Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Непрерывная модель




Эластичность спроса, предложения (ценовая, перекрестная и др.), эластичность многих других параметров относительно переменных, с которыми они находятся в зависимости, широко применяются в решении практических проблем деятельности фирмы.

Эластичность спроса и предложения.

Ценовая эластичность спроса (предложения) характеризует реакцию потребителей (производителей) на изменение цены, их чувствительность к изменению цены продукции и измеряется коэффициентом ценовой эластичности . Так, по одним товарам незначительное изменение цены приводит к значительным изменениям в количестве покупаемых продуктов. Это относительно эластичный спрос. По другим товарам значительное изменение цены вызывает небольшое изменение в объеме покупок.

Эластичность спроса относительно цены измеряется на дуге и в точке.

Абсолютное изменение объема спроса и цены составляет:

, .

Относительное изменение объема спроса и цены равно:

, , где , - средние величины объема спроса и цены на отрезке.

Изменение спроса и цены, выраженное в процентах, равно: ; .

Ценовая эластичность спроса на дугеизмеряется коэффициентом эластичности () - отношением относительного (процентного) изменения объема спроса к относительному (процентному) изменению цены.

.

Коэффициент ценовой эластичности спроса для нормальных товаров всегда величина отрицательная, так как между объемом спроса и ценой существует обратная зависимость - они изменяются в противоположных направлениях.

Если , то имеет место единичная эластичность спроса; если то спрос эластичен; если - спрос неэластичен. Если при изменении цены спрос остается неизменным (например, в случае товаров первой необходимости), то и имеет место совершенно (абсолютно) неэластичный спрос. Если при постоянной цене спрос изменяется, то , что характерно для совершенно (абсолютно) эластичного спроса.

Эластичность спроса по цене в точке определяется, еслиизвестна функция спроса, следующим образом:

Эластичность предложения по цене измеряется аналогично эластичности спроса, а в коэффициенте, измеряющем ценовую эластичность предложения в точке, записывают первую простую производную функции предложения:

В случае товаров заменителей (субститутов) изменение цены одного товара вызывает изменение спроса на другой товар. Для таких товаров измеряют перекрестную эластичность () спроса на товар при изменении цены товара на дуге или в точке. Измерим перекрестную эластичность спроса на один товар по цене другого в точке.

Дана функция спроса на -ый товар: . Изменение цены товара вызывает изменение спроса на товар . Тогда ; а . Отсюда . Находим предел отношения приращения спроса к вызвавшему его приращению аргумента:

Коэффициент перекрестной эластичности спроса равен:

.

Изменение спроса вызывается также изменением доходов потребителей. Поэтому измеряют перекрестную эластичность () спроса на товар по доходу.

Задана функция спроса на -ый товар: . Изменение дохода вызывает изменение объема спроса: ; а функция спроса принимает вид: . Отсюда изменение спроса составляет:

. Находим предел отношения приращения спроса к вызвавшему его приращению цены:

.

Коэффициент эластичности спроса по доходу имеет вид: .

За изменением эластичности спроса и предложения внимательно следят предприниматели и используют данный параметр в принятии решений по изменению объема производства и валового дохода фирмы.

Коэффициенты эластичности спроса находят широкое применение в решении различного рода экономических задач. Рассмотрим, какое влияние эластичность спроса оказывает на величину валового дохода производителя при изменении цены продукта.

Задана функция спроса . Валовой доход фирмы . Приращение дохода относительно изменения цены равно: . Если , то прирост дохода равен нулю и, следовательно, валовой доход всегда остается неизменным после изменения цены товара. Если спрос эластичен , то изменение дохода зависит от того, как изменялась цена товара. Если цена повышалась, то доход уменьшался; если цена снижалась, то при эластичном спросе доход повышался. Если спрос неэластичен и , то при повышении цены, доход растет; при снижении цены, доход понижается. Таким правилом руководствуются предприниматели, принимающие решение, повышать цену товара или снижать при существующей эластичности спроса для того, чтобы увеличить валовой доход (выручку).

Задания для практических занятий

1. Спрос на товар задается функцией . Определить наклон кривой и ценовую эластичность спроса при цене .

2. Функция спроса на товар , функция предложения . Найти равновесные значения цены и объема. Определить дефицит (избыток) при цене .

3. Предложение масла задано функцией . Увеличение цены на молоко привело к изменению предложения масла на 25% при каждой цене. Запишите новую функцию предложения масла.

4. Функция спроса на товар задана уравнением , где - цена товара , - цена товара . Найти перекрестную эластичность спроса на товар по цене товара , если .

5. За год при цене 4 долл. за баррель было потреблено 8 млн. баррелей нефти, что соответствовало хозяйственным потребностям. Ценовая эластичность спроса на нефть в условиях равновесия составляла -0,5, а ценовая эластичность предложения равна 0,2. Какова была бы величина дефицита нефти в случае установления правительством минимально допустимой цены на нефть на уровне 2 дол. за баррель?

6. Как изменяется совокупный доход продавца, расход покупателя (увеличивается, уменьшается или остается неизменным), если

- цена снижается, спрос неэластичен,

- цена растет, спрос неэластичен,

- цена снижается, спрос эластичен,

- цена растет, спрос эластичен.

цена снижается, .

7. Совокупный доход потребителей вырос, а доля товара в совокупных расходах потребителей сократилась. Можно утверждать, что по товару :

а) ;

б) ;

в) ;

г) –товар Гиффена;

д) –товар низшей категории.

8. В урожайные годы совокупный доход фермеров от продажи
зерна снижается. Можно утверждать, что для зерна:

а) ; б) ; в) ; г) ; д) .

1. Можно ли утверждать, что снижение дохода приводит к тому, что по нормальным товарам:

а) ценовая эластичность спроса растет;

б) ценовая эластичность спроса падает;

в) эластичность спроса по доходу растет;

г) эластичность спроса по доходу падает;

д) нельзя утверждать ничего из вышеперечисленного.

Контрольные вопросы

1. Определите характер зависимости между объемом спроса и ценой нормального товара, товара Веблена, товара повседневного спроса, товара Р. Гиффена.

2. Как измеряется наклон кривой (спроса и предложения) на дуге и в точке?

3. Каков экономический смысл наклона кривой?

4. Назовите известные Вам ситуации сдвига кривой спроса и предложения и факторы, вызывающие изменение в спросе (предложении).

5. Объясните экономический смысл коэффициентов ценовой эластичности спроса, перекрестной эластичности, эластичности спроса по доходу.

6. Какое влияние эластичность спроса оказывает на величину валового дохода фирмы?

Литература основная

1. Нуреев Р.М. Курс Микроэкономики. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2008

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т.1. М., 2008

3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т.2. М., 2008

4. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. М. КноРус, 2008

5. Микроэкономика: практический подход / Под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. М. КноРус, 2009

6. Экономическая теория. /Под ред Н.Г. Кузнецова. М.: ИКЦ «МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008 Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для вузов.

 

динамические модели рынка
одного товара

2.1. Паутинообразная модель рынка одного товара
Дискретная модель.

Простейшие модели экономического равновесия разработаны в 30-50гг. 20-го века.

Рассмотрим рынок одного товара. Сделаем ряд допущений:

- у производителей не возникают трудности с покупкой ресурсов;

- объединим всех покупателей в одну группу и будем рассматривать их как одного покупателя;

- объединим всех продавцов в другую группу и будем рассматривать их как одного продавца;

- допустим, что весь произведенный товар реализуется сразу (единовременно).

Рассмотрим ситуацию на рынке, когда предложение товара постоянно отстает от спроса, в дискретном анализе на один интервал.

Интервалы времени одинаковы и последовательно принимают значения:

Если (time) – текущий интервал времени, то – предшествующий, а последующий интервал времени.

Такая ситуация нередко наблюдается на рынке нового товара. Функции спроса и предложения на данный товар являются некоторыми функциями от цены: и

Объем товара произведен в предыдущем временном интервале , а реализуется в текущем интервале .

Производители руководствуются ценой и производят продукцию в объеме . Данное предложение товара реализуется в следующем временном интервале по новой цене спроса .

Общую схему действия модели можно представить следующим образом:

в начальный интервал времени имеем ,

в следующий интервал времени имеем и т.д.

Так как известны функции спроса и предложения, то можно определить равновесную цену. Для этого необходимо приравнять функции спроса и предложения:

,

где (equilibrium) - индекс, означающий равновесное значение величины объема и цены, соответственно ().

Если функции спроса и предложения линейны, то, приравнивая их, получим одну точку равновесия и единственное значением равновесной цены и равновесного объема.

 

Если функции спроса и предложения не линейны, то получим два или более значений равновесной цены и равновесного объема. В таком случае необходимо провести дополнительное исследование и определить, в какую точку равновесия приходит система под влиянием спроса и предложения и факторов их определяющих.

Проиллюстрируем графически паутинообразную модель. Первоначально находимся в точке . В этой точке производители руководствуются ценой и производят продукцию в объеме в период времени .

Реализуется товар в точке в периоде по цене спроса . В периоде производители увеличивают предложение товара до , так как выросла цена товара, и находятся в точке на кривой предложения с координатами .

Продается товар в точке . Поскольку предложение товара возросло, то, чтобы продать весь товар, приходится снизить цену с до .

В следующий период времени производители руководствуются ценой , производят объем продукции в точке на кривой предложения с координатами . Реализуется эта продукция по цене в точке и т.д. Рынок приходит в состояние равновесия в точке С.

Аналитическая интерпретация модели состоит в следующем:

Для простоты будем считать, что спрос и предложение являются линейными функциями:

; ,

где – конкретные параметры каждого товара.

Находим равновесные объем и цену, приравняв функцию спроса и предложения: .

Подставим равновесное значение цены в функции спроса и предложения и определим равновесный объем: . Так как в точке равновесия объем спроса равен объему предложения, то справедливо выражение:

. (1.1)

Запишем условие равновесия для любого времени :

(1.2)

Выражение (1.2) справедливо для любой точки. Знак равенства в выражении (1.2) означает, что весь произведенный продукт реализован.

Вычтем из уравнения (1.2) уравнение (1.1):

.

Перейдем к следующим обозначениям:

характеризует отклонение объема выпуска в любой период времени от равновесного объема выпуска;

представляет отклонение цены спроса в любой момент времени от равновесного значения;

- отклонение цены предложения в любой момент времени от равновесного значения.

Тогда действие модели можно представить разностными уравнениями:

(1.3).

Выражение (1.3) аналогично выражению (1.2), но описывает отклонения цены и выпуска в некоторый период времени от их равновесных значений.

Из уравнения (1.3) можно выразить значение цены в любой период времени следующим образом: . Обозначим , тогда . Величина , так как наклон кривой спроса для нормальных товаров отрицателен , а наклон кривой предложения – положителен .

Так как , то , где - известная величина – цена в начальный период времени , а можно определить из уравнения (1.3), поскольку известны функции спроса и предложения.

Во все периоды времени имеем:

;

;

;

,

т.е. для любого периода времени имеем . Отсюда

.

Отклонение цены в любой период времени от ее равновесного значения принимает то положительные, то отрицательные значения. Так как начальное отклонение , то - положительная величина.

Число - величина отрицательная, так как - наклон кривой предложения, - наклон кривой спроса. Обозначим . Тогда

;

;

;

….;

, т.е. знак отклонения будет чередоваться: минус, плюс, минус и т.д. Следовательно, будет то меньше, то больше равновесной цены.

У данной модели есть развитие. Под влиянием неценовых факторов спроса и предложения кривые спроса и предложения перемещаются, и с помощью модели можно рассматривать, как рынок приходит в состояние равновесия до того периода пока не возникает новое возмущение.

Например,в спокойное течение дел на рынке вмешивается резкий рост предложения, если продавцы выбрасывают запасы товара. В новой ситуации в анализе рынка товара следует соединить рассмотренную модель с моделью включения запаса.

В модели время течет непрерывно, , и все параметры являются функциями времени: , , . Поскольку изменение цены происходит на стороне спроса, то спрос зависит от цены и ее изменения , а предложение зависит только от цены. В каждый момент времени спрос поглощает предложение, т.е. .

Используем линейные функции спроса и предложения в следующем виде: ; .

Определим равновесные значения цены и объема, приравняв функции спроса и предложения:

. (1.4)

Так как в точке равновесия цена задана рынком, то Значения и в любой момент времени удовлетворяют равенству:

. (1.5)

Вычитаем из выражения (1.5) выражение (1.4) и получим:

.

Как и в дискретной модели вводим обозначение: . Тогда . В новых обозначениях выражение (1.5) принимает вид:

(1.6)

Уравнения (2) и (3) представляют собой дифференциальные уравнения первого порядка. Обозначаем , тогда .

- дифференциальное уравнение относительно .

Используя правило логарифмического дифференцирования, получим: . Решение имеет вид: , . Следовательно, . Зная цену, и подставив ее в функцию предложения, всегда можно найти объем продукции, который надо произвести.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.