Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура, подотчетность и подконтрольность Совета Министров, срок полномочий и отставки




Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания и гарантии их деятельности

 

Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики складывается из совокупности их прав, обязанностей, ответственности и гарантий их деятельности. Он определяется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 4 ноября 1998 г. (с изменениями и дополнениями) «О статусе депутата палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь». На депутата Палаты представителей, члена Совета Республики осуществляющих свои полномочия на профессиональной основе распространяются положения Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республики Беларусь», иными законодательными актами Республики Беларусь. Отдельные вопросы их деятельности регулируются регламентами палат Национального собрания Республики Беларусь и в частности раздел VII Регламента Палаты представителей и раздел IX Регламента Совета Республики.

Статусы депутата Палаты представителей и члена Совета республики во многом схожи, но между ними есть и различия. Различие определяется уже тем, что депутаты Палаты представителей избираются гражданами Республики Беларусь и представляют их, а члены Совета Республики – органами территориального самоуправления базового уровня и представляют соответствующие территории Республики Беларусь в Парламенте. Депутаты Палаты представителей осуществляют свою деятельность на постоянной профессиональной основе. Члены Совета Республики осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, либо без отрыва от производственной или служебной деятельности. Однако в своей совокупности депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики образуют единый представительный и законодательный орган Республики Беларусь.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики считаются осуществлявшими свои полномочия на профессиональной основе в течение созыва при условии, что они не позднее трех месяцев со дня первого заседания вновь избранной соответствующей палаты Национального собрания Республики Беларусь перешли на профессиональную работу в Парламент и осуществляли ее до окончания срока своих полномочий.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;

2) принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

3) иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами;

4) заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с Председателем соответствующей палаты;

5) выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;

6) занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;

7) принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Полученные при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой Председателем соответствующей палаты;

8) использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество соответствующего государственного органа и служебную тайну;

9) принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств.

Осуществление полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики на профессиональной основе не допускается в случае их близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с другим государственным служащим, если их служебная деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, их супруг (супруга) и совершеннолетние близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки), совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство, обязаны представлять декларации о доходах и имуществе в случаях и порядке, установленных законодательными актами.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики в течение трех месяцев после избрания (назначения) на должность обязаны передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время осуществления своих полномочий на профессиональной основе в Парламенте находящиеся в их собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Указание в Законе «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» (далее в данном параграфе – Закон) о том, что депутатом Палаты представителей является свободно избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Палате представителей, представлять своих избирателей в государственных органах, осуществлять иные полномочия предусмотренные Конституцией Республики Беларусь, Законом и другими нормативно-правовыми актами, свидетельствует о том, что мандат белорусского депутата является императивным, а не свободным. Под императивным мандатом понимается полномочия, полученные депутатом от своих избирателей при условии, что он обязан выполнять и их наказы и нести перед ними ответственность за свои действия. Напротив, свободный мандат предполагает, что депутата не должен быть связан наказами избирателей, а действует в Парламенте исходя из своих убеждений в интересах всего народа. Статья 254 регламента Палаты представителей конкретизирует статус депутата, указывая, что он обязан строго соблюдать законодательство Республики Беларусь, поступать сообразно своему сознанию и совести, личным примером способствовать укреплению государственной дисциплины, исполнению гражданских обязанностей, обеспечению прав и законных интересов человека и гражданина, соблюдать нормы депутатской этики.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Членом Совета Республики является лицо, наделенное в установленном Законом порядке полномочиями по осуществлению законодательной власти в Совете Республики, а также иными полномочиями, предусмотренными Конституцией и Законом.

Правовой статус члена Совета Республики определен в регламенте Совета Республики. Так, ст. 332 регламента определяет, что член Совета Республики является полномочным представителем народа в представительном и законодательном органе государственной власти Республики Беларусь.

Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, в городе Минске не менее 5 лет.

Формами деятельности парламентариев Национального собрания являются:

1) участие соответственно в заседаниях Палаты представителей, Совета Республики, совместных заседаниях Палаты представителей, Совета Республики;

2) участие в работе постоянных комиссий и иных органов палат;

3) участие в работе согласительных комиссий, создаваемых Палатой представителей и Советом Республики в соответствии с частью четвертой статьи 100 Конституции Республики Беларусь;

4) участие в работе межпарламентских органов и органов межгосударственных образований, в состав которых входит Республика Беларусь;

5) участие в выполнении поручений Палаты представителей, Совета Республики и их органов;

6) участие в парламентских слушаниях;

7) участие в установленном порядке в проверках работы государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий;

8) запрос депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

9) вопросы депутата Палаты представителей, члена Совета Республики к Правительству;

10) обращение депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

11) участие в работе депутатских групп, объединений, ассоциаций и клубов.

Деятельность депутата Палаты представителей, члена Совета Республики может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией и законами Республики Беларусь, регламентами Палаты представителей, Совета Республики.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики несут ответственность перед избирателями и соответственно перед Палатой представителей, Советом Республики.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики обладают всей полнотой прав, обеспечивающих их активное участие в деятельности Палаты представителей, Совета Республики, образуемых ими постоянных и временных комиссий, других органов.

Все депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики входят в состав постоянных комиссий, за исключением Председателя Палаты представителей, Председателя Совета Республики и их заместителей. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики могут быть членами только одной постоянной комиссии.

Депутат Палаты представителей, входящий в состав Совета Палаты представителей, член Совета Республики, входящий в состав Президиума Совета Республики, постоянных комиссий и других органов Палаты представителей, Совета Республики, вправе вносить вопросы и предложения на рассмотрение этих органов, участвовать в подготовке к их рассмотрению, в обсуждении и принятии по ним решений, а также в проведении их в жизнь.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе принимать участие с правом совещательного голоса, вносить предложения по обсуждаемым вопросам на заседаниях комиссий, в состав которых они не входят.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики, не согласные с решением Палаты представителей, Совета Республики и их органов, в состав которых они избраны или входят по должности, вправе изложить свою точку зрения на заседаниях Палаты представителей, Совета Республики или сообщить о ней в письменной форме председательствующему на заседании соответствующей палаты или ее органа.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики обязаны присутствовать на заседаниях и участвовать в работе Палаты представителей, Совета Республики и их органов, в состав которых они избраны или входят по должности.

При невозможности присутствовать на заседании палаты или ее органов депутат Палаты представителей, член Совета Республики обязаны заблаговременно информировать об этом соответственно Председателя Палаты представителей, Председателя Совета Республики или руководителя органа соответствующей палаты, в состав которого они избраны или входят по должности.

Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики, которые не участвовали без уважительных причин в работе заседаний Палаты представителей, Совета Республики, постоянных комиссий, иных органов, членами которых они являются, по решению Председателя Палаты представителей, Председателя Совета Республики или их заместителей не выплачиваются компенсационные выплаты, заработная плата за время их отсутствия.

При систематическом неучастии депутата Палаты представителей в работе сессии, а также при нарушении им норм парламентской этики Палата представителей информирует об этом избирателей округа данного депутата.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответственно Палатой представителей, Советом Республики и их органами, в состав которых они избраны или входят по должности.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики имеют право:

- избирать и быть избранными Председателем соответствующей палаты или его заместителем, в органы Палаты представителей, Совета Республики;

- вносить предложения и высказывать мнения по персональному составу создаваемых соответственно Палатой представителей, Советом Республики органов и кандидатурам должностных лиц, рассматриваемым палатами;

- вносить с соответствующей мотивировкой вопрос об освобождении от должностей лиц, избранных, назначенных либо утвержденных соответственно Палатой представителей, Советом Республики;

- предлагать вопросы для рассмотрения соответственно Палатой представителей, Советом Республики и их органами;

- вносить предложения и замечания по повестке дня и перечню вопросов, подлежащих рассмотрению на данном пленарном заседании, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

- участвовать в прениях, задавать вопросы, давать справки, доводить до сведения соответственно депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики свою точку зрения и точку зрения избирателей, населения, обращаться с запросом;

- участвовать с правом совещательного голоса в работе любого органа Палаты представителей, Совета Республики;

- своевременно получать в установленном порядке печатные экземпляры внесенных на обсуждение законопроектов, приложенные к ним предложения, обоснования, а также проекты других документов, вносимых на обсуждение палат и их органов;

- передавать в секретариат сессии текст своего выступления, в том числе и не зачитанного вслух, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемым вопросам для включения их в протокол или стенограмму;

- знакомиться с протоколами заседаний соответственно Палаты представителей, Совета Республики и их органов, с текстом своих выступлений в стенограмме до ее опубликования, а также получать тексты выступлений, не подлежащие опубликованию.

Порядок осуществления указанных прав определяется Законом и регламентами Палаты представителей, Совета Республики.

Депутат Палаты представителей ответствен перед избирателями и им подотчетен.

Депутат Палаты представителей обязан периодически, но не реже одного раза в год отчитываться перед избирателями округа о своей работе, ходе выполнения предвыборной программы, работе Палаты представителей и тех ее органов, в состав которых он избран или входит по должности.

Отчет депутата может быть проведен также по требованию не менее 300 избирателей, проживающих на территории избирательного округа.

Информация об отчете может быть передана по местному радио и телевидению, опубликована в местной печати.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях органов местного управления и самоуправления.

Гарантии деятельности парламентариев:

1. Все депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, работающие на профессиональной основе, независимо от занимаемой в Палате представителей, Совете Республики должности, за исключением председателей палат Парламента, их заместителей, получают одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение в размере заработной платы министра. Заработная плата председателей палат Парламента и их заместителей устанавливается согласно действующему законодательству.

Члену Совета Республики, не работающему в Совете Республики на профессиональной основе, выплачивается доплата к заработной плате в размере разницы между средним заработком по основному месту работы и денежным вознаграждением члена Совета Республики, работающего на профессиональной основе.

Для депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, осуществляющих свои полномочия на профессиональной основе, из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям условия выплаты денежного довольствия и денежной компенсации взамен продовольственного пайка, а также условия выдачи вещевого имущества, установленные законодательством, не сохраняются.

2. Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики ежемесячно возмещаются расходы, связанные с их парламентской деятельностью, в порядке и размерах, установленных законодательством.

3. Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики, осуществляющим свои полномочия на профессиональной основе, для осуществления парламентской деятельности предоставляется служебное помещение в здании соответствующей палаты, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи, обеспечивающими необходимые условия для работы.

4. Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики для проживания с членами семей предоставляются жилые помещения республиканского специального служебного жилищного фонда в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь. На период до получения жилого помещения республиканского специального служебного жилищного фонда депутату Палаты представителей, члену Совета Республики предоставляется двухместный гостиничный номер либо по их желанию возмещаются расходы по найму жилого помещения в порядке и размере, установленных законодательством.

5. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики во время исполнения своих полномочий на территории Республики Беларусь имеют право пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта (за исключением такси) за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета на финансирование Национального собрания Республики Беларусь, а также право внеочередного приобретения проездных документов и бронирования билетов.

Для поездок при осуществлении своих полномочий на территории избирательного округа, административно-территориальной единицы автотранспорт парламентариям предоставляется соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

6. По истечении срока полномочий депутату Палаты представителей, члену Совета Республики, работающим в Парламенте на профессиональной основе, выплачивается выходное пособие в размере, установленном для министра Республики Беларусь. Это правило не распространяется на депутатов - членов Совета Министров Республики Беларусь.

7. Палата представителей, Совет Республики и Правительство Республики Беларусь обеспечивают трудоустройство депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, работающих в Парламенте на профессиональной основе, по окончании срока их полномочий. Им предоставляется работа с их согласия с учетом полученной квалификации и опыта работы в Парламенте. По желанию им предоставляется прежнее место работы (должность), за исключением должности члена Правительства Республики Беларусь и выборной должности в государственных органах, а при отсутствии такой возможности в связи с ликвидацией прежней должности, ликвидацией или реорганизацией предприятия, учреждения, организации - другая равноценная работа (должность).

8. Срок полномочий депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, осуществляющих свои полномочия на профессиональной основе, из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям засчитывается в срок выслуги в воинском, специальном звании, а также в выслугу лет, дающую право на пенсионное обеспечение.

9. Пенсионное обеспечение депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, в том числе за особые заслуги перед Республикой Беларусь, осуществляется в соответствии с пенсионным законодательством с учетом особенностей, установленных Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

Особенности социального обеспечения депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, в том числе их ежемесячное денежное содержание, устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

10. Государство гарантирует депутату Палаты представителей, члену Совета Республики условия для беспрепятственного и эффективного осуществления ими своих полномочий, защищает их права, честь и достоинство.

11. В соответствии со ст. 102 Конституции депутат Палаты представителей, член Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Неприкосновенность депутата Палаты представителей, члена Совета Республики распространяется также на их жилое, служебное помещения, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи и на принадлежащие им документы.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики не могут быть привлечены к ответственности за позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении.

12. В течение срока своих полномочий депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики могут быть арестованы, иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением случаев совершения измены государству или иного особо тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления. (ч. 2 ст. 102 Конституции)

13. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики не могут быть подвергнуты обыску, личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено действующим законодательством.

14. Уголовное дело в отношении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь или лицом, исполняющим его обязанности, с предварительного согласия соответствующей палаты Национального собрания Республики Беларусь и рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

Законодательством установлена ответственность за нарушение прав депутата, члена Совета Республики.

 

 

 

Досрочное прекращение полномочий депутата Палаты представителей и члена Совета Республики регламентируется Законом «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» от 4 ноября 1998г. (с изм. и доп.).

Отзыв депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики закреплен в Конституции (ст. 72), в указанном выше законе (ст. 9), а порядок отзыва – в Избирательном кодексе Республики Беларусь от 11 февраля 2000г. (с изм. и доп.) (Главы 26, 27).

Так, в соответствии со ст. 8 указанного закона, полномочия депутата Палаты представителей, члена Совета Республики по решению соответственно Палаты представителей, Совета Республики досрочно прекращаются:

- в связи с избранием или назначением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики на должность, занятие которой согласно Конституции Республики Беларусь и указанному Закону несовместимо с выполнением полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

- в связи с письменным заявлением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики о сложении полномочий по состоянию здоровья либо ввиду иных обстоятельств, препятствующих их исполнению;

- в случае признания их судом недееспособными;

- при несогласии депутата Палаты представителей нового созыва в течение трех месяцев перейти на профессиональную работу в Палату представителей;

- в случае признания выборов или полномочий отдельных депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики недействительными;

- в связи со вступившим в законную силу обвинительным приговором Верховного Суда Республики Беларусь в отношении лица, являющегося депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики;

- в случае утраты депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики гражданства Республики Беларусь;

- в случае отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

- в связи с письменным заявлением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики о сложении полномочий по личным причинам.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики оформляется постановлением соответствующей палаты, в котором указывается, с какого момента их полномочия прекращены.

В случае досрочного прекращения полномочий (роспуска) Палаты представителей, Совета Республики, а также смерти депутата Палаты представителей, члена Совета Республики их полномочия прекращаются без принятия решения палатой Национального собрания Республики Беларусь.

В случае досрочного прекращения полномочий (роспуска) Палаты представителей, Совета Республики в соответствии с Конституцией Республики Беларусь полномочия депутатов Палаты представителей, Совета Республики прекращаются в день досрочного прекращения полномочий (роспуска) Палаты представителей, Совета Республики.

Основаниями отзыва депутата Палаты представителей и члена Совета Республики в соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь являются:

- депутат Палаты представителей, член Совета Республики не оправдали оказанного им доверия, выразившегося в невыполнении ими предусмотренных законом обязанностей;

- нарушения Конституции, законов и актов Президента Республики Беларусь;

- совершения действий, дискредитирующих депутата Палаты представителей, члена Совета Республики.

Сам процесс отзыва депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики проходит в несколько этапов и детально прописывается в Главах VIII и IX Избирательного кодекса Республики Беларусь.

I Инициирование вопроса об отзыве.

Вопрос об отзыве депутата Палаты представителей может быть возбужден на собрании избирателей округа, от которого избран депутат. Собрание избирателей округа правомочно, если в нем принимают участие не менее 300 избирателей. А инициировать созыв собрания могут 150 избирателей.

Собрания избирателей могут проводиться как по месту их жительства, так и в организациях, расположенных в пределах округа.

Инициировать возбуждение вопроса об отзыве члена Совета Республики, избранного от области и г.Минска, могут:

- Президиум районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов и районный, городской исполнительный комитет, выдвигавшие кандидата в члены Совета Республики – перед Президиумом областного Совета депутатов и областным исполнительным комитетом;

- не менее 10 депутатов Минского городского Совета депутатов – перед Президиумом Минского городского Совета депутатов и Минским городским исполнительным комитетом.

II Сбор подписей избирателей и порядок возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики.

На собрании избирателей образуется инициативная группа в количестве не менее 5 человек по сбору подписей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депутата. Инициативная группа регистрируется в Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, отказ в регистрации которой может быть обжалован в Верховный Суд Республики Беларусь.

Решение собрания принимается большинством голосов.

Предложение о возбуждении вопроса об отзыве депутата, принятое на собрании избирателей, должны поддержать не менее 20 % граждан, обладающих избирательным правом, проживающих на территории соответствующего округа.

Срок сбора подписей избирателей 45 дней со дня регистрации инициативной группы. Если в течение 45 дней не было собрано 20 % подписей избирателей, то сбор подписей прекращается.

Подписные листы для их проверки передаются соответственно в Минский городской Совет депутатов и в районный, городской (города областного подчинения) Совет депутатов. По окончании проверки подписных листов Председателем соответствующего Совета депутатов подписывается протокол, который направляется в Центральную комиссию Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов не позднее чем в трехдневный срок.

Инициирование возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики, избранного от области, осуществляется на совместных заседаниях Президиума районного и городского Советов депутатов (города областного подчинения) и соответствующего исполнительного комитета. Такое заседание правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от полного состава соответственно Президиума и исполкома. Решение принимается большинством голосов.

Материалы по инициированию возбуждения вопроса об отзыве члена Совета Республики направляются: по отзыву члена Совета Республики, избранного от области, - в Президиум областного Совета депутатов и областной исполнительный комитет; по отзыву члена Совета Республики, избранного от г.Минска, - в Президиум Минского городского Совета депутатов и Минский городской исполнительный комитет.

Инициатива о возбуждении вопроса об отзыве члена Совета Республики принимается на совместных заседаниях соответственно Президиума областного, Минского Совета депутатов и областного, Минского исполнительного комитета. Правомочны такие заседания при условии, что на них присутствовало не менее 2/3 от их полного состава. Решение принимается простым большинством голосов от их состава.

Протоколы заседания этих органов со всеми материалами направляются в Центральную комиссию Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов для заключения о соблюдении требований Избирательного кодекса.

Депутату Палаты представителей и члену Совета Республики гарантируются их права при решении вопроса об их отзыве. Они уведомляются о дне слушания вопроса об отзыве, имеет право давать свои пояснения и т.д.

III Порядок проведения голосования об отзыве депутата Палаты представителей и члена Совета Республики.

При установлении, что сбор необходимого количества подписей избирателей и другие материалы проведены в соответствии с требованиями Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов принимает решение о назначении голосования об отзыве депутата Палаты представителей. Голосование назначается не ранее одного месяца и не позднее двух месяцев со дня принятия решения о назначении голосования.

Голосование об отзыве депутата Палаты представителей является тайным и проводится в таком же порядке, как и при его выборе, за исключением досрочного голосования.

Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании. Отозванным считается депутат Палаты представителей, если за его отзыв проголосовало более половины избирателей округа, принявших участие в голосовании.

После проверки соблюдения требований Избирательного кодекса Президиум областного, Минского городского Совета депутатов и областной, Минский городской исполнительный комитет принимают решение о возбуждении вопроса об отзыве члена Совета Республики и о назначении дня голосования о его отзыве.

Голосование об отзыве члена Совета Республики назначается не ранее одного месяца и не позднее двух месяцев со дня принятия решения о назначении голосования.

Вопрос об отзыве члена Совета Республики рассматривается на заседании депутатов местных Советов депутатов базового уровня и депутатов Минского городского Совета депутатов (далее – заседания депутатов). О дне заседания депутатов объявляется не позднее чем в 5-дневный срок со дня принятия решения о голосовании.

Заседание депутатов считается правомочным, если в нем принимает участие более половины от общего числа депутатов, избранных в местные Советы депутатов базового уровня, депутатов Минского городского Совета депутатов. При этом в заседании депутатов должны принять участие не менее ¼ депутатов от каждого местного Совета депутатов базового уровня области.

Отзыв члена Совета Республики проводится тайным голосованием и считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины от общего числа депутатов местных Советов депутатов базового уровня, области, депутатов Минского городского Совета депутатов, а за отзыв проголосовало более половины депутатов, принявших участие в голосовании. В случае равенства голосов, поданных «за» и «против» отзыва члена Совета Республики, он сохраняет свои полномочия.

Протокол счетной комиссии и другие материалы по отзыву члена Совета Республики в двухдневный срок передается в Центральную комиссию Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, которая по истечение 10 дней со дня голосования принимает решение о признании члена Совета Республики отозванным и сообщает об этом в Совет Республики, если не имеется оснований для рассмотрения вопроса о признании результатов голосования недействительными.

 


ГЛАВА 4. СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

§1. Совет Министров Республики Беларусь – высший орган исполнительной власти, состав, порядок формирования

 

Исполнительная власть включает в себя государственные органы и наибольшее число государственных служащих. Исполнение законов, являющееся в соответствии с концепцией правового государства главной функцией исполнительной власти, объективно требует осуществления исполнительной и распорядительной деятельности, которая неизбежно затрагивает права и интересы граждан. На исполнительную власть ложится основная работа по проведению глубоких хозяйственных преобразований и создания рыночной экономики. Органы этой ветви государственной власти играют решающую роль в претворении в жизнь законов, охраняющих права и интересы граждан.

Исполнение - это основной признак государственного управления как самостоятельной деятельности. Исполнительная власть представляет собой относительно обособленную ветвь государственной власти, которая тесно взаимодействует с законодательной и судебной ветвями. Она представлена органами исполнительной власти, практически реализуется через государственное управление.

Правительство – Совет Министров Республики Беларусь - коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Правительство (от англ. govегment - управлять) - высший исполнительный орган государства. В любом государстве правительство - это высший коллегиальный орган исполнительной власти, в состав которого входят руководители министерств и других центральных органов государственного управления. Правительство, именуемое иногда Советом Министров либо Кабинетом Министров, возглавляется либо Президентом - в президентских республиках, либо Премьер-министром - в парламентских республиках. В тех странах, где исполнительная власть принадлежит Президенту, правительство выполняет роль совещательного органа при Президенте и, как правило, не имеет чёткого конституционного статуса. В буквальном смысле этого слова, Правительство, например, отсутствует в США, где его функции выполняет Президент вместе с администрацией.

Работой Правительства Республики Беларусь руководит Премьер-министр. В соответствии с п.6 ст. 84 Конституции, Премьер-министр Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов назначаются Президентом Республики Беларусь.

Таким образом, формирование Правительства обычно начинается с назначения Президентом Премьер-министра. Оно осуществляется с согласия Палаты представителей. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Премьер-министра. Не допускается и внесение альтернативной кандидатуры. У депутатов Палаты представителей есть лишь одно право - обсудив предложенную кандидатуру, согласиться или не согласиться с предложением Президента.

В Конституции не оговорено, в течение какого срока Президент должен внести в Палату представителей предложение по кандидатуре Премьер-министра. В свою очередь, в Основном Законе установлен срок, в течение которого Палата представителей должна принять решение о даче согласия на назначение Премьер-министра. Это должно быть сделано не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. (ч.5 ст.106 Конституции)

Регламент Палаты представителей предусматривает определенный порядок рассмотрения вопроса о даче согласия Президенту на назначение Премьер-министра. В соответствии с Регламентом Палаты представителей представление Президента о даче согласия на назначение Премьер-министра рассматривается в постоянных комиссиях этой палаты Парламента, заключения которых докладываются перед голосованием постоянной комиссией, к ведению которой относятся вопросы государственного строительства.

Решение о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра принимается Палатой представителей тайным голосованием с использованием бюллетеней. Решение Палаты представителей о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра должно быть оформлено постановлением.

В случае, если между Президентом и Палатой представителей по поводу назначения Премьер-министра возникают разногласия, то они преодолеваются в соответствии с процедурой, установленной Конституцией. Так, согласно части пятой ст. 106 Конституции при двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

В законодательстве нет запрета на повторное внесение в Парламент кандидатуры на должность Премьер-министра. Поэтому не исключается ситуация, когда двукратный отказ в даче согласия на назначение Премьер-министра может относиться как одной и той же, так и иной (новой) кандидатуре.

Конституция не устанавливает каких-либо специальных цензов для избрания на должность Премьер-министра, за исключением ценза гражданства Республики Беларусь.

Формирование в целом Правительства осуществляется Главой государства, который в принципе самостоятелен в своем выборе. На практике Премьер-министр вносит на рассмотрение Президенту соответствующие кандидатуры.

Состав Правительства - это совокупность людей, руководителей органов государственного управления, составляющих Совет Министров как коллегиальный орган. Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпывающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. Там говорится лишь о том, что Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. Однако в состав Правительства могут входить не только перечисленные лица, но и руководители иных республиканских органов государственного управления. В состав Совета Министров, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008г. «О Совете Министров Республики Беларусь» (далее в данной главе – Закон), входят:

- Премьер - министр Республики Беларусь;

- Глава Администрации Президента;

- Председатель Комитета государственного контроля;

- Председатель Правления Национального банка;

- Заместители Премьер-министра;

- Министры;

- председатели государственных комитетов;

- Руководитель аппарата Совета Министров;

- Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси;

- Председатель Белорусского республиканского союза потребительских обществ и иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь (ст. 4 Закона).

Премьер - министр Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь:

· осуществляет непосредственное руководство деятельностью Совета Министров Республики Беларусь и несет персональную ответственность за его работу;

· организует работу Совета Министров Республики Беларусь, руководит его заседаниями;

· подписывает постановления Совета Министров Республики Беларусь;

· издает распоряжения;

· в двухмесячный срок после своего назначения представляет Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь в течение двух месяцев;

· информирует Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Совета Министров Республики Беларусь и о всех важнейших его решениях;

· распределяет обязанности между заместителями Премьер - министра Республики Беларусь, координирует их деятельность;

· представляет без дополнительных полномочий Совет Министров Республики Беларусь в международных отношениях, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры;

· осуществляет полномочия Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, до принесения Присяги вновь избранным Президентом Республики Беларусь;

· выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Совета Министров Республики Беларусь.

Для формирования нового состава Правительства необходимо время, поэтому Президент вправе поручить прежнему составу Правительства продолжать выполнение своих обязанностей до сформирования нового состава Правительства Республики Беларусь. Также Глава государства, исходя из своих конституционных правомочий, может и освобождать от должности членов Правительства и до окончания вышеназванного срока.

Деятельность Совета Министров Республики Беларусь основывается на сочетании коллегиального рассмотрения и решения вопросов с персональной ответственностью членов Совета Министров Республики Беларусь за проведение в жизнь принятых решений и состояние дел на порученных участках работы.

В зарубежной практике давно сложился принцип солидарной ответственности, в соответствии с которым отдельные министры несут ответственность за проводимый курс правительством и принимаемые им решения даже в случае, если они не голосовали за такое решение или были против. Принято считать, что министр, не согласный с решением правительства, должен уйти в отставку, для деятельности члена правительства недопустимо пребывание в его составе и публичная критика работы правительства.

Таким образом, должности Премьер-министра, его заместителей, министров непосредственно связаны с Советом Министров, являются его обязательными элементами, составными частями. Без них не может быть Совета Министров как органа исполнительной власти. Кроме того, в систему механизма специального государственного управления на республиканском уровне входят руководители иных республиканских органов государственного управления. Необходимо отметить, что по поручениям и указаниям Премьер – министра и его заместителей осуществляется подготовка материалов и предложений по подбору и расстановке руководящих работников государственных организаций. Организуется также работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленческих кадров государственных организаций и аттестации их руководящих работников.

 

 

Структура Совета Министров Республики Беларусь как форма его организации представляется в следующем виде: Собственно Совет Министров; Президиум Совета Министров; Аппарат Совета Министра.

Структура Правительства утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006г. № 289 (с изм. и доп.).

Министры, председатели государственных комитетов, заместители Министра внутренних дел Министра обороны, Министра по чрезвычайным ситуациям, Председателя Комитета государственной безопасности, Председателя Государственного пограничного комитета, Председателя Государственного таможенного комитета, Председателя Государственного военно-промышленного комитета назначаются Президентом Республики Беларусь, заместители иных министров, председателей государственных комитетов, руководители департаментов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, - Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Постоянно действующим органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, заместителей Премьер-министра Республики Беларусь, Министра экономики, Министра финансов, Министра иностранных дел.

Аппарат Совета Министров имеет структуру, состоящую из структурных элементов - отделов, управлений.

Аппарат состоит из:

- руководителя Аппарата;

- заместителей руководителя Аппарата;

- структурных подразделений Аппарата.

Руководитель Аппарата назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров по согласованию с Президентом. Заместители руководителя Аппарата, в том числе и первый, назначаются на должность и освобождаются от должности постановлением Совета Министров. Структурные подразделения Аппарата устанавливаются и утверждаются распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь.

Основное предназначение, цель создания Аппарата состоит в организации своевременной и качественной подготовки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь, а также в организации контроля за исполнением декретов, указов, директив, распоряжений и поручений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь в пределах компетенции Совета Министров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту Республики Беларусь отчет о своей деятельности.

Существует две формы прекращения деятельности Правительства: сложение полномочий и отставка.

Совет Министров Республики Беларусь действует на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь, если Президентом Республики Беларусь в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, не принято решение об отставке Совета Министров Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь принимает постановление о сложении полномочий.

В случае сложения полномочий Совет Министров Республики Беларусь по поручению Президента Республики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Совета Министров Республики Беларусь.

Вопросы об отставке Правительства регулируют Конституция и Закон «О Совете Министров Республики Беларусь».

Отставка возможна:

- по собственной инициативе Правительства;

- по инициативе Президента;

- в случае выражения Палатой представителей Национального собрания вотума недоверия Правительству.

По собственной инициативе Правительство может заявить о своей отставке, если сочтет невозможным дальнейшее исполнение возложенных на него обязанностей. Таким же образом имеют право о своей отставке Премьер-министр и каждый член Правительства. Отставка Премьер-министра не влечёт за собой сложения полномочий Советом Министров в полном составе.

Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого его члена. В законодательстве не устанавливается причины (условия), при наличии которых Президент может так поступить.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. Происходит это после принятия Присяги Президентом, т.е. со вступлением в должность.

Совет Министров Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и в случае выражения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вотума недоверия Совету Министров Республики Беларусь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.187 сек.