КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Портрет Марии Лопухиной, 1797 г
В.Л.Боровиковский Портрет Семена Романовича Воронцова Д.Г. Левицкий Литература русского классицизма. Представители классицизма в России: Державин, Ломоносов, Сумароков, Фонвизин. Гаврии́л (Гаври́ла) Рома́нович Держа́вин (3 (14) июля 1743, Казань, Российская империя — 8 (20) июля 1816) — русский поэт эпохи Просвещения, представитель классицизма, значительно преобразивший его. Произведения, сделавшие Державина знаменитым, такие, как «Ода на смерть князя Мещерского», «Ода к Фелице», «Бог», «Водопад» были написаны непривычным для того времени языком. Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (8 (19) ноября 1711 - — 4 (15) апреля 1765) - энциклопедист, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, др. Первое крупное поэтическое произведение — «Ода на взятие Хотина». Одним из ведущих жанров классицизма была стихотворная трагедия. В литературном творчестве Ломоносова нашел отражение и этот жанр. Им написаны две трагедии: «Тамира и Селим» (1750) и «Демофонт» (1751), первая на национально-историческую тему, вторая на сюжет античной истории. Алекса́ндр Петро́вич Сумаро́ков (1717—1777) — русский поэт, писатель и драматург XVIII в. Литературную славу принесли Сумарокову трагедии. Он первый ввел этот жанр в русскую литературу. Восхищенные современники называли его “северным Расином”. Всего им написано девять трагедий. Шесть -- с 1747 по 1758 г.: “Хорев” (1747), “Гамлет” (1748), “Синав и Трувор” (1750), “Артистона” (1750), “Семира” (1751), “Ярополк и Демиза” (1758). Затем, после десятилетнего перерыва, еще три:“Вышеслав” (1768), “Дмитрий Самозванец” (1771) и “Мстислав” (1774). Дени́с Ива́нович Фонви́зин (3 (14) апреля 1745, Москва, Российская империя — 1 (12) декабря 1792, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии. Басня «Юпитер посещает лес», «Молитва волков», др. басни Наиболее известны комедии «Недоросль», «Бригадир» ПАРСУНА -скажённое лат. persona — личность, особа) — первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Понятие «парсуна», как произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи, предложено И. М. Снегирёвым в 1854 году. Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1660-е годы, однако, в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период. В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображённого. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи. КУНСТКАМЕРА -кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом российской академии наук[1]. АССАМБЛЕЯ – собрание – бал с участием женщин в домах российской знати, введены Петром Великим в 18 в.
РОССИЯ В 19 ВЕКЕ. МИНИСТЕРСТВО -орган государственного управления отдельной сферы деятельности. Министерства возглавляются министрами. Александр Павлович надеялся навести порядок и укрепить государство путём введения министерской системы центрального управления, основанной на принципе единоначалия. В1802 г. вместо прежних 12 петровских коллегий было создано 8 министерств, (среди которых впервые создавался центральный орган, специально ведавший делом народного просвещения - министерство народного просвещения). ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ -высший законосовещательный орган Российской империи в 1810—1906 годах и верхняя палата законодательного учреждения Российской империи в 1906—1917 годах. ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ - государственная идеология в период царствования Николая I, автором которой стал С. С. Уваров. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены графом Сергеем Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I. Позднее эта идеология стала коротко называться «Православие, Самодержавие, Народность». Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Термин являлся своеобразной попыткой идеологического обоснования правительственного курса Николая I начала 1830-х годов. В рамках данной теории начальник III отделения Бенкендорф писал, что прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, будущее выше всяких представлений. Погодин называл основные 3 тезиса концепции «столпостены». Газета, публиковавшая материалы»Северная пчела». ЦЕНЗУРА - лат. censura) — 1.общее название контроля власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинемато- и фотографических произведений, передач радио и телевидения, веб-сайтов и порталов, в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью вредными или нежелательными. 2.Цензурой называются также органы светской или духовной властей, осуществляющие такой контроль. КОРПУС ЖАНДАРМОВ - литическая полиция Российской империи, отдельный корпус специального назначения в Российской императорской армии. Отдельный корпус внутренней стражи создан сведением в 1816 году 7 февраля подразделений внутренней стражи, созданных 1811 году указами императора Александра I от 16 января и 27 марта (Европейская территория Российской империи разделялась на округа внутренней стражи. Существовало в разное время от 8 до 12 округов (50 батальонов)). В 1826 году все жандармские части были подчинены Шефу жандармов графу Александру Христофоровичу Бенкендорфу, который одновременно был Главным начальником III отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Корпус жандармов был создан в 1836 году на основе жандармских дивизионов корпуса внутренней стражи и жандармского полка. Вся страна была разделена на несколько (сначала пять, потом восемь) жандармских округов, во главе которых стояли высшие жандармские чины. Округа, в свою очередь, распадались на отделения. На отделение приходилось обычно 2-3 губернии; начальниками назначались жандармские штаб-офицеры. В 1875 году Корпус жандармов переименовывается в Отдельный корпус жандармов. В 1880 году III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии было упразднено, а Отдельный корпус жандармов передан в подчинение Министерства внутренних дел. СОСЛОВИЯ -социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения. В России со 2-й половины XVIII века утвердилось сословное деление на:
С введением Петром I Великим Табели о рангах стало возможным получение дворянства недворянами; для этого было достаточно получить чин низшего, XIV класса. С целью сдержать массовый приток недворян, с 1856 года планка повышается до IX класса. С той же целью в 1832 году вводится сословие почётных граждан, получавших ряд дворянских привилегий (в частности, свобода от телесных наказаний), но, вместе с тем, не получавших даже личного (не говоря уж о потомственном) дворянства. Русское православное духовенство традиционно разделялось на белое (приходское), и чёрное (монашествующее). Купечество также пользовалось рядом привилегий, и с конца XVIII века было разделено на три гильдии, членство в которых определялось размером капитала. Те, кто не относился ни к одному сословию, назывались разночинцы. К ним относились российские подданные, положение которых было неопределённым; в частности, дети личных (не потомственных) дворян. удельные крестьяне, проживавшие на землях, принадлежавших императорской фамилии, Русское крестьянство в сословной системе разделялось на ряд категорий: государственные крестьяне, проживавшие на землях, принадлежавших государству, помещичьи крестьяне, удельные крестьяне, проживавшие на землях, принадлежавших императорской фамилии, поссесионные (приписные крестьяне), приписанные к определённым заводам, однодворцы. 10 ноября 1917 года Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» ликвидировал все сословные привилегии и ограничения и провозгласил равенство советских граждан. Мещанство - (польск., единственное число mieszczanin — горожанин), сословие в дореволюционной России, включавшее различные категории городских жителей (ремесленников, мелких домовладельцев, торговцев и т.п.). В 14—17 вв. мещанами называли горожан южных и западных русских областей, входивших в состав Литвы и Польши, с 17 в. — жителей смоленских городов. По губернской реформе 1775 (см. Губерния) к М. относили посадских людей с капиталом менее 500 руб. М. платило подушную подать, несло рекрутскую повинность, было ограничено в свободе передвижения. Сословная принадлежность к М. была наследственной. Разбогатевшие мещане переходили в купечество, разорившиеся купцы становились мещанами. Ими становилась также часть крестьян, освободившихся от крепостной зависимости. М. каждого города, посада или местечка образовывало особое мещанское общество, которым управлял мещанский староста и его помощники. В результате реформ 60-х гг. 19 в. многие из них получили доступ на государственную службу или же стали лицами "свободных профессий". Казачество -особое военное сословие в России. УДЕЛЬНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ -проживавшие на землях, принадлежавших императорской фамилии. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ – проживавшие на землях, принадлежащих государству. МЕСЯЧИНА -содержание, получаемое натурой от помещиков за шестидневную барщину безземельными крепостными крестьянами, в том числе дворовыми. В месячину входили как продукты питания, так и одежда. Могла быть очень ограниченной, например включая только еду достаточную только для того, чтоб человек не умер. Фактически представляла собой форму зависимости равноценную рабству. Появилась в XVIII веке, но получила наиболее широкое распространение в XIX веке. С ростом цены зерна во второй половине XVIII века помещикам стало выгоднее переводить земли крепостных в свои собственные и держать крепостных на месячине, затрачивая на это минимально возможное количество средств. То есть практически феодальный строй в России превращался в рабовладельческий вплоть до самой отмены крепостного права. РЕКРУТСКАЯ ПОВИННОСТЬ - способ комплектования вооружённых сил России (Русской Императорской армии и флота) до 1874 года. Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1699 году, когда, перед войной со шведами, повелено было произвести первый набор 32 тысячи солдат на новых началах. В первое время люди, собираемые по рекрутской повинности, назывались по-прежнему даточными людьми. В России термин рекрут был узаконен в 1705 году. ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ - система организации войск в России в 1810—1857 гг., сочетавшая военную службу с занятием производительным трудом, прежде всего, сельскохозяйственным. С целью подготовки обученного резерва войск без увеличения расходов на армию и частичного упразднения рекрутских наборов по инициативе императора Александра I были созданы военные поселения. Высвободившиеся средства император планировал направить на выкуп крестьян с землями у помещиков (для их последующего освобождения)[1]. Одним из первых в 1810—1812 годах в Могилёвской губернии было организовано поселение для Елецкого мушкетёрского полка. При этом местные жители должны были быть выселены в южные губернии. Эти намерения не были полностью осуществлены из-за начавшейся Отечественной войны. К 1825 году пехотные части были рассредоточены, в основном, на казённых землях в Санкт-Петербургской, Новгородской, Могилёвской и Витебской губерниях. Кавалерийские части располагались в Херсонской, Слободско-Украинской и других губерниях. ОТХОДНИК - временная, чаще всего сезонная работа крестьян вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Людей, уходивших на заработки называли «отходниками». Отхожие промыслы составляли в России один из значительных источников дохода крестьянского населения. «КАПИТАЛИСТЫЙ» КРЕСТЬЯНИН - во второй пол.XVIII в. в результате процесса расслоения среди крепостных крестьян появляются богатые, имеющие крупные капиталы (от 50 до 120 тыс. руб.). Особенно этот процесс ускорился после манифеста Екатерины II от 17 МР 177 5 о свободном заведении промышленных предприятий. ИЗДОЛЬЩИНА -вид аренды земли, при которой арендная плата взимается собственником земли долей полученного с неё урожая. Издольщина характерна для докапиталистических и ранних капиталистических форм эксплуатации мелких сельхозпроизводителей. В условиях зарождения капиталистических отношений являлась формой, переходной от феодальной аренды земли к капиталистической. ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ(ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ) -(промы́шленный переворо́т, Вели́кая индустриа́льная револю́ция) — это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения начинался от второй половины XVIII века и продолжался до второй четверти XIX века. Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства. Термин «промышленная революция» был введен в научный оборот выдающимся французским экономистом Жеромом Бланки. Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к современной городской цивилизации. Во второй четверти XIX века в России начался период подготовки к внедрению машинного производства в ведущих отраслях промышленности и транспорта, что явилось завершающим этапом создания предпосылок промышленной революции в России. Промышленная революция в России в конце первой половины XIX века носила крайне острый и противоречивый характер, что было обусловлено многообразием социально-экономических укладов огромной по территориальным масштабам страны. Развитие капиталистического уклада в России сопровождалось процессом разложения феодальных отношений и тормозящим влиянием господствующего на тот момент в России класса помещиков-крепостников. Промышленный переворот в России (связанный с использованием машин) начался в 1870—1880-х годах, а наиболее интенсивно индустриализация шла в периоды 1891—1913 гг., в 1920—1930-е годы и 1950—1960-е годы. ФАБРИКА - (от лат. fabrica — мастерская) — промышленное предприятие, обладающее большим количеством рабочих в отличие от ремесленной мастерской, и производящее товары, как правило, не под заказ, а по шаблону. В XIX веке в России для того, чтобы предприятие имело статус фабрики, на нём должно было трудиться не менее 17 рабочих. Под фабрикой разумеют крупное промышленное заведение, в помещении которого при помощи машин и механических двигателей лица, в значительном числе собранные хозяином помещения и распределённые по специальностям, одновременно и регулярно работают за определённое вознаграждение над производством данного изделия. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ 1860-1870-х гг. -реформы 60-70-х годов XIX века в Российской империи, проведённые в царствование императора Александра II. В российской историографии известны как «Великие реформы». Основные преобразования:
Реформы расширили границы гражданского общества и правового государства в России. ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ -категория («разряд») бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861 года, но не переведённых на выкуп. Положениями 19 февраля 1861 года срок временнообязанных отношений установлен не был. За пользование землёй Временнообязанные крестьяне несли феодальные повинности (оброк или барщину). Помещик являлся «попечителем» сельского общества Временнообязанных крестьян, получал в нём права вотчинной полиции, мог требовать смены сельского старосты и других лиц сельской администрации. 28 декабря 1881 года был издан закон об обязательном выкупе наделов Временнообязанных крестьян с 1 января 1883 года. Свод законов Российской империи (т. IX изд. 1876, примеч. к ст. 782), понимал под «временнообязанными крестьянами» сельских обывателей, «состоящих к владельцу земли в обязательных поземельных отношениях», и подводил под это понятие всех «обязанных крестьян, проживающих на землях владельческих по контрактам и договорам». К концу XIX века разряд временнообязанных крестьян сохранился лишь в Закавказье. Временнообязанные крестьяне отличались от крестьян-собственников по поземельному своему устройству, но не по правам состояния. Временнообязанничество было полностью отменено только в 1917. ВЫКУПНЫЕ ПЛАТЕЖИ - государственная кредитная операция, проведённая правительством Российской империи в связи с уничтожением крепостного права (Крестьянская реформа 1861 года). Операция была проведена с целью способствовать переходу надельной земли в собственность крестьян. До выкупа крестьяне, оставаясь лично свободными, продолжали расплачиваться за пользование помещичьей землёй через барщину и оброк (так называемые «Временнообязанные крестьяне»). Выкупная операция осуществлялась согласно «Положению о выкупе»: «правительство ссужает под приобретаемые крестьянами земли определенную сумму, с рассрочкою уплаты ее на продолжительный срок» (ст. 4-ая). Для получения средств на ссуды правительство выпустило особые процентные бумаги, как это бывает при обыкновенном долгосрочном кредите. Рассрочка была установлена в 49 1/2 лет с ежегодной выплатой крестьянами правительству 6% от суммы задолженности. Правительство принимало на себя уплату процентов и капитала по выданным помещикам процентным бумагам, а крестьяне делались из временнообязанных крестьянами-собственниками и становились в непосредственное отношение к правительству по уплате процентов и погашения по выданным выкупным ссудам. ОТРЕЗКИ - часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 в пользу помещиков. Производились, если надел превышал высшую норму, установленную Положениями 19 февраля 1861, и составляли около 18% дореформенного землепользования крестьян (в отдельных губерниях до 40%).
ОТРАБОТКИ - в пореформенной России работа крестьян со своим инвентарем и скотом в помещичьих хозяйствах за взятую в аренду землю, денежную и продовольственную ссуды.Преобладали в северо-западных и центральных европейских губерниях.
ЗЕМСТВА -(земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в России. Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Перед первой мировой войной 1914—1918 гг. Земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены земства были в 1918 году декретом Советского правительства. Кроме того, в 1918 г. постановлением Временного правительства были созданы Земские волостные управы. ЗЕМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ -выступление участников земского самоуправления (начало ему было положена земской реформой Ивана IV в 1555-1556) во второй пол.XIX-н.XX вв. за предоставление политических прав этим органам (в т.ч.за введение "мелкой земской единицы" - самоуправления на уровне волостей), введение конституции, проведение демократических преобразований. Созданы нелегальные организации ("Беседа" (с 1899), "Союз освобождения", " Союз земцев-конституционалистов "), которые проводили банкетные кампании, обращались с адресами к царю, созывали всероссийские съезды. 17 ЯН 1895 император Николай II принял представителей земств и городов, чтобы выяснить их настроения, в т.ч. политические. 8 НЯ 1903 состоялся I съезд "земцев-конституционалистов" в Москве. Это буржуазно-либеральное движение подготовило создание партий октябристов и кадетов 23 НЯ 1905 и 18 ОК 1905. 6 НЯ 1904-11 НЯ 1904 в Петербурге состоялся Земский съезд, на котором были приняты конституционные требования из 11 пунктов. 6 ИЛ 1905-8 ИЛ 1905 состоялся съезд земских представителей. 12 СН 1905-15 СН 1905 проходил ещё один съезд земских и городских деятелей. 27 МР 1911 земства были учреждены в западных областях страны. КОНТРРЕФОРМЫ 1880-х гг. Т.о. Александр Третий отказался от продолжения начатых его отцом либеральных преобразований. Он взял твёрдый курс на сохранение основ самодержавия. Реформаторская деятельность была продолжена лишь в области экономики.
ДЕКАБРИСТЫ - участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания. В первые десятилетия XIX века часть представителей русского дворянства считает самодержавие и крепостное право губительным для дальнейшего развития страны. В их среде складывается система взглядов, реализация которых должна изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовало:
Вместе с тем необходимо отметить, что идеи и мировоззрение декабристов не были едиными, но все они были направлены на реформирование, были настроены против самодержавного режима и крепостного права. СЛАВЯНОФИЛЫ - Славянофи́льство — сложившееся в 1830-е—1850-е годы направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. Течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности. Сторонники славянофильства (славянофилы, или славянолюбы) верят в наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития, давшее начало западноевропейскому пути, и даже предоставляют неоспоримые доказательства своей правоты. Основоположником кружка славянофилов был литератор А. С. Хомяков, деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев, В. И. Даль, Н. М. Языков. Славянофилы, русские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотической идеологии. Славянофилы объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли правоверия как христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели. Славянофилы чаще всего собирались в московских литературных салонах А.А. и А.П. Елагиных, Д.Н. и Е.А. Свербеевых, Н. Ф. и К. К. Павловых. Здесь в горячих спорах со своими либерально-космополитическими противниками славянофилы пропагандировали идеи русского возрождения и славянского единства. ЗАПАДНИКИ - За́падничество — сложившееся в 1830-х—1850-х направление русской общественной и философской мысли, представители которого, в отличие от Славянофилов и почвенников, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками главным образом как следствие задержек и отставания в развитии. Западники полагали, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы. В менее строгом понимании к западникам относят всех, ориентированных на западноевропейские культурные и идеологические ценности. Наиболее заметными представителями западнического направления в русской литературе и философской мысли считаются П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. Х. Кетчер, В. П. Боткин, П. В. Анненков, Е. Ф. Корш, К. Д. Кавелин. К западникам примыкали такие писатели и публицисты как Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин. ПЕТРАШЕВЦЫ -осуждённые правительством Николая I в 1849 участники собраний у М. В. Буташевича-Петрашевского. Будучи все в той или иной мере «вольнодумцами», петрашевцы были неоднородны по своим взглядам. Немногие имели замыслы прямо революционного характера, некоторые занимались изучением и пропагандой социально-утопической мысли XIX века (современники часто называли петрашевцев «коммунистами»). Значительная часть осуждённых понесла наказание только за распространение письма Белинского к Гоголю или за недоносительство о собраниях. Кружок Петрашевского вошёл в историю в том числе и из-за участия в нём молодого Достоевского и из-за необычного, поразившего современников, обряда инсценировки приготовлений к публичной казни, которому подверглись осуждённые, не знавшие о том, что они помилованы. НАРОДНИКИ - Наро́дничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. В советской историографии народничество считалось вторым, революционно-демократическим («разночинским») этапом революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу. Идеология народничества основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40—50-х годов А И. Герценом. Поражение революций 1848—1849 годов. в странах Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нем. Сопоставляя судьбы России и Запада, Герцен пришел к выводу, что социализм сначала должен утвердиться в России и основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так возник «русский (или общинный) социализм» Герцена. В рамках народнического движения существовали два основных течения — умеренное (либеральное) и радикальное (революционное). Представители умеренного течения стремились к ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения, считавшие себя последователями Чернышевского, стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма. Также по степени радикализма в народничестве можно различить следующие направления: (1) консервативное, (2) либерально-революционное, (3) социально-революционное, (4) анархистское. Консервативное (правое) крыло народничества было тесно связано со славянофилами (Апполоном Григорьевым, Н. Н. Страховым). Его деятельность была представлена, в основном, творчеством журналистов, сотрудников журнала «Неделя» П. П. Червинского и И. И. Каблица - Юзова. Тезис, что интеллигенция должна учиться нравственности у «деревни». В числе лиц, поддержавших это, оказался К. Д. Кавелин, занимавшийся общинным землевладением. Народные «устои» (общинное начало, артельное начало и брожение религиозной мысли) были не только признаны явлением достойным уважения, но были поставлены выше духовных устоев интеллигенции. Либерально-революционное направление Ведущими идеологами этого направления в народничестве (получившего в советской историографии название «пропагандистского», а в постсоветской —"умеренного") были П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Социально-революционное направление В советской историографии это направление именовалось «заговорщицким» или «бланкистским». Основные теоретики социально-революционного течения русского народничества — П. Н. Ткачев и в определенной мере Н. А. Морозов. Ткачев утверждал, что самодержавие в России не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества и его можно будет быстро ликвидировать. Для этого «носители революционной идеи», радикальная часть интеллигенции, должны были создать строго законспирированную организацию, способную захватить власть и превратить страну в большую общину-коммуну. Анархистское направление Если Ткачев и его последователи верили в политическое объединение единомышленников во имя создания государства нового типа, то анархисты оспаривали необходимость преобразований в рамках государства. Их идеологами были М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин. Оба они скептически относились к любой власти, считая ее подавляющей свободу личности и порабощающей ее. Бакунин считал русского человека бунтарем «по инстинкту, по призванию», а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков уже выработался идеал свободы. Поэтому он полагал, что революционерам осталось лишь перейти к организации всенародного бунта (отсюда —наименование в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским»). Цель бунта по Бакунину — не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Кропоткин делал акцент на решающей роли масс в переустройстве общества, призывал «коллективный ум» народа к созданию коммун, автономий, федераций. В 1880-1890-е годы популярность революционных идей уменьшилась. Стала популярной так называемая «теория малых дел». Сотрудник газеты «Неделя» Я. В. Абрамов в 1890-х утверждал, что задача интеллигенции — помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной экономики; при этом он указал на возможную форму такой практики — деятельность в земствах. Абрамов обращался к врачам, учителям, агрономам с призывом помочь собственным трудом положению русского мужика. По существу, Абрамов выдвинул идею деполитизированного «хождения в народ» под лозунгом осуществления малых дел ради народа.
«ХОЖДЕНИЕ В НАРОД» -массовое движение радикальной молодёжи в деревню, попытка на практике осуществить идеи народничества. Началось весной 1873, наибольшего размаха достигло весной — летом 1874 (охватило 37 губерний России). «Лавристы» ставили целью пропаганду идей социализма, «бакунисты» пытались организовать массовые антиправительственные выступления. Центрами подготовки движения были петербургские и московские кружки «чайковцев», «Киевская коммуна», революционные кружки в Одессе и других городах. К ноябрю 1874 арестовано свыше 4 тыс. человек, наиболее активные участники движения осуждены по «процессу 193-х». Неудача «Хождений в народ», жестокие репрессии правительства в отношении его участников способствовали росту радикальных (в том числе террористических) настроений в среде революционных народников, которые в 1876 объединились в организацию «Земля и воля».
АНАРХИСТЫ -сторонники социально-политического течения, отвергающие всякую принудительную власть и в первую очередь государственную и рисующие будущее общество как союз вольных общин. Делятся на ряд течений и направлений, среди которых анархисты-коммунисты и анархисты-индивидуалисты. Сторонники уничтожения государственной власти в результате стихийного, «самопроизвольного» бунта масс. Главными идеологами анархизма были М. Штирнер, П. Прудон, а в России - М. Бакунин, П. Кропоткин. В переносном смысле слово «анархия» означает хаос, беспорядок, отсутствие организации и контроля.
СОЦИАЛ – ДЕМОКРАТЫ - (часто идентифицируется с демократическим социализмом) — направление в социалистическом и рабочем движениях, выступающее за переход к социально справедливому обществу методом реформирования буржуазного. До Первой мировой войны «социал-демократами» называли всех последователей левой идеологии — как марксистов, так и последователей Лассаля. Таким образом, эта категория объединяла и радикальных революционеров — Владимира Ильича Ленина и Розу Люксембург, и умеренных эволюционистов — Карла Каутского или Эдуарда Бернштейна. История российских социал-демократов началась в конце 1880-х годов. До этого существовали радикальные организации либерального толка, из которых вышел Г.В. Плеханов. В 1876 году из группы народников возникает подпольная организация «Земля и воля»[1], в которую он и вошёл. В 1883 году группа Плеханова создаёт организацию "Освобождение труда"[1], которая по сути стала первой собственно социал-демократической организацией в России. В 1887 году в Киеве состоялось совещание между киевской социал-демократической группой «Рабочее дело» и социал-демократами Петербурга и Москвы. В 1895 году из Петербургской социал-демократической группы возник «Союз Борьбы за освобождение Рабочего Класса». 1 марта 1898 года в Минске собрался первый учредительный съезд РСДРП, который должен был объединить многочисленные социал-демократические группы в единую партию. Однако, после II съезда партия фактически раскололась на большевиков и меньшевиков. Во время II съезда РСДРП, проходившего в 1903 году сначала в Брюсселе, а потом в Лондоне, произошёл фактический раскол партии, окончательно оформленный только в 1912 году. На этом съезде выделились две главные группы делегатов. Лидером одной из них был Ленин, другой — Мартов. На выборах в руководящие органы сторонники Ленина получили большинство, а сторонники Мартова - меньшинство (отсюда пошли наименования "большевики" и "меньшевики"). Идейные разногласия между сторонниками Ленина и сторонниками Мартова касались 4 вопросов:
В вопросах, касавшихся программы партии, победу одержали сторонники Ленина, в вопросе о членстве в организациях — сторонники Мартова. III съезд большевики и меньшевики проводили отдельно друг от друга, а на IV-м произошло формальное объединение, хотя в реальности меньшевики и большевики придерживались разных взглядов. В 1907 году состоялся последний общий съезд РСДРП. В 1912 году в ходе Шестой (Пражской) Всероссийской партийной конференции РСДРП (январь 1912 партия раскололась окончательно, большевики и меньшевики начали строить собственные партии - РСДРП(б) и РСДРП соответственно. В отличие от большевиков, вплоть до XIX съезда партии называвших себя так официально (РСДРП(б)-РКП(б)-ВКП(б), где (б) означало «большевиков») слово «меньшевик» всегда было неформальным — партия всегда себя именовала социал-демократической.
ИСЛАМ - араб. إسلام англ. Islam) — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «покорность» (законам Бога), «принятие» (учения пророка Мухаммеда). [1]. В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк). Людей, которые покорились Аллаху, в исламе называют мусульманами. С точки зрения Корана, ислам — единственная верная религия человечества, которую провозглашали все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Корана. С точки зрения ислама, последователи древних пророков отошли от первоначального пути, который был указан им Богом, a священные тексты древних книг постепенно искажались [2]. Каждый раз для обновления истинной веры (ислама) Господь отправлял к разным народам своих посланников, в том числе Авраама, Моисея, Иисуса [3]. Последним посланником в среде пророков является Мухаммед, принесший человечеству ислам в очищенном и первозданном виде.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |