Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

РАТ – Рисованный апперцептивный тест




Апперцептивные тесты

Суперэгоблокинговые ситуации: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21

Эгоблокинговые ситуации: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24

Таблица для соотнесения результатов

Баллы, набранные по направлению и типу реакции

Ответы субъекта в контексте направления и типа реакции

№ ситуации OD ED ND Количество баллов для каждого ответа
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
  Тип реакции
Направление реакции   OD ED ND Сумма значений
E        
I        
M        
Сумма значений        

Необходимо выяснить порядок OD, ED,ND и E, I, M

  OD ED ND
E      
I      
M      

Необходимо выбрать 3 максимальных результата из 9-и

5. Выяснение наличия Эгоблокинговых и Суперэгоблокинговых ситуаций (Наличие подчеркнутых E и I)

Выражение агрессии при объективной необходимости, «защита»

Выражение агрессии при отсутствии объективной на то необходимости, «нападение»

6. Тенденции = (a-b)/(a+b)

a – Количественная оценка в первой половине протокола (ситуации 1 – 12)

b - Количественная оценка во второй половине протокола (ситуации 13 – 24)

Тенденции высчитываются при повторении какого-либо ответа не менее 4-х раз в каждой из 2-х частей протокола.

Необходимо сравнить:

ОD, ED, ND

E, I, M

e, i, m

7. GCR - Степень социальной адаптации (по сравнительной таблице Тарабиной)

GCR=(Результат/14)*100=%

Сравнительная таблица Тарабиной   Результаты сравнения
  OD ED ND   OD ED ND
  M` E          
    I          
               
               
      i        
      e        
    E          
               
               
    E          
               
    E m        
      e        
               
  E`            
               
               
  E`   e        
    I          
               
               
  M`            
               
  M`            
          Итог  

Рекомендации к оформлению:

1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 57-61);

2. Заполните таблицу ответов в контексте направления и типа реакции

3. Подсчитайте баллы, набранные по направлению и типу реакции;

4. Заполните таблицу для соотнесения результатов;

5. Выясните наличие эгоблокинговых и суперэгоблокинговых ситуаций, выявите тенденции в первой и второй половинах протокола, степень социальной адаптации;

6. Выполните интерпретацию результатов;

7. Напишите заключение.


РАТ - это более компактный модифицированный вариант Тематического Апперцептивного Теста Г. Мюррея, отнимающий меньше времени на обследование и более приспособленный к условиям работы практического психолога. В первую очередь, разработан совершенно новый стимульный материал (см. Приложение).

Оригинальный тест Мюррея представляет собой набор черно-белых таблиц, всего - 30, одна из них пустая (только белый фон), остальные представляют собой картины с не резко структурированными ситуациями, дающими повод для построения разных предположений в отношении той конфликтной ситуации, в которой оказались изображенные на них "герои", об их роли в сложившихся обстоятельствах, об их взаимоотношениях и намерениях. Это - фотографии с картин американских художников. Картинки делятся на 10 мужских (предназначенных только для обследования мужчин), 10 женских и 10 общих, всего 20 в каждом комплекте. Кроме того, имеется детский набор картинок (тест КАТ). Это один из наиболее глубинных личностных тестов. Отсутствие жестко структурированного стимульного материала создает почву для вольной трактовки сюжета испытуемым, которому предлагается по каждой картинке сочинить рассказ, используя собственный жизненный опыт и субъективные представления. Проекция личных переживаний и идентификация с кем-либо из героев сочиненного рассказа позволяет определить сферу конфликта внутреннего или внешнего), соотношение эмоциональных реакций и рационального отношения к ситуации, фон настроения, позицию личности (активную, агрессивную, пассивную или страдательную), последовательность суждений, умение планировать свою деятельность, уровень невротизации, наличие отклонений от нормы, трудности социальной адаптации, суицидальные тенденции, патологические проявления и многое другое. Большим достоинством методики является невербальный характер предъявляемого материала, расширяющего количество степеней выбора для испытуемого при создании сюжетов и провоцирующего к раскрытию глубинных, интимных личностных переживаний.

Анализ устного творчества испытуемого, в процессе которого он согласно инструкции сочиняет сюжет к каждой картинке, позволяет выявить идентификацию (неосознаваемое отождествление) испытуемого с кем-либо из "героев" сюжета и проекцию (перенесение в сюжет) его собственных переживаний, которые выявляются приписыванием "герою" мыслей и чувств, не вытекающих непосредственно из того, что изображено на самой картинке.

Фрустрирующие ситуации тесно связаны с тем конкретным окружением и обстоятельствами, которые могут вытекать из соответствующей картинки и способствовать реализации потребностей героев (или героя) или препятствовать им. При определении значимых потребностей экспериментатор обращает внимание на интенсивность, частоту и длительность фиксации внимания испытуемого на определенных повторяющихся в разных рассказах ценностях и особой индивидуализированной окраске, эмоциональной значимости именно этих ценностей.

Анализ полученных данных проводится в основном на качественном уровне, а также с помощью простых количественных сопоставлений, что позволяет оценить баланс между эмоциональной и интеллектуальной сферой, наличие внешнего и внутреннего конфликта, сферу нарушенных отношений, позицию личности - активную или пассивную, агрессивную или страдательную (при этом соотношение 1:1 (50% к 50%) рассматривается как норма, а значимый перевес в ту или иную сторону выражается в соотношениях 2:1 или 1:2 и более). Отмечая отдельно разные элементы каждого сюжета, экспериментатор суммирует ответы, отражающие склонность к переуточнению (признак неуверенности, тревоги), пессимистические высказывания (депрессия), незаконченность сюжета и отсутствие перспективы (неуверенность в будущем, неумение планировать его), преобладание эмоциональных ответов (повышенная эмотивность) или суждений (пониженная эмотивность), и т. д. Присутствующие в рассказах в большом количестве особые темы - смерть, тяжелая болезнь, суицидальные намерения. нарушенная последовательность и плохая логическая связанность блоков сюжета, использование неологизмов, рассуждательство, амбитендентность в оценке "героев" и событий, эмоциональная отстраненность, разноплановость восприятия картинок, стереотипия могут служить серьезными аргументами при выявлении личностной дезинтеграции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.