Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчет места якорной стоянки




ТЕМА 11. НАВИГАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОСТАНОВКИ КОРАБЛЯ НА ЯКОРЬ.

При выборе места якорной стоянки командир корабля совместно со старшим помощником и штурманом должны учитывать следую­щие требования предъявляемые к месту якорной стоянки:

- подходы к точке отдачи якоря должны быть безопасными;

- величина свобод­ной акватории должна обеспечивать удобство размещения корабля во избежание посадки его на мель, камни, берег или навала на со­седние корабли в случае дрейфа или обрыва якорной цепи при силь­ном ветре или течении;

- место стоянки должно иметь надежную систему навигационного оборудования или естественные ориентиры для обнаружения дрейфа в темное и светлое время суток и быть по возможности защищенным от ветра и волны;

- качество грунта, рельеф дна и глубины должны обеспечивать надежность удержания корабля якорем;

- подводные лодки, кроме того, должны иметь запас глубины для покладки на грунт;

- удаление места якорной стоянки от берега пли навигационных опасностей должно быть таким, чтобы было достаточно места для маневрирования при съемке с якоря как в обычных условиях, так и при внезапном изменении гидрометеорологической или навигационной обстановки.

При выборе места якорной стоянки учитывается навигационная безопасность корабля.

Минимальная глубина Н, обеспечивающая навигационную безопасность якорной стоянки, с учетом осадки ко­рабля Т, высоты волны hв и дополнительного запаса воды под килем (2—3 м):

Н=Т+0,5hв+2.

В морях с приливами Н рассчитывается для малой воды.

Радиус круга R безопасной якорной стоянки рассчитывается по формуле:

 

R=Lяц + Lк + D Lяц + Mo

 

где Lяц — длина вытравленной якорь-цепи, м;

Lк — длина корабля, м;

DLяц — длина якорь-цепи, которая может быть вытравлена дополнительно при посвежении погоды, м;

Мо — предельная средняя квадратическая погрешность в оп­ределении места якорной точки, м.

Окружность радиусом R, имеющая центром место якоря, должна помещаться на чистом от опасностей участке акватории и не быть ближе к опасной изобате, чем 2R (рис.1).

Становиться на якорь в точках, глубина которых более 2/3 дли­ны якорной цепи, не рекомендуется. На неровном дне с резким изменением глубин якорь держит хуже, контроль за дрейфом по измеряемым глубинам затруднен.

Лучшими для якорной стоянки являются рейды, имеющие ровное дно, постепенно повышающееся в сторону берега или навигационной опасности.

 

 

Рис.1. Подход к якорному месту

 

Тогда в случае воз­никновения дрейфа корабль будет перемещаться с больших глубин на меньшие, а количество якорной цепи, лежащей на грунте, будет увеличивайся, повышая держащую силу якоря.

Качество грунта в районе постановки должно обеспечить недежную стоянку корабля на якоре.

Грунт по своим держащим свойствам подразделяется на:

- хороший (густой ил, ил с песком, мягкая глина, мелкий песок);

- средний (твёрдая глина, круппыи песок, мягкий ил, мелкий камень, ракушка с песком),

- плохой (крупный камень, плитняк, галька, ра­кушка).

После выбора якорного места командир корабля назначает длину якорной цепи, которую необходимо иметь на клюзе для обес­печения безопасности стоянки корабля.

Длина якорной цепи опре­деляется исходя из глубины места, качества грунта и условий по­годы. Рекомендуемая длина якорной цепи при постановке на якорь представлена в табл. 1.

 

Таблица 1

Рекомендуемая длина якорной цепи при постановке на якорь

 

Глубина места, м   Длина якорной цепи, м  
10 — 20   50 — 60  
20 — 30   60 — 80  
30 — 40   80 — 100  
40 — 60   100—120  
60 — 80   120—140  
80 —120   140—180  

 

При усилении ветра до 7 баллов длину якорной цепи на глуби­нах до 50 м увеличивают вдвое, а на глубинах до 80 м—в полтора раза. Неправильный выбор места якорной стоянки, неточная поста­новка на якорь приводят к срыву корабля с якоря при усилении ветра или течения, возникновению опасности дрейфа, обрыву якор­ной цепи, потере якоря и выбросу корабля на мель.

Существует три способа постановки корабля на якорь:

- по спо­собности,

- по диспозиции;

- «все вдруг».

Постановка на якорь «По спо­собности»

заключается при одиночной стоянке корабля на рейде. Командир самостоятельно выбирает место якорной стоянки, сооб­разуясь с задачами корабля и обстановкой.

Постановка на якорь «По диспозиции»

основной способ при якорной стоянке группы ко­раблей, так как позволяет наилучшим образом учесть навигацион­ную безопасность стоянки и организацию всех видов обороны. Ко­рабли становятся на якорь на заранее назначенные места, которые могут быть им указаны в виде: пеленга и расстояния относительно флагманского или какого-либо другого стоящего на якоре корабля, координат точки якорной стоянки; пеленга и расстояния от какого-либо берегового ориентира. В местах диспозиции часто ставятся бачки-вешки или буйки с номерами стоянок.

Постановка на якорь способом «все вдруг»

одновременная постановка на якорь соединения кораблей по сигналам флагмана. Корабли становятся на те позиции, которые они занимали в строю или в ордере. Способ при­меняется хорошо сплаванным соединением кораблей, так как требу­ет от их экипажей особенно четких и слаженных действий:

Процесс постановки корабля на якорь включает:

- приготовление корабля к постановке на якорь;

- маневрирование для занятия точки отдачи якоря; отдачу якоря.

При подходе к району постановки на якорь вахтенный офицер с разрешения командира корабля ко­мандует:

«Корабль к постановке на якорь изготовить»,—по которой расписанный личный состав готовит свои заведования к постановке на якорь (шпили, грузоподъемные устройства, катера, шлюпки, выстрела, трапы и др.).

Если элементы корабельной боевой техники были взяты на походные стопоры, дополнительно подается команда;

«Походные крепления снять».

Для подготовки необходимых расче­тов командир назначает командиру БЧ-1 место якорной стоянки. Для облегчения расчетов маневрирования по выходу корабля в точ­ку отдачи якоря командиру БЧ-1 рекомендуется подготовить план­шет пеленгов района постановки (pиc.2). Если в этом районе есть ориентиры, до которых можно измерять дистанцию, на план­шет следует нанести и шкалу дистанции.

 

 

Ряс. 2. Планшет пеленгов и дистанций

 

За 30 мин до прихода корабля в назначенное для постановки на якорь место вахтенный офицер обязан предупредить об этом командира БЧ-5. Перед входом на рейд и в базу на корабле объяв­ляется учебная тревога. Если на рейде находится старший, то у него запрашивается разрешение войти на рейд и стать на якорь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 4294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.