Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система хозяйственных судов, порядок формирования и деятельности




Хозяйственные суды в Республике Беларусь предназначены для осуществления правосудия в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и законных интересов юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Они разрешают экономические споры, под которыми имеются ввиду споры, вытекающие из гражданских правоотношений, затрагивают право собственности на имущество и другие права в сфере хозяйственного управления. По мере развития рыночных отношений число таких споров быстро растет, что требует для их разрешения высокого профессионализма и специализации.

В Республике Беларусь хозяйственные суды возникли на основе прежних государственных и ведомственных арбитражей, накопивших опыт разрешения хозяйственных споров между государственными организациями независимо от судов общей юрисдикции.

Арбитражи не являлись судами и законодательством они не относились к судебным органам. Прежней арбитражной системе придали судебную форму с принятием Закона «О хозяйственном суде» от 5 июня 1991 г. со всеми вытекающими отсюда процессуальными особенностями. В соответствии с этим законом были образованы областные суды и Высший Хозяйственный Суд, а в 1998 г. был создан хозяйственный суд г. Минска. В последствии был принят Закон «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» от 9 декабря 1998 г., который утратил силу в связи с принятием Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. Таким образом, правовое положение хозяйственных судов регулируется Конституцией Республики Беларусь и указанным Кодексом, а также иными законодательными актами Республики Беларусь. (Например, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь).

Систему хозяйственных судов в Республике Беларусь составляют:

- Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

- хозяйственные суды областей и приравненный к ним хозяйственный суд г. Минска;

В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды по банкротству, земельные, налоговые и др. Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда, однако в настоящее время такие суды в Республике Беларусь не созданы.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь возглавляет систему, хозяйственных судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хозяйственных судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами (ст. 67 Кодекса).

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь действует в составе:

- Пленума;

- Президиума;

- Кассационной коллегии;

- судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;

- судебной коллегии по банкротству;

- судебной коллегии по налогам и сборам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в Высшем Хозяйственном Суде могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей Высшего Хозяйственного Суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда (ст. 68 Кодекса).

Президент Республики Беларусь, из числа судей Высшего Хозяйственного Суда, назначает Председателя Высшего Хозяйственного Суда сроком на 5 лет и судей Высшего Хозяйственного Суда с согласия Совета Республики Национального собрания и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом, с уведомления Совета Республики (п.п. 8,9,11 ст. 84 Конституции, ст. 70 Кодекса).

Первый заместитель и заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда сроком на 5 лет (ст.ст. 71,72 Кодекса).

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь:

- рассматривает в пределах своей компетенции дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

- изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

- осуществляет контроль за исполнением хозяйственными судами Республики Беларусь постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

- оказывает судьям хозяйственных судов помощь по применению законодательства;

- разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

- осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы, совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь осуществляет проверки хозяйственных судов в части их кадрового обеспечения;

- ведет и анализирует судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах;

- осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь - по их кадровому обеспечению и самостоятельно - по другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами;

- решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

В каждой области Республики Беларусь действует хозяйственный суд соответствующий области, а в г. Минске – хозяйственный суд г. Минска.

Хозяйственные суды области (г. Минска) состоят из председателя, заместителей председателя и судей.

Судей данных судов назначает и освобождает от должности Президент Республики Беларусь (п.10 ст.84 Конституции).

В хозяйственных судах областей (г. Минска) могут образовываться:

- судебные коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;

- апелляционная судебная коллегия;

- судебная коллегия по банкротству;

- судебная коллегия по налоговым спорам;

- судебная коллегия по административным делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда в хозяйственном суде области (г. Минска) могут образовываться судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей хозяйственного суда областей (г. Минска) устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (ст. 61 Кодекса).

Хозяйственный суд области (города Минска):

- рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

- готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами (ст.62 Кодекса).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.