И логистика и управление цепями поставок – достаточно молодые и бурно развивающиеся науки. Впервые термин Supply Chain Management был предложен в 80-ые годы XX столетия. Терминология и понятийный аппарат в этой области знаний постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием.
Выделяют несколько различных национальных школ и течений в логистике и управлении цепями поставок. В настоящее время можно говорить о существовании американской школы (Д. Бауэрсокс, Дж. Клосс, Д. Уотерс, Дж. Сток, Д. Ламберт и др.), серьезных исследованиях в различных европейских странах, в том числе Великобритании (М. Кристофер, Дж. Менцер, К. Оливер, М. Вебер и др.). Определенный интерес представляют исследования австралийских ученых, оказывающих существенное влияние на развитие азиатской логистической школы. В частности, труды Джона Гаторны признанного специалиста мирового уровня в области логистики и Supply Chain Management из Австралии переведены на японский и китайские языки и в настоящее время пользуются большим признанием в странах Азии.
Управление цепями поставок на протяжении нескольких последних десятилетий является одной из самых динамично развивающихся концепций, находящихся на стыке маркетинга, логистики, операционного менеджмента и стратегического управления.
В управлении цепями поставок используется большое количество терминов из различных областей знаний. Это обуславливается тем, что ведущие специалисты в этой области знаний изначально являются специалистами в других областях: менеджмента, маркетинга, коммерции, различных инженерно-технических специальностей.
Концепция управления цепями поставок является одним из самых динамично развивающихся направлений научной и практической деятельности на протяжении последних десятилетий.
Термин «Supply chain management – SCM» – «Управление цепями поставок» – был предложен системным интегратором – компанией «i2 Technologies» и консалтинговой компанией «Артур Андерсен» в начале 1980-х годов [20]. Появление концепции управление цепями поставок также связывают со статьей К. Оливера и М. Вебера «Supply chain management: Logistics Catches up with Strategy», выпущенной ими в Лондоне в 1982 году.
Управление цепями поставок – это основная концепция управления поставками в современной экономике, которая привлекает к себе все большее внимание со стороны ученых и практиков. Данной сфере уже посвящено достаточно большое количество научной и периодической литературы, семинаров, конференций и т.п. Управление цепями поставок получило свое развитие в продолжение производственно-логистической концепции. И рассматривается многими учеными как целостная концепция ведения бизнеса, объединяющая в себе передовые организационные принципы и возможности современных информационных технологий.
Управление цепями поставок является целостной концепцией ведения бизнеса, объединяющей в себе передовые организационные принципы и возможности современных информационных технологий.
Управление цепями поставок тесным образом связано со стратегией бизнеса. Масштабы управления цепями поставок в современном бизнесе таковы, что уже специалисты говорят о перемещении конкуренции между предприятиями в сферу конкуренции цепей поставок. Эффективное управление цепями поставок является одним из решающих факторов сохранения и повышения уровня доходов и конкурентоспособности на современных и будущих рынках.
В процессе эволюции понятийный аппарат концепции управление цепями поставок существенно изменился, т.к. ее терминология находится в постоянном развитии. В 80-х годах прошлого столетия в странах с развитой экономикой во многих отраслях сложилась ситуация, при которой себестоимость производства продукции снизилась настолько, насколько это оказалось практически возможным. Для поддержания конкурентоспособности появилась необходимость в новой концепции управления бизнесом. С возникновением понятия «управление цепями поставок» в 1980-е гг. появилась идея координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, связанных между собой технологической цепочкой. Поэтому для многих зарубежных компаний стало ясно, что эффективное управление цепями поставок – следующий шаг, который им необходим для повышения своей конкурентоспособности.
Современная наука предлагает множество различных определений понятий «управление цепями поставок» и «цепи поставок», при этом разброс мнений очень широк и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. На сегодняшний день не существует единого мнения относительно содержания данных понятий, оно постоянно уточняется и изменяется (таблица 1 и таблица 2).
Точки зрения авторов на определение «управление цепями поставок» объединены также на рисунке 1 в соответствии с различными классификационными признаками
Таблица 1 – Некоторые точки зрения зарубежных и отечественных авторов на содержание понятия «цепи поставок»
Источник
Точки зрения
Beamon (1999)
Сложное юридическое лицо, которое состоит из различных эшелонов, например, поставщиков, изготовителей, дистрибьюторов и потребителей
Christopher (1999)
Сеть организаций, участвующих как в верхних, так и в нижних звеньях в различных процессах, и виды деятельности, в ходе которых производится ценность в форме продуктов и услуг, попадающих в руки конечного потребителя
Chopra и Meindl (2001)
Цепь поставки включает все стадии (клиенты, розничные продавцы, дистрибьюторы, изготовители и поставщики), непосредственно или косвенно вовлеченные в выполнение заказа клиента
Shapiro (2001)
Логистическая цепь компании включает географически распределенные объекты, где приобретаются, преобразуются, хранятся или продаются сырье, незавершенная и готовая продукция, и соединяющие эти объекты каналы распределения, по которым перемещается продукция
Harrison и van Remko (2002)
Логистическая цепочка — это группа партнеров, которые вместе перерабатывают основные сырьевые товары (восходящий поток) в готовую продукцию (нисходящий поток), ценную для конечных потребителей, и которые регулируют возврат на каждом этапе
Mentzer и др. (2001)
Совокупность трех или более учреждений, непосредственно
связанных друг с другом и перемещающих вверх и вниз по течению потоки продуктов, услуг, финансов, и информации от источников приобретения до конечного клиента
Fugate, Sahin и Mentzer
(2006)
Цепь поставки состоит из торговых партнеров, которые связаны с управлением финансовыми, информационными потоками и потоками услуг
Borade и Bansod (2007)
Сеть средств обслуживания и каналов распределения, которая охватывает приобретение материалов, производство, сборку и поставку изделия или услуги клиенту
Russell (2007)
Последовательно-связанные организации и действия, вовлеченные в создание заказанного потребителем изделия. Цепь поставки может быть рассмотрена как цепь ценности, поскольку поставщики, изготовители, транспортные организации и все другие участники цепи поставки добавляют ценность к исходному продукту. Она также может быть рассмотрена как цепь требований
Продолжение таблицы 1
Иванов Д.А. (2009)
Цепь поставок (процессное понимание)– это совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.
Цепь поставок (объектное понимание) – это совокупность организаций (предприятий-изготовителей, складов, дистрибьюторов, 3-PL и 4-PL провайдеров, экспедиторов, оптовой и розничной торговли), взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя.
Сергеев В.И., Смирнова Е.А. (2009)
Цепь поставок – это три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя.
Таблица 2 – Некоторые точки зрения зарубежных и отечественных авторов на содержание понятия «управление цепями поставок»
Источник
Точки зрения
Lambert (1994)
Интеграция бизнес-процессов до конечного пользователя от первоначальных поставщиков, которые обеспечивают продукты, услуги и информацию, чтобы добавить ценность для клиентов
Ganeshan и Harrison (1995)
Система поставок - сеть услуг(комплексов) и вариантов распределения, который выполняет функции приобретения материалов, преобразования этих материалов в промежуточные и готовые изделия, и распределения этих готовых изделий клиентам
Monczka, Trent и Handfield (1998)
Концепция, “чья главная цель состоит в том, чтобы объединить и управлять источниками снабжения, потоком, и контролем(управлением) материалов, используя полную перспективу систем через разнообразные функции и многократные ряды поставщиков”
Mentzer и др. (2001)
… системная стратегическая координация традиционных бизнес-функций в пределах отдельной компании и через бизнесы в пределах системы поставок, в целях улучшить долгосрочное выполнение отдельных компаний и системой поставок как целым
Продолжение таблицы 2
Arunachalam (2003)
…касается планирования и координирования действий организаций через систему поставок, от приобретения сырья до поставки готовых изделий
Simchi-Levi и др. (2003)
Набор подходов, используемый, чтобы эффективно объединить поставщиков, изготовителей, склады и магазины, так, чтобы товары были произведены и распределены в правильных количествах, в правильные места и в нужное время, чтобы минимизировать затраты, удовлетворяя требованиям обслуживания потребителей
CSX World Terminals (2004)
Управление и контроль всех материалов и информации в логистических процессах от приобретения сырья к поставке конечному пользователю
Harrison и van Hoek (2005)
Планирование и управление всеми процессами, которые связывают партнеров в системе поставок вместе, чтобы удовлетворить потребности конечного потребителя
Сборник
«Стандартов по логистике и управлению цепями поставок»
Европейская логистическая ассоциация (ELA) (2005)
Организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам*
Совет профессионалов в области
управления цепями поставок (CSCMP) (2005)
Планирование и управление всеми видами деятельности в цепи поставок, включая сорсинг и управление закупками, преобразовании (переработку) продукции и менеджмент всех видов логистической деятельности. Существенно, что управление цепями поставок также включает координацию и сотрудничество с партнёрами по цепи поставок, которыми могут быть поставщики, посредники. провайдеры услуг «третьей стороны», а также потребители*
Koch (2006)
Комбинация искусства и науки, которая предполагает улучшение развития компании, поставляющей продукты потребителям
Borade и Bansod (2007)
Управление материалами, деньгами, людьми, и информацией в пределах и через систему поставок, чтобы максимизировать удовлетворенность потребителя и получить преимущества перед конкурентами
Продолжение таблицы 2
Иванов Д.А. (2009)
… как научная дисциплина изучает ресурсы промышленных, логистических и торговых предприятий, а также принимаемые людьми решения в отношении процессов межорганизационного взаимодействия для преобразования, трансформации и использования этих ресурсов на всей протяженности цепи создания стоимости от источников исходного сырья до конечного потребителя.
… с практической точки зрения – это системный подход к интегрированному планированию и управлению всем потоком информации, материалов и услуг от конечного потребителя через предприятия и склады до поставщиков сырья.
Тяпухин А.П. (2012)
… как концепция управления предприятиями, которая связана с воздействиями субъекта управления на линейно упорядоченные звенья логистической системы (поставщиков и посредников), которые выполняют консолидацию (разукрупнение) объектов потока ресурсов в соответствии с целями их потребителей.
… как вид деятельности предприятий, включающий стратегический менеджмент сети этих предприятий; управление отношениями с поставщиками внутри и вне этой сети; логистический менеджмент и технологический менеджмент, которые формируют выполнение заказа и управление возвратами для создания и доставки ценности потребителям.
Концепция
Понятие
Философия
Подход
Перспектива
Деятельность
Система
Процесс
Форма вертикальной интеграции предприятий
Техника
Сеть
способностей
Интегрированная логистика
Управление процессами
Инновации
Координация/сотрудничество с поставщиками и потребителями
Точки зрения на управление цепями поставок
Рисунок 1 - Взаимосвязи между классификационными признаками понятия «управление цепями поставок»
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление