Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преобразования




Особенности российского реформаторства

Ø реформы инициировались «сверху» - самодержцем и опирались на идею государственности;

Ø реформы чаще всего осуществлялись жесткими и насильственными методами, российский народ выступал в качестве материала для социального экспериментирования;

Ø в условиях регулирующей роли государства реформы разрабатывались и проводились представителями бюрократической среды, модернизация управленческих структур являлась частью реформ;

Ø судьба реформ напрямую зависела от соотношения реформаторских и контрреформаторских сил.

 

В XIX в. Россия вступила, оставаясь самодержавным, феодальным государством с крепостнической экономикой. Российский феодализм практически полностью исчерпал внутренние ресурсы дальнейшего развития, модернизация внутри системы уже не отвечала новым вызовам времени. В погоне за Европой, шагающей семимильными шагами по пути технического прогресса и либерализации, российским самодержцам предстояло задуматься о глубоком реформировании социальной (отмена крепостного права) и политической (конституционное ограничение самодержавной власти) систем.

2. Правление Александра I ─ время упущенных возможностей?

 

 

 


Политическая сфера Социально-экономическая сфера Духовная сфера  
Создание 30 марта 1801 г. для обсуждения государственных постановлений Непременного Совета; в 1810 г. был переименован в Государственный Совет, ставший совещательным органом при императоре; Создание в 1802 г. министерств; Разработка (1810) М.М. Сперанским либерального проекта реформирования государственного устройства России, в основе которого принцип разделения властей, создание законодательных учреждений (дум), введение гражданских прав. Реализован не был. Подписана в 1815 г. Конституция Царства Польского в составе России Создание (1819 г) Н. Новосильцевым проекта российской конституции «Уставной грамоты Российской империи». Осталась в проекте. 1801 г.: предоставление права покупки земли другим сословиям; запрет на раздачу населенных земель и казенных крестьян в частные руки; 1803 г.: издание «Указа о вольных хлебопашцах», давал право помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп; 1816-1819 гг.: отмена крепостного права в Прибалтике; 1818 г. разработан проект (А. А. Аракчеев) отмены крепостного права, по которому крестьяне выкупались за счет средств казны у помещика и наделялись землей. Реализован не был. 1816 г. начало организация военных поселений: зачисленные на военную службу государственные крестьяне совмещали ее с занятием сельским хозяйством. Цель: снизить расходы армии и создать обученный резерв. Реформа образования Создание 4 типов учебных заведений (сельское приходское училище, уездное училище, гимназия, университет), преемственных в программном отношении и составлявших законченную систему образования. На низших ступенях обучения действовал принцип бессословного и бесплатного образования. Открытие новых учебных заведений. Автономия университетов. Создание привилегированных учебных заведений – лицеев.   Запрещение в России тайных обществ и масонских лож (1822 г.)  

 

Таким образом, осуществленные Александром I преобразования значительно отличались от задуманных им более глубоких и значительных реформ (отмена крепостного права, конституционное ограничение монархии). Причин, по которым Александр I так и не решился обнародовать Конституцию и отменить крепостное право, несколько:

1. неготовность российского общества к реформам (большая часть общества не понимала и даже не испытывала потребности в глубокой модернизации);

2. оппозиция дворянства, боявшегося потерять с крепостными статус и привилегии;

3. протестный потенциал чиновничества и, прежде всего, высшей бюрократии, опасавшейся утраты власти в ходе возможных демократических преобразований политической системы;

4. революционные события в Европе 1820-21 гг.;

5. перемены в душевном состоянии Александра I (постоянные неудачи, угрызения совести, связанные с участием в заговоре против отца, глубокие переживания от сдачи Москвы Наполеону во время военной компании 1812 г., разочарование в своих возможностях, в своем окружении, внутренний страх и нерешительность перед возможным ограничением собственной власти, погружение в религию).

После Отечественной войны и блестящей военной компании 1813-1814 гг. у Александра I были и возможности и поддержка среди либерального дворянства для глубоких преобразований (конституция и отмена крепостного права), но эти возможности были упущены, модернизация страны была отложена на 30-40 лет. Ответом на отсутствие дальнейших реформ стало появление движения декабристов, вылившееся в восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади Санкт-Петербурга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.