Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательный процесс в Парламенте и его стадии




 

Основное направление деятельности Национального собрания Республики Беларусь – законотворчество. Поэтому огромное значение имеет законодательный процесс, под которым понимается установленный законом порядок внесения, принятия, промульгации (подписание и обнародование) и вступления в силу законов. Он осуществляется в особом порядке и регулируется Конституцией Республики Беларусь (раздел IV, глава 4), Законом Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» от 8 июля 2008г. (глава 6), регламентами палат Парламента (Палаты представителей от 9 октября 2008г., Совета Республики от 19 декабря 2008г.) и иными нормативными правовыми актами.

Законодательный процесс – важнейшая сторона функционирования Парламента, основа всего процесса правотворчества, и в то же время, в нем находят свое проявление взаимозависимость и взаимодействие государственных органов.

В законодательном процессе можно выделить несколько стадий, через которые проходят проекты законов, чтобы приобрести юридическую силу.

I стадия. Внесение законопроекта в Парламент, порождающее обязанность Парламента начать рассмотрение данного законопроекта в соответствии с принятой процедурой, называется законодательной инициативой.

Согласно ч.1 ст. 99 Конституции Республики Беларусь правом законодательной инициативы обладают Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

В силу статьи 138 Конституции Республики Беларусь и ст. 41 Закона «О Национальном собрании Республики Беларусь» законопроекты о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции рассматриваются палатами Парламента по предложению Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Перечисленные государственные органы, депутаты Палаты представителей и граждане в Законе «О Национальном собрании Республики Беларусь» именуются субъектами права законодательной инициативы (ст. 41 Закона).

Право законодательной инициативы может быть реализовано несколькими субъектами одновременно. Это право субъекты права законодательной инициативы реализуют посредством внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проектов законов.

Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению – Правительства (ч. 2 ст. 99 Конституции).

Это ограничение направлено на сдерживание законопроектов, влекущих неадекватные, неоправданные государственные расходы, например, о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств о социальной защите и т.д.

В Конституции Республики Беларусь в редакции от 15 марта 1994г. в ст. 90 правом законодательной инициативы обладали Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Генеральный прокурор. Представляется, что данные государственные органы неправомерно были лишены права законодательной инициативы. Данные государственные органы непосредственно занимаются правоприменительной практикой и им как никому другому видны изъяны законодательства, регулирования тех или иных общественных отношений.

Конституция Российской Федерации (ст.104) предоставила право законодательной инициативы Верховному Суду и Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Было бы целесообразно в будущем на конституционном уровне наделить Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд и Генерального прокурора правом законодательной инициативы. Правда, в соответствии со ст. 41 Закона «О Национальном собрании Республики Беларусь» заинтересованные государственные органы, другие организации и граждане Республики Беларусь вносят свои предложения о законодательном регулировании общественных отношений субъектам права законодательной инициативы.

Статья 47 Закона «О Национальном собрании Республики Беларусь» закрепляет, что проекты законов по содержанию расходящиеся с временными декретами или указами Президента Республики Беларусь, до отмены или признания утратившими силу временных декретов или указов Президента Республики Беларусь либо их соответствующих норм могут вноситься в Палату представителей Президентом Республики Беларусь или с его согласия. В данном случае речь идет о законопроектах, которые, в случае их принятия, будут регулировать общественные отношения, которые уже регулируются декретом и указом Президента Республики Беларусь и расходятся с положениями законопроекта. В этом случае субъекту права законодательной инициативы необходимо получить согласие Президента Республики Беларусь на внесение такого законопроекта в Парламент.

Субъект права законодательной инициативы вправе отозвать внесенный им проект закона до его принятия Палатой представителей во втором чтении.

В регламенте Палаты представителей (ст. 50) регулируется порядок внесения проектов законов в Палату представителей субъектами права законодательной инициативы (какие документы должны быть приложены к проекту закона).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.