КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системный подход и системный анализ - новая школа науки управления 1 страница
Бихевиористская (неоклассическая) школа Классическая школа Впервые о теории управления заговорили в начале 20 века. В 1903г. выходит первая брошюра в 6 страниц Фредерика Тейлора на эту тему: «Управление фабрикой». Заслуга Тейлора и его команды в том, что они осуществляли научный подход, проводя управленческие эксперименты и систематизируя методы и результаты этих экспериментов. Тейлор организовал собственное дело по управленческому консультированию, возможно, первое в истории менеджмента. С 1895 г. Тейлор приступил к проведению регулярных экспериментов по научной организации труда. Тейлор считал, что необходимо, чтобы менеджеры подвергли трудовой процесс научному исследованию и обучили работников оптимальным приемам выполнения задания. Тейлор выступал за научный подход решения проблемы производительности, так как высоко оценивал его влияние на эффективность промышленности. Ф.У. Тейлор считал, что только путём принудительной стандартизации методов, принудительного использования наилучших условий труда и принудительного сотрудничества можно обеспечить общее ускорение темпа работы. (Эту систему организации работы называли «системой выжимания пота Тейлора». В 20 годы даже был поставлен на эту тему фильм с Чарли Чаплиным в главной роли, где маленький человек, стоя у конвейера, как заводной в бешенном темпе закручивал гайки на проезжавших мимо него деталях) Подобную систему предложил и Генри Форд. Он придавал большое значение высокому развитию техники, применения специальных станков, совмещающих многие операции, которые могут выполняться полу- обученными рабочими. (Форд начал выпускать в Америке автомобили. Поначалу несколько слесарей на одном месте в гараже собирали из деталей весь автомобиль. Но с развитием спроса на автомобили, необходимостью резкого расширения производства возникла проблема – где найти столько высококвалифицированных слесарей, знающих автомобиль «от и до». Появилась идея вместо одного грамотного слесаря, знающего автомобиль и способного в одиночку потихоньку собрать его, привлечь много необученных людей. Научить новичков одной-двум самым простым операциям, ну например, вставлять в нужное место болт и закручивать гайку, и таким образом постепенно совместными усилиями, друг за другом, по очереди выполняя необходимые операции, собирать автомобиль. Каждый, отдельно взятый такой рабочий конечно не мог собрать автомобиль, так как он не знал весь порядок сборки, но все вместе, даже не понимая для чего каждый из них выполняет свою операции и куда впоследствии пойдёт эта деталь, они собирали качественную машину. Расчёт был и на то, что, выполняя одну и ту же операцию изо дня в день, работник доводит её до совершенства, не делает лишних движений, не теряет впустую времени. А чтобы вся эта масса работников на толкалась на одном месте и не мешала друг другу, всех поставили в цепочку друг за другом, начиная с первой начальной операции и кончая завершающей, и пустили на передними конвейер. Постепенно на конвейере рама будущего автомобиля обрастала деталями, и в результате рождался автомобиль. По мере совершенствования конвейерного производства добивались, чтобы время выполнения каждой операции каждым рабочим на конвейере было одинаковым, и конвейер двигался бы непрерывно. По мере совершенствования навыков рабочих, повышали скорость конвейера до максимально возможной. Это была скорость производства автомобиля. Производство было настолько скоростным и непрерывным, что на конвейере могли выпускать только автомобили чёрного цвета, покрашенных быстро сохнувшей японской краской. Когда же Генри Форда спрашивали, можно ли у него заказать автомобиль другого цвета, он говорил, что конечно можно, но при условии, что этот автомобиль будет чёрным.) В этом техническом решении был заложен главный принцип конвейерного производства – принцип разделения труда. Этот принцип постепенно распространился и на сферу управления.Произошло отделение управленческих функций «обдумывания и планирования» от фактически выполняемой работы. При Тейлоре в классической школе - это разделение труда на операции, анализ и изучение затрат средств и времени. В 1904 г.немецкий учёный Макс Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» впервые сформулировал основы классической школы управления и организации индустриального общества тех лет. Он назвал их бюрократия, авторитет и власть. Глубокий интерес к управлению возник в период интенсивного развития промышленного производства в Англии, Германии и США после выхода книги Фредерика У. Тейлора «Принципы научного управления» в 1911г. В управлении под принципом надо понимать основные правила и положения, которыми должны руководствоваться как администрация предприятия в целом, так и отдельные руководители. С этого времени управление стало считаться самостоятельной областью исследования. В основе методологии научного управления был положен анализ содержания работы и определение её основных компонентов.
3.2.1. Административная школа А. Файоля
Имена А. Файоля и его последователей чаще всего упоминаются в истории менеджмента в связи с теми функциями, принципами и задачами, которые эти авторы идентифицировали и выделили. Одной из наиболее важных их заслуг было умение синтезировать идеи своих современников и предшественников. А. Файоль в 20-х годах поставил вопрос о выделении собственной управленческой деятельности. Он впервые выделил в административной деятельности 14 принципов руководства: 1. Разделение труда по Тейлору. 2. Власть. 3. Дисциплина. 4. Единство командования. 5. Единство руководства. 6. Подчинение частных интересов общему. 7. Вознаграждение. 8. Централизация. 9. Порядок. 10. Равенство. 11. Инициатива. 12. Корпоративный дух. 13. Устойчивость должностей личного состава. 14. Линия власти. 15. Анри Файоль выделил пять ключевых функций эффективного управления – планирование, организация, руководство, координация и контроль; а также разработал принцип единоначалия (термин по М.Веберу) – это его главный вклад в теорию управления при административном подходе. Взгляды Файоля нашли отражение в ряде его докладов на инженерных конференциях в 1900—1908 гг. Наиболее известной работой Файоля по управлению была книга «Общий и промышленный менеджмент» (1916), в которой он рассматривал менеджмент как последовательный ряд операций или функций. Он дал определение менеджменту, которое было применимо к любому виду промышленного предпринимательства. Файоль по существу доказал, что для построения науки управления необходимо наладить наблюдение не столько за деятельностью работника, которым управляют, сколько за деятельностью управляющего, менеджера. Именно А. Файоль создал обобщенный образ менеджера как плановика, организатора, координатора и контролера, который впоследствии стал известен как функциональный образ менеджера. Промышленность, или деловой мир, как это представлял себе Файоль, охватывает 6 видов деятельности: 1) техническая деятельность, которая включает изготовление и производство; 2) коммерческая деятельность, например закупки, продажи и обмен; 3) финансовая деятельность, в том числе поиск оптимальных источников капитала; 4) работа по обеспечению безопасности с целью защиты от пожара, краж, наводнений и общественных беспорядков; 5) учетная деятельность, в том числе сбор данных, представление финансовых отчетов и статистической информации; 6) управленческая деятельность, охватывающая прогнозирование, организацию, управление, координацию и контроль. Конкретизируя это, Файоль в указанной работе утверждал, что «управлять означает прогнозировать, планировать, организовывать, руководить, координировать и контролировать». Ли Якокка и А. Файоль смогли сделать то, что удалось лишь немногим менеджерам, а именно: спасти гигантские корпорации от банкротства. Вслед за Тейлором и А.Файолем начали развивать в классической школе административный подход к управлению Френк и Лилия Гилберт, Д.Муни, Л.Урвин, Л.Гулик, А.Рейли, а в России П.А.Богданов, И.Н. Бутаков, Н.А.Витке. Лютер Гулик включил в основные функции (1930 г.) – подбор персонала, составление отчётности, планирование бюджета. Приверженцы административного подхода в классической школе стремились к созданию универсальных принципов управления и принципов разделения функций управления на более мелкие функции (элементы), которые должны были привести к успеху. К ним относятся: - функциональный принцип = разделение процесса труда на функции, специализация труда; - скалярный (линейный) принцип – рост вертикальных связей, строгая иерархия, единоначалие; - линейно-штабной принцип – руководящие вертикальные связи и вспомогательные консультативные функции узких специалистов для руководящих работников. Г.Л. Гантт. В книге «Труд, заработная плата и прибыль» (1910): чтобы достичь высокого уровня производственной эффективности, менеджеры должны каждую деталь трудового процесса подвергнуть тщательному анализу. Нужен точный научный анализ управленческих действий. Для оптимизации менеджмента надо устранить все риски и случайности. Он разработал собственную систему заданий и премий, Он больше значения придавал таким вещам, как мотивация, лидерство и обучение. Идеи в отношении социальной ответственности бизнеса и менеджмента. Есть еще одна важная проблема управления, которой коснулась школа научного менеджмента. Речь идет о рассмотрении триады «цель — задание — результат»
3.2.2. Организация и принципы эффективности по X. Эмерсону
В 1908 г. Х. Эмерсон написал книгу «Эффективность как основа производственной деятельности и заработной платы». В этой работе он сравнивал неэффективность действий человека и эффективность методов, которыми пользуется окружающая человека природа, и сделал вывод о том, что только человеческая неэффективность является причиной бедности человечества. Он считал, что проблему неэффективности труда можно решить двумя способами: во-первых, с помощью специально разработанных методов, которые позволили бы людям добиваться максимальных результатов, на которые они способны в решении задач или достижении поставленных целей; во-вторых, с помощью методов постановки целей, требующих максимальной производительности, на которую исполнитель работы способен. Для оценки результатов труда Эмерсон предлагал использовать стандарты (в большей мере, чем задания), имея в виду профессиональные стандарты, или «предварительно установленные наборы правил, которые признаны большинством в данной сфере производства». Особое внимание он уделял стандартизации учета издержек, зная из собственного опыта, что в этом заложен большой потенциал повышения эффективности. Эффективность достигается тогда, когда «нужная вещь сделана надлежащим образом подходящим работником в нужном месте и в нужное время. Обобщение полученных результатов исследований и жизненного опыта было приведено во второй монографии Эмерсона «Двенадцать принципов эффективности» (1912). 12 принципов эффективности заключаются в следующем: 1) четко сформулированные идеалы и цели организации; 2) здравый смысл в принятии решений; 3) привлечение экспертов по принимаемым решениям; 4) дисциплина в работе; 5) честность в ведении дел; 6) прямой, адекватный и постоянный учет; 7) диспетчеризация (или календарное планирование); 8) использование стандартов и графиков; 9) стандартизация условий; 10) стандартизация операций; 11) стандартные инструкции; 12) вознаграждение за эффективный труд.
Основатели научного менеджмента понимали важность анализа и синтеза для создания науки управления. Разработка единой теории, построенной на анализе и синтезе, стала задачей другой группы авторов, которые способствовали развитию организационного, или функционального, взгляда на менеджмент. В конце 20-х начале 30-х годов ХХ века теория управления получила дальнейшее развитие. Появилась бихевиористская (неоклассическая) теория (Э.Мэйо, Д.Файшесбергер, Е.Уайтхед, Ч. Бернард), которая стала отрицать универсальные подходы в управлении, полагая, что в каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход к решению поставленной задачи. Кроме того важное значение должен имеет личностный фактор, психология человека, социальный фактор, участие работников в принятии решений на предприятии, обеспечивающие необходимую мотивацию к высоко производительному труду. Теория классического научного управления (менеджмента) была подвергнута критике из-за не учёта человеческих отношений в производстве. Родоначальники нового направления - идеи « участия рабочих в управлении » Фоллет и Мэйо пришли к выводу, что производительность труда зависит не только от условий труда и действий администрации, но и от психологического и социального климата в среде рабочих, проблемы конструктивных конфликтов в организации. Были рассмотрены 3 типа разрешения конфликтов: «доминирование» — победа одной стороны над другой; «компромисс» — соглашение, достигнутое за счет взаимных уступок; «интеграция» — наиболее конструктивное примирение противоречий, когда ни одна из сторон ничем не жертвует, и обе стороны выигрывают. Теоретики школы социальных систем рассматривали организации как социальное целое, исследовали вопросы мотивации, стимулирования, авторитета и власти, коммуникаций в организации, принятия решения человеком, моделируя внутриорганизационные процессы и их комбинации, выясняя, какие из этих комбинаций наиболее эффективные с точки зрения целей организации. (Ч. Бернард. Г. Саймон. Институт Карнеги долгое время оставался научным центром школы социальных систем. Наиболее известна книга Бернарда «Функции руководителя» (1938), «Организация и управление» (1948), «Элементарные условия деловой морали» (1952). На основе системного подхода Бернард стремился создать целостную теорию организации управления. Бернарду принадлежит особое место среди теоретиков, разрабатывавших проблемы мотивации поведения людей в организации и выступавших с критикой концепций экономического человека. Рассматривая множественность различных видов удовлетворения человека в организации, Бернард выделяет 4 группы конкретных побуждений {стимулов) к деятельности в организации: 1) материальные стимулы (деньги, вещи или физические условия); 2) личные нематериальные возможности для отличия, престижа и личной власти; 3) желаемые физические условия работы; 4) духовные побуждения (гордость мастерством, чувство соответствия, альтруистическое служение семье или другим целям, лояльность по отношению к организации, патриотизм, эстетические или религиозные чувства и т. п.). Кроме конкретных стимулов, Бернард выделял 4 типа общих стимулов, влияющих на поведение человека в организации: 1) привлекательность, присущая работе; 2) условия труда и их соответствие взглядам и навыкам работы данного лица; 3) возможность ощущать личное участие в ходе события; 4) возможность общения с другими лицами, соответствие условий работы представлениям данного лица относительно норм товарищества и взаимной поддержки. В работе «Организация и управление» Бернард изложил свое видение решения проблем планирования. Подлинное планирование — это процесс разработки и применения знания и ума к нашим делам. Он выделял следующие основные, с его точки зрения, типы планирования: стратегическое, которое включает инструментальные действия и рассуждения относительно причин и следствий; функциональное, относящееся к созданию или поддержанию систем; эволюционное, т. е. достижение какого-либо будущего состояния системы посредством ряда промежуточных состояний. Каждый план должен включать следующие элементы: 1) цели, которые необходимо достичь; 2) осуществимость; 3) данные ситуации; 4) выделяемые средства; 5) позитивные мероприятия на случай непредвиденных обстоятельств и 6) ответственность за действия.
В России необходимость учёта социальных и психологических компонентов в организации производства также придавалось большое значение. В 1923 году И.С Каннегиссер, имевший большой опыт управления строительством и промышленными предприятиями, исходил из необходимости согласования всех элементов производства: материально-вещественных (сооружения, оборудование, материалы и т.д.) и личностных (рабочих и служащих). Так как эффективность управления может быть достигнута только при правильно организованном воздействии на людей («Практическое руководство по административно-хозяйственной организации производства предприятия»).И.Н.Бутанов также считал, что в центре всяких процессов стоит человек – субъект труда. Поэтому естественным является обращение к выводам физиологии, психологии, педагогики, гигиены для создания условий, благоприятствующих развитию его способностей к труду без ущерба для него, как к личности. Н.А Витке указывал, что современный администратор – это, прежде всего, социальный техник или инженер – строитель людских отношений. Примером принципов бихевиористской (неоклассической) школы могут служить «Принципы 1», разработанные в Японии, они включают в себя следующее: - общие этические ценности; - пожизненный наем – политика полной занятости; - отказ от специализации работника по одной профессии – повышение разнообразия работы; - личное стимулирование; - личное участие работника в принятии решений; - неявный контроль за работой работника; - установление системы ценностей; - развитие личной и производственной культуры работника; - холистический подход к оценке работника. - В Советском Союзе таким примером может служить бригадный подряд. Члены бригады сами устанавливали коэффициент трудового участия каждого работника в результатах труда, самостоятельно распоряжались премией. Дальнейшим развитием бригадного подряда стал хозрасчёт на предприятии. Хозрасчёт подразумевал полное хозяйственное управление имеющимися средствами всеми членами коллектива. Было несколько моделей хозрасчёта, но смысл сводился к тому, что каждый член трудового коллектива, так или иначе мог повлиять на принятие конечного решения – через общее собрание, через голосование и т.д. Неоклассическая школа стала развитием классической и соединила организацию производства и экономические методы управления, разделила решения любой задачи на пять этапов: 1.Постановка задачи; 2.Разработка математической модели; 3.Решение задачи на основе модели; 4.Апробация решения модели; 5.Исполнение найденного решения.
В 60-х годах вышла работа американца Дугласа Мак-Грегора «Человеческая сторона предприятия». Основной идеей работы была мысль о том, что человек не ленив и труд является его потребностью. Предприятие, создавшее наиболее благоприятные условия к производительному труду каждому работнику, станет наиболее успешным. Но для этого надо учесть наибольшее количество внешних и внутренних факторов, влияющих на человека, а, следовательно, на качество его труда. Однако неоклассическая теория не учитывала современные социально-экономические изменения. В связи с этим возникла необходимость в разработке совершенно новой теории управления, учитывающей максимально возможное количество, влияющих на принятие решений, факторов – теория системного подхода.
По мере развития производства, интенсификации научного прогресса и динамичности организационных процессов из-за нестабильности рынка сбыта потребовался всесторонний комплексный охват деятельности предприятий, который нашёл своё выражение в принципах системного подхода. Впервые идею о необходимости системного подходаи изучения организации управления высказал в 1921г. русский экономист Богданов П.А., но только в настоящее время системный подход повсеместно получил распространение и в нашей стране и за рубежом. Любая система состоит из подсистем. Выделяется три связанных процесса: коммуникаций, равновесие системы и принятие решений. Коммуникации вызывают организующие действия. Равновесие системы – это механизм стабилизации организационных процессов, его адаптации к изменяющимся внешним условиям. Принятие решений – завершающая стадия, результат всестороннего анализа при равновесии системы. Главным интегрирующим средством в управлении – является цель. Целью определяют направление развития и характер поведения объекта управления. В управлении в непрерывной взаимосвязи находится объект управления (управляемая система) и субъект управления (управляющая система). С 40-х годов начинают развиваться исследования, связанные с кибернетикой и абстрактным представлением явлений, происходящих в производственных отношениях. Кибернетика – это наука об управлении, опирающаяся на существование единства законов, которым подчиняются процессы управления. Кибернетика описывает общие для различных систем закономерности управления математическим способом и, вместе с тем, выявляет те условия и средства, при которых они будут осуществляться наиболее целесообразным путём. Основной категорией кибернетики является системный подход к изучению явлений происходящих в обществе и различных отраслях народного хозяйства. Развитие кибернетики — как науки о законах управления в сложных динамичных системах — привело к разработке фундаментальных принципов и методов переработки информации, получавших материальное воплощение в автоматизации функций управления производством. Создание ЭВМ способствовало появлению принципиально новых представлений об организации и управлении производством и создало материальные условия для обеспечения надежности управления сложными системами и внедрения в этот процесс автоматических устройств. Основой современной системы управления являются передовые научные достижения и международные процессы, происходящие в мировой экономике, политике, культуре и т.д. И новая школа науки управления, выросла на достижениях в области электронно-вычислительной техники, экономико-математических методов и имитационного моделирования. В новой школе системный подход оставался стержневым, но мозговым штабом выступали специалисты в области кибернетики, исследования операций, системотехники, математики, программисты. Системный подход и системный анализ — это основные идеи новой школы, Стало общепризнанным, что системная методология представляет собой наиболее упорядоченную надежную основу для управления сложными комплексами разнородной, но взаимосвязанной деятельности. Системный подход к исследованию организаций исходит из того, что любая организация есть система, каждый элемент которой имеет свои определенные и ограниченные цели. Сущность системного подхода сводится к следующему: • формулирование целей и выяснение их иерархии до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением и, в частности, с принятием решений; • получение максимального эффекта, т. е. достижение поставленных целей при минимальных затратах, путем сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления соответствующего выбора; • количественная оценка (квантификация) целей, методов и средств их достижения, основанная не на частных критериях, а на широкой и всесторонней оценке всех возможных и планируемых результатов деятельности. Наиболее широкая трактовка методологии системного подхода принадлежит знаменитому биологу, профессору Л. фон Берталанфи, выдвинувшему еще в 1937 г. идею общей теории систем. Предмет общей теории систем Берталанфи определял как «формулирование и вывод тех принципов, которые действительны для систем вообще. Отметим, что Берталанфи рассматривал кибернетику как частный случай общей теории систем. В рамках системного подхода стал разрабатываться исследовательский инструментарий системного анализа. 3.5. Ситуационный подход в управлении Новая ситуационная теория управления. Авторство названия теории принадлежит профессору Сент-Джонского университета (Нью-Йорк) Р. Моклеру, который в статье «Ситуационная теория менеджмента» (1971) указывал: конкретные ситуации, конкретные условия, в которых действует менеджер, настолько разнообразны, что современные теории менеджмента оказались неудовлетворительными с точки зрения практиков, ищущих в теории практическое руководство. Сторонники ситуационного подхода ставили и решали 3 основные задачи: во-первых, разработать теоретическую модель отображения множества ситуационных факторов и обстоятельств в виде контекстуальных переменных (модель ситуации); во-вторых, разработать модель функциональных соотношений переменных и внутренних характеристик организации (модель связей); в-третьих, на основе двух моделей принять и реализовать решение об управляющем воздействии на организацию (в целом или ее части). Характерно, что ситуационный подход затронул практически все основные научные школы управления, проявившись в исследованиях управления как системы и отдельных ее элементов.
3.6. Развитие теории управления в СССР и России
3.6.1. Советские теории управления в 20-е годы XX в.
Основной вклад в разработку и организацию исследований проблем управления социалистическим производством был сделан В.И. Лениным. Продолжая исследования дореволюционного периода и учитывая конкретную ситуацию и новые задачи, он разрабатывал новые принципы управления и функции советской государственной власти и ее органов. В своих работах он стремился обосновать «творческую, активную, созидательную роль государственной власти и системы управления в построении социалистического общества». Как видим, по своей постановке задача не очень отличалась от модели управления полицейским государством. Изменилась среда, поэтому изменились и средства, но суть верховенства государственной власти сохранилась. Именно власть и управление выдвигал Ленин в качестве факторов, которые, опираясь на социалистическую собственность, сыграют роль организатора социалистического строительства. «Берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины». Будучи хорошо знакомым с работами Ф. Тейлора и понимая «остроту момента», В.И. Ленин выступил инициатором крупнейшего в истории управленческой мысли эксперимента в масштабах отдельно взятой страны по одному, но прикладному вопросу — «научная организация труда». Ленин рассматривал науку управления как систему наук, особо выделяя искусство управления. Много внимания в своих работах он уделял и кадрам управления. Сформулированные им требования к руководителям и принципы работы с кадрами легли в основу кадровой системы. Ленин обосновал идею о совершенствовании как особой функции управления, о создании особого органа совершенствования управления, об особом типе работника по совершенствованию управления. Он часто выступал со статьями и речами о борьбе с бюрократизмом в управлении. Ленин сформулировал и реализовал на практике такие модели управления экономикой, как «военный коммунизм» и новая экономическая политика (НЭП). На их базе в 20-е годы XX в. сформировались основные концепции управления — организационно-административная и экономическая. Первая связана с именами И.В. Сталина и его группы, Л.Б. Каменева и Г.Е. Зиновьева и их группы единомышленников, а также Л.Д. Троцкого и его группы. Вторая концепция связана с именем Н.И. Бухарина и его группы. Особыми были теоретические направления «рабочей оппозиции» и «демократического централизма». В итоге острой идейной борьбы различных концепций победила административная концепция Сталина и его соратников. В интересах развития сталинской концепции управления много сделали Ф.Э. Дзержинский, В.В. Куйбышев, Г.К. Орджоникидзе. Например, Дзержинский много внимания уделял разработке проблем организации управления, его совершенствования. Куйбышев и Орджоникидзе руководили теоретическими разработками и внедрением результатов исследований по совершенствованию управления. Над разработкой концепции организационного управления активно работали государственный деятель, дипломат, журналист, организатор Лиги «Время» (впоследствии «Научная организация труда (НОТ)») П.М. Керженцев (1881-1940) и талантливый ученый А.К. Гастев (1882-1938).
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |