православие, католицизм, протестантизм. Они отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых догматов, особенностями культа. 395 г. – разделение Римской империи на Западную и Восточную. С этого времени ведёт отсчёт 2-х ветвей: православие и католицизм. Католицизм распространён на Западе и активно включает в себя правовое и культурное наследие Древнего Рима.Рим – главная святыня католиков, где и поныне находится резиденция папы – наместника бога на земле и главного духовного и юридического вождя церкви и всех верующих. Православие, напротив, активно распространяется в Византийской империи и потому в церковной организации и догматике тяготеет к византийскому образцу христианства. Протестантизм возникает лишь в 16 в. А 1054 г. – официальное разделение церкви на восточную (православную) и западную(католическую). ПРАВОСЛАВИЕ -одно из главных и старейших направлений в христианстве.Богословские основы определились в Византии в 9-11 вв. Окончательно сложилась как самостоятельная церковь в 1054 г. Постепенно православие разделилось на несколько автокефальньных церквей. Автокефа́льная церковь (от греч. αυτός — сам и κεφαλή — голова) — в православии самостоятельная поместная церковь, административно (канонически) полностью независимая от других поместных церквей. 1448 г. – независимость от Константинопольского патриарха 1589 г. – учреждение патриаршества в России (Иов). С 1917 г. – второй патриаршеский период. КРЕЩЕНИЕ - (греч.— «погружение в воду») — одно из важнейших христианских таинств. Признаётся всеми христианскими исповеданиями, хотя и не в одинаковом смысле. Согласно словам Иисуса Христа, водное крещение и сошествие Святого Духа — необходимое условие для рождения свыше (Ин.3:5), По учению современных ортодоксальных церквей, посредством крещения человек становится членом Церкви. Только после Крещения человек получает доступ ко всем церковным таинствам, прежде всего, к Причащению, в котором, по учению церкви, происходит соединение человека с Богом. Таинство состоит либо в троекратном погружении человека в воду, либо в обливании крещаемого с произношением священником установленных молитв. 988 г. – крещение Руси. М ИТРОПОЛИТ – С. Боброва. История России с древнейших времен до 1917 года: глоссарий. – второй по значению чин в православной церковной иерархии (после патриарха). Появились на Руси в XI в. и были до конца XVI в. Первоначально Митрополиты назначались на Русь из Византии, хотя в своей деятельности сохраняли значительную независимость. Первым Митрополитом русского происхождения считается известный церковный писатель Иларион (Киевский Митрополит в 1051 -1062 гг.). Резиденция Митрополита на Руси была сначала в Киеве. После разрушения Киева (1240 г.) татаро-монголами, кафедра митрополита влачила в этом городе жалкое существование, пока не была перенесена (1209 г.) во Владимир на Клязьме, а в сер. XIV в. - в Москву. С этого времени устанавливается титул «Митрополит всея Руси». Митрополит возглавлял Русскую православную церковь и подчинялся Константинопольскому патриарху до 1589 г., когда в России было введено патриаршество. МОЗАЙКА – картина из разноцветных камушков иликусочков цветного непрозрачного стекла (смальты). ФРЕСКА – картина, написанная на сырой штукатурке. СЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ – к моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Братья – миссионеры из греческого г.Солоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е гг. 9 в. Евангелие, написанное славянскими буквами. На их долю выпала слава создателей нашей азбуки. Во 2 половине 9 в. они, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголица), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром 1, затем в 1918 г.). По другой версии, «Житие «славянского просветителя говорит о том, что это он видел Евангелие в 60-е гг. в Херсонесе, написанное славянскими буквами… ГЛАГОЛИЦА — одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке [1]. Древнейшая сохранившаяся глаголическая надпись с точной датировкой относится к 893 году и сделана в церкви болгарского царя Симеона в Преславе. Древнейшие рукописные памятники (в том числе «Киевские листки», датируемые X веком) написаны именно на глаголице, причём написаны более архаическим языком, близким по фонетическому составу к языку южных славян. КИРИЛЛИЦА (кириллическое письмо) -алфавит, используемый для записи слов русского, украинского, белорусского, болгарского, сербского и македонского языков, а также многих языков неславянских народов, населяющих Россию и соседние с ней государства. В Средние века применялась также для записи чисел. Кириллица названа в честь Кирилла, создателя глаголицы - первого славянского алфавита. Авторство кириллицы принадлежит миссионерам - последователям Кирилла и Мефодия. Древнейшие памятники кириллического письма относятся к рубежу IX-X в.Скорее всего, это письмо было изобретено в Болгарии; вначале представляло собой греческий алфавит, к 24 буквам которого были добавлены 19 букв для обозначения отсутствующих в греческом языке звуков славянского языка. С X века кириллицей стали писать на Руси. В России и других странах кириллица пережила ряд реформ, самые серьезные из которых проводили печатники, начиная с Ивана Федорова, и государственные деятели (к примеру, Петр I). Реформы чаще всего сводились к уменьшению числа букв и упрощению их начертания, хотя были и обратные примеры: в конце XVIII века Н.М. Карамзин предложил ввести в русский язык букву "ё", созданную добавлением характерного для немецкого языка умляута (двух точек) к букве "е". Современный русский алфавит включает 33 буквы, оставшиеся после декрета Совнаркома РСФСР от 10 октября 1918 "О введении новой орфографии". Согласно этому декрету, все издания и деловая документация были переведены на новое правописание с 15 октября 1918 года. Кири́лл (в миру Константи́н, по прозвищу Фило́соф, 827—869, Рим) и Мефо́дий (в миру Михаи́л; 815—885, Велеград, Моравия), братья из города Солуни (Салоники) — просветители славян, создатели славянской азбуки и церковнославянского языка, проповедники христианства. Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учи́тели слове́нские»; принятая очерёдность — «Мефодий и Кирилл». Кирилл и Мефодий происходили из византийского города Салоники (Солуни). Их отец был друнгарием при военачальнике города. Мефодий — старший, а Кирилл — младший сын из 7.. По одной версии, они происходили из благочестивой славянской[2] семьи, жившей в византийском городе Солуни. Из большого числа исторических источников, главным образом из «Краткого жития Климента Охридского», известно, что Кирилл и Мефодий были болгарами[3][4][5]. Так как в IX веке Первое Болгарское царство было многонациональным государством, то определить точно, являлись ли они славянами или протоболгарами, или же даже имели другие корни, невозможно. Болгарское царство было населено главным образом древними булгарами (тюрками) и славянами, которые уже образовывали новый этнос — славянских болгар, которые сохраняли старое имя этноса «болгары», но представляли собой уже славяно-тюркский народ. По другой версии, Кирилл и Мефодий были греческого происхождения [6]. Существует и альтернативная теория этнического происхождения Кирилла и Мефодия, согласно которой они были не славянами, а булгарами (протоболгарами)[7]. Данная теория также ссылается на предположения историков, что братья создали т. н. глаголицу — азбуку, больше похожую на древнеболгарскую, чем на славянскую. Солоники в которых родились братья в то время входил в состав славянской (болгарской) территории и являлся культурным центром Македонии. Древний Солунь был двуязычным городом, в котором кроме греческого языка звучал славянский говор. Ученые не пришли к единому мнению о роли Кирилла и Мефодия в распространении христианства в Болгарском ханстве. Скептики считают, что братья во время крещения хана Бориса выполняли Моравскую миссию и не могли участвовать в этом событии. В то же время болгарские исследователи придерживаются иного мнения, которое изложено ниже. Таким образом, создание славянской азбуки можно отнести к 863 г по Рождестве Христовом, согласно Александрийскому летосчислению, употреблявшемуся в то время болгарскими летописцами.[12] Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, автором какой именно из двух славянских азбук — глаголицы или кириллицы — является Константин. ЛЕТОПИСЬ - (или летопи́сец) — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название — летопись. В Византии аналоги летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками. 1летопись – 10 в. – первая обобщающая история Руси. 2 – при Ярославе Мудром (11 в.) 3 - митрополитом Илларионом после смерти Я.Мудрого. 4 – во времена Святополка Все они не сохранились до наших дней! 1113 – 1117 – написание монахом Киево-Печёрской лавры Нестором ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» - первый сохранившийся летописный свод.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |