Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медный бунт 1662 г




Восстания в Пскове и Новгороде 1650 г.

Менее чем через год после принятия Соборного Уложения вспыхнули волнения в Пскове и Новгороде, двух городах, в которых еще не угас вечевой дух. Поводом к волнениям послужило известие об отправки хлеба в Швецию в счет погашения долгов правительства.

Если "соляной бунт" был порожден кризисом налогообложения, то причиной "медного бунта" стал кризис денежной системы

Движение под предводительством С. Разина (1670—1671 гг.)

"Соляной" и "медный" бунты ограничились пределами столицы. Гораздо больший размах имели народные волнения начала 70-х годов, начавшиеся с казачьих районов.

Стрелецкий бунт 1682 г.(ХОВАНЩИНА)

Стрелецкий бунт 1682 г., или "Хованщина", как его часто именуют по имени главных участников движения князей Хованских, было сложным и запутанным явлением. С одной стороны, в этих событиях нашла выражение борьба боярских группировок - "партий", по выражению одного из современников. С другой стороны, это движение было разновидностью городских восстаний, на которые был так богат "бунташный" XVII в.

Толком к стрелецкому бунту послужила смерть царя Федора Алексеевича весной 1682 г. Царь был бездетным, и на претендентами на трон являлись два его младших брата - шестнадцатилетний Иван и десятилетний Петр. Царевичи родились от разных браков и за ними родственные кланы, за Иваном - Милославские, за Петром - Нарышкины. Право старшинства было на стороне Ивана, но он был болезненным, полуслепым и слабоумным, тогда как Петр уже в раннем возрасте проявлял необычайную живость и способности. Предстояло решить, кому перейдет трон.

РАСКОЛ -– отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в (См схему «») В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия, и унифицировать богословскую систему на всей территории России Часть церковнослужителей во главе с протопопами Аввакумом и Даниилом предлагали при проведении реформы опираться на древнерусские богословские книги Никон же решил использовать греческие образцы, что, по его мнению, облегчит объединение под эгидой Московской патриархии всех православных церквей Европы и Азии и тем самым усилит его влияние на царя Патриарха поддержал царь Алексей Михайлович, и Никон приступил к реформе На Печатном Дворе начался выпуск исправленных и вновь переведенных книг Вместо старорусской была введена греческая обрядность: двоеперстие было заменено троеперстием, символом веры был объявлен четырехконечный крест вместо восьмиконечного и тд Нововведения были закреплены Собором русского духовенства в 1654 году, и в 1655 году одобрены константинопольским патриархом от имени всех восточных православных церквей Однако реформа, проводимая поспешно и насильственно, без подготовки к ней русского общества, вызвала сильное противоборство в среде русского духовенства и верующих В 1656 году защитники старых обрядов, признанным лидером которых стал протопоп Аввакум, были отлучены от церкви Но эта мера не помогла Возникло течение старообрядцев, создавших свои церковные организацию Массовый характер раскол приобрел после решения Церковного собора 1666— 1667 гг о казнях и ссылках идеологов и противников реформы Старообрядцы, спасаясь от преследования, уходили в далекие леса Поволжья, европейского севера, в Сибирь, где основывали раскольничьи общины - скиты Ответом на преследования так же стали акции массового самосожжения, запощевания (голодной смерти) Движение старообрядцев приобрело и социальный характер Старая вера стала знамением в борьбе против усиления крепостничества Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании Богатый и знаменитый Соловецкий монастырь открыто отказался признать все новшества, введенные Никоном, повиноваться решениям Собора В Соловки было послано войско, но монахи затворились в монастыре, оказали вооруженное сопротивление Началась осада монастыря, длившаяся около восьми лет (1668 - 1676г) Стояние монахов за старую веру послужило примером для многих После подавления Соловецкого восстания усилились гонения на раскольников В 1682 году были сожжены Аввакум и многие его сторонники В 1684 году последовал указ, по которому староверов надлежало пытать, а в случае не покорения - сжечь Однако и эти репрессивные меры не ликвидировали движение сторонников старой веры, их число в XVII в постоянно росло, многие из них покинули пределы России В XVIII в наметилось ослабление преследования раскольников правительством и официальной церковью Тогда же в старообрядчестве наметилось несколько самостоятельных течений

СТАРООБРЯДЦЫ(СТАРОВЕРЫ) - тарообря́дчество, староверие, древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.

Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской Церкви. Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905[1][2] в Российской империи официально именовались «раскольниками».

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1773—1775 годов (Пугачёвщина, Пугачёвское восстание, Пугачёвский бунт) — восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачёва.

Крестьянское восстание охватило земли Яицкого войска, Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкортостан, часть Западной Сибири, Среднее и Нижнее Поволжье. В ходе восстания к казакам присоединились башкиры, татары, казахи, уральские заводские рабочие и многочисленные крепостные крестьяне всех губерний, где разворачивались военные действия. Восстание началось 17 сентября 1773 года с Бударинского форпоста и продолжалось вплоть до середины 1775 года, несмотря на военное поражение казацкой армии и пленение Пугачёва в сентябре 1774 года.

ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ - русские люди, путешествия которых в 16—17 вв. привели к крупнейшим географическим открытиям в Сибири, на Дальнем Востоке и в омывающих их морских прибрежных водах. В большинстве это были «служилые» (казаки разных рангов), торговые и «промышленные» (занимающиеся промыслами, преимущественно пушными) люди. Многие З. являлись одновременно и мореходами («мореходцами»), т.к. путешествовали не только по суше и рекам, но и по морям (недалеко от берегов). В результате их деятельности, поддерживаемой и частично направляемой русским правительством и местной сибирской администрацией, значительная часть Западной Сибири до Енисея была к началу 17 в. в самых общих чертах обследована и присоединена к Русскому государству. В 1610 К. Курочкин дал первое описание Енисея и прилегающих к нему районов. В 1633—34 З. во главе с

И. Ребровым, продвигаясь далее к В., вышли по р. Лене к Ледовитому океану, а в 1648 Попов (Ф. Алексеев) и Семен Дежнев совершили своё историческое плавание вокруг полуострова Чукотка, фактически открыв пролив, отделяющий Северо-Восточную Азию от северо-западной части Северной Америки. И. Москвитин первым из европейцев вышел в 1639 к Охотскому морю и плавал вдоль его побережья. В 1643—46 В. Поярков Д. и в 1649—52 Е. П. Хабаров осуществили походы на Амур и в Приамурье. В итоге всех путешествий землепроходцев в 1-й половине 17 в. были пройдены и до некоторой степени изучены обширные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, открыты озеро Байкал и крупные реки, по которым З. спускались в Северный Ледовитый океан. Плавая между их устьями, З. в разное время и в разной последовательности прошли по частям все участки Северного морского пути (в т. ч. обошли морем полуостров Таймыр). Во 2-й половине 17 в. была открыта Камчатка, впервые описанная В. Атласовым в результате похода 1697—99; значительно расширены сведения о Чукотке. Участники путешествий составляли множество «чертежей» и описаний («скасок») природы и населения посещенных мест, а по расспросным данным — и прилежащих к ним областей.

  • ОСТРОГ -Острог (сибирский) — тип оборонительного сооружения русских в Сибири и на Дальнем Востоке в конце XVI—XVIII вв.
  • Острог (укрепление) — тип оборонительного сооружения русских в XIII—XVIII вв.
  • Острог — в XVIII—XIX вв. досудебная тюрьма.

КОЛОНИЗАЦИЯ -процесс заселения и хозяйственного освоения пустующих окраинных земель своей страны («внутренняя Колонизация»), а также основания поселений (связанных преимущественно с земледельческой деятельностью) за пределами своей страны («внешняя Колонизация»); последняя в классово-антагонистических обществах обычно переплетается с насильственным подчинением (иногда — с истреблением) местного населения и служит орудием экспансии.
Колонизация в России. В 9—12 вв. славянское население Древней Руси (см. Киевская Русь) постепенно колонизовало территорию в бассейнах pp. Оки, верхней Волги, Вятки, территории Подвинья, Прионежья, Поморья и др. Колонизация северных частей Восточной Европы усилилась в 13—15 вв. в результате того, что после завоеваний монголо-татар массы людей вынуждены были покинуть насиженные места и переселиться из разрушенных сёл и городов на Север и Северо-Восток. Одновременно запустели обширные степные и лесостепные районы к Югу от Оки, вначале подвергавшиеся частым набегам, а затем ставшие местами кочевий завоевателей. Эти районы получили название Дикого поля.
В 16—1-й половине 19 вв. колонизационные движения русского населения были направлены преимущественно на Юг и Восток — в Сибирь, на Дальний Восток, на Дон, Прикубанье, Причерноморье, Предкавказье, Поволжье. Они вызывались усиливавшимся феодально-крепостническим гнётом в центре страны и появлением относительного аграрного перенаселения. В 16—17 вв. бежавшие на окраины Русского государства крестьяне и горожане были вынуждены вести непрерывную борьбу, главным образом против грабительских набегов татарских и др. степных феодалов. В этих условиях Колонизация приняла также характер образования военных общин казаков (см. Казачество). Опираясь на осевшее к Югу от Оки население и засечные черты, правительство России закрепило за собой территорию Дикого поля. Колонизация этих районов привела к образованию здесь многих городов, распашке земель и развитию земледелия; со 2-й половины 17 в. эти районы становятся поставщиками хлеба и скота для центра страны. Сюда проникают и феодалы, которые стали получать от правительства освоенные и заселённые земли в поместья и вотчины. После завоевания Казанского и Астраханского ханств (50-е гг. 16 в.) идёт интенсивная Колонизация Среднего и Нижнего Поволжья и Приуралья.
С конца 16 в. началась Колонизация Сибири и Дальнего Востока. Русские основали в Сибири города и принесли сюда земледельческую культуру — свои орудия труда и приёмы использования земли. Вслед за ними земледелием начали заниматься представители различных народов Сибири (якуты, буряты и др.). Характерными чертами внутренней Колонизация в 18—1-й половине 19 вв. были помещичья Колонизация южных районов, осуществлявшаяся путем перевода крепостных крестьян из Центра, и правительственная Колонизация Сибири путём ссылки сюда участников антикрепостнических выступлений, а также уголовных преступников. Переселенческое движение из центральных губерний и хозяйственное освоение огромных районов Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа особенно усилились в 19 в., продолжались и в начале 20 в., приобретая всё более капиталистический характер. Таким образом, развитие капитализма вглубь приводило и к распространению его вширь путём дальнейшей Колонизация

ЯСАК -натуральная подать, башк. яһаҡ «подать, налог») — на языке монгольских и тюркских племён обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной (мягкой рухлядью, как её называли на Руси).

 

ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ -особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

 

 

 

  Шатровый стиль - стиль в каменном строительстве, заимствованный из деревянного зодчества. Шатровые храмы не имели внутри столбов, а вся масса здания держалась на фундаменте. С 1493 было завершено строительство Мишаком Володиным шатрового храма Вознесения в Вологодском посаде. В 1532 в честь рождения Ивана IV была построена шатровая церковь Вознесения в с. Коломенском. Примером шатрового стиля в архитектуре может служить первоначальный вариант главного купола храма Василия Блаженного в Москве. В 1585 была построена шатровая церковь Петра-митрополита в Переяславле-Залесском. В 1637 было завершено строительство шатровой церкви Зосимы и Савватия Соловецких Троице-Сергиева монастыря. Во времена церковной реформы патриарха Никона в 1653 было запрещено строить шатровые храмы. В русском деревянном зодчестве шатёр является распространеной, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола — необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями. Конструкция деревянного шатра проста, её устройство не вызывает серьёзных затруднений. Самые ранние известные деревянные шатровые храмы относятся к XVI веку, есть основания думать, что и раньше в деревянном зодчестве была распространена форма шатра.   Церковь Вознесения в с.Коломенском. 1532  

. Каменные шатровые храмы — уникальное явление древнерусской архитектуры. Время возникновения этого архитектурного типа — начало XVI века. В настоящее время было установлено, что самым первым шатровым храмом была Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Ранее церковь датировалась 1570-ми годами, но исследования В. В. Кавельмахера, а затем С. В. Заграевского отнесли её постройку к первому этапу строительства Александровой слободы — к 1510-м гг.

 

Другим шедевром шатрового зодчества является центральный придел собора Покрова на рву (храма Василия Блаженного) на Красной Площади.

Покровский собор (Москва)

 

Собор Покрова на рву. Внутренний вид центрального шатра.

Интересно, что в завершении всех шатровых церквей сохранился купол. Он приобрел миниатюрные формы, но имеет свой барабан и покрыт снаружи луковичной главой. В некоторых случаях внутренность купола открыта в интерьер шатра (как в Покровском соборе) или отделена куполообразным сводом, завершающим шатёр внутри (как в Коломенском). Позднее (в XVII веке) шатры будут завершаться глухими декоративными главками, так как сами станут лишь декоративной надстройкой над сводом храма.

НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО -или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.

Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко) возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга

Наиболее характерные постройки этого стиля были возведены в московских и подмосковных усадьбах бояр Нарышкиных (церковь Покрова Богородицы в Филях, 1690—93; церкви Троицы в Троицком-Лыкове, 1698–1704, и Спаса в селе Уборы, 1694—97; обе – архитектор Я Г Бухвостов) В нарышкинском барокко соединились традиции древнерусского белокаменного узорочья и новые веяния, заимствованные из западноевропейской архитектуры Для зданий этого стиля характерны нарядность, декоративность, светская жизнерадостность, мажорная цветовая гамма – контрастное сочетание красных стен и белых резных деталей В постройках нарышкинского барокко начинают широко применяться элементы ордера (декоративные фронтоны, полуколонны, пилястры, арки), а также украшения в виде раковин и волют В ярусной, пирамидальной композиции зданий (над нижним кубом-четвериком возвышаются один или несколько уменьшающихся восьмигранных объёмов – восьмериков) выражено ощущение их плавного восхождения ввысь Просторные галереи-гульбища с широкими лестницами связывают постройки с окружающим пространством В стиле нарышкинского барокко в Москве были возведены также церковь Воскресения в Кадашах (1687–1713, архитектор С Турчанинов), церковь св Бориса и Глеба в Зюзино (1688–1704), Сухарева башня (1692—95, архитектор М И Чоглоков), заново украшены в кон 17 в палаты Троекуровых и Аверкия Кириллова
Церковь Покрова Богородицы в Филях 1690—93 гг

Церковь Знамения Богородицы в селе Дубровицы 1690—97 гг

Я Г Бухвостов Церковь Спаса в селе Уборы 1694—97 гг

Церковь св Бориса и Глеба в Зюзино 1688–1704 гг

Церковь Покрова Богородицы в Филях (19690-1693 гг.) Архитектор неизвестен, но по ряду особенностей исполнения храм может быть с очень большой вероятностью отнесён к произведениям зодчего Я.Г.Бухвостова.

  • Ц

 

Церковь св Бориса и Глеба в Зюзино 1688–1704 гг (Я.Г.Бухвостов)

 

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ -франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Наиболее выдающиеся представители сентиментализма в России - Николай Карамзин.

В России представителями Сентиментализм были М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин И. Ф. Богданович («Душенька») и др. — выразили главным («Бедная Лиза», 1792), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский и др. Преимущественно дворянский по своему характеру, рус. Сентиментализм в значит. степени рационалистичен, в нём сильна дидактическая установка («Письма русского путешественника» Карамзина, ч. 1, 1792). В условиях России важнее оказались просветительские тенденции в Сентиментализм Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались и к разговорным нормам, вводили просторечие. Исследователи находят безусловные черты сентименталистской поэтики в творчестве А. Н. Радищева.

Среди литературных жанров Сентиментализм — элегия, послание, эпистолярный роман, а также путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых превалируют исповедальные мотивы. Откровенность вплоть до саморазоблачения в литературе Сентиментализм необыкновенно повысила интерес к личности самого писателя, в ряде случаев даже сделав его «героем» биографических легенд о нём. Проблема творческой индивидуальности писателя станет основополагающей в эстетике романтизма.
В сценическом искусстве Сентиментализм развивался под знаком борьбы с условностями придворного классицистского театра. Культ чувства, повышенный интерес к внутреннему миру человека, характерные для Сентиментализм, привели к отказу от классицистской статуарности, условно декламационной манеры чтения стиха. Новый репертуар потребовал от актёра разработки бытового поведения персонажей, показа развития образа, передачи интонаций живой взволнованной разговорной речи. Изменения произошли и в оформлении спектакля — стандартные «дворцовые» декорации сменились более реальной бытовой обстановкой, условный костюм — более близким к современности, появился характерный грим и др. Всё это определило накопление реалистических тенденций в актёрском искусстве, в различной степени проявившихся в творчестве выдающихся актёров 2-й половины 18 в.Влияние Сентиментализм в русском театре сказалось в игре А. Д. Каратыгиной, Я. Е. Шушерина, В. П. Померанцева.

И. Ф. Богданович («Душенька»).

В.А.Жуковский» «Мысли при гробнице» (1797) представляет сентиментальное размышление о красоте и тленности, преходящности природы и о возвышенности добродетели, ведущей к блаженству на небе. В том же духе написаны и рассуждения «Мир и война», «Жизнь и источник», «Речь на акте в университетском благородном пансионе», «К Надежде», «Мысли на кладбище», «Истинный герой».

.Ю. Львов сочинил «Российскую Памелу» (1789).

И.И.Дмитриев: оды «К Волге», «Глас патриота на взятие Варшавы», «Ермак» и сатира «Чужой толк».

 

КЛАССИЦИЗМ -художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм освобождал человека от религиозно-церковного влияния, утверждая личность как высшую ценность бытия. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.

РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ - архитектурный стиль, распространённый в России во второй половине XVIII—XIX веках. Особенностью русского классицизма являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.

В раннем русском классицизме (1760—1770 гг.) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790 гг.) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов. К раннему русскому классицизму относят архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, А. Ф. Кокоринова, Ю. М. Фельтена, К. И. Бланка, А. Ринальди. Архитекторы зрелой поры классицизма — В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов.

В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров,К. И. Росси) и Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.

Поздний классицизм в архитектуре называют ампир (1 треть 19 в.) – т.е. «имперский» (унаследованный от императорского Рима).

Постройки в стиле русского классицизма

  • Аничков дворец
  • Пашков дом
  • музей-заповедник Царское Село
  • Софийский собор (Пушкин)
  • Адмиралтейство
  • Таврический дворец
  • Казанский собор (Санкт-Петербург)
  • Здание Главного штаба (Санкт-Петербург)
  • Здание Сената и Синода

 

Таврический дворец (Санкт-Петербурге — выдающееся произведение русского классицизма конца XVIII века.

Был построен в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора И. Е. Старова. Дворец расположен на Шпалерной улице, в квартале между Потёмкинской и Таврической улицами. Позади него находится Таврический сад.

 

Аничков дворец, колоннада на Фонтанке

Начал строиться в 1741 году по указу императрицы Елизаветы, только что восшедшей на престол в результате очередного переворота. Проект разноэтажного здания в виде растянутой буквы «Н» был создан одним из первых архитекторов новой столицы Михаилом Земцовым

Дворец был переделан в 1776—1778 годах архитектором И. Е. Старовым в стиле классицизма, поэтому характерная для барокко разноэтажность постройки была уничтожена, лепнина исчезла, гавань засыпана. В результате дворец стал более строгим, но и монотонным.

1855 году дворец был переименован в «Николаевский», однако название не прижилось.

Строительные работы Казанского собора были завершены 15 сентября 1811 года.

Архитектор А.Н. Воронихин.

КЛАССИЦИЗМ В СКУЛЬПТУРЕ. Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания.В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.

Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов — в виде Марса, а Полина Боргезе — в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором). Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев. Скульптура позднего классицизма(ампирский классицизм)нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.

 

Ива́н Петро́вич Ма́ртос (1754— 5 (17) апреля 1835) — русский скульптор-монументалист.

 

памятник Минину и Пожарскому (1804—1818)

Федо́т Ива́нович Шу́бин (17401805) — великий русский скульптор.

 

Павел I

Екатерина II

 

Живопись.
Русский классицизм в живописи наиболее ярко проявился в произведениях исторического и мифологического жанров (А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмое, И. А. Акимов, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, ранний А. А. Иванов). Некоторые черты классицизма присущи в живописи — портретам Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского, пейзажам Ф.М.Матвеева.

ДПИ.
В декоративно-прикладном искусстве русского классицизма выделяются художественная лепка и резьба в архитектуре, изделия из бронзы, чугунное литьё, фарфор, хрусталь, мебель, штофные ткани и пр.

Со 2-й трети 19 в. для изобразительного искусства русского классицизма всё более характерным становится бездушный, надуманный академический схематизм - так называемый "упадок", присущий каждому яркому периоду в искусстве.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.