Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По уголовным делам 2 страница




--------------------------------

<1> См.: письмо МВД России N 5 от 25 мая 1992 г.; Сборник международных соглашений МВД Российской Федерации. М.: СПАРК, 1996.

 

МВД России были заключены также многосторонние соглашения по отдельным вопросам борьбы с преступностью, например: Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 21 октября 1992 г. <1>, Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью от 17 февраля 1994 г. <2>.

--------------------------------

<1> См.: Там же.

<2> См.: письмо МВД России N 5 от 25 мая 1992 г.; Сборник международных соглашений МВД Российской Федерации.

 

Упрощение порядка сношений с органами уголовной юстиции зарубежных стран в настоящее время стало настоятельной необходимостью, так как рассмотрение запросов о правовой помощи из-за направления их через Генеральную прокуратуру РФ затягивает сроки расследования по уголовным делам. За целесообразность направления запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам через прокуратуру субъекта РФ высказываются как ученые-процессуалисты <1>, так и практические работники правоохранительных органов. Особенно это важно для развития сотрудничества приграничных регионов. Тем более что в международной договорной практике уже имеются такие прецеденты.

--------------------------------

<1> См.: Зимин В.П. Применять, применять и еще раз применять // Моск. журн. междунар. права. 1996. N 3. С. 258; Бастыркин А.И. Взаимодействие внутригосударственного и международного права в сфере советского уголовного судопроизводства: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. Л., 1987. С. 22; Спанов Б.И. Международное сотрудничество органов предварительного следствия МВД Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства: Дис.... канд. юрид. наук. Владимир, 2004. С. 70; Мазаева Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 120 - 121; и др.

 

Решением Совета министров внутренних дел государств - участников СНГ от 17 февраля 1995 г. было одобрено Типовое соглашение о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных районов <1>. В ст. 3 указанного Соглашения предусмотрен обмен оперативно-розыскной, криминалистической и иной информацией как на основе запросов, так и без них, если имеются основания полагать, что это представляет интерес для органов внутренних дел. В результате в настоящее время действуют Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Казахстан о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов (заключено в г. Москве 6 июля 1998 г.), Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством юстиции и внутренних дел Монголии о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов (заключено в г. Москве 7 февраля 2001 г.), Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством общественной безопасности Китайской Народной Республики о сотрудничестве органов внутренних дел и органов общественной безопасности приграничных регионов обоих государств (заключено в г. Пекине 26 июня 2002 г.).

--------------------------------

<1> Сборник международных соглашений МВД Российской Федерации. М.: Спарк, 1996. С. 37 - 41.

 

При осуществлении сотрудничества надо иметь в виду, что межправительственные и межведомственные договоры не проходят ратификацию. Поэтому содержащиеся в них нормы обладают правовой силой заключившего их органа и, следовательно, не имеют приоритета перед нормой закона.

Кроме международных договоров межведомственного характера МВД России оформляет письменные договоренности с зарубежными партнерами, которые не имеют юридического характера и, как правило, более детально определяют механизм взаимодействия на основе уже заключенных межправительственных и межведомственных соглашений. Примером такой договоренности является Меморандум о взаимопонимании между МВД России и правоохранительными структурами Великобритании от 18 июня 1998 г., подписанный на основе российско-британского межправительственного соглашения 1997 г.

Следует помнить, что международные связи органов внутренних дел являются составной частью внешнеполитической деятельности России и отражаются на ее международном престиже. Поэтому любое нарушение законности со стороны сотрудников органов внутренних дел при выполнении ими функции обеспечения и осуществления международного сотрудничества по уголовным делам может привести к межгосударственным осложнениям и нанести ущерб национальным интересам России.

Сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства возможно и при отсутствии договорных обязательств РФ с иностранным государством. В таких случаях основанием для оказания помощи по уголовным делам является договоренность государств - международное соглашение, зафиксированное обменом письмами, нотами и иным образом при посредничестве Министерства иностранных дел РФ на условиях взаимности.

Основу международного сотрудничества по уголовным делам составляет совокупность принципов: принципы международного права, регулирующие сотрудничество государств в целом; принципы, изложенные в международных договорах РФ при оказании правовой помощи; принципы внутреннего законодательства РФ (уголовного, уголовно-процессуального и других отраслей права).

Применение указанных принципов основано на четком разграничении действий согласно функциональному предназначению - каждый принцип выполняет свою роль, находясь во взаимодействии с другими основными положениями. Так, при необходимости оказания правовой помощи по уголовному делу каждое государство, осуществляющее такое сотрудничество, идет на взаимные согласованные уступки, адекватные потребности страны, поступается незначительной частью суверенитета и в рамках международного договора допускает на своей территории применение, но не действие иностранных уголовно-процессуальных норм.

Главенствующую роль в выполнении Россией международных обязательств об оказании правовой помощи по уголовным делам другим государствам играет национальное процессуальное законодательство, которое применяется на основе заложенных в нем принципов, содержащихся в международных договорах о правовой помощи.

К принципам международного сотрудничества при оказании правовой помощи по уголовным делам, вытекающим из международных договоров РФ, следует отнести: добровольность сотрудничества; соблюдение суверенитета и безопасности договаривающихся стран; непременная уступка части суверенитета (применение иностранного законодательства); соответствие просьбы запрашивающей страны законодательству исполняющего государства; обязанность выполнения условий договора; взаимодействие на основе права, предусмотренного международным договором; принцип законности и др. К их числу относится и такой основополагающий принцип, как взаимность.

Взаимный - значит, проявляющийся по отношению друг к другу; обоюдный <1>.

--------------------------------

<1> Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: НОРИНТ, 2003. С. 124.

 

Юридический словарь дает понятие принципа взаимности как одного из принципов международного права, вытекающего из общего принципа суверенного равенства государств. В соответствии с принципом взаимности международные договоры заключаются на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств <1>.

--------------------------------

<1> Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 85.

 

Взаимодействующие государства выступают как равноправные, суверенные, независимые субъекты международных отношений, сотрудничество которых осуществляется на добровольной основе, т.е. вытекающие из договоров права и обязанности взаимны. Это правило содержится во всех международных договорах.

Взаимодействие по уголовным делам осуществляется только в отношении общеуголовных преступлений. В этой связи большое значение приобретает развитость уголовно-процессуального законодательства договаривающихся стран, каждая из которых способна выполнить только такие следственные действия по уголовному делу, которые предусмотрены ее законодательством. При этом нельзя требовать от другой стороны расширения их перечня до уровня собственного законодательства, ибо при заключении договора каждая исходит из имеющегося законодательства своего государства.

Объем сотрудничества предусматривает взаимное исполнение, но не принятие процессуальных решений по уголовным делам, поскольку полномочия принимать такие решения зависят от юрисдикции договаривающихся стран и определяются их внутренним законодательством. Нарушение этого правила может рассматриваться как вмешательство во внутренние дела иностранного государства, что недопустимо, поскольку противоречит общим принципам межгосударственных отношений.

Принцип взаимности также неприменим в том случае, если ответные акции другой страны сопряжены с нарушением международно-правовых норм или общепринятых норм морали.

В данном случае государство может пойти на правоограничения, т.е. предпринять правомерные индивидуальные действия в ответ на недружественный акт другого государства с целью побудить правонарушителя сообразовывать действия со своими обязательствами по международному праву (реторсия).

В то же время в договорах о сотрудничестве может содержаться оговорка о взаимности. Последняя представляет собой положение, в соответствии с которым применение в России той или иной нормы обусловлено применением аналогичной нормы в иностранном государстве.

Данные действия являются эффективными мерами, позволяющими государству регулировать свою уголовно-правовую политику на международном уровне.

В УПК РФ содержание принципа взаимности полностью не раскрывается. Более того, он не упоминается и среди принципов уголовного судопроизводства в главе 2 УПК РФ.

В то же время следует отметить, что практически все мероприятия, связанные с направлением запросов о правовой помощи и их исполнением (ст. 453 и ст. 457 УПК РФ), основаны на принципе взаимности.

В статье 453 УПК РФ законодателем предпринята попытка закрепления системы отношений, согласно которой международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства строится не только на основе международных договоров, но и на основе принципа взаимности, когда двусторонние соглашения по различным вопросам уголовного судопроизводства и обязательства по ним принимаются от имени государства в пределах своей компетенции Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ и Министерством внутренних дел РФ с таким расчетом, что соответствующее ведомство иностранного государства принимает на себя аналогичные обязательства и дает заверения от данного государства, что в сходной ситуации оно поступит таким же образом. С вышеперечисленными российскими ведомствами соответствующее ведомство вступает в непосредственные отношения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: ТК Велби, 2002. С. 280 - 281.

 

Среди ученых-процессуалистов были попытки дать определение принципу взаимности. Так, Н.Н. Мазаева предлагает следующее определение: "Принцип взаимности - это общепризнанный принцип международного права, на основе которого может осуществляться международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства при отсутствии в качестве основания такого сотрудничества международного договора Российской Федерации или международного соглашения" <1>. Однако такое определение не в полной мере раскрывает сущность исследуемого понятия.

--------------------------------

<1> См.: Мазаева Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 113.

 

Т.Н. Москалькова указывает на то, что оказание правовой помощи возможно не только при наличии соответствующего международного соглашения, но и на основе общих правил достижения межгосударственных договоренностей по дипломатическим каналам - в виде письменных обязательств Верховного Суда РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Генеральной прокуратуры РФ оказать от имени России правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий. Такое оказание правовой помощи по уголовным делам называется правовой помощью на основе принципа взаимности <1>. О взаимности действий следует говорить и при осуществлении других видов международного сотрудничества по уголовным делам: уголовное преследование, выдача (экстрадиция) лиц.

--------------------------------

<1> Уголовный процесс / Под ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002. С. 657.

 

Принцип взаимности при осуществлении международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства выражается письменным обязательством уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации, соответствующих компетентных органов или должностных лиц иностранного государства взаимно оказывать на добровольной основе аналогичную по юридической силе, основаниям, форме и содержанию правовую помощь в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий.

Вместе с тем во избежание пробелов и ошибок в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов РФ целесообразным было бы закрепить принцип взаимности в отдельной статье Уголовно-процессуального кодекса, поскольку он отражает общие начала обеспечения взаимодействия уполномоченных государственных органов РФ с компетентными органами иностранных государств и международными организациями, устанавливает основания, условия и порядок обращения к международному сотрудничеству по уголовным делам, на его основе происходит оказание всех видов международной правовой помощи.

Международное сотрудничество по уголовным делам без национального законодательства осуществляться не может, поскольку реализация международных договоров по условиям самих же договоров возложена на уголовно-процессуальное законодательство государства. В силу этого национальное законодательство является основой для создания и движущей силой для применения международного законодательства <1>.

--------------------------------

<1> Волженкина В.М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе (проблемы теории и практики): Дис.... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 93.

 

Внутригосударственное право устанавливает необходимую процедуру реализации положений международно-правовых актов, определяет обязательства для компетентных органов, ответственных за осуществление этих положений.

В Российской Федерации нормы международных правовых актов реализуются в двух формах: с помощью издаваемых правовых актов, регулирующих те же вопросы, что и международные, и путем прямого их применения. Издание внутригосударственного акта во исполнение международных норм является обязательным, когда в них имеются указания на необходимость внутригосударственной правотворческой деятельности. Положения официально опубликованных международных договоров РФ в сфере уголовного процесса, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно.

В ходе международного сотрудничества по уголовным делам основным правовым документом является Конституция Российской Федерации <1>, согласно которой "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (ч. 4 ст. 15).

--------------------------------

<1> Российская газета. 1993. N 237.

 

Положения ст. 15 Конституции РФ послужили правовой основой для принятия Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Закон указал, что в соответствии с Конституцией РФ международные договоры наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - продолжателя Союза ССР <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума Верховного Суда от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // Российская газета. 2003. N 244.

 

Положения Конституции РФ получили свое отражение и развитие в ч. 3 ст. 1 УПК РФ. Однако, несмотря на текстуальное тождество ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 УПК РФ, массив норм международного права, подпадающих под данную норму Конституции РФ и являющихся составной частью национальной правовой системы объемнее, чем нормы, которые входят в уголовно-процессуальное законодательство.

Исходя из требований ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 3 ст. 1 УПК РФ, а также ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" "установка на приоритетное применение норм международного права лишь в коллизионных ситуациях должна быть дополнена установками на повседневное совместное согласованное и взаимодополняющее применение норм международного права и норм УПК РФ, а также иных законов по вопросам уголовного судопроизводства" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Малиновский О.Н. Нормы международного права о правах человека как источник российского уголовно-процессуального права: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Краснодар, 2003. С. 8.

 

В УПК РФ вопросам международного сотрудничества посвящена часть пятая, в которой содержатся нормы, регулирующие основания, форму и порядок направления и исполнения запросов о правовой помощи; осуществления уголовного преследования, выдачи (экстрадиции) лиц, передачи лица, осужденного судом к лишению свободы, для отбытия наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Нормы уголовно-процессуального законодательства нашей страны повторяют, но не заменяют положений международных договоров. Они нацелены в первую очередь на обеспечение выполнения международных обязательств, вытекающих из этих договоров <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Уголовный процесс" (под ред. В.И. Радченко) включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2006 (2-е издание, переработанное и дополненное).

 

<1> Уголовный процесс: Учебник для юридических высших учебных заведений / Под общ. ред. В.И. Радченко. М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2003. С. 639.

 

Серьезное влияние на правовое регулирование международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства оказывает действующее уголовное законодательство РФ <1>. Так, УК РФ прямо предусмотрена ответственность за преступления, начальный или конечный момент совершения которых может иметь место за пределами территории России. УК РФ определил, что граждане РФ и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, могут нести уголовную ответственность по российскому закону за деяние, совершенное ими на территории другого государства, лишь в случае, если данное деяние признано преступлением в данном государстве и если они там не были осуждены. Одновременно УК РФ закрепляет возможность наступления уголовной ответственности по российскому законодательству иностранцев и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов страны, в случаях, если преступление направлено против интересов России, а также в случаях, предусмотренных международными договорами. УК РФ (ч. 2 ст. 13) также предусмотрены общие основания выдачи (экстрадиции) лиц для привлечения к уголовной ответственности или передачи для отбывания наказания, что предполагает оказание правовой помощи, осуществляемой в соответствии с нормами УПК РФ.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Волеводз А.Г. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 10.

 

Следует согласиться с В.М. Волженкиной, которая указывает на то, что эффективность международного сотрудничества в уголовном судопроизводстве зависит от развитости не только уголовного и уголовно-процессуального права, но и конституционного, гражданского и других отраслей национального права. В процессе оказания правовой помощи в уголовном судопроизводстве России помимо Конституции РФ, УПК РФ, УК РФ применяются законы, регулирующие вопросы гражданства, государственной границы, положение иностранцев и др. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. СПб.: Юридический центр Пресс; Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2001. С. 94.

 

Право на сотрудничество правоохранительных органов России с соответствующими компетентными органами зарубежных стран устанавливается федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами РФ. Так, например, Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 (ред. от 28 ноября 2009 г.) "О прокуратуре Российской Федерации" <1> и Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 (ред. от 29 декабря 2009 г.) "О милиции" прямо устанавливают, что правовой основой деятельности указанных правоохранительных органов являются международные договоры РФ.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2009. 2 дек.

 

В сферу международного сотрудничества по уголовным делам также структурно входят и подзаконные нормативные правовые акты: указы Президента РФ <1>, постановления Правительства РФ <2>, указания, распоряжения, инструкции, приказы министерств и ведомств <3>, в компетенцию которых входит разрешение вопросов о взаимодействии между компетентными органами России и зарубежных стран.

--------------------------------

<1> См., напр.: Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 32. Ст. 3895; Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567 (ред. от 25 ноября 2003 г.) "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1958.

<2> См.: Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190 "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 43. Ст. 4916.

<3> См., напр.: Указание Генеральной прокуратуры РФ от 20 июня 2002 г. N 32/35 "О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции в связи с введением в действие УПК Российской Федерации", Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 августа 1998 г. N 50 "Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации".

 

Указанные законы и подзаконные нормативные правовые акты устанавливают право компетентных правоохранительных органов на международные сношения. Порядок осуществления таких сношений по правовым вопросам в них не установлен, а содержатся только общие ссылки, согласно которым сотрудничество по уголовным делам осуществляется в соответствии с УПК РФ, договорами о правовой помощи.

Анализируя законодательный массив, регулирующий международное сотрудничество, а также практику его применения, можно выделить некоторые негативные факторы, влияющие на отказ от применения или нарушения в применении сотрудниками правоохранительных органов закрепленных в них положений. К таким факторам относятся:

отсутствие систематизации всех нормативно-правовых актов, регламентирующих данную область правоотношений и единой концепции при заключении подобных соглашений;

излишне сложные процедуры оказания международной правовой помощи, закрепленные во множестве разрозненных нормативно-правовых актов;

отсутствие разработанных рекомендаций и методических указаний о порядке использования возможностей международного сотрудничества и международной правовой помощи.

Названное влечет нежелание использовать процедуры, связанные с особыми сложностями собирания, закрепления, проверки и оценки доказательств, полученных в результате оказания международной правовой помощи <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шабалина Ю.В. Правовая регламентация международного сотрудничества в противодействии транснациональной организованной преступности // Российский следователь. 2009. N 21. С. 39.

 

В практической деятельности при осуществлении международного сотрудничества часто возникают трудности в связи с неподготовленностью сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации к использованию правил международных договоров в своей повседневной практической деятельности, что обусловлено недостаточной информированностью о наличии международных правовых документов, отсутствием знаний их содержания.

Договоры о правовой помощи наиболее тесно связаны с уголовным судопроизводством, хотя и не являются единственной группой международных договоров. Вместе с тем именно к этим договорам чаще всего обращаются органы предварительного расследования при производстве по уголовным делам.

В результате проведенного исследования видно, что из числа опрошенных 48% сотрудников правоохранительных органов ссылаются при оказании правовой помощи на Минскую конвенцию 1993 г., 35% - на двусторонние соглашения, 21% - на европейские конвенции и лишь 11% опрошенных используют дополнительные протоколы, разъяснения и иные приложения к договорам. Как показывает практика, большинство анкетированных ориентируется на уголовно-процессуальное законодательство РФ. О существовании дополнительных правил договоров, не закрепленных в законах РФ, известно небольшому числу лиц <1>.

--------------------------------

<1> Данное исследование проводились в 2009 году в г. Москве, Московской области, Хабаровском крае.

 

Разрешение вопросов, связанных с надлежащим применением международных норм в процессе оказания правовой помощи по уголовным делам, может быть достигнуто только путем реализации комплекса мероприятий, методов и средств, направленных на включение положений международно-правовых актов, необходимых и соответствующих системе права РФ, в отечественное законодательство.

 

§ 2. Сущность международного сотрудничества

в сфере уголовного судопроизводства

 

Взаимодействие между правоохранительными органами разных стран - важнейшая составная часть международного сотрудничества в области борьбы с преступностью, представляющего собой регулируемую нормами международного и внутригосударственного права деятельность по защите интересов личности, общества, государства и мирового сообщества от международных, транснациональных и имеющих транснациональный характер преступлений, посягающих на внутригосударственный правопорядок, которая осуществляется путем принятия согласованных между странами мер по установлению наказуемости в уголовном порядке определенных общественно-опасных деяний (криминализации) и унификации на этой основе уголовного законодательства; пресечению готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий; оказанию помощи в расследовании уголовных дел и осуществлении уголовного преследования; организации деятельности международных судебных органов, связанной с расследованием международных преступлений, осуществлением уголовного преследования и наказанием лиц, виновных в их совершении; обеспечению исполнения уголовных наказаний; постпенитенциарному воздействию, а также оказанию профессионально-технической помощи и предупреждению преступлений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волеводз А.Г. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 56.

 

Одним из направлений международного сотрудничества по борьбе с преступностью является международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства <1>.

--------------------------------

<1> В данном исследовании понятия "международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства" и "международное сотрудничество по уголовным делам" тождественны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.