Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи теоретического исследования




Целью большинства теоретических исследований является выделение в процессе синтеза знаний существенных связей между исследуемым объектом и окружающей средой, объяснение и обобщение результатов эмпирического исследования, выявление общих закономерностей и их формализация.

Цель - основная цель работы, что нужно сделать в рамках диссертационного исследования магистранта.

Подцель – формируется если предмет задачи достаточно объёмный.

Задачи исследования: перечень вопросов, которые нужно рассмотреть для того чтобы цель и подцель работы были достигнуты. В качестве отдельных задач выступают структурно-логические компоненты исследования.

Успешное теоретическое исследование завершается формированием теории или выдвижением гипотезы и не обязательно связанно с ее математическим описанием. Теоретические исследования проходят в своем развитии различные этапы от качественного объяснения и количественного измерения процессов до их формализации. Поэтому в зависимости от этапа исследований, их результаты могут быть представлены как в виде качественных правил, так и в виде математических уравнений (соотношений).

В общем случае под задачей понимаются несогласованные или противоречивые информационные процессы (системы), соотношение между которыми вызывает потребность в их преобразовании. В процессе решения задачи противоречия между указанными информационными процессами или системами устраняются.

Структурно любая задача включает условия и требования. Условия - это определение информационной системы, из которой следует исходить при решении задачи.

Требования - необходимый и достаточный перечень условий определяю­щих цель, к которой нужно стремиться в процессе решения задачи. Условия и требования могут быть исходными, привлеченными и искомыми.

Исходные условия даются в первоначальной формулировке задачи (исходные данные), если их оказывается недостаточно для решения задачи, то исследователь вынужден привлекать новые данные, называемые привлеченными.

Искомые данные или искомые условия - это привлеченные условия, которые требуется отыскать в процессе решения задачи.

Условия и требования задачи находятся в противоречии, они неоднократно сталкиваются, сопоставляются сближаются между собой. Такое преобразование структурных компонентов задачи продолжается до тех пор, пока не будет решена сама задача.

Процесс проведения теоретических исследований обычно состоит из нескольких стадий.

Первая стадия (оперативная) включает проверку возможности устранения технического противоречия, оценку возможных изменений в среде, окружающей объект, анализ возможности переноса решения задачи из других отраслей знания (ответить на вопрос: «Как решаются в других отраслях знаний задачи, подобные данной?»), применение «обратного» решения (ответить на вопрос: «Как решаются задачи, обратные данной, и нельзя ли использовать эти решения, взяв их со знаком минус?») или использования «прообра­зов» природы (ответить на вопрос: «Как решаются в природе более или менее сходные задачи?»).

Вторая стадия исследования является синтетической, в процессе кото­рой определяется влияние изменения одной части объекта на построение других его частей, определяются необходимые изменения других объектов, работающих совместно с данным, оценивается возможность применения измененного объекта по новому, и найденной технической идеи при решении других задач.

Третья стадия, называемая постановкой задачи, определяет цель решения задачи. На этой стадии проверяется возможность достижения той же цели решения задачи «обходными» (может быть, более простыми) средствами, выбирается наиболее эффективный путь решения задачи и определяются требуемые количественные показатели. В связи с этим при необходимости уточняются требования применительно к конкретным условиям практиче­ской реализации полученного решения задачи.

Четвертая стадия (аналитическая) включает определение идеального конечного результата (ответить на вопрос: «Что желательно получить в самом идеальном случае?»), выявляются помехи, мешающие получению идеального результата, и их причины, определяются условия, обеспечивающие получение идеального результата с целью найти, при каких условиях исчезнет «помеха».

Следует заметить, что постановка задачи является наиболее трудной частью исследования. Четкая формулировка основных целей задачи - важнейший этап ее решения. Следует при этом иметь в виду, что преобразование в начале расплывчатой формулировки задачи в четкую, определенную (переформулировка) часто облегчает решение задач.

Решение теоретических задач должно носить творческий характер. Творческие решения часто не укладываются в заранее намеченные планы. Иногда оригинальные решения появляются «внезапно», после, казалось бы, длительных и бесплодных попыток. Часто удачные решения возникают у специалистов смежных областей знания, на которых не давит груз известных решений. Творческие решения представляют по существу разрыв привычных пред­ставлений и взгляд на явления с другой точки зрения. Следует особо подчеркнуть, что собственные творческие мысли (оригинальные решения) возникают тем чаще, чем больше сил, труда, времени затрачивается на постоянное обдумывание путей решения теоретической задачи, чем глубже научный работник увлечен исследовательской работой.

Получение научного результата – это те методы, алгоритмы и разработки, которые предложил автор диссертации для решения поставленной задачи исследования.

Предложенные автором разработки являются основой результатов, которые должны иметь важное научное или практическое значение.

 

Таким образом, задачами любого теоретического исследования являются:

· обобщение результатов исследования, нахождение общих закономерностей путем обработки и интерпретации опытных данных;

· распространение результатов исследования на ряд аналогичных объектов без повторения всего объема исследований;

· изучение объекта, недоступного для непосредственного исследования;

· повышение надежности экспериментального исследования объекта (обоснования параметров и условий наблюдения, точности измерений).

В работе над диссертацией магистранта выделим 5 этапов научного исследования:

1) Накопление знаний и фактов

Выбирается проблема и формируется тема исследования.

Определяется актуальность темы и определяется уровень разработанности:

Уровень разработанности это - достижения в области исследований, которые сегодня обсуждаются в журналах, на сайтах.

Предложенные автором разработки являются основой результатов, которые должны иметь важное научное или практическое значение.

Для проведения обзора состояния рассматриваемых проблем, магистрант проводит поиск источников информации по теме диссертации. Изучение литературы даст возможность узнать, какие стороны проблемы уже достаточно изучены, по каким ведутся исследования, что устарело. Используют такие технологии как: поиск литературы в электронных носителях, каталогах библиотек, через внутреннюю сеть библиотек, работа с журнальными статьями научной или практической направленности по теме диссертации.

Для работы с литературой необходимы навыки реферирования, т.е. сжатого изложения добытой информации, выделение главных идей и положений статей.

2) Стадия теоретического осмысления фактов

Это выбор методологии, т.е. исходной концепции опорных теоретических идей и положений.

Построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, которая требует доказательства.

Выбор методов исследования и разработка методики исследования

Завершающей стадией 3-го этапа является организация обобщения представляемого опыта магистранта и фиксация опыта в форме отчета о научной и производственной деятельности, дневника исследования, протоколов документов, видеоприложений.

На этапе сбора и обработки данных научного исследования использование информационных технологий для регистрации, хранения и сортировки данных обязательны.

3) Опытно-экспериментальная работа включает:

- Построение гипотезы исследования.

- Организацию и проведение эксперимента.

- Проведение уточняющего эксперимента, определяющего доказательство адекватности частных решений.

- Описание проверки гипотезы исследования.

- Окончательная проверка гипотезы исследования.

- Формирование выводов (выводы формулируются по каждой главе диссертации магистранта).

Завершающей стадией 3-го этапа является организация обобщения представляемого опыта магистранта и фиксация опыта в форме отчета о научной и производственной деятельности, дневника исследования, протоколов документов, видеоприложений.

На этапе сбора и обработки данных научного исследования использование информационных технологий для регистрации, хранения и сортировки данных обязательны.

4) Анализ и оформление результатов исследования.

Оформление включает: обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций; описание диссертации, научного доклада, статьи и презентации по теме исследования. На этапе оформления результатов научных исследований в виде диссертации, для подготовки научных докладов и презентаций необходимо использовать совокупность соответствующих информационных технологий.

 

5) Внедрение результатов исследования.

Внедрение результатов предполагает выступление на кафедре, научном семинаре и конференции, публикацию в средствах научной, массовой информации (журналы центрального издательства, интернет публикации), оформление справок и актов о внедрении (или использовании) результатов практической деятельности.

В научном докладе магистранта должны быть представлены практическая и теоретическая часть. В научном докладе надо формализовать и описать явления и предметы для математической обработки и анализа. Так же магистрант должен быть способен самостоятельно высказывать гипотезу, сделать программу по работе и вносит предложения по ходу исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 4572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.