Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Носители государственного интереса




Среди субъектов права выделяют индивидуальных и коллективных субъектов.

К первой группе относятся индивиды во всем многообразии своего проявления: личность, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, лица, обладающие двойным, вторым гражданством (бипатриды), а также иные индивидуальные субъекты, вобравшие в свой правовой статус дополнительно к перечисленным чертам иные существенные характеристики, к примеру, такие как «кандидат в депутаты», «Президент» и т.д. Индивидуальные субъекты предстают в качестве первоосновы при формировании производных от них субъектов – коллективных.

К коллективным субъектам традиционно относят народ, нации, общественные группы, различные массовые субъекты, формируемые на основе гражданской (народной) инициативы, в частности, местное самоуправление и местные сообщества, территориальное общественное самоуправление и др.

Особым коллективным субъектом является государство. Ему присущ специфический правовой статус в силу своего двойственного характера. Оно характеризуется наличием интересов как самого себя – государства, так и интересов, которые государство защищает, реализует и воплощает в силу своей основной миссии, главной цели существования.

Государственные интересы могут проявляться в нормативно зафиксированных ориентирах деятельности системы государственной власти на федеральном и региональном уровнях.

Однако нередко государственный аппарат склонен выдавать личные интересы государственных служащих за общественные. В таких случаях необходимо говорить о квазипубличных интересах.

Общество, особенно если оно стремится стать гражданским, главным образом призвано обеспечить реализацию частных интересов и потребностей личности и коллективов: на свободное экономическое развитие, на участие в управлении государственными и общественными делами, на доступ к достижениям культуры. Выразителями общественных интересов выступают общественные объединения, территориальное общественное самоуправление, представители науки, культуры и т.д. Через институты политических партий, разнообразные общественно-консультативные органы общество диктует свои интересы государству, которое, признавая их законными, содействует реализации интересов общества.

Классификация государственных интересов.

Государственные интересы классифицироваться по различным основаниям. Взависимости от классификационного основания выявляется та или иная правоваяхарактеристика, специфическая черта исследуемой категории.

1. С точки зрения носителей того или иного интереса различаются: интересы государственные (одного государства); интересы групповые (нескольких государств); интересы международного сообщества в целом (общечеловеческие).

2. Соответственно интересы государственные можно подразделить на: интересы внутреннего развития (внутренние); интересы государства как субъекта международных отношений (внешние).

3. С точки зрения предмета, государственные интересы подразделяются на: экономические, политические, территориальные, правовые, интеллектуальные (духовные, социокулътурные) и т. п.

4. По характеру интереса можно выделить прямые и косвенные интересы.

5. Нужно также различать абсолютный, относительный и абсолютно-относительный (смешанный) интересы.

Абсолютный интерес присутствует тогда, когда удовлетворение и реализация интереса возможны без участия других лиц. От них требуется лишь не мешать его реализации самим интересообладателем.

В другом виде – относительном интересе – удовлетворение потребности носителя интереса зависит от положительных действий иных лиц. Без них интерес не может быть реализован самостоятельно.

В абсолютно-относительном (смешанном) интересесочетаются элементы абсолютного и относительного интересоотношения. Так, государственный интерес будет удовлетворяться при наличии двух условий. Первое из них – это положительные действия конкретных участников интересоотношений, второе – если иные субъекты воздержатся от вступления в отношения, не будут препятствовать удовлетворению интереса.

6. Также различают «коллизионные» и «неколлизионные» государственные интересы. Первые лишь формально не соответствуют текущему законодательству, при этом соответствуя конституционным основам и принципам. Законность таких интересов может быть доказана путем признания соответствующей правовой нормы противоречащей Конституции Российской Федерации, в связи с чем будет аргументирована и законность интереса, заранее предполагаемая носителем интереса. Неколлизионные законные интересы соответствуют законодательству, не противоречат ему.

7. Кроме того, выделяют составной (композиционный) и простой (одноэлементный) государственный интересы. Критерием для такого деления является возможность включения в состав интереса нескольких составляющих. В качестве указанной составляющей может выступать как субъективное право, так и определенный правовой принцип, норма права общего характера. При наличии двух и более таких компонентов интерес будет «составным» (или «композиционным»), в ином случае – простым (одноэлементный).

8. Основанием классификации может быть характер использования государственных интересов: государственный интересы однократного использования; государственный интересы многократного использования; ситуационные государственные интересы.

9. Можно различать интересы тактические и стратегические.

10. Национальные интересы, экстраполированные на внешний мир, различаются по своей значимости и влиянию на международной арене. По данному признаку они подразделяются на жизненно важные (главные) и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и конъюнктурные.

Главные и постоянные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами: местом и ролью данного государства в системе межгосударственных отношений, его престижем и относительной военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников и т.д.

Государство обеспечивает свои интересы всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политическими, идеологическими, экономическими, дипломатическими, военными. Последним средством является угроза применения или реальное применение силы вплоть до объявления войны.

Второстепенные и переменные интересы носят производный от первых характер. Изменяясь в зависимости от внешнеполитических факторов, они могут служить предметом торга при реализации главных и постоянных интересов государства.

Критерии классификации, как и любые другие классификационные основания, во многом условны. Они не могут являться абсолютным показателем существования всех разновидностей рассматриваемого феномена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.