КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Введение в программную инженерию 1 страница
Й ТУР Й ТУР Раздел I Текст 1. Данный текст является отрывком из статьи 57 Судебника 1497 г. Статья фиксировала время, порядок и условия крестьянского "выхода" с частновладельческих земель и отразила начальный этап оформления в России крепостного права. Из смысла статьи следует, что уход крестьян стал возможен только в определенное время (так называемый "Юрьев день"). При этом крестьянин обязан был уплатить землевладельцу "пожилое", величина которого зависела от места жительства (в "полях" или "лесах") и длительности проживания крестьянина на данной территории. Текст 2. Данный документ появился в разгар восстания донских казаков под руководством Кондратия Булавина (1707 - 1708) и представляет собой "прелестную" грамотку от имени казачьего атамана Никиты Голого. Грамотка явно обращена к "черни", которую призывают присоединяться к восстанию. Исходя из ряда заявлений, содержащихся в тексте, можно сделать вывод, что восстание имело социальную и религиозную окраску. Кроме того, из текста следует, что в восстании наряду с донскими казаками принимали участие также запорожские казаки и кубанские татары. Текст 3. Автор - Петр Яковлевич Чаадаев. Первое философическое письмо. Написано в начале 1829 г. Опубликовано в 1836 г. в журнале "Телескоп". В первом философическом письме он говорит, главным образом, о России, затрагивая проблемы ее настоящего, пытаясь осознать ее прошлое и уяснить будущее. Чаадаевская концепция России сводится к следующему: Россия является страной аномальной. Ее история и действительность складывались вопреки законам развития и существования народов. Чаадаева не занимают положительные стороны русской жизни. Внимание сосредоточено на выявлении ее пороков, несовершенства, заблуждений, на их исторических корнях.
Текст 4. Из постановления ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий", 30 июня 1956 г. Дается типичная для хрущевской "оттепели" трактовка причин появления "культа личности" Сталина, для которой было характерно отрицание связи этого явления с существующим общественным строем. Раздел II Текст 1. В задании речь идет об оценке реформ Петра I либеральным русским историком Н.И. Костомаровым, которая была им дана в обширном очерке "Петр Великий". Интерпретация и оценка авторской концепции может быть различной. Но необходимо иметь в виду, что цена петровских преобразований оказалась очень высокой для русского народа. Он оплатил их великим множеством человеческих жертв, понижением своего благосостояния, многолетним упорным трудом, часто не понимания целей, к которым стремился монарх. И в этих условиях реформы удались не только потому, что Петр имел личные качества умного и дальновидного правителя, но и потому, что обладал неограниченными властными полномочиями для внедрения своих замыслов в жизнь. Однако обстоятельства этого времени Н.И. Костомаров априорно распространяет на все переломные эпохи. Текст 2. В задании приведен отрывок из статьи В.О Ключевского "Отмена крепостного права". Статья писалась в конце 1910-1911 гг. к 50-летию отмены крепостного права. В ней идет речь о политике Николая I в крестьянском вопросе, который пытался неоднократно решить его в секретных комитетах, главными членами которых были представители дворянской аристократии. Ключевский аргументированно показывает, что правительство и дворянство не были готовы к реальному осознанию складывающейся ситуации в стране, не стремились знать истинные чаяния крестьянства. Текст 3. В задании дан отрывок из "Публичных чтений о Петре Великом" (седьмое чтение), изданных впервые в 1872 г. Интерпретация текста может быть различна. Но необходимо иметь в виду, что в этом отрывке выражен общий концептуальный взгляд С.М. Соловьева на историческое развитие народа, считавшего, что в наибольшей мере возможности народа могут выявиться в жизни государства. Защита государства от внешних врагов мобилизует и государство, и народ, в нем живущий.
Текст 4. Концепция, характерная для ряда зарубежных исследований и получившая распространение в отечественных публикациях конца 80-х гг.: противопоставление "ленинизма" и "сталинизма", "сталинской" и "бухаринской" альтернатив в развитии СССР конца 20-х - начала 30-х гг. Раздел III Текст 1. Данный текст является отрывком из письма царя Ивана Грозного к князю Андрею Курбскому (середина 1560-х гг.). Последний, бежав в 1564 г. в Литву, написал царю письмо с обвинениями в бессмысленных и жестоких гонениях на воевод. Иван Грозный послал ответ, в котором развернул широкое обоснование своей ничем неограниченной власти. Данный документ является своего рода идеологическим манифестом русского самодержавия и отражает важнейший этап его становления и трансформации в сторону деспотизма. Текст 2. Павел Иванович Пестель. "Русская правда" (1824 г.), в которой была изложена программа декабристов относительно политико-правового положения граждан в будущем государстве. Текст 3. Никита Михайлович Муравьев. "Конституция". Публикуется отрывок из первого ее варианта (1821-1822 г.). Речь идет о политическом устройстве будущего государства. Текст 4. Приведен отрывок из резолюции X съезда РКП(б) о переходе к продовольственному налогу. Документ выработан в переходный период Советского государства от гражданской войны к началу мирного строительства, когда большевистское руководство вынуждено было отказаться от методов "военного коммунизма". Раздел IV Ответы на данные вопросы могут быть различными в зависимости от того, насколько участник Олимпиады знаком с фактологическим материалом по русской истории и историко-культурологическими исследованиями, а также от общего уровня его интеллектуального развития.
Раздел V Задание 1. Ответ жестко не задан и может иметь много вариаций. Задание 2. Ответ жестко не задан и может иметь много вариаций. Задание 3:
Раздел VI
Задание 1. Ответ жестко не задан и может иметь много вариаций. Задание 2:
Задание 3:
Раздел VII
Раздел VIII Задание 1: На сегодняшний день наиболее распространенными являются две версии происхождения слова "Сибирь". Согласно первой, оно происходит от названия этнической группы "сипыр", обитавшей в лесостепном Прииртышье с конца I тыс. до н.э. Согласно второй - от монгольского слова "шибир" ("лесная чаща"), которым во времена Чингис-хана монголы обозначали пограничную с лесостепью часть тайги. Задание 2: В Сибири проживают около трех десятков коренных народов Сибири. Среди них самые многочисленные: якуты, буряты, алтайцы и хакасы, тувинцы, татары. Самые малочисленные (до нескольких десятков человек): тафаллары, кеты, нганасаны, далганы и т.д. Задание 3: Ответ на этот вопрос может быть различным, что определяется двумя объективными обстоятельствами: 1) местом проживания участника олимпиады; 2) степенью изученности истории данного региона. Задание 4: Ответ на этот вопрос определяется местом жительства и степенью осведомленности участника олимпиады. Раздел I Текст 1. "Слово о полку Игореве", автор неизвестен. Написано вскоре после похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Автор этого произведения доносит до читателей мысль о гибельных последствиях для Руси межкняжеских усобиц. Текст 2. Письмо будущего царя Алексадра I своему воспитателю Лагарпу, посланное тайком осенью 1797 г. с Новосильцевым, который уехал за границу, спасаясь от гонений. В письме Александр рисует положение России и свои чувства в первый год царствования Павла. Текст 3. Реакция Герцена на разгром студенческого движения в Петербургском университете, возникшего в основном на почве вопросов освобождения крестьян. В приведенной публикации в "Колоколе" в конце 1861 г. он сформулировал знаменитый клич "В народ!", который позднее был активно использован народнической литературой и нашел большое сочувствие в умах молодежи. Бистром - генерал, командовавший оцеплением Петербургского университета в 1861 г. Именно он говорил солдатам, что это бунтуют "подьячие", недовольные освобождением крестьян. Текст 4. Отрывок из "Апрельских тезисов" В.И.Ленина, где была сформулирована программа "перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую". Текст 5. Отрывок из доклада И.В.Сталина "О недостатках партийной работы и мерах по ликвидации троцкистских и иных двурушников" на февральско-мартовском (1937 г.) пленуме ЦК ВКП(б), где давалось обоснование необходимости массовых репрессий. Раздел II
Раздел III Текст 1. Речь идет о второй половине 50-х гг. XIX в., о начальном периоде подготовки крестьянской реформы. Историк совершенно правильно оценивает гнетущее влияние реакционной политики Николая I на русское общество. Однако уже в конце царствования группа профессоров (Погодин, Чичерин) обратилась к обсуждению язв русской жизни, к которым они относили отсутствие свободы печати, а рост бюрократии и пропасти между правительством и народом, крепостное право. Текст 2. В работе известных зарубежных советологов - наших бывших соотечественников, обосновывается тезис об отсутствии всякой исторической преемственности между СССР и дореволюционной Россией. Это утверждение содержит долю истины, поскольку тоталитарная система, действительно, является новым и уникальным феноменом XX века. В то же время, развитие нашей страны в XX веке многими нитями преемственности связано с ее предшествующей историей, целый ряд черт коммунистического периода в гипертрофированном виде продолжает предшествующие российские традиции (особая роль государства, сочетание техничес- кой модернизации с усилением социальной несвободы и т.д.) Раздел IV Текст 1. А.А. Блок, "На поле Куликовом" - пропущено Куликовым. Текст 2. Речь идет о походе в Россию Карла XII в 1708 г.; А.С.Пушкин, "Полтава" - пропущено Москву. Раздел V Задание 1:
Задание 3: Н.И.Бухарин. Раздел VI Задание 1. Ответ жестко не задан и может иметь много вариаций. Задание 2:
Раздел VII Задание 1:
Задание 2:
Задание 3:
Раздел VIII
Раздел IX Задание 1: Выражение принадлежит М.В.Ломоносову и содержит прогноз о возрастании роли Сибири в развитии России. В целом этот прогноз можно считать реализованным, посколько роль Сибири в экономическом и культурном потенциале России с течением времени возрастала. Однако в связи с этим встает проблема эквивалентности в отношениях между Сибирью и Центром, поскольку "прирастание российского могущества" за счет сибирских ресурсов не всегда сопровождалось оптимальным развитием этого региона, соответствующим ростом благосостояния сибиряков. Задание 2: Первое выражение относится к дореволюционному периоду и возникло в связи с тем, что Сибирь была основным регионом каторги и ссылки. Второе выражение фигурировало в большевистской пропаганде периода гражданской войны: имелись ввиду антисоветские выступления зажиточного сибирского крестьянства. Задание 3: Количество названных имен зависит от эрудированности респондента. Предполагается, что в ответе должны прозвучать, по крайней мере, имена следующих землепроходцев:
Задания и ответы на 3-й и очный туры Олимпиады На главную страницу. Ты стал участником первой томской интерактивной олимпиады по истории. Поздравляем! Перед началом работы прочитай, пожалуйста, это краткое введение. Тебе предстоит выполнить комплексные задания разных видов и разного уровня сложности: восстановить нарушенный порядок, найти лишнее в перечне, найти ответ на познавательное задание, решить кроссворд, произвести анализ текста, найти противоречия в текстах, сопоставить различные данные и др. Все задания помещены в данном файле. Ответы необходимо вписывать на отдельный листок (файл), в котором ты укажешь свое имя и фамилию, а также учебное заведение, в котором ты учишься. Несколько требований к выполнению письменных заданий. Ваша работа не будет зашифрована. Писать нужно только ручкой, аккуратно, четко и разборчиво, кратко, без исправлений. Для каждого задания указано максимальное количество баллов, которые ты можешь получить за верный и точный ответ. Если ответ не вполне точен, логичен, полон, в нем допущены ошибки, то количество баллов уменьшается. За ответ, не соответствующий требованиям, и при отсутствии ответа баллы не начисляются. Обратите внимание: к выполнению заданий этой олимпиады допускаются все желающие. Желаем успеха! 1. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ. [ 8 баллов за все задания; за каждое – по 2 балла ] 1. 860, 907, 941, 944 гг. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 2. 1755, 1802, 1803, 1804, 1805, 1880 гг. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3. 1768, 1839–1843, 1897, 1924, 1947, 1961 гг. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 4. 1906, 1907, 1912, 1993, 1995, 1999, 2003 гг. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ. [ 6 баллов ] 1. Посадник, тысяцкий, епископ, архимандрит, князь ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 2. Приказ, коллегия, наркомат, министерство ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3. Создание выборных солдатских комитетов, отмена титулования офицеров, запрет обращаться к солдатам на «Ты» ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3. По какому принципу образованы пары? Дайте КРАТКИЙ ответ. [ 6 баллов ] 1. Дмитрий Донской и Алексий, Федор Иоаннович и Иов, Алексей Михайлович и Никон ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 2. Иван IV Грозный и А.А.Зимин, Наполеон I и А.З.Манфред, и Петр I и Н.И.Павленко ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3. П.П.Вершигора и А.Н.Сеславин, Д.В.Давыдов и С.А.Ковпак, Г.М.Курин и А.Н Сабуров, А.Ф.Федоров и Е.В.Четвертаков ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 4. Что или кто является ЛИШНИМ в ряду? Лишнее слово подчеркните. [ 8 баллов ] 1. Российские ученые, чья научная деятельность связана с Казанским университетом: Н.Н.Зинин, С.М.Соловьев, А.П.Бутлеров, Н.И.Лобачевский 2. Советские авиаконструкторы, создатели боевых самолетов в годы Великой Отечественной войны: А.Н.Туполев, Н.Н.Поликарпов, М.И.Кошкин, А.С.Яковлев 3. Шедевры древнерусской архитектуры: Софийский собор в Киеве, Храм Христа Спасителя в Москве, Золотые ворота во Владимире, Спасо-Преображенский собор в Чернигове 4. Российские землепроходцы XVI–XVIII вв.: С.Дежнев, М.Лазарев, Е.Хабаров, В.Атласов 5. В русской исторической лексике есть слова, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю. Перед вами имена (или фамилии) трех таких деятелей. Укажите: 1) кем был каждый исторический деятель; 2) слово (термин) или словосочетание, произошедшее от него; 3) краткое определение этого слова. 4) период, когда появилось это слово. [ 18 баллов ] Алексей Стаханов 1) …………………………………………………………………………………………….. 2) …………………………………………………………………………………………….. 3) …………………………………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………………….. 4) …………………………………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………………….. Никколо Макиавелли 1) …………………………………………………………………………………………….. 2) …………………………………………………………………………………………….. 3) …………………………………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………………….. 4) …………………………………………………………………………………………….. Сергей Зубатов 1) …………………………………………………………………………………………….. 2) …………………………………………………………………………………………….. 3) …………………………………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………………….. 4) …………………………………………………………………………………………….. 6. Расположите в хронологической последовательности с указанием дат [ 6 баллов ]: 1. А. Принятие христианства в Древней Руси. Б. Съезд князей в Любече, выработка принципа «каждый держит отчину свою». В. Введение «уроков и погостов». Г. Создание Правды Ярослава.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |