Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Введение в программную инженерию 2 страница




………………………………………………………………………………………………

2. А. Год «великого перелома». Б. Кризис хлебозаготовок. В. Введение паспортной системы. Г. Статья И.В.Сталина «Головокружение от успехов».

.………………………………………………………………………………………………

 

7. Ответьте на вопросы. [ 8 баллов ]

1. Какие этнические корни имели фамилии выдающихся людей России: Годунов, Суворов, Кутузов, Юсупов?

………………………………………………………………………………………………..

.………………………………………………………………………………………………

.………………………………………………………………………………………………

2. Почему в литературных произведениях XIX в. не встречаются вымышленные персонажи, носящие титул «светлейший князь» или чин «действительный тайный советник I класса»?

.………………………………………………………………………………………………

.………………………………………………………………………………………………

.………………………………………………………………………………………………

.………………………………………………………………………………………………

.………………………………………………………………………………………………

.………………………………………………………………………………………………

8. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». [ 6 баллов ]

1. Полюдье обычно начиналось в ноябре, после того как устанавливался зимний путь, прекращалась осенняя распутица.

………………

2. В первой половине XVI в. российская экономика переживала подъем, возникали новые города и крепости, расширялись посевные площади, крепли ремесла.

………………

3. Созданный при Алексее Михайловиче приказ Тайных дел стоял над всеми учреждениями и подчинялся лично царю.

………………

4. Согласно конституционному проекту Никиты Муравьева, новой столицей России должен был стать Нижний Новгород.

………………

5. Главную роль в I Государственной думе играли трудовики и эсеры.

………………

6. В начале 1960-х гг. по инициативе Н.С.Хрущева шла подготовка проекта новой Конституции СССР.

………………

9. Кем, когда и в связи с чем (о чем) было сказано? Впишите правильный ответ. [ 9 баллов ]

1. «Толпа вельмож со всею их свитою, с женами и детьми преследуют меня как опасного уновителя».

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. «Мне нужны не умники, а верноподданные!»

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. «Велика Россия, а отступать некуда!»

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

10. Историк должен грамотно писать, исторические понятия и термины, географические названия в особенности. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. [ 10 баллов ]

 


1. Аб…л…ционизм – движение за отмену рабства.

2. М…с…чина – плата натурой крепостному, лишенному своего надела.

3. И…рархия - соподчинение.

4. М…л…таризм – культ войны и военной силы.

5. Б…ро…о. – архитектурный стиль.

6. З…к…мары – элемент древнерусской архитектуры.

7. Ун…в…рс…тет – тип высшего учебного заведения.

8. Пл…б…сцит – форма народного волеизъявления.

9. Ф…в…рит – любимец высокопоставленного лица.

10. Ц…нтр…л…зация – формирование единого государства.

11. Напишите выражения, происхождение которых связано с историей отечественного ремесла, торговли, денежного обращения и которые употребляют в указанном ниже смысле. [ 6 баллов ]

1. Заниматься пустой болтовней, пустословить.

………………………………………………………………………………………………..

2. Судить о чем-то или о ком-то только согласно своим собственным представлениям, крайне субъективно.

………………………………………………………………………………………………..

3. Не иметь никакой ценности, никакого значения.

………………………………………………………………………………………………..

12. Представьте себе такую ситуацию. Крестьянин, проживающий в одной из черноземных губерний, в 1872 г. узнает, что, продав свой надел по рыночным ценам, он сможет выручить примерно 180 руб. А вот полная сумма выкупа, которую он должен внести за надел, составит не менее 340 руб. Недоумевающий крестьянин спрашивает приехавшего в деревню студента: «Почему?» Студенту причины известны. Что он ответит крестьянину? [5 баллов]

 

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

13. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином. [ 6 баллов ]

1. Это слово – едва ли не самое частое в историко-культурных размышлениях о XVII в. Это понятно, ибо речь идет об освобождении искусства и литературы от подчинения церковным, религиозным интересам.

………………………………………………………………………………………………..

2. С конца XVIII в. неуклонно росло число крепостных крестьян, отпущенных помещиком для добывания оброка в городе, для работы на мануфактурах.

………………………………………………………………………………………………..

14. Используя ВСЕ приведенных слова и словосочетания, составьте определения двух исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр. [8 баллов]

1. день, запрещались, когда, крестьянские, годы, переходы, Юрьев.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

2. разночинная, идеология, путь, и, интеллигенция, за, свержение, самодержавие, революционный, движение, выступавшая

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

15. Внимательно рассмотрите иллюстрации. О каком событии рассказывает каждая из них? Укажите год, когда это событие произошло. [ 15 баллов ]

 

……………………………………………………. ………………………………….

……………………………………………………. ………………………………….

……………………………………………………. ………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

16. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его краткого определение. Укажите годы принятия документа, обозначенного этим термином, в РСФСР – СССР – РФ. [ 17 баллов ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Система содержания должностных лиц за счет местного населения, ликвидированная земской реформой 1555–1556 гг. 2. Писатель, высланный в 1922 г. из России, политически разделял взгляды эсеров. 3. Механик и изобретатель, создатель токарно-копировального станка. 4. Правительство на Руси в 1610 г. (номинально до 1612 г.). 5. Журнал, в котором было опубликовано «первое философическое письмо» П.Я.Чаадаева. 6. Одна из мировых религий, одна из традиционных религий в России. 7. Современное название республики, где находилось село Бездна, в котором вспыхнули волнения в ответ на реформу 1861 г. 8. Выдающийся российский педагог. 9. Принятое в Древней Руси название города Константинополя. 10. Члены тайного революционного общества 1863 – 1866 гг. 11. Российский историк и археолог, академик, один из крупнейших специалистов по истории Новгорода.

 

Уважаемый деcятиклассник!

Ты стал участником первой томской интерактивной олимпиады по истории. Поздравляем!

Перед началом работы прочитай, пожалуйста, это краткое введение.

Тебе предстоит выполнить комплексные задания разных видов и разного уровня сложности: восстановить нарушенный порядок, найти лишнее в перечне, найти ответ на познавательное задание, решить кроссворд, произвести анализ текста, найти противоречия в текстах, сопоставить различные данные и др.

Все задания помещены в данном файле. Ответы необходимо вписывать на отдельный листок (файл), в котором ты укажешь свое имя и фамилию, а также учебное заведение, в котором ты учишься.

Несколько требований к выполнению письменных заданий. Ваша работа не будет зашифрована. Писать нужно только ручкой, аккуратно, четко и разборчиво, кратко, без исправлений.

Для каждого задания указано максимальное количество баллов, которые ты можешь получить за верный и точный ответ. Если ответ не вполне точен, логичен, полон, в нем допущены ошибки, то количество баллов уменьшается. За ответ, не соответствующий требованиям, и при отсутствии ответа баллы не начисляются.

Обратите внимание: к выполнению заданий этой олимпиады допускаются все желающие.

Желаем успеха!

1. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ. [ 8 баллов ]

1. 1497, 1550, 1649 гг.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. 1607, 1670–1671, 1707–1708, 1773–1775 гг.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. 1768, 1839–1843, 1897, 1924, 1947, 1961 гг.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. 1906, 1907, 1912, 1993, 1995, 1999, 2003 гг.

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ. [ 8 баллов ]

1. Окольничии, думные дворяне, думные дьяки

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Свобода от подушной подати, право торговли и заведения мануфактур, свобода от рекрутской повинности, право покупать деревни.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Белорусская операция. Нормандская десантная операция, Крымская наступательная операция, Львовско-Сандомирская операция

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Пролеткульт, РАПП, ЛЕФ, ВОПРА

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. По какому принципу образованы пары? Дайте КРАТКИЙ ответ. [ 6 баллов ]

1. Михаил Романов и Филарет, Петр I и Алексей Михайлович, Дмитрий Донской и Иван Красный

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Н.Н.Новосильцев и А.Ф.Адашев, П.А.Строганов и А.М.Курбский, В.П.Кочубей и И.М.Висковатый

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. П.П.Вершигора и А.Н.Сеславин, Д.В.Давыдов и С.А.Ковпак, Г.М.Курин и А.Н. Сабуров, А.Ф.Федоров и Е.В.Четвертаков

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Что или кто является ЛИШНИМ в ряду? Лишнее слово подчеркните. [ 8 баллов ]

1. Российские ученые, чья научная деятельность связана с Томским университетом:

Крылов, Тронов, Щербаков, Зинин.

2. Российские и советские конструкторы стрелкового оружия:

Мосин, Токарев, Дегтярев, М.И.Кошкин

3. Литературные произведения, опубликованные в период «оттепели»:

«Не хлебом единым», «Один день Ивана Денисовича», «Жизнь и судьба», «Судьба человека»

4. Российские ученые, лауреаты Нобелевской премии:

И.П.Павлов, Ж.А.Алферов, В.И.Вернадский, А.М.Прохоров, В.Л.Гинзбург

5. В русской исторической лексике есть слова и словосочетания, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю. Перед вами имена (или фамилии) трех таких деятелей.

Укажите:

1) кем был каждый исторический деятель;

2) слово или словосочетание, произошедшее от него;

3) краткое определение этого слова или словосочетания.

4) период, когда появилось это слово или словочетание. [ 18 баллов ]

Григорий Потемкин

1) ……………………………………………………………………………………………..

2) ……………………………………………………………………………………………..

3) ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

4) ……………………………………………………………………………………………..

Александр Булыгин

1) ……………………………………………………………………………………………..

2) ……………………………………………………………………………………………..

3) ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

4) ……………………………………………………………………………………………..

Томас Роберт Мальтус

1) ……………………………………………………………………………………………..

2) ……………………………………………………………………………………………..

3) ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

4) ……………………………………………………………………………………………..

6. Расположите в хронологической последовательности с указанием дат [6 баллов]:

1. А. Открытие Славяно-греко-латинской академии в Москве. Б. Переход на летосчисление от Рождества Христова. В. Принятие Новоторгового устава. Г. Введение нового гражданского шрифта.

………………………………………………………………………………………………

2. А. Принятие плана ГОЭЛРО. Б. Решение о замене продразверстки продналогом. В. Роспуск Учредительного собрания. Г. Роспуск комитетов бедноты.

………………………………………………………………………………………………

8. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». [ 6 баллов ]

1. Новгород в XII–XIII вв. производил хлеб в объемах, обеспечивавших не только внутреннее потребление, но и обширный экспорт.

………………

2. Крестоцеловальная запись, которую Василий Шуйский дал, вступая на престол, получила название Кондиций.

………………

3. Будущий патриарх Никон и будущий духовный лидер старообрядческого движения протопоп Аввакум в конце 1640-х гг. были членами кружка ревнителей благочестия.

………………

4. В начале XIX в. уходивший в город на заработки крестьянин-отходник мог получить паспорт сроком до трех лет.

………………

5. «Безобразовской кликой» в начале ХХ в. называли группу придворных, выступавших за отмену ключевых положений Манифеста 17 октября 1905 г.

………………

6. Решение о создании совнархозов в 1957 г. было продиктовано стремлением восстановить ослабленную в условиях «оттепели» жесткую централизацию управления экономикой.

………………

9. Кем, когда и в связи с чем (о чем) было сказано? Впишите правильный ответ. [ 9 баллов ]

1. «Даешь Прагу, даешь Варшаву!»

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

2. «Русская оппозиция остается оппозицией Его величества, а не Его величеству»

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

3. «Сдаю тебе команду, но, к сожалению, не таком порядке, как желал».

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

10. Напишите крылатые выражения, связанные с отечественной и всемирной историей, которые употребляют в указанном ниже смысле. [ 6 баллов ]

1. Совсем не уважать кого-либо, относиться с пренебрежением.

………………………………………………………………………………………………..

2. Праздно проводить время, бездельничать.

………………………………………………………………………………………………..

3. Заниматься чем-то однообразным, нудным, наводящим скуку.

………………………………………………………………………………………………..

11. Представьте себе такую ситуацию. Александру Звенигородову, владельцу поместья, велено в соответствии с Уложением о службе явиться «конно, людно и оружно» на военную службу и привести с собой трех человек на конях, с оружием и в доспехах. Узнав, что живущий по соседству князь Оболенский, владелец вотчины, должен выставить лишь двух слуг, Александр спрашивает воеводу: «Почему князь, владелец вотчины меньше людей приводит с собой, чем я?» Что ответит воевода? [ 5 баллов ]

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

12. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином. [ 6 баллов ]

1. При проведении рекрутской реформы вводился порядок, при котором родственники должны были ручаться за новобранца, что он не убежит, а если он все же бежал, велено было забирать в армию тех, кто за него ручался.

………………………………………………………………………………………………..

2. С конца XVIII в. неуклонно росло число крепостных крестьян, отпущенных помещиком для добывания оброка в городе, для работы на мануфактурах.

………………………………………………………………………………………………..

13. Используя ВСЕ приведенные слова и словосочетания, составьте определения двух исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр. [8 баллов]

 

1. российская, один, высший, который, православная, государственный, империя, орган, ведал, дела, русская, церковь, из

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………

2. деятельность, центральный, исполнительная, в, государство, народное, 1946 г., руководивший, орган, отдельная, до, отрасль, власть, советское, хозяйство, или, сфера,

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………

14. Внимательно рассмотрите иллюстрации. О каком событии рассказывает каждая из них? Укажите год, когда это событие произошло. [ 20 баллов ]

 

…………………………………………. …………………………………………………

…………………………………………. …………………………………………………

…………………………………………. …………………………………………………

«Кур обобществил, а как быть с воронами − ума не приложу»

 

 

………………………………………………. …………………………………………..

………………………………………………. …………………………………………..

………………………………………………. …………………………………………..

15. В книге по истории костюма этими четырьмя иллюстрациями сопровождалась глава с характерным названием: «Фамильные вещи». Укажите названия тех из изображенных на них предметов одежды (рубашек, брюк, головных уборов), которые помогут объяснить этот заголовок. Кратко раскройте происхождение этих названий. [ 24 балла ]

 

Уважаемый одиннадцатиклассник!

Ты стал участником первой томской интерактивной олимпиады по истории. Поздравляем!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.181 сек.