КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционные принципы правосудия
Конституционные принципы организации судебной власти в Республике Беларусь Важнейшим конституционным началом организации судебной системы является принцип осуществления правосудия в Республике Беларусь только судом. Это означает, что в Республике Беларусь нет и не может быть никаких иных, кроме судов, государственных или других органов, которые располагали бы правом рассматривать, разрешать гражданские, уголовные, хозяйственные и иные дела. В Конституции особо подчеркивается, что «образование чрезвычайных судов запрещается (ст.109). Следовательно, только суды, учреждаемые Конституцией и законом, а также привлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представители народа (народные заседатели) вправе рассматривать уголовные, гражданские и другие дела, выносить приговоры, решения и иные постановления, обеспеченные государственным принуждением. В качестве конституционных принципов организации судебной системы выступают принцип территориальности и принцип специализации. Принцип территориальности означает, что на всей территории Республики Беларусь действует единая судебная система, которая обеспечивается всеми судами, установленными законом правилами судопроизводства. Инструментом обеспечения единства судебной системы является осуществление судебного надзора за деятельностью нижестоящих судов со стороны Верховного и Высшего Хозяйственного судах. Благодаря этому надзору реализуется конституционное право граждан на пересмотр приговора вышестоящим судом для исправления судебных ошибок. 1. Конституционный Суд Республики Беларусь - орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющих судебную власть посредством конституционного судопроизводства; 2. Суды общей юрисдикции. Они включают: Верховный Суд Республики Беларусь, областные (Минский городской суд), Белорусский военный суд, районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства; 3. Хозяйственные суды. В эту систему входят Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей (города Минска), осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства. Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» закрепляет единство судебной системы, которая обеспечивается путем: · установления судебной системы Республики Беларусь, Конституцией Республики Беларусь и Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей; · соблюдения всеми судами установленного законодательством порядка судопроизводства; · признания обязательного исполнения на всей территории Республики Беларусь судебных постановлений, вступивших в законную силу; · закрепления единства статуса судей; · финансирования судов из республиканского бюджета (ст.4 Кодекса). Принцип специализации судебной системы дифференцирует судопроизводство на конституционное, гражданское, хозяйственное, уголовное и административное, что во многом влияет как на структуру всей судебной системы (выделение Конституционного Суда), так и на структуру общих судов (выделение судебных коллегий: по уголовным делам, по гражданским делам, по делам интеллектуальной собственности, Военной коллегии, по налогам, по банкротству и другие коллегии). На рассмотрении споров между хозяйствующими субъектами специализируются хозяйственные суды. На специализацию, дифференциацию судебной системы, в частности, влияет и специфичность сфер, объектов, где функционируют суды. Так военные суды, будучи специализированной ветвью общих судов, рассматривают дела по обвинению в преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним.
Конституционные основы судебной системы включают и важнейшие принципы отправления правосудия. Большая часть принципов судопроизводства, их конкретизация содержится: · В Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (с изм. и доп.); · В Законе Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» (с изм. и доп.); · В процессуальных кодексах Республики Беларусь – гражданском, хозяйственном, уголовном, и административном. Однако важнейшие принципы правосудия получили свое отражения в Конституции Республики Беларусь. Принцип независимости судей, закрепленный в ст. 110 Конституции и принцип самостоятельности судов, закрепленный в ст.112 Конституции означает, что судьи и народные заседатели, осуществляющие правосудие, независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия, требовать от судьи объяснений по существу рассмотренных дел или находящихся в производстве, оказывать какое-либо воздействие на судей и народных заседателей. Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться выполнения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность по закону. Так, ст. 390 УК Республики Беларусь предусматривает ответственность за вмешательство должностного лица с использованием своих служебных полномочий в какой бы то ни было форме в деятельность судьи, народного заседателя с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела либо с целью добиться вынесения незаконного судебного приговора, решения, иного судебного акта. Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующему статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов (ст.85 Кодекса). Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (ст.112 Конституции). Это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы людей. Подчинение судей Конституции указывает на то, что судьи прежде всего должны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку Конституция Республики Беларусь есть акт высшей юридической силы и к тому же её нормы имеют прямое действие. Не случайно статья 112 Конституции Республики Беларусь, предусмотрела, что «если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным». Данная норма была конкретизирована в Законе «О Конституционном Суде Республики Беларусь», ст.6 которого дополнена частью 3, закрепляющей, что «если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании нормативного акта неконституционным. Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь обязаны в месячный срок внести в Конституционный Суд предложение о признании такого нормативного акта неконституционным». Эта норма подчеркивает господство Основного закона над всеми другими правовыми актами. Суд, обеспечивая это господство, обязан контролировать правоприменение и охранять свойственную правовому государству фундаментальную иерархию источников права. Не смотря на наличие этой нормы, имеющей прямое действие, практического применения она не получила. Это связано с тем, что суды (общей компетенции и хозяйственные) находятся в затруднительном положении при определении того или иного нормативного акта не соответствующим Конституции. Подавляющее количество дел судами первой инстанции рассматриваются единолично и дать оценку о не соответствии нормативного акта Конституции судье весьма проблематично. Конституционный Суд с его высоко квалифицированным составом судей дает заключения о неконституционности нормативного акта коллегиально, исследуя при этом огромное количество нормативного материала. Кроме того, при рассмотрении конкретных дел судьи (судов общей юрисдикции и хозяйственных) оперируют большой массой нормативных актов различной юридической силы (кодексы, законы, декреты подзаконные нормативные акты различных видов и т.д.) и дать им оценку о несоответствии их Конституции не предоставляется возможным. Скорее всего, «планка», касающаяся неконституционности нормативного акта, заложенная в ст.112 Конституции для судей завышена. Аналогично ст. 112 Конституции Республики Беларусь в Конституции РФ (п.2 ст.120) предусматривается, что «суд, установив при рассмотрении дела несоответствии акта государственного или иного органа, закону, принимает решение в соответствии с законом». Однако и эта норма Российской Конституции не получила своего широкого распространении. Принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел в суде, закрепленный в ст.113 Конституции Республики Беларусь, конкретизируется в процессуальном законодательстве. Так, в ст. 10 ГПК Республики Беларусь закреплено, что гражданские дела по первой инстанции рассматриваются судьями всех судов (общей юрисдикции) единолично, за исключением гражданских дел, рассматриваемых судебной коллегией по интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь. Судебная коллегия по интеллектуальной собственности по первой инстанции и суды кассационной и надзорной инстанции рассматриваю дела коллегиально. В соответствии со ст.11 ХПК Республики Беларусь дела в хозяйственном суде рассматриваются как коллегиально, так и единолично. Хозяйственные суды апелляционной, надзорной, кассационной инстанцией рассматривают дела коллегиально. Уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично или коллегиально. Коллегиальное рассмотрение уголовных дел осуществляется судом в составе судей и двух народных заседателей. Судья единолично: - разрешает вопросы, связанные с назначением и подготовкой судебного разбирательства; - рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает десяти лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях несовершеннолетних; - разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора. Коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривает дела о: - преступлениях, за которые предусматривается наказание свыше 10 лет лишения свободы и смертная казнь. - преступлениях несовершеннолетних. Рассмотрение уголовных дел в кассационной инстанции осуществляется в составе не мене трех судей, а в надзорной инстанции - в составе не менее трех судей (ст.32 УПК Республики Беларусь). Рассмотрение дел, относящихся к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально (ст.2-3 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь». Дела об административных правонарушениях рассматриваются единолично судьей. Таким образом, видно, что коллегиальное рассмотрение дел предусмотрено там, где необходимо обеспечить всестороннее, объективное, полное исследование обстоятельств, а единоличное рассмотрение дел обеспечивает соблюдение сроков рассмотрения дел, сокращение расходов на судебное производство и обеспечивает персональную ответственность за вынесение постановлений. Судебная система Беларуси функционирует на основе конституционного принципа открытости (ст.114 Конституции). Разбирательство дел во всех судах первой и второй инстанции происходит открыто в помещении, доступном для публики и представителей средств массовой информации. В месте с тем разбирательство дел частично или полностью может происходить в закрытом заседании суда по его мотивированному решению, принятому в соответствии с законом. При этом обязательно соблюдаются все правила судопроизводства, а приговоры, решения и другие акты судов первой и второй инстанции, принятые по существу рассмотренных дел, во всех случаях провозглашаются публично. Согласно ст.17 ГПК Республики Беларусь в целях охраны сведений содержащих государственную, коммерческую тайну или тайну усыновления, либо других сведений, разглашение которых запрещено законом, проводится закрытое судебное заседание. Для предотвращения разглашения информации, которая касается интимных сторон жизни граждан или порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию, суд может слушать дело в целом или совершать отдельные процессуальные действия в закрытом судебном заседании. Аналогичная норма имеется в ХПК Республики Беларусь (ст.21). В ст. 23 УПК Республики Беларусь закреплено, что разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в интересах обеспечения охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны, а также по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинств, и в случае, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля и или иных участников уголовного процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими. Впервые на конституционном уровне закреплен принцип состязательности и равноправия сторон в процессе (ч.1 ст.115 Конституции). Реализация этого принципа во многом обеспечены преодоление еще недавно присущего судам обвинительного уклона, когда суд рассматривался как орган борьбы с преступностью, а не демократический механизм справедливого разрешения уголовных дел. Эта конституционная норма ставит в равные положения все стороны в процессе. В гражданском и хозяйственном процессе это истец и ответчик, в уголовном прокурор, потерпевший и обвиняемый и его защитник, в конституционном – орган, оспаривающий конституционность нормативного акта и орган, издавший этот акт. Состязательность судопроизводства означает, что стороны в ходе судебного разбирательства ведут спор о фактах и их правовой оценке, приводят и исследуют доказательства, обосновывая свои возражения и требования. Суд, как орган разрешения спора, должен быть отделен и от функции обвинения и от функции защиты. Состязательность невозможно обеспечить без равноправия сторон, их равных процессуальных прав, касающихся изложения, анализа, оценки доказательств и т.д. В споре между собой стороны обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им материальными и процессуальными правами и исполнять процессуальные обязанности. Суд, в свою очередь обязан обеспечить соблюдение равных процессуальных прав сторон, процессуальных форм их защиты прав и законных интересов. Принцип обязательности судебных постановлений для всех граждан и должностных лиц (ч.2 ст.115 Конституции) означает, что вступившие в законную силу судебные постановления(приговоры, решения, постановления, определения)обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами на всей территории Республики Беларусь неисполнение судебных постановлений влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь. Обязательность судебных постановлений не лишает стороны и лиц, участвующих в процессе обжаловать решения, приговоры и другие судебные постановления (ч.3 ст.115 Конституции). Обеспечение принципа равенства сторон связано с другим конституционным принципом – презумпции невиновности (ст.26 Конституции), означающей, что никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Презумпция невиновности обвиняемого в совершении преступления представляет определенную конструкцию уголовного судопроизводства и проявляется через следующие положения: - обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказательства лежит на органах уголовного преследования (дознавателя, следователя, прокурора) и суда, которые не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого; - органы уголовного преследования и суд обязаны всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого; - сам факт признания вины обвиняемым может быть положен в основу обвинения только лишь при совокупности всех доказательств, подтверждающих вину обвиняемого; - сомнения в обоснованности предъявляемого обвинения должны толковаться только в пользу обвиняемого; - приговор не может быть основан на предположениях.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 3437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |